Напоминание

Пьеса П.И.Чайковского "Грустная песенка"

Автор: Иванова Агавни Ардашесовна
Должность: преподаватель по классу скрипки
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детская школа искусств г. Нерюнгри
Населённый пункт: г. Нерюнгри РС Якутия
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Пьеса П.И.Чайковского "Грустная песенка"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО - ХУДОЖЕСТВЕННОГО

ВОСПРИЯТИЯ ЮНОГО СКРИПАЧА В ПЬЕСАХ

КАНТИЛЕННОГО ХАРАКТЕРА НА ПРИМЕРЕ

« Грустная песенка»

П.И. Чайковского

Разработчик: Иванова Агавни Ардашесовна

ДШИ г. Нерюнгри

Преподаватель высшей категории (скрипка), заведующая

ОССИ

г. Нерюнгри

2024г

Кантилена в скрипичном учебном репертуаре является очень важным и

значительным жанром. Изучение кантиленных пьес воспитывает у скрипача

такие ценные исполнительские качества, как умение «петь» на скрипке. На

первоначальном этапе обучения учащегося, первые звукоизвлечения на

скрипке больше напоминает «скрип». Задача педагога убедить ребенка в том,

что скрипка – это инструмент очень певучий наиболее приближенный к

человеческому голосу, передающий тончайшие интонации, характер и

индивидуальность исполнителя.

Изучение кантилены развивает лирический аспект музыкального дарования

учащегося. Кантилена , в качестве выразительного приема, входит во все

музыкальные жанры: медленные части сонат, концептов и даже этюдов, но и

этим не исчерпывается обучающие значение кантилены. Она имеет огромное

значение в воспитании музыкальной культуры учащегося и непосредственно

связана с работой над звуком, которая является самой трудной, так как тесно

связана со слуховыми и душевными качествами исполнителя.

Мелодия - душа музыки! Она раньше всего воспринимается в музыке.

Главное в кантиленных произведениях – услышать мелодическую лилию,

фразу, единое дыхание мелодии. Здесь первостепенное значение имеет

развитие внутреннего слуха учащегося. На каждом этапе развития юного

скрипача , не зависимо от уровня сложности произведения, ученик должен

«петь» мелодию, следовательно ,слышать ее внутренним слухом. С этого

необходимо начинать работу над любым кантиленным произведением. Если

ученик не может спеть мелодию голосом, значит, он ее не слышит и

исполнение его будет механическим. Слух ребенка развивается и этим

следует заниматься на всем протяжении обучения. Если лирическое

дарование не является сильной стороной учащегося, это не говорит о том,

что не стоит ему затрачивать время на изучение кантиленных произведений.

Опыт

исполнения

контилены

накапливается

поступенно.

Процесс

исполнения мастерства исполнения следует строить с двух сторон: со

стороны восприятия слуховых представления и со стороны приобретения

двигательной культуры исполнения. Причем, направления от слышания к

движению и от движения слушанию могут постоянно чередоваться. Работа

над звуком – это процесс постоянного перетекания из одной формы освоения

в другую.

Предслышание

(мысленое

слышание)

рождает

движение,

которое

конкретизирует «прорисовывает» слышаемое.

«Грустная песенка» П.И. Чайковского – это произведение из цикла « 12

фортепианных пьес средней трудности» соч. 40 №2, является хорошим

нотным и художественным материалом для скрипачей младших и средних

классов. «Грустная песенка» пользуется большой популярностью и включена

в конкурсный репертуара. Непосредственный повод к сочинению этого

цикла неизвестен. Однако, причиной создания послужили жизненные

обстоятельства композитора. Это был период сложного душевного кризиса,

вызванный неудачной женитьбой. П.И. Чайковский уехал из Москвы З

Флоренцию.

У

него

были

большие

материальные

трудности,

но

непосредственным толчком к сочинению цикла послужили впечатления от

жизни в Италии, а также душевные переживания, вызванные кончиной его

старшей сестры (по отцу) З.И. Ольховской, скоторой его многое связывало в

годы детства.

Но для того чтобы приступить к изучению пьесы, маленький скрипач должен

иметь определенную техническую подготовку. Владеть такими штрихами:

деташе, легато, чередование этих штрихов, портаменто, флажолет. Уметь

управлять звуком, владеть мягкой сменой смычка, глубоким погружением,

филировкой звука и т.д. Наконец, приобретя всю эту техническую базу,

нужно научить ученика использовать эти навыки в изучении и исполнении

пьесы

«Грустной

песенки»

и

применять,

как

средства

музыкальной

выразительности. Основной задачей педагога является, раскрытие в ребенке

образного

восприятия,

проявления

личных

переживаний,

анализируя

характер, лиричность и динамику произведения.

Мышление детей отличается конкретностью. Форма произведения, в

представлении ребенка складывается в основном из деталей. Он мыслит от

частного к целому. В каждой фразе должны быть свои смысловые вершины,

а

при

исполнении

всего

произведения

надо

стремиться

к

общей

кульминации. Осваивать произведение следует постепенно, на каждом этапе

работы пробуждая мысль, художественную инициативу, фантазию ученика.

Преподаватель должен ставить посильные творческие и технические задачи.

Умения педагога на каждом из этих этапов находить новые средства для

раскрытия художественного замысла, помочь ученику услышать музыку и

сохранить свежеть восприятия. Исходя из этого, выявление содержания

кантиленной пьесы следует начинать с изучения интонационного строения

мелодии. Начиная интонационный анализ мелодии, предварительно следует

дать ученику представление о том, что такое интонация. У исполнителей на

струнно – смычковых инструментах, интонация имеет двойное значение.

1)

Интонация, как точное воспроизведение высотности звука, а не

попадание в них называется «грязной интонацией».

2)

Интонация ,как средство музыкальной выразительности. Интонация-

самая мелкая смысловая единица в музыке, как слово в разговорной

речи. Каждая интонация, как слово имеет свой смысл. Однако,

смысловое значение интонации непостоянно в разных музыкальных

контекстах одна и та же интонация , может приобретать разные

значения. Эмоциональное наполнение интонацией не может быть у

всех одинаковым то есть (точным). Эмоциональная детализация будет

у всех различная именно в сфере интонирования, более всего

проявляется

исполнительская

индивидуальность.

Педагогическая

чуткость и интуиция музыканта зависит не только от одаренности, но и

от способности к обобщениям, умению самостоятельно мыслить.

«Грустная песенка» - пьеса, как исповедь души. Она звучит спокойно,

задумчиво, повествуя о чем – то сокровенном. Главное в работе над этой

пьесой осмыслить целое, понять ее форму и характер. Написана она в

простой трехчастной форме. Первая часть в g

– moll, состоит из двух

предложений: второе предложение немного расширено, за счет секвенции.

Повторяющиеся

ноты «ре» штрихом « портато» придают внутренней

фразировке волнение и трепет, а опевание – некую надежду. Окончание

каждой фразы заканчивается разрешением в квинту, что придает некую

безысходность, глубокий и тяжелый вздох (такты 1-4). Динамика в этой

части спокойная. Маленькие всплески, то есть внутреннее движение мелодии

вверх и переход в мелодический минор придают характеру какую- то

надежду. В тактах 6,11,12, проявляется в мелодии движение вверх и усиление

динамики с P к mf. Восходящие интонации являются символом активности

ярких и сильных чувств: радость, страх, торжество, отчаяние и др. Степень

активности зависит от интервальных расстояний. Так движение по ступеням

менее активное в первой части пьесы. Степень «эмоционального заряда»

зависит от консонансного

и диссонансного интонирования. Например,

интонация движущаяся по тонам ,звучит менее напряженно, чем полутоновое

звучание ( такт 11,12,13) придает напряжение и затем возвращается через

секвенции со вспомогательным оборотом в тонику. Нисходящее движение

может ассоциировать с бессилием, пассивностью, «падение духа» человека.

Во второй части происходит контрастная смена тональности в B- dur..

Речевая

выразительность

заложена

в

ритмической

структуре.

Синкопированный

тревожный

ритм,

акценты

на

четвертую

долю

в

мелодической линии. Поступенное движение вверх и усиление динамики в

9-ом такте второй части приводит к кульминации - вершине музыкального

развития, как внутри предложения, так и в произведении в целом. Накал

эмоций придают в аккомпанементе хроматические ходы, которые ведут к

частой смене тональности. Каждый полутон придает накал эмоций.

Поступенные нисходящие движения на динамическом оттенке dim. и poco rit.

Плавно переходят к тональности третьей части, которая практически

повторяется и передает интонации первой части.

Третья часть – точное повторение первой части.

Кода – заключительный раздел музыкального произведения, его окончание,

не принадлежащее к основной схеме строения. В «Грустной песенке» кода

звучит на динамическом оттенке РРР, затихая до умиротворения. Тончайшие

интонации

во

всем

произведении

наполнены

смыслом

и

логически

выстроены. Все 8 тактов коды передают интонации волнения, трепета и

переживания, оставляя некую надежду, которая выражена в последнем такте

в форме опевания. Разрешение в чистую квинту выражает душевную пустоту

в коде.

Одним из аспектов мастерства в исполнении кантилены является умение

видоизменить

интонирование

и

фразировку,

которое

возникает,

как

необходимость при частом повторении методического материала. Это

укрупнение фраз через их объединение, дробление, фразировка, изменение

интонационной динамики и акцентировки внутри повторяющихся мелодий.

Менять «лицо» фразировки и интонирования необходимо не только ля новой

окраски

звучания

мелодического

материала,

но

и

для

построения

исполнительской драматургии.