Автор: Иванова Агавни Ардашесовна
Должность: преподаватель по классу скрипки
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детская школа искусств г. Нерюнгри
Населённый пункт: г. Нерюнгри РС Якутия
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Пьеса П.И.Чайковского "Грустная песенка"
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО - ХУДОЖЕСТВЕННОГО
ВОСПРИЯТИЯ ЮНОГО СКРИПАЧА В ПЬЕСАХ
КАНТИЛЕННОГО ХАРАКТЕРА НА ПРИМЕРЕ
« Грустная песенка»
П.И. Чайковского
Разработчик: Иванова Агавни Ардашесовна
ДШИ г. Нерюнгри
Преподаватель высшей категории (скрипка), заведующая
ОССИ
г. Нерюнгри
2024г
Кантилена в скрипичном учебном репертуаре является очень важным и
значительным жанром. Изучение кантиленных пьес воспитывает у скрипача
такие ценные исполнительские качества, как умение «петь» на скрипке. На
первоначальном этапе обучения учащегося, первые звукоизвлечения на
скрипке больше напоминает «скрип». Задача педагога убедить ребенка в том,
что скрипка – это инструмент очень певучий наиболее приближенный к
человеческому голосу, передающий тончайшие интонации, характер и
индивидуальность исполнителя.
Изучение кантилены развивает лирический аспект музыкального дарования
учащегося. Кантилена , в качестве выразительного приема, входит во все
музыкальные жанры: медленные части сонат, концептов и даже этюдов, но и
этим не исчерпывается обучающие значение кантилены. Она имеет огромное
значение в воспитании музыкальной культуры учащегося и непосредственно
связана с работой над звуком, которая является самой трудной, так как тесно
связана со слуховыми и душевными качествами исполнителя.
Мелодия - душа музыки! Она раньше всего воспринимается в музыке.
Главное в кантиленных произведениях – услышать мелодическую лилию,
фразу, единое дыхание мелодии. Здесь первостепенное значение имеет
развитие внутреннего слуха учащегося. На каждом этапе развития юного
скрипача , не зависимо от уровня сложности произведения, ученик должен
«петь» мелодию, следовательно ,слышать ее внутренним слухом. С этого
необходимо начинать работу над любым кантиленным произведением. Если
ученик не может спеть мелодию голосом, значит, он ее не слышит и
исполнение его будет механическим. Слух ребенка развивается и этим
следует заниматься на всем протяжении обучения. Если лирическое
дарование не является сильной стороной учащегося, это не говорит о том,
что не стоит ему затрачивать время на изучение кантиленных произведений.
Опыт
исполнения
контилены
накапливается
поступенно.
Процесс
исполнения мастерства исполнения следует строить с двух сторон: со
стороны восприятия слуховых представления и со стороны приобретения
двигательной культуры исполнения. Причем, направления от слышания к
движению и от движения слушанию могут постоянно чередоваться. Работа
над звуком – это процесс постоянного перетекания из одной формы освоения
в другую.
Предслышание
(мысленое
слышание)
рождает
движение,
которое
конкретизирует «прорисовывает» слышаемое.
«Грустная песенка» П.И. Чайковского – это произведение из цикла « 12
фортепианных пьес средней трудности» соч. 40 №2, является хорошим
нотным и художественным материалом для скрипачей младших и средних
классов. «Грустная песенка» пользуется большой популярностью и включена
в конкурсный репертуара. Непосредственный повод к сочинению этого
цикла неизвестен. Однако, причиной создания послужили жизненные
обстоятельства композитора. Это был период сложного душевного кризиса,
вызванный неудачной женитьбой. П.И. Чайковский уехал из Москвы З
Флоренцию.
У
него
были
большие
материальные
трудности,
но
непосредственным толчком к сочинению цикла послужили впечатления от
жизни в Италии, а также душевные переживания, вызванные кончиной его
старшей сестры (по отцу) З.И. Ольховской, скоторой его многое связывало в
годы детства.
Но для того чтобы приступить к изучению пьесы, маленький скрипач должен
иметь определенную техническую подготовку. Владеть такими штрихами:
деташе, легато, чередование этих штрихов, портаменто, флажолет. Уметь
управлять звуком, владеть мягкой сменой смычка, глубоким погружением,
филировкой звука и т.д. Наконец, приобретя всю эту техническую базу,
нужно научить ученика использовать эти навыки в изучении и исполнении
пьесы
«Грустной
песенки»
и
применять,
как
средства
музыкальной
выразительности. Основной задачей педагога является, раскрытие в ребенке
образного
восприятия,
проявления
личных
переживаний,
анализируя
характер, лиричность и динамику произведения.
Мышление детей отличается конкретностью. Форма произведения, в
представлении ребенка складывается в основном из деталей. Он мыслит от
частного к целому. В каждой фразе должны быть свои смысловые вершины,
а
при
исполнении
всего
произведения
надо
стремиться
к
общей
кульминации. Осваивать произведение следует постепенно, на каждом этапе
работы пробуждая мысль, художественную инициативу, фантазию ученика.
Преподаватель должен ставить посильные творческие и технические задачи.
Умения педагога на каждом из этих этапов находить новые средства для
раскрытия художественного замысла, помочь ученику услышать музыку и
сохранить свежеть восприятия. Исходя из этого, выявление содержания
кантиленной пьесы следует начинать с изучения интонационного строения
мелодии. Начиная интонационный анализ мелодии, предварительно следует
дать ученику представление о том, что такое интонация. У исполнителей на
струнно – смычковых инструментах, интонация имеет двойное значение.
1)
Интонация, как точное воспроизведение высотности звука, а не
попадание в них называется «грязной интонацией».
2)
Интонация ,как средство музыкальной выразительности. Интонация-
самая мелкая смысловая единица в музыке, как слово в разговорной
речи. Каждая интонация, как слово имеет свой смысл. Однако,
смысловое значение интонации непостоянно в разных музыкальных
контекстах одна и та же интонация , может приобретать разные
значения. Эмоциональное наполнение интонацией не может быть у
всех одинаковым то есть (точным). Эмоциональная детализация будет
у всех различная именно в сфере интонирования, более всего
проявляется
исполнительская
индивидуальность.
Педагогическая
чуткость и интуиция музыканта зависит не только от одаренности, но и
от способности к обобщениям, умению самостоятельно мыслить.
«Грустная песенка» - пьеса, как исповедь души. Она звучит спокойно,
задумчиво, повествуя о чем – то сокровенном. Главное в работе над этой
пьесой осмыслить целое, понять ее форму и характер. Написана она в
простой трехчастной форме. Первая часть в g
– moll, состоит из двух
предложений: второе предложение немного расширено, за счет секвенции.
Повторяющиеся
ноты «ре» штрихом « портато» придают внутренней
фразировке волнение и трепет, а опевание – некую надежду. Окончание
каждой фразы заканчивается разрешением в квинту, что придает некую
безысходность, глубокий и тяжелый вздох (такты 1-4). Динамика в этой
части спокойная. Маленькие всплески, то есть внутреннее движение мелодии
вверх и переход в мелодический минор придают характеру какую- то
надежду. В тактах 6,11,12, проявляется в мелодии движение вверх и усиление
динамики с P к mf. Восходящие интонации являются символом активности
ярких и сильных чувств: радость, страх, торжество, отчаяние и др. Степень
активности зависит от интервальных расстояний. Так движение по ступеням
менее активное в первой части пьесы. Степень «эмоционального заряда»
зависит от консонансного
и диссонансного интонирования. Например,
интонация движущаяся по тонам ,звучит менее напряженно, чем полутоновое
звучание ( такт 11,12,13) придает напряжение и затем возвращается через
секвенции со вспомогательным оборотом в тонику. Нисходящее движение
может ассоциировать с бессилием, пассивностью, «падение духа» человека.
Во второй части происходит контрастная смена тональности в B- dur..
Речевая
выразительность
заложена
в
ритмической
структуре.
Синкопированный
тревожный
ритм,
акценты
на
четвертую
долю
в
мелодической линии. Поступенное движение вверх и усиление динамики в
9-ом такте второй части приводит к кульминации - вершине музыкального
развития, как внутри предложения, так и в произведении в целом. Накал
эмоций придают в аккомпанементе хроматические ходы, которые ведут к
частой смене тональности. Каждый полутон придает накал эмоций.
Поступенные нисходящие движения на динамическом оттенке dim. и poco rit.
Плавно переходят к тональности третьей части, которая практически
повторяется и передает интонации первой части.
Третья часть – точное повторение первой части.
Кода – заключительный раздел музыкального произведения, его окончание,
не принадлежащее к основной схеме строения. В «Грустной песенке» кода
звучит на динамическом оттенке РРР, затихая до умиротворения. Тончайшие
интонации
во
всем
произведении
наполнены
смыслом
и
логически
выстроены. Все 8 тактов коды передают интонации волнения, трепета и
переживания, оставляя некую надежду, которая выражена в последнем такте
в форме опевания. Разрешение в чистую квинту выражает душевную пустоту
в коде.
Одним из аспектов мастерства в исполнении кантилены является умение
видоизменить
интонирование
и
фразировку,
которое
возникает,
как
необходимость при частом повторении методического материала. Это
укрупнение фраз через их объединение, дробление, фразировка, изменение
интонационной динамики и акцентировки внутри повторяющихся мелодий.
Менять «лицо» фразировки и интонирования необходимо не только ля новой
окраски
звучания
мелодического
материала,
но
и
для
построения
исполнительской драматургии.