Рабочая программа по учебному предмету "Биология" 7 класс

Автор: Кузнецова Елена Владимировна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "ООШ №12"
Населённый пункт: город Мариинск, Кемеровская область
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Рабочая программа по учебному предмету "Биология" 7 класс
Дата публикации: 19.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №12» Рассмотрена Утверждена На заседании МО приказом МБОУ «ООШ №12» Протокол от 28.08.2015 №1 от 01.09 2015 №3 Рабочая программа по учебному предмету «Биология»7 класс на 2015-2016 учебный год Составитель: учитель биологии Кузнецова Елена Владимировна Мариинск 2015

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами: - ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»; - Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утверждённым приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897; -Санитарно-эпидемиологисескими правилами и нормативами СанПиН «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189; -Положением о рабочей программе учебного предмета в МБОУ «ООШ №12», утверждённым приказом МБОУ «ООШ №12» от 02.09.2013 № 17 Рабочая программа по учебному предмету «Биология» разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Цель изучения
учебного предмета: формирование у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Обучающие задачи:
формировать знания о животных, как части живой природы, присущих им закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли животных; о роли животных в природе и в практической деятельности людей; учить использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботе о собственном здоровье, оказании первой помощи себе и окружающим; оценке последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактике заболеваний. развивать умения применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности животного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
Развивающие задачи:
развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации
Воспитательные задачи:
воспитывать позитивное ценностное отношение к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей, культуру поведения в природе, формировать ценностное отношение к жизни как феномену.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Биология» интегрированный, так как при изучении используются и расширяются знания, полученные на уровне начального общего образования. Проблемность содержания предопределила методы и организационные формы изучения учебного предмета: лекции, беседы, экскурсии. Для развития творческих способностей учащихся, умений моделировать и анализировать биологические ситуации различной сложности, в данный учебный предмет включены лабораторные, практические работы, индивидуальные и коллективные исследовательские работы. Учебный предмет
«Биология» знакомит с основными биологическими закономерностями, такими как: связь строения органов и выполняемых ими функций, взаимосвязь организма и среды обитания, клеточное строение, единство и целостность организма, обмен веществ и энергии и др. В рабочей программе отражён общепредметный общеобразовательный минимум, который охватывает четыре элемента содержания образования: опыт познавательной деятельности, фиксированный в форме конкретных знаний; опыт осуществления известных способов деятельности – в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях; опыт осуществления эмоционально-ценностных отношений – в форме личностных ориентаций. Освоение этих четырёх типов опыта позволяет сформировать у учащихся следующие ключевые образовательные компетенции: 1. Ценностно-смысловую – учащийся способен видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение; уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Учащийся самоопределяется в ситуациях учебной и иной деятельности. 2. Общекультурную – опыт освоения учащимися научной картины мира. 3. Учебно-познавательную –самостоятельный выбор учащимися критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов; использование элементов причинно- следственного анализа; умение учащихся самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность от постановки цели до получения и оценки результата. Умение самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, формулировать результаты. Участие в организации учебно- исследовательской работе : умение выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, овладение приёмами исследовательской деятельности. 4. Информационную – умение выделять основную и второстепенную информацию. Развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. 5. Коммуникативную – овладение навыками работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе, основными видами публичных выступлений – высказывание, монолог, дискуссия. 6. Социально-трудовую – овладение этикой взаимоотношений с одноклассниками при выполнении заданий на уроке и с окружающим обществом в целом; овладение знаниями в области профессионального самоопределения. 7 Компетенцию личностного самосовершенствования – формирование культуры мышления и поведения.
Место учебного предмета «Биология» в учебном плане
На изучение учебного предмета «Биология» в учебном плане МБОУ «ООШ №12» отведено 68 часов, 2 часа в неделю, 34 учебных недели.
Личностные, метапредметные, предметные результаты

освоения учебного предмета «Биология».
В результате изучения учебного предмета «Биология» учащиеся должны овладеть универсальными учебными действиями и способами деятельности на личностном, метапредметном и предметном уровне.
Личностные результаты:
- знать основные принципы и правила отношения к живой природе, основы здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; - реализовывать установки здорового образа жизни; - сформировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы; интеллектуальные умения (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); - эстетическое отношение к живым объектам.

Метапредметные результаты:
- Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. -Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. -Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). -Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. -В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. - Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений. - Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания). - Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. - Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. - Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.), преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.) -Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. -Подготавливать краткие сообщения с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления); -Использовать дополнительные источники информации. -Выдвигать гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; -Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе -Оценивать собственный вклад в деятельность группы сотрудничества; самостоятельно оценивать уровень личных учебных достижений по предложенному образцу.
Предметные результаты
В познавательной сфере учащиеся 7 класса должны знать: - О многообразии царства Животные; - Признаки животного: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение; - Разнообразие и распространение животных; - Роль животных в природе и жизни человека; - Взаимосвязь животных с другими организмами; - Происхождение животных и основные этапы развития животного мира.
В ценностно-ориентационной сфере
- знать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
В сфере трудовой деятельности
- знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии ; - соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами
В сфере физической деятельности
- освоить приёмы рациональной организации труда на уроках биологии; - выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними
В эстетической сфере
- уметь выявлять эстетические достоинства объектов живой природы.

Содержание учебного предмета

ВВЕДЕНИЕ (2 часа)
Введение (2 часа) Животные - часть живой природы. Зоология - комплекс наук о животных. Понятие о фауне. Многообразие животного мира. Среды обитания животных. Классификация животного мира: царства, типы, отряды, семейства, роды, виды. РАЗДЕЛ 1. ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ (5 часов) Одноклеточные животные, или простейшие (5 часов) Общая характеристика одноклеточных животных. Корненожки. Жгутиконосцы. Инфузории. Споровики. Паразитизм простейших. Пути заражения человека и животных паразитическими простейшими. Меры профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточными животными. Лабораторные и практические работы: Изучение одноклеточных под микроскопом Изучение капли раствора мела под микроскопом Изучение эвглены зеленой и вольвокса Изучение простейших в сенном настое
РАЗДЕЛ 2. МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ. БЕСПОЗВОНОЧНЫЕ (23 часа, в т.ч.

2 часа на обобщение и систематизацию знаний)
Кишечнополостные (3 часа) Многоклеточные животные. Общая характеристика типа кишечнополостные. Пресноводная гидра. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Процессы жизнедеятельности (движение, питание, дыхание, размножение). Рефлекс. Регенерация. Медузы. Коралловые полипы. Коралловые рифы. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека. Лабораторные и практические работы: Наблюдения за пресноводной гидрой в аквариуме Черви (5 часов) Общая характеристика червей. Типы червей: плоские, круглые, кольчатые. Среды обитания червей. Внешнее и внутреннее строение, процессы жизнедеятельности плоских, круглых и кольчатых червей. Свободноживущие плоские черви: молочно-белая планария. Паразитические плоские черви: печеночный сосальщик, бычий цепень. Круглые черви: человеческая аскарида, нематоды. Пути заражения человека и животных паразитическими червями. Меры профилактики глистных заболеваний. Кольчатые черви: дождевые черви, пиявки. Особенности строения и жизнедеятельности. Значение дождевых червей в почвообразовании. Лабораторные и практические работы: Изучение нематод - паразитов растений Изучение строения и наблюдение за поведением дождевого червя Моллюски (5 часов) Общая характеристика типа моллюсков. Классы: брюхоногие, двустворчатые, головоногие моллюски. Среды обитания и распространение моллюсков. Внешнее и внутреннее
строение, процессы жизнедеятельности моллюсков. Виноградная улитка. Слизни. Беззубка обыкновенная. Кальмар. Значение моллюсков в природе и жизни человека. Лабораторные и практические работы: Изучение внешнего строения моллюсков на натуральных объектах Наблюдение за улитками в аквариуме и в природе Членистоногие (12 часов ) Общая характеристика типа членистоногие. Классы членистоногих. Класс Ракообразные. Речной рак. Среда обитания, покровы, внешнее и внутреннее строение, процессы жизнедеятельности речного рака. Многообразие ракообразных. Их значение в природе и жизни человека. Охрана ракообразных. Класс Паукообразные. Общая характеристика класса. Пауки. Скорпионы. Клещи. Паук- крестовик. Среда обитания, внешнее и внутреннее строение, процессы жизнедеятельности. Внекишечное пищеварение. Инстинкты. Значение паукообразных в природе и жизни человека. Клещи - переносчики возбудителей заболеваний животных и человека. Меры предосторожности. Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Особенности строения, процессов жизнедеятельности и развития жуков. Бабочки. Тутовый шелкопряд. Общественные насекомые. Медоносные пчелы, муравьи, наездники. Насекомые - паразиты и распространители заболеваний человека и животных. Значение насекомых в природе и сельском хозяйстве. Лабораторные и практические работы: Внешнее строение членистоногих (работа с коллекцией) Внешнее строение насекомых (по коллекции) Покровы и внешнее строение речного рака Изучение кладок яиц, гусениц и куколок бабочек Наблюдение за жизнью пчёл и муравьёв
РАЗДЕЛ 3. ТИП ХОРДОВЫЕ (35 часов)
Подтип Бесчерепные (2 часа) Общая характеристика типа хордовые. Ланцетник. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Процессы жизнедеятельности ланцетника. Лабораторные и практические работы: Внешнее строение ланцетника Подтип Черепные. Рыбы (7 часов) Общая характеристика рыб. Видовое разнообразие рыб. Распространение, экологические группы рыб (по месту обитания). Особенности внешнего строения рыб в связи с водным образом жизни. Внутреннее строение рыб. Особенности процессов жизнедеятельности и обмена веществ у рыб. Размножение, развитие и миграции рыб. Происхождение, классификация и значение рыб в природе. Хозяйственное значение рыб, рыбоводство и охрана рыбных запасов. Лабораторные и практические работы: Изучение внешнего строения рыб, формы и окраски тела рыб Наблюдение за аквариумными рыбками Земноводные (4 часа) Общая характеристика класса Земноводные. Среды обитания и распространение земноводных. Особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни.
Внешнее строение земноводных. Особенности процессов жизнедеятельности и обмена веществ у земноводных. Размножение, развитие и происхождение земноводных. Многообразие современных земноводных и их охрана. Значение земноводных в природе. Лабораторные и практические работы: Внешнее строение лягушки Строение скелета лягушки Пресмыкающиеся (3 часа ) Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Особенности внешнего и внутреннего строения, процессов жизнедеятельности пресмыкающихся. Оказание первой медицинской помощи при укусе ядовитой змеи. Происхождение пресмыкающихся. Многообразие современных пресмыкающихся (чешуйчатые, черепахи, крокодилы), их значение и охрана. Лабораторные и практические работы: Наблюдение за ящерицой в террариуме Внешнее строение ящерицы Птицы (9 часов) Общая характеристика класса Птицы. Особенности внешнего и внутреннего (мускулатуры, скелета) строения, процессов жизнедеятельности птиц. Размножение и развитие птиц. Жизнедеятельность птиц в течение года. Происхождение птиц. Основные систематические группы современных птиц. Экологические группы птиц по местам их обитания. Значение птиц в природе и для человека. Охрана и привлечение птиц. Одомашнивание птиц. Птицеводство. Лабораторные и практические работы: Внешнее строение птицы (на примере зебровой амадины) Строение перьев птиц Строение скелета птицы Строение куриного яйца Млекопитающие (11 часов ) Общая характеристика класса Млекопитающие. Особенности внешнего и внутреннего строения, процессов жизнедеятельности пресмыкающихся. размножение, развитие и забота о потомстве у млекопитающих. Происхождение млекопитающих. Экологические группы млекопитающих (по месту обитания). Разведение одомашненных млекопитающих. Охрана млекопитающих. Лабораторные и практические работы: Внешнее строение млекопитающих (на примере хомяков или морской свинки) Строение скелета млекопитающих
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ п\ п Тема урока Кол- во часов Результаты обучения (Л-личностные, М- метапредметные, П-предметные) 1 Введение 2 Предметные: значение и разнообразие животного мира Предмет изучения зоологии. Основные систематические категории: вид, род, семейство, отряд, класс, тип, царство. Личностные: воспитание эмоционально-
ценностного отношения к объектам живой природы Метапредметные: уметь работать с разными источниками информации(П), Умение составлять таблицу или заполнять схему(Р). Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами (К) 2 Одноклеточные животные 5 Предметные:сравнивать живые организмы и обнаруживать черты, свидетельствующие об усложнении животных по сравнению с предками Личностные: уметь объяснять роль одноклеточных в природе и жизни человека классифицировать объекты по Метапредметные:уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применять полученные знания на практике. Потребность в объективной оценке своей работы (Л). Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать устную форму информации (К). Уметь работать с различными видами лабораторного оборудования, изобразительной наглядностью. Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации, умение определённому признаку (П). 3 Многоклеточные животные 3 Предметные: сравнивать живые организмы и обнаруживать черты, свидетельствующие об усложнении животных по сравнению с предками; различать по таблице основные типы изученных животных Личностные: уметь объяснять роль многоклеточных в природе и жизни человека Метапредметные:уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применять полученные знания на практике. Потребность в объективной оценке своей работы (Л). Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать устную форму информации (К). Уметь работать с различными видами лабораторного оборудования, изобразительной наглядностью. Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации, умение определённому признаку (П). 4 Черви 5 Предметные: иметь представление о червях, знать общие признаки, строение, образ жизни Личностные: приводить примеры приспособлений животных к среде обитания; объяснять их значение в жизни и хозяйстве человека; обосновывать правила повседневной гигиены;
характеризовать способы личной профилактики заболеваний, вызываемых паразитическими животными. Метапредметные:уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применять полученные знания на практике. Потребность в объективной оценке своей работы (Л). Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать устную форму информации (К). Уметь работать с различными видами лабораторного оборудования, изобразительной наглядностью. Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации, умение определённому признаку (П). 5 Тип Моллюски 5 Предметные: сравнивать живые организмы и обнаруживать черты, свидетельствующие об усложнении животных по сравнению с предками; давать объяснение этим чертам Личностные: уметь объяснять роль моллюсков в природе и жизни человека Метапредметные:уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применять полученные знания на практике. Потребность в объективной оценке своей работы (Л). Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать устную форму информации (К). Уметь работать с различными видами лабораторного оборудования, изобразительной наглядностью. Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации, умение определённому признаку (П). 6 Тип Членистоногие 4 Предметные: различать по таблице основные группы изученных животных (типы, классы ракообразных, насекомых, пауков) Личностные: уметь объяснять роль членистоногих в природе и жизни человека Метапредметные:уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применять полученные знания на практике. Потребность в объективной оценке своей работы (Л). Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать устную форму информации (К). Уметь работать с различными видами лабораторного оборудования, изобразительной наглядностью. Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации,
умение определённому признаку (П). 7 Класс Насекомые 8 Предметные: иметь представление о насекомых, знать общие признаки, строение, образ жизни Личностные: уметь объяснять роль насекомых в природе и жизни человека Метапредметные:уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применять полученные знания на практике. Потребность в объективной оценке своей работы (Л). Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать устную форму информации (К). Уметь работать с различными видами лабораторного оборудования, изобразительной наглядностью. Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации, умение определённому признаку (П). 8 Тип Хордовые 2 Предметные: иметь представление о представителях хордовых, знать общие признаки, строение, образ жизни Личностные: уметь объяснять роль хордовых в природе и жизни человека Метапредметные:уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применять полученные знания на практике. Потребность в объективной оценке своей работы (Л). Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать устную форму информации (К). Уметь работать с различными видами лабораторного оборудования, изобразительной наглядностью. Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации, умение определённому признаку (П). 9 Позвоночные животные. Надкласс Рыбы 7 Предметные: иметь представление о рабах, знать общие признаки, строение, образ жизни Личностные: уметь объяснять роль рыб в природе и жизни человека Метапредметные:уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применять полученные знания на практике. Потребность в объективной оценке своей работы (Л). Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать устную форму информации (К). Уметь работать с различными видами лабораторного оборудования, изобразительной наглядностью. Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации,
умение определённому признаку (П). 10 Класс Земноводные 4 Предметные: иметь представление о земноводных, знать общие признаки, строение, образ жизни Личностные: уметь объяснять роль земноводных в природе и жизни человека Метапредметные:уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применять полученные знания на практике. Потребность в объективной оценке своей работы (Л). Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать устную форму информации (К). Уметь работать с различными видами лабораторного оборудования, изобразительной наглядностью. Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации, умение определённому признаку (П). 11 Класс Пресмыкающиеся 3 Предметные: иметь представление о пресмыкающихся, знать общие признаки, строение, образ жизни Личностные: уметь объяснять роль пресмыкающихся в природе и жизни человека Метапредметные:уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применять полученные знания на практике. Потребность в объективной оценке своей работы (Л). Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать устную форму информации (К). Уметь работать с различными видами лабораторного оборудования, изобразительной наглядностью. Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации, умение определённому признаку (П). 12 Класс Птицы 9 Предметные: иметь представление о птицах, знать общие признаки, строение, образ жизни Личностные: уметь объяснять роль птиц в природе и жизни человека Метапредметные:уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применять полученные знания на практике. Потребность в объективной оценке своей работы (Л). Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать устную форму информации (К). Уметь работать с различными видами лабораторного оборудования, изобразительной наглядностью. Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации,
умение определённому признаку (П). 13 Класс Млекопитающие 11 Предметные: иметь представление о представителях млекопитающих, знать общие признаки, строение, образ жизни Личностные: уметь объяснять роль млекопитающих в природе и жизни человека Метапредметные:уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применять полученные знания на практике. Потребность в объективной оценке своей работы (Л). Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать устную форму информации (К). Уметь работать с различными видами лабораторного оборудования, изобразительной наглядностью. Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации, умение определённому признаку (П).
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного

процесса

Список литературы для учителя:

Основная:
Программа для общеобразовательных учреждений – Биология. 5 -11 классы / автор- составитель А.Е. Андреева и др.; под редакцией Д.И. Трайтака, Н.Д. Андреевой. – М.: Мнемозина, 20011 г. Биология. 6-11 классы. Проверочные тесты, разноуровневые задания. / сост.Дудкина О.П., Волгоград, 2011 Государственный образовательный стандарт по биологии Программа по биологии основного общего образования Биология. Животные. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Д.И.Трайтак, С.В.Суматохин; под ред. С.В.Суматохина. – 7-е изд, - М.: Мнемозина, 2013
Дополнительная:
Биология.7-8 классы: Тесты /авт.-сост. М.В. Оданович. - Волгоград: Учитель, 2007.- 150 с. Биология: 7 класс / Сост. Н.А. Артемьева. М.: Вако, 2010.-112 с. Лернер, Г.И.Биология животных: тесты и задания - М.: «Аквариум», 2000- 240 с. Лернер, Г.И. Биология. Тема «Животные» (7-8 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/ Г.И.Лернер. – М.: Эксмо, 2007. – 288с.
Литература для учащихся:

Основная:
Биология.7-8 классы: Тесты /авт.-сост. М.В. Оданович. - Волгоград: Учитель, 2007.- 150 с. ТрайтакД.И., Суматохин С.В. Биология: Животные. рабочая тетрадь для 7 класса средней школы. М.: М.: Мнемозина, 2013 г.
Дополнительная:
Единый государственный экзамен 2008: Контрол.-измерит.материалы : Биология /Авт. –сост. Г.Н. Панина,Г.А. Павлова.- М.: Просвещение;СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2008-94 с. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 классы/авт.-сост. М.М.Боднарук, Н.В.Ковылина. Волгоград: Учитель, 2007.-174 с.
Контрольно-измерительные материалы. Биология: 7 класс / Сост. Н.А. Артемьева.М.: Вако, 2010.-112 с. Лернер Г.И. Биология. Тема «Животные» (7-8 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/ Г.И. Лернер. – М.: Эксмо, 2007. – 288с.
Таблицы
Систематика животных Строение, размножение и разнообразие животных Уровни организации живой природы Карты Биосферные заповедники и национальные парки мира Заповедники и заказники России Зоогеографическая карта мира Зоогеографическая карта России Атласы Беспозвоночные животные Позвоночные животные Скелеты позвоночных животных Набор моделей по строению позвоночных животных Влажные препараты Внутреннее строение позвоночных животных (по классам) Строение глаза млекопитающего Микропрепараты Набор микропрепаратов по зоологии (проф.) Коллекции Вредители сельскохозяйственных культур Ископаемые животные Микроскоп школьный ув. 300- 500 Цифровой микроскоп или микрофотонасадка
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Биология»
В результате изучения учебного предмета «Биология» учащиеся 7 класса научатся:
-
характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов – животных их практическую значимость;
-
применять методы биологической науки для изучения животных: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
-
использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по животных (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
-
ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе. Учащиеся получат возможность научиться:
-
соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
-
использовать приёмы оказания первой помощи при укусах животных; выращивания домашних животных;
-
осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
-
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях,
экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
-
находить информацию животных в научно-популярной литературе, справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
-
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. В результате изучения учебного предмета «Биология» учащиеся овладеют
универсальными учебными действиями и способами деятельности на личностном,

метапредметном и предметном уровне.

Личностные результаты
учащиеся 7 класса должны: - знать основные принципы и правила отношения к живой природе, основы - здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; - реализовывать установки здорового образа жизни; - сформировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы; интеллектуальные умения (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетическое отношение к живым объектам.
Метапредметные результаты:
- Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. - Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. - Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. - В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. - Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений. - Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания). - Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. - Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. - Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.), преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.) - Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. - Подготавливать краткие сообщения с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления); - Использовать дополнительные источники информации. - Выдвигать гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; - Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе - Оценивать собственный вклад в деятельность группы сотрудничества; самостоятельно оценивать уровень личных учебных достижений по предложенному образцу.
Предметные результаты

В познавательной сфере
учащиеся 7 класса должны знать: - О многообразии царства Животные;
- Признаки животного: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение; - Разнообразие и распространение животных; - Роль животных в природе и жизни человека; - Взаимосвязь животных с другими организмами; - Происхождение животных и основные этапы развития животного мира.
В ценностно-ориентационной сфере
- знать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
В сфере трудовой деятельности
- знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии ; соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами
В сфере физической деятельности
- освоить приёмы рациональной организации труда на уроках биологии; выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними
В эстетической сфере
- уметь выявлять эстетические достоинства объектов живой природы. Приложение №1 к рабочей программе по учебному предмету «Биология» для 7 класса, утверждённой приказом МБОУ «ООШ№12» от 01.09 2015 №3
Календарно-тематическое планирование
Название темы Дата
Введение
1 Животные – часть живой природы. Зоология – комплекс наук о животных. Понятие о фауне. 2 Многообразие животного мира. Классификация животного мира: царство, типы, классы, отряды, семейства, роды, виды.
Раздел 1.

Одноклеточные животные
3 Общая характеристика одноклеточных животных.
4 Типы Корненожки. 5 Жгутиконосцы. Споровики. 6 Инфузории. 7 Паразитизм простейших. Пути заражения человека и животных паразитическими простейшими. Меры профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточными животными..
Раздел 2

Многоклеточные животные. Беспозвоночные

Кишечнополостные
8 Многоклеточные животные 9 Общая характеристика типа кишечнополостных 10 Медузы. Коралловые рифы.
Черви
11 Общая характеристика червей 12 Свободноживущие плоские черви: молочно-белая планария 13 Паразитические плоские черви 14 Круглые черви 15 Кольчатые черви.
Моллюски
16 Общая характеристика типа моллюсков 17 Классы Брюхоногие, или Улитки 18 Класс Двустворчатые моллюски 19 Класс Головоногие моллюски 20 Значение моллюсков в природе и жизни человека
Тип Членистоногие
21 Общая характеристика членистоногих 22 Класс Ракообразные 23 Класс Паукообразные 24 Клещи – переносчики возбудителей заболеваний животных и человека.
Класс Насекомые
25 Общая характеристика насекомых 26 Развитие насекомых 27 Жуки 28 Бабочки 29 Медоностные пчелы 30 Муравьи 31 Значение насекомых в природе и сельском хозяйстве. 32 Насекомые- паразиты и распространители болезней человека и животных
Раздел 3

Тип Хордовые
Подтип Бесчерепные 33 Общая характеристика типа хордовые. 34 Класс Ланцетники.
Позвоночные животные. Надкласс Рыбы
35 Общая характеристика рыб. 36 Распространение, экологические группы рыб (по месту обитания) 37 Внутренне строение рыб.
38 Особенности процессов жизнедеятельности и обмена веществ у рыб. 39 Размножение, развитие и миграции рыб. 40 Происхождение, классификация и значение рыб в природе. 41 Хозяйственное значение рыб, рыболовство и охрана рыбных запасов
Земноводные
42 Класс Земноводные. Общая характеристика 43 Особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни. 44 Внутреннее строение земноводных. 45 Размножение, развитие и происхождение земноводных. Значение земноводных.
Пресмыкающиеся
46 Класс Пресмыкающиеся. Особенности внешнего строения. 47 Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности пресмыкающихся. 48 Многообразие современных пресмыкающихся (чешуйчатые, черепахи, крокодилы), их значение и охрана.
Птицы
49 Класс Птицы. Общая характеристика 50 Особенности внешнего строения птицы 51 Особенности строения скелета, мускулатуры, внутреннего строения и процессов жизнедеятельности птиц 52 Размножение и развитие птиц 53 Основные систематические группы современных птиц 54 Экологические группы птиц 55 Значение птиц в природе и для человека 56 Одомашнивание птиц. Птицеводство 57 Экскурсия «Наблюдение за зимующими птицами своей местности»
Млекопитающие, или Звери
58 Класс Млекопитающие. Общая характеристика. 59 Скелет и мускулатура млекопитающих 60 Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности млекопитающих. 61 Нервная система и органы чувств млекопитающих 62 Размножение, развитие и забота о потомстве у млекопитающих. 63 Происхождение млекопитающих 64 Многообразие современных млекопитающих 65 Экологических группы млекопитающих ( по месту обитания) 66 Экологических группы млекопитающих ( по месту обитания) 67 Разведение одомашненных млекопитающих 68 Охрана млекопитающих