"Швейное дело, 7 класс"

Автор: Лагутова Наталья Ивановна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: ГКОУ СО "Берёзовская школа"
Населённый пункт: город Берёзовский, Свердловская область
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: "Швейное дело, 7 класс"
Дата публикации: 19.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Рабочая программа

по профильному труду (швейное дело)

7 класс

Структура документа
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Пояснительная записка
Рабочая программа по швейному делу разработана на основе Программы Министерства образования РФ для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида: 5-9 кл, под ред. В.В.Воронковой. Количество часов в 7 классе: 7 часов в неделю, всего – 238 ч. Программа предусматривает подготовку учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида к самостоятельному выполнению производственных заданий по пошиву белья и легкого платья со специализацией по профессии швея – мотористка женской и детской одежды. Занятия по трудовому обучению для детей с нарушением интеллекта направлены на изучение школьниками теоретического материала, приемов работы и отработку практических навыков по общему курсу выбранной специальности. Рабочая программа направлена на достижение следующих
целей:
-
освоение
технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда; знаний о составляющих технологической культуры, организации производства и труда, снижение негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека, путях получения профессии и построения профессиональной карьеры; -
овладение
трудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приемами труда; умениями рациональной организации трудовой деятельности, изготовления объектов труда с учетом эстетических и экологических требований, сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями; -
развитие
познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, творческих, коммуникативных и организаторских способностей, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса, к деловому сотрудничеству в процессе коллективной деятельности; -
воспитание
трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; формирование представлений о технологии как части общечеловеческой культуры, её роли в общественном развитии; -
получение
опыта применения технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности, самостоятельной деятельности на рынке
труда, товаров и услуг и готовности к продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования. Способы работы, в процессе которой происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, формируются познавательные способности.  Вербальные методы - рассказы, беседы, объяснения, лекции; а так использование книг, учебников, справочников, карточек.  Наглядные методы - наблюдение натуральных объектов, явлений, процессов или изображений (макетов, рисунков, таблиц, фильмов).  Практические метод ы – упражнения, решение практических задач, выполнение трудовых заданий. Трудовое обучение школьников с особыми образовательными потребностями осуществляется на основе общих дидактических принципов: доступности, научности, систематичности, сознательности, наглядности, связи теории с практикой, прочности усвоения знаний, умений и навыков. Особое место отводится принципу коррекции умственных недостатков посредствам индивидуального и дифференцированного подхода.
Формы организации трудового обучения.
Основной формой организации трудового обучения учащихся является учебное занятие продолжительностью 2 учебных часа. Требования, предъявляемые к учебному занятию по труду, состоят в следующем: 1. Целенаправленность занятий. 2. Оптимальность объема учебного материала, подбираемого для каждого занятия. 3. Соблюдение дидактических этапов занятия. Обучение — структурный процесс, поэтому каждое занятие должно иметь четко выраженную структуру, или дидактические этапы (повторение пройденного, изучение нового материала, закрепление, подведение итогов). Структура занятия зависит от содержания учебного материала, педагогических целей и организационных условий. 4. Соответствие методов обучения дидактическим целям и содержанию учебного материала. 5. Рациональное использование учебного времени. 6. Индивидуальный подход в обучении.
Типы занятий
Типы занятий по трудовому обучению различаются по соотношению изучаемого на них теоретического и практического материала. Теоретические занятия Основная цель теоретических занятий состоит в формировании у учащихся профессиональных знаний. По содержанию теоретические занятия можно разделить на следующие группы: 1. Изучение устройства орудий труда. 2. Знакомство со свойствами материалов. 3. Первоначальное усвоение новых технологических операций. 4. Изучение производственных технологических процессов. Комплексные практические работы Комплексные практические работы — занятия, на которых решается комплекс задач обучения труду: усвоение известных ранее технических и технологических знаний учащихся путем применения их при выполнении трудовых заданий, формируется комплекс трудовых умений, усваиваются новые трудовые приемы и приобретаются навыки выполнения технологических операций. Самостоятельные и контрольные работы Самостоятельные и контрольные работы — занятия, на которых учащиеся самостоятельно выполняют трудовые задания: анализируют объект предстоящей работы, составляют план выполнения задания, выполняют его и контролируют ход и результаты своей работы.
Самостоятельные работы выполняются в конце триместров, а контрольные — в конце каждого года обучения. Межпредметная интеграция занятий по трудовому обучению осуществляется с: математикой (расчеты для построения, подсчет стоимости); черчением (основы графической грамоты, построение чертежей одежды и шаблонов для изготовления предметов бытового назначения); письмом и развитием речи (обогащение словарного запаса, развитие речи); естествознанием, ОБЖ, экологией (деятельность людей в природе, влияние деятельности на состояние окружающей среды); ИЗО (зарисовка орнаментов, выбор и перевод рисунка для вышивки, аппликации, зарисовка моделей одежды); информатикой (использование ПК и программных средств при изучении некоторых разделов); историей (история возникновения вещей, продуктов, костюма и т.д.); чтением и развитием речи (поговорки, пословицы, произведения о труде, профессиях и людях); обществоведением (кодекс законов о труде, основные права и обязанности рабочих, трудовой договор, трудовая дисциплина)
Основные принципы отбора материала.
Материал 7 класса достаточно сложен: изучается технология пошива легкой одежды, свойства тканей, устройство швейных машин. Учащиеся усваивают изготовление изделий, которые состоит из множества мелких операций. Поэтому особое внимание уделяется обучению планирования процесса пошива, анализа своих действий и их результатов. Количество часов, отведенных на изучение той или иной темы, и содержание контрольных работ определяется, исходя из уровня подготовленности учащихся, их индивидуальных возможностей. Предлагаемая программа имеет коррекционно-развивающую направленность, позволяет подготовить выпускников коррекционной школы к обучению в училище, адаптирует их к самостоятельной трудовой деятельности в обществе.
По окончании 7 класса

учащиеся должны знать:
правила безопасной работы с ручными инструментами и на промышленной универсальной швейной машине; специализированные швейные машины, краеобметочную машину, принцип изготовления пряжи, нитей и тканей, классификацию текстильных волокон, структуру полотняного, саржевого и сатинового переплетений, свойства нитей основы и утка, свой ства тканей из натуральных растительных волокон (льняные, шерстяные ткани); технические характеристики, назначение основных узлов универсальной швейной машины, виды приводов швейной машины, правила подготовки универсальной швейной машины к работе; правила заправки верхней и нижней нитей; эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования, предъявляемые к одежде, последовательность построения основы чертежа, некоторые способы моделирования ночных сорочек. общие сведения о системах конструирования одежды, правила построения и оформления чертежей швейных изделий, особенности строения женской и детской фигуры, правила снятия мерок для построения чертежа ночной сорочки, детской пижамы, прямой юбки, их условные обозначения;
понятие о композиции в одежде, виды отделки швейных изде лий, способы моделирования юбки, правила подготовки выкройки к раскрою; назначение, конструкцию, условные графические обозначения и технологию выполнения следующих швов: бельевого, запошивочного, стачного взаутюжку, расстрочного, накладного с закрытым срезом, накладного с откры тым срезом, вподгибку с открытым и закрытым срезом; способы раскладки выкройки на ткани, правила обработки вытачек, виды и обработки складок, обработку застежек оборудование рабочего места и приемы влажно-тепловой обработки, требования к качеству готового изделия; способы ремонта одежды заплатами в виде аппликации, и штопкой, правила ухода за одеждой из шерстяных и льняных тканей.
Учащиеся должны уметь:
определять в ткани нити основы и утка, лицевую и изнаноч ную стороны ткани, определять на ощупь шерстяные и полушерстяные ткани; включать и отключать маховое колесо от механизма машины, наматывать нитки на шпульку. Заправлять верхнюю и нижнюю нити, запускать швейную машину и регулировать ее скорость. Выполнять машинные строчки (по прямой, по кривой, с поворотом на определенный угол с подъемом прижимной лапки), регу лировать длину стежка; обрабатывать края на краеобметочной машине; читать и строить чертеж ночной сорочки, юбки детской пижамы, снимать мерки и записывать результаты измерений, выполнять моделирование фасонов горловины ночной сорочки, Способы моделирования конических, клиньевых, прямых юбок, подготавливать выкройку к раскрою; выполнять на универсальной швейной машине следующие швы: бельевой, запошивочный, стачной взаутюжку, стачной вразутюжку, расстрочной, на кладной с закрытым срезом, накладной с открытым срезом, вподгибку с открытым и закрытым срезом, распускать швы. Обраба тывать вытачки, складки, застежки, подготавливать ткань к раскрою, выполнять обмеловку и раскрой ткани, переносить контурные и контрольные линии выкройки на ткань, обрабатывать детали кроя, накалывать, обрабатывать срезы швом вподгибку с закрытым срезом, тесьмой или оборкой, выполнять влажно-тепловую обработку и определять качество готового изделия; ремонтировать одежду заплатами, штопкой.
Коррекционная направленность уроков швейного дела
Включает: комплексное воздействие на учащихся, целью которого является активизация речевой, мыслительной и коммуникативной деятельности; использование «зоны актуального развития», проектирование «зоны ближайшего развития»; формирование и развитие положительной мотивации учебно-познавательной деятельности; осуществление индивидуального и дифференцированного подхода; практическое освоение умений коллективной деятельности и навыков социального поведения; использование охранительно-педагогического режима обучения.
Предпочтение отдается методам, которые помогают наиболее полно передавать, воспринимать, удерживать и перерабатывать учебную информацию в доступном для учащихся виде, в соответствии с особенностями их развития; при отклонениях в развитии нарушено развитие речи, это означает, что на начальных этапах обучения невозможно использовать словесные методы в качестве ведущих; отклонения в умственном развитии приводят к преобладанию наглядных видов мышления, затрудняют формирование словесно-логического мышления, что значительно ограничивает возможность использования в образовательном процессе логических и гностических методов. Применяются элементы личностно-ориентированных, игровых и коммуникативных технологий, технологий развивающего и проблемного обучения, метод проекта. Используется наглядность как средство более полного и глубокого осмысления и усвоения содержания учебного материала учащимися. Применяются разнообразные таблицы, схемы и т.д. Одним из важных средств реализации наглядно-практических методов обучения является дидактический материал, который предназначен для практической деятельности ребёнка с расчётом на максимально возможную степень самостоятельности. Его применение в ходе проведения урока или выполнения домашнего задания вызывает живой интерес учащихся, обеспечивает мотивацию учения, повышает эмоциональный настрой, обеспечивает взаимосвязь умственной работы с практической деятельностью, формирует необходимые умения и навыки по предмету. Предметные, предметно-технологические и инструкционные карты: способствуют формированию оперативного образа объекта труда у детей с интеллектуальной недостаточностью различной степени тяжести (Например, обработка срезов обтачкой; обработка манжеты на рукаве и т.д.); развивают ориентировочные и планирующие умения, которые они могут перенести на другие несложные изделия (умение составить последовательность своих практических действий); у учащихся вырабатываются контролирующие действия; карты облегчают понимание информации, которую учитель представляет на уроке; способствуют прочному усвоению технико-технологических знаний и развитию профессиональных двигательных навыков; позволяют активизировать и направлять практическое мышление учащихся; повышают работоспособность; формируют основные компоненты любого трудового приема.
Совершенствование профессиональных навыков осуществляется путем тренировочных упражнений, в том числе и тех, которые носят чисто учебный характер. Организация тренировочных упражнений включает, помимо отработки исполнительных действий учащихся, анализ промежуточных и конечного результатов при отработке приема. Такие упражнения занимают небольшую долю учебного времени, однако они необходимы, так как позволяют в более короткие сроки добиваться соответствия изготовляемой продукции техническим требованиям. Основное учебное время отводится упражнениям по изготовлению предметов полезного назначения.
Критерии оценивания
К оценке ЗУН учащихся учитель должен подходить индивидуально, учитывая следующие критерии: 1. Качество и аккуратность выполненного изделия, правильность применяемых при этом действий. 2. Рациональная организация рабочего места. 3. Соблюдение правил техники безопасности. 4. Знания ученика. 5. Соответствие нормы времени. 6. Точность изготовления изделия в соответствии с технологическими требованиями.
Оценка теоретических знаний
- Оценка «5» ставиться, если теоретический материал усвоен в полном объёме, изложен без существенных ошибок с применением профессиональной терминологии; - оценка «4» ставиться, если в изложении теоретического материала допускаются незначительные ошибки или неточности, применяются дополнительные наводящие вопросы; - оценка «3» ставиться, если в изложении теоретического материала допускаются существенные пробелы или материал излагается только с помощью наводящих вопросов; - оценка «2» ставиться, если учащийся не может изложить теоретический материал даже с помощью наводящих вопросов.
Оценка практических работ
- Оценка «5» ставиться, если практическая работа выполнена самостоятельно с соблюдением технологических требований и нормы времени; - оценка «4» ставиться, если практическая работа выполнена самостоятельно с небольшими нарушениями технологических требований;
- оценка «3» ставиться, если работа выполнялась с чьей-либо помощью, имеет технологические нарушения и отклонения в норме времени; - оценка «2» ставиться, если работа не выполнена.
Учебно-методическое сопровождение

Учебник
для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, рекомендованный Министерством образования и науки РФ, «Технология. Швейное дело» 7 класс. Г.Б. Картушина, Г.Г. Мозговая. Москва. Издательство «Просвещение» 2010.
Презентации
Профориентация Выбор профессии – это серьёзно Видеофильмы по профориентации Одежда Моделирование Моделирование втачного рукава Творчество учащихся Цветы своими руками Обработка бумаги и картона В мире моды Изонить Обувь Профессии Самоопределение учащихся Моделирование юбок Декупаж Агент рекламный Швея Закройщик Страховое дело Художник по костюму
День открытых дверей в ОТДиС Презентация ОТДиС Контролёр сбербанка и банковское дело Конкурсы в ОТДиС Вязание Если вы никак не можете себя заставить работать Абажуры Лоскутная пластика – квилт Шторы: идеи и практика Декоративные занавески, объёмная вышивка Выкройки для всех видов штор
Плакаты
1. Классификация стежков и строчек 2. Классификация швов 3. Виды ручных стежков и строчек 4. Виды основных ручных стежков, и область их применения 5. Виды основных машинных стежков, и область их применения 6. Виды основных машинных стежков, и область их применения 7. Виды соединительных швов 8. Швы стачные и швы настрочные 9. Швы накладные 10. Швы накладные. 11. Швы взамок, запошивочный, встык, двойной 12. Виды краевых швов 13. Швы вподгибку 14. Швы обтачные и окантовочные 15. Виды отделочных швов 16. Отделочные швы
17. Обработка вытачек, рельефов и подрезов 18. Складки 19. Символы по уходу за изделиями 20. Символы по уходу за изделиями
Литература
1. Барадулин В.А. Основы художественного ремесла. «Просвещение» 1998. 2. Егорова Р.И. Учись шить. М. «Просвещение» 1998 3. Корнеева В.М. Художественная штопка. «Высшая школа» 1996. 4. Меренков А.В. Самоопределение в учёбе, труде и отдыхе. М. «Академия» 2007. 5. Огородник Т. Юбки и блузки. «Феникс» 1999. 6. Осипова Л.В. Практикум по обработке тканей. М. «Просвещение».2002 7. Перевертень Г.И. Самоделки из текстильных материалов. «Просвещение». 1998. 8. Тазова Н.А. Филейно-гипюрная вышивка. М. «Лёгкая и пищевая промышленность» 1999. 9. Фомичёва Э.А. Начинаем вязать спицами и крючком. М. «Просвещение». 1998. 10. Чижикова Л.П. Кружок конструирования и моделирования одежды. М. «Просвещение». 2002. 11. Шаньгина В.Ф. Производство одежды из клетчатых тканей. М. «Лёгкая и пищевая промышленность» 2004. 12. Юдина Е.Н. Шейте сами. «Культ-информ-пресс» 2003. 13. Янчевская Е.А. Конструирование женской лёгкой одежды. М. «Лёгкая и пищевая промышленность» 2004.
Основное содержание тем

Вводное занятие.
Задачи предстоящего учебного года. Закрепление рабочих мест. Оборудование в мастерской. Закрепление инструментов индивидуального пользования. Правила безопасной работы.
Промышленная швейная машина с электроприводом

Теоретические сведения.
Бытовая швейная машина с электропри водом: марки, назначение, устройство, скорость, виды выполняемых работ. Правила безопасной работы на швейной машине с электропри водом. Механизмы регулировки швейной машины. Челночный ком плект: разборка и сборка, назначение деталей. Роль электропривода в
изменении скорости шитья. Разница в работе между швейной маши ной с ножным приводом и швейной машиной с электроприводом.
Умение.
Работа на швейной машине с электроприводом.
Упражнения.
Регулировка натяжения верхней и нижней ниток, разборка и сборка челночного комплекта.
Практические работы.
Подготовка машины к работе. Пуск и ос тановка машины. Выполнение строчек на машине с электроприводом. Регулировка скорости вращения главного вала при помощи педали.
Построение чертежа и раскрой женского белья без плечевого шва

Изделие.
Ночная сорочка с прямоугольным, овальным или фи гурным вырезом горловины, обработанным подкройной обтачкой.
Теоретические сведения.
Получение пряжи из льняного волок на. Общее представление о прядильном производстве. Профессии прядильного производства. Ткани для пошива ночных сорочек. Фа соны выреза горловины. Мерки для построения чертежа выкройки. Названия контурных срезов и деталей. Расход ткани на изделие. Осо бенности складывания ткани при раскрое детского белья без плечевого шва.
Упражнения.
Построение чертежа в масштабе.
Практические работы.
Снятие мерок. Изготовление выкройки в натуральную величину. Проверка выкройки. Раскладка выкрой ки на ткани, раскрой изделия с припусками на швы. Вырезание гор ловины и обтачки. Обозначение середины переда, спинки и рукава на основной детали и на обтачке.
Обработка подкройной обтачкой горловины ночной сорочки

Изделие.
Ночная сорочка с прямоугольным или фигурным вы резом горловины, обработанным подкройной обтачкой.
Теоретические сведения.
Качество машинных игл. Дефекты в строчке при работе искривленной или тупой иглой: виды, устране ние. Неполадки в работе швейной машины, виды (слабая строчка, петляет сверху, петляет снизу), устранение.
Упражнение.
Обработка на образце выреза горловины. Вырез по выбору - углом, каре или круглой (овальной) формы.
Практические работы.
Обработка горловины и рукава обтач кой. Применение кружева, тесьмы. Обработка бокового среза запошивочным швом, нижнего - швом вподгибку. Утюжка и складывание изделия.
Пошив постельного белья.

Изделие.
Наволочка с клапаном, на пуговицах, на завязках. Простынь. Пододеяльник.
Теоретические сведения.
Льняная ткань: изготовление, свой ства (способность впитывать влагу и пропускать воздух), отношение к воде и теплу. Правила утюжки льняной ткани. Назначение, стандар тные размеры, ткани для пошива, название деталей и срезов, швы для обработки и соединения деталей постельного белья. Пооперационное разделение труда при пошиве изделий. Необ ходимость контроля правильного выполнения предшествующих операций. Швы, используемые при фабричном пошиве бельевого изделия.
Лабораторная работа.
Изучение свойств льняной ткани.
Экскурсия в магазин
(ознакомление с ассортиментом льняных тканей).
Практические работы.
Обработка поперечного среза наволочки швом впод гибку с закрытым срезом (ширина шва до 1 см). Разметка длины кла пана. Складывание кроя для обработки боковых срезов двойным швом (или соединительным швом вподгибку с закрытым срезом) одновременно с клапаном. Вывертывание. Обработка срезов простыни
швом вподгибку с закрытым срезом без намётки. Стачивание полотнищ пододеяльника двойным швом с оставлением отверстия в боковом шве. Утюжка и складывание изделий по стандарту.
Упражнение.
Обработка обтачкой рамки пододеяльника на об разце. Внешний срез обтачки может быть обработан кружевом или шитьем.
Построение чертежа, изготовление выкройки и раскрой поясного бельевого

изделия

Изделие.
Брюки пижамные.
Теоретические сведения.
Назначение изделий, ткани для пошива. Мерки для построения чертежа пижамных брюк. Название дета лей изделия и контурных срезов. Моделирование на основе пижамных брюк (трусы спортивные, шорты). Особенности раскроя парных деталей. Расчет расхода ткани.
Практические работы.
Снятие мерок, построение черте жа выкройки. Проверка, вырезание, раскладка выкройки на ткани. Раскрой парных деталей.
Изготовление выкройки плечевого бельевого изделия и раскрой

Изделие.
Пижамная сорочка без плечевого шва с круглым вырезом горловины.
Теоретические сведения.
Пижама: фасоны, виды отделок. Ис пользование выкройки сорочки без плечевого шва.
Умение.
Моделирование выкройки пижамной сорочки на основе сорочки без плечевого шва.
Практические работы.
Изменение выкройки ночной сорочки (уменьшение длины). Раскладка выкройки на ткани, проверка и раскрой изделия.
Соединение основных деталей в изделии поясного белья

Изделие.
Брюки пижамные.
Теоретические сведения
. Технические требования к выполнению запошивочного шва в бельевом изделии.
Умение.
Обработка запошивочным швом шагового и среднего срезов парных деталей. Обработка швом вподгибку с закрытым срезом верхних и нижних срезов деталей.
Соединение основных деталей в изделии плечевого белья

Изделие.
Пижама детская (комплект из короткой сорочки и пижамных брюк).
Теоретические сведения.
Швы, применяемые при пошиве дет ской пижамы. Технические требования к выполнению запошивочного шва в бельевом изделии.
Практические работы.
Подготовка кроя к обработке. Обработ ка запошивочным швом боковых срезов. Обработка горловины ко сой обтачкой с применением отделки, срезов рукава швом вподгибку с закрытым срезом деталей.
Ремонт одежды

Изделия.
Штопка. Заплата.
Теоретические сведения.
Эстетика одежды.
Практические работы.
Определение вида ремонта. Подбор ниток и тканей. Раскрой заплаты. Подготовка места наложения запла ты. Настрачивание заплаты накладным швом на швейной машине. Выполнение штопки.
Понятие о ткацком производстве.

Теоретические сведения.
Ткацкое производство. Общее пред ставление о профессии. Шерстяное волокно: вид, свойства (длина, сравнительная толщина (тонина), извитость, прочность). Получение пряжи.

Практические работы.
Выполнение полотняного, сатинового, саржевого переплетений из полосок бумаги, тесьмы, лент. Сопос тавление переплетения с соответствующей тканью.
Лабораторная работа.
Определение волокон шерсти по внеш нему виду, на ощупь, по характеру горения. Определение длины, из витости, тонины, прочности, шерстяных волокон.
Основа прямой юбки.

Построение чертежа, изготовление выкройки, моделирование, раскрой.

Обработка низа прямой юбки. Обработка притачным поясом или корсажной тесьмой

верхнего среза прямой юбки.

Изделие.
Юбка прямая. Обработка низа юбки: виды, зависи мость от фасона и ткани. Ширина подгиба.
Теоретические сведения.
Юбка: ткани для пошива, виды, фасоны, мерки для построения чертежа, название деталей и контурных срезов выкройки. Виды обработки верхнего среза юбок (притачным поясом и корсажной тесьмой). Способы застегивания пояса (на крючках и на пуговицах). Зависимость размера петли от диаметра пуговицы. Виды обработки срезов швов. Разутюженная, и заутю женная вытачка. Название деталей кроя юбки и контурных срезов. Подготовка деталей кроя к пошиву.
Умение.
Выбор фасона и ткани изделия, распознавание шерстя ной ткани. Изменение выкройки в соответствии с фасоном. Раскрой.
Упражнение.
Построение чертежа в масштабе по инструктажу, моделирование фасона.
Практические работы.
Снятие мерок. Расчет раствора вытачек. Применение расчетов для получения выкройки на свой размер. Из готовление основы выкройки прямой двухшовной юбки, внесение изменений в соответствии с фасоном. Заметывание низа юбки. Обработка по тайными петлеобразными и крестообразными стежками среза с подгибом и без подгиба края внутрь. Обработка среза тесьмой, ко сой обтачкой и зигзагообразной строчкой. Закрепление подгиба руч ными стежками или машинной строчкой. Утюжка изделия.
Обработка отдельных деталей и узлов поясных швейных изделий

Изделие.
Складка на юбке.
Теоретические сведения.
Складка: виды (односторонняя, встреч ная, бантовая), назначение, конструкция, ширина и глубина. Расчет ширины ткани на юбку со складками. Отделка складок строчками.
Упражнение.
Обработка складок на образце.
Практические работы.
Разметка линий внутреннего и наруж ного сгибов ткани. Заметывание складок. Закрепление складок строчками. Утюжка складок.
Построение чертежа и раскрой расклешенной юбки

Изделие (на выбор).
Юбка из клиньев. Юбка «полусолнце». Юбка «солнце». Юбка коническая.
Теоретические сведения.
Юбка: фасоны, ткани для пошива (гладкокрашеные, пестротканые, меланжевые). Ткани с рисунком в клетку. Чертежи расклешенной юбки (мерки для построения линии, контурные срезы). Направление нитей основы в ткани при раскрое расклешенной юбки. Припуск на верхний подгиб.

Практические работы.
Снятие мерок. Построение линий талии и низа по расчету для юбок «солнце», «полусолнце», конической. Расчет размера, построение клина на чер - теже. Раскладка выкройки, припуск на подгиб по верхнему срезу. Раскрой юбки.
Обработка верхнего среза расклешенной юбки

швом вподгибку с вкладыванием эластичной тесьмы

Изделие
. Юбка, расклешенная с оборкой или без нее.
Теоретические сведения.
Выравнивание и подрезка низа рас клешенной юбки. Расположение швов. Использование обтачки при обработке верхнего среза под эластичную тесьму. Правила утюжки расклешенной юбки.
Практические работы.
Подрезка низа юбки, обработка верхне го среза швом вподгибку с закрытым срезом. Прокладывание стро чек под тесьму. Вкладывание тесьмы. Обметывание и обработка швом вподгибку с открытым срезом на машине низа юбки.
Практическое повторение, самостоятельная работа.

Виды работы.
Изготовление юбок прямой и расклешенной, ноч ной сорочки, простыни, наволочки, пододеяльника. Выполнение заказов школы.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ урока Раздел, тема Кол-во часов Теория Практика 1-2
Вводное занятие.
2 2 3-22
Промышленная швейная

машина с электроприводом
20 8 12 23-34
Построение чертежа и раскрой

женского белья без плечевого шва
12 4 8 35-46
Обработка подкройной

обтачкой горловины ночной

сорочки
12 4 8 47-58
Практическое повторение
12 4 8 59-88
Пошив постельного белья.
30 8 22 89-96
Построение чертежа,

изготовление выкройки и

раскрой поясного бельевого

изделия
8 2 6 97-104
Изготовление выкройки

плечевого бельевого изделия и

раскрой
8 2 6 105-120
Соединение основных

деталей в изделии поясного белья
16 4 12 121-136
Соединение основных деталей в

изделии плечевого белья
16 4 12 137-144
Ремонт одежды
8 2 6 145-149
Понятие о ткацком производстве.
5 5 150-155
Самостоятельная работа. Пошив

по готовому крою наволочки с

клапаном
6 2 4 156-190
Основа прямой юбки.

Построение чертежа,

изготовление выкройки,

моделирование, раскрой.

Обработка низа прямой юбки.

Обработка притачным поясом

или корсажной тесьмой

верхнего среза прямой юбки.
35 10 25 191-200
Обработка отдельных

деталей и узлов поясных
10 4 6

швейных изделий
201-210
Построение чертежа и

раскрой расклешенной юбки
10 2 8 211-220
Обработка верхнего среза

расклешенной юбки

швом вподгибку с

вкладыванием эластичной

тесьмы
10 2 8 221-238
Практическое повторение,

самостоятельная работа.
18 4 14
Всего:
238 73 165

Календарно-тематическое планирование
Раздел, тема Кол- во часов Дата по плану Факт. дата Коррекц. напр-ть Предметно- информационная составляющая Деятельностно- коммуникативная составляющая Ценностно – ориент. сост. Учебно- методическое обеспечение
Вводное занятие.
2 1-5.09 Задачи предстоящего учебного года. Закрепление рабочих мест. Оборудование в мастерской. Закрепление инструментов индивидуального пользования. Правила безопасной работы. Интерес к предмету
Промышленная

швейная машина

с

электроприводом
20 1-5.09 (5ч) 8- 19.09 (14ч) активизация речевой, мыслительной и коммуникативной деятельности развитие профессиональны х двигательных навыков Бытовая швейная машина с электроприводом: марки, назначение, устройство, скорость, виды выполняемых работ. Правила безопасной работы на швейной машине с электроприводом. Механизмы регулировки швейной машины. Челночный ком- плект: разборка и сборка, назначение деталей. Роль электропривода в изменении скорости Работа на швейной машине с электроприводом. Регулировка натяжения верхней и нижней ниток, разборка и сборка челночного комплекта. Подготовка машины к работе. Пуск и остановка машины. Выполнение строчек на машине с электроприводом. Регулировка скорости вращения главного вала при Интерес к технике, аккуратность, осторожность «Технология. Швейное дело» 7 класс. Швейная машина
шитья. Разница в работе между швейной машиной с ножным приводом и швейной машиной с электроприводом. помощи педали.
Построение

чертежа и

раскрой

женского белья

без плечевого

шва
12 15- 26.09 активизация речевой, мыслительной и коммуникативной деятельности формирование оперативного образа объекта труда Получение пряжи из льняного волокна. Общее представление о прядильном производстве. Профессии прядильного производства. Ткани для пошива ночных сорочек. Фасоны выреза горловины. Мерки для построения чертежа выкройки. Названия контурных срезов и деталей. Расход ткани на изделие. Особенности складывания ткани при раскрое детского белья без плечевого шва. Построение чертежа в масштабе 1:4. Снятие мерок. Изготовление выкройки в натуральную величину. Проверка выкройки. Раскладка выкрой- ки на ткани, раскрой изделия с припусками на швы. Вырезание горловины и обтачки. Обозначение середины переда, спинки и рукава на основной детали и на обтачке. Интерес к материаловедению, конструированию, моделированию, швейному делу, точность в работе. «Технология. Швейное дело» 7 класс.
Обработка

подкройной
12 29.09- 3.10 формирование оперативного Качество машинных игл. Дефекты в Обработка на образце выреза Аккуратность, точность «Технология. Швейное

обтачкой

горловины

ночной сорочки
13- 17.10 образа объекта труда развитие ориентировочных и планирующих умений строчке при работе искривленной или тупой иглой: виды, устранение. Неполадки в работе швейной машины, виды (слабая строчка, петляет сверху, петляет снизу), устранение. горловины. Вырез по выбору - углом, каре или круглой (овальной) формы. Обработка горловины и рукава обтачкой. Применение кружева, тесьмы. Обработка бокового среза запошивочным швом, нижнего - швом вподгибку. Утюжка и складывание изделия. дело» 7 класс.
Практическое

повторение
12 13- 24.10
Пошив

постельного

белья.
30 27.10- 14.11 24- 28.11 активизация речевой, мыслительной и коммуникативной деятельности развитие ориентировочных и планирующих умений развитие профессиональны х двигательных Льняная ткань: изготовление, свойства (способность впитывать влагу и пропускать воздух), отношение к воде и теплу. Правила утюжки льняной ткани. Назначение, стандартные размеры, ткани для Изучение свойств льняной ткани. Экскурсия в магазин (ознакомление с ассортиментом льняных тканей). Обработка поперечного среза наволочки швом вподгибку с закрытым срезом (ширина шва до 1 Воспитание качеств хозяйки «Технология. Швейное дело» 7 класс.
навыков пошива, название деталей и срезов, швы для обработки и соединения деталей постельного белья. Пооперационное разделение труда при пошиве изделий. Необходимость контроля правильного выполнения предшествующих операций. Швы, используемые при фабричном пошиве бельевого изделия. см). Разметка длины клапана. Складывание кроя для обработки боковых срезов двойным швом (или соединительным швом вподгибку с закрытым срезом) одновременно с клапаном. Вывертывание. Обработка срезов простыни швом вподгибку с закрытым срезом без намётки. Стачивание полотнищ пододеяльника двойным швом с оставлением отверстия в боковом шве. Утюжка и складывание изделий по стандарту. Обработка обтачкой рамки пододеяльника на образце. Внешний
срез обтачки может быть обработан кружевом или шитьем.
Построение

чертежа,

изготовление

выкройки и

раскрой

поясного

бельевого

изделия
8 1-5.12 активизация речевой, мыслительной и коммуникативной деятельности формирование оперативного образа объекта труда Назначение изделий, ткани для пошива. Мерки для построения чертежа пижамных брюк. Название деталей изделия и контурных срезов. Моделирование на основе пижамных брюк (трусы спортивные, шорты). Особенности раскроя парных де- талей. Расчет расхода ткани. Снятие мерок, построение черте- жа выкройки. Проверка, вырезание, раскладка выкройки на ткани. Раскрой парных деталей. Интерес к моделированию, к профессии швея «Технология. Швейное дело» 7 класс.
Изготовление

выкройки

плечевого

бельевого

изделия и

раскрой
8 8- 12.12 активизация речевой, мыслительной и коммуникативной деятельности формирование оперативного образа объекта труда Пижама: фасоны, виды отделок. Ис- пользование выкройки сорочки без плечевого шва. Моделирование выкройки пижамной сорочки на основе сорочки без плечевого шва. Изменение выкройки ночной сорочки (уменьшение длины). Раскладка Интерес к конструированию, точность в расчётах, аккуратность «Технология. Швейное дело» 7 класс.
развитие ориентировочных и планирующих умений выкройки на ткани, проверка и раскрой изделия.
Соединение

основных

деталей в

изделии поясного

белья
16 15- 31.12 развитие ориентировочных и планирующих умений развитие профессиональны х двигательных навыков Технические требования к выполнению запошивочного шва в бельевом изделии. Обработка запошивочным швом шагового и среднего срезов парных деталей. Обработка швом вподгибку с закрытым срезом верхних и нижних срезов деталей. Обязательное выполнение требований качества «Технология. Швейное дело» 7 класс.
Соединение

основных

деталей в

изделии

плечевого белья
16 12- 30.01 развитие ориентировочных и планирующих умений развитие профессиональны х двигательных навыков Швы, применяемые при пошиве детской пижамы. Технические требования к выполнению запошивочного шва в бельевом изделии. Подготовка кроя к обработке. Обработка запошивочным швом боковых срезов. Обработка горловины косой обтачкой с применением отделки, срезов рукава швом впод- гибку с закрытым срезом деталей. Обязательное выполнение требований качества «Технология. Швейное дело» 7 класс.
Ремонт одежды
8 2-6.02 формирование оперативного Эстетика одежды. Определение вида ремонта. Подбор Воспитание качеств хозяйки «Технология. Швейное
образа объекта труда развитие профессиональны х двигательных навыков ниток и тканей. Раскрой заплаты. Подготовка места наложения запла- ты. Настрачивание заплаты накладным швом на швейной маши- не. Выполнение штопки. дело» 7 класс.
Понятие о

ткацком

производстве.
5 9- 13.02 активизация речевой, мыслительной и коммуникативной деятельности Ткацкое производство. Общее пред- ставление о профессии. Шерстяное волокно: вид, свойства (длина, сравнительная толщина (тонина), извитость, прочность). Получение пряжи. Выполнение полотняного, сатинового, саржевого переплетений из полосок бумаги, тесьмы, лент. Сопоставление переплетения с соответствующей тканью. Определение волокон шерсти по внешнему виду, на ощупь, по характеру горения. Определение длины, извитости, тонины, прочности, шерстяных волокон. Профессия ткач, интерес к данному виду деятельности «Технология. Швейное дело» 7 класс.

Самостоятельная

работа. Пошив

по готовому

крою наволочки

с клапаном
6 23- 27.02
Основа прямой

юбки.

Построение

чертежа,

изготовление

выкройки,

моделирование,

раскрой.

Обработка низа

прямой юбки.

Обработка

притачным

поясом или

корсажной

тесьмой

верхнего среза

прямой юбки.
35 2.03- 3.04 активизация речевой, мыслительной и коммуникативной деятельности формирование оперативного образа объекта труда развитие ориентировочных и планирующих умений развитие профессиональны х двигательных навыков Юбка: ткани для пошива, виды, фасоны, мерки для построения чертежа, название деталей и контурных срезов выкройки. Виды обработки верхнего среза юбок (притачным поясом и корсажной тесьмой). Способы застегивания пояса (на крючках и на пуговицах). Зависимость размера петли от диаметра пуговицы. Виды обработки срезов швов. Разутюженная, и заутюженная вытачка. Название деталей кроя юбки и контурных срезов. Подготовка деталей кроя к пошиву. Выбор фасона и ткани изделия, распознавание шерстяной ткани. Изменение выкройки в соответствии с фасоном. Раскрой. Построение чертежа в масштабе по инструктажу, моделирование фасона. Снятие мерок. Расчет раствора вытачек. Применение расчетов для получения выкройки на свой размер. Из- готовление основы выкройки прямой двухшовной юбки, внесение изменений в соответствии с «Технология. Швейное дело» 7 класс.
фасоном. Заметывание низа юбки. Обработка потайными петлеобразными и крестообразными стежками среза с подгибом и без подгиба края внутрь. Обработка среза тесьмой, ко- сой обтачкой и зигзагообразной строчкой. Закрепление подгиба ручными стежками или машинной строчкой. Утюжка изделия.
Обработка

отдельных

деталей и узлов

поясных

швейных

изделий
10 13- 24.04 формирование оперативного образа объекта труда развитие профессиональны х двигательных навыков Складка: виды (односторонняя, встречная, бантовая), назначение, конструкция, ширина и глубина. Расчет ширины ткани на юбку со складками. Отделка складок строчками. Обработка складок на образце. Разметка линий внутреннего и наружного сгибов ткани. Заметывание складок. Закрепление складок строчками. Утюжка складок. Аккуратность «Технология. Швейное дело» 7 класс.
Построение
10 20- развитие Юбка: фасоны, Снятие мерок. Интерес к «Технология.

чертежа и

раскрой

расклешенной

юбки
30.04 ориентировочных и планирующих умений развитие профессиональны х двигательных навыков ткани для пошива (гладкокрашеные, пестротканые, меланжевые). Ткани с рисунком в клетку. Чертежи расклешенной юбки (мерки для построения линии, контурные срезы). Направление нитей основы в ткани при раскрое расклешенной юбки. Припуск на верхний подгиб. Построение линий талии и низа по расчету для юбок «солнце», «полусолнце», конической. Расчет размера, построение клина на чертеже. Раскладка выкройки, припуск на подгиб по верхнему срезу. Раскрой юбки. моделированию Швейное дело» 7 класс.
Обработка

верхнего среза

расклешенной

юбки

швом вподгибку

с вкладыванием

эластичной

тесьмы
10 4- 15.05 формирование оперативного образа объекта труда развитие профессиональны х двигательных навыков Выравнивание и подрезка низа рас- клешенной юбки. Расположение швов. Использование обтачки при обработке верхнего среза под эластичную тесьму. Правила утюжки расклешенной юбки. Подрезка низа юбки, обработка верхнего среза швом вподгибку с закрытым срезом. Прокладывание строчек под тесьму. Вкладывание тесьмы. Обметывание и обработка швом вподгибку с открытым срезом на машине низа юбки. Точность, аккуратность «Технология. Швейное дело» 7 класс.

Практическое

повторение,

самостоятельная

работа.
18 11- 29.05 развитие ориентировочных и планирующих умений Изготовление юбок прямой и расклешенной, ночной сорочки, простыни, наволочки, пододеяльника. Выполнение за- казов школы. «Технология. Швейное дело» 7 класс.