Автор: Филатова Ирина Олеговна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГБУСОН РО СРЦ "Миллеровского района"
Населённый пункт: Миллерово
Наименование материала: Консультация
Тема: Как удержать?
Консультация для педагогов «Как удержать?»
Самовольный уход – это:
Социально-психологическое
явление,зависимое
от
характера
взаимоотношений
в
ближайшем
окружении
и
отсутствия
чувства
безопасности.
Ответная
поведенческая
реакцияна
стрессовую
ситуацию
(компенсаторное поведение в условиях конфликта).
Характерологическая особенность личности.
Индивидуальная особенность личности как следствие нарушения
развития психики, интеллекта.
Групповая особенность(принадлежность определенным неформальным
группам, сектам).
Массовая
особенность
личности
(при
наличии
реальной,
потенциальной угрозы (войны, голод, экологические катастрофы и пр.).
Причины самовольных уходов:
Индивидуально-психологические особенности несовершеннолетних,
способствующие
формированию
девиаций
поведения:
нарушения
в
эмоционально-волевой сфере. Такие особенности чаще всего, если они не
являются
патологическими,
формируются
в
результате
неудовлетворительного, ошибочного воспитания, в результате различного
рода нарушений родительско-детских отношений.
Акцентуации характера подростка как крайний вариант нормы, при
которой отдельные черты характера подростка чрезмерно усилены, при этом
существует избирательная уязвимость в отношении определенного рода
психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к
другим.
При
определенном
стечении
обстоятельств
такие
подростки
неожиданно иначе, чем другие, реагируют на явления окружающей жизни,
неадекватно поступают, казалось бы, в стандартной ситуации.
Бурно протекающий подростковый кризис, стремление к взрослости,
на фоне противоречий физического и психического развития (отсюда и
неадекватность
реакций
во
взаимоотношениях
с
окружающими
и
противоречивость
в
действиях
и
поступках).
Часто
неадекватное,
вызывающее поведение несовершеннолетних в подростковом возрасте (что,
собственно является нормой в этом возрасте) в результате неправильного,
неграмотного реагирования взрослых закрепляется и укореняется. При этом
следует отметить, что часто взрослые не в состоянии грамотно реагировать
на поведение подростков из-за своих собственных комплексов.
Негативное влияние стихийно-группового общения в формировании
личности подростков. Основным видом деятельности подростков является
общение, хотя они в своем большинстве и не умеют это делать грамотно и
конструктивно. Примечательно также, что грамотно и конструктивно
общаться подростков специально никто и не учит, поэтому основными
источниками обучения являются «семейные» и «киношные» образцы
общения. При этом очень велико влияние референтной группы подростков,
так как процесс освоения общественных норм и ценностей у подростков
происходит через неформальную группу. Отверженность в учреждении,
изоляция в коллективе сверстников вынуждают подростков искать среду
обитания вне больших, организованных коллективов, в кругу себе подобных,
в сфере стихийно-группового общения. Последнее же является важным
фактором социализации несовершеннолетних, здесь подростки находят
условия и возможности для собственной самореализации и самоутверждения.
Социально-педагогические
причины.
Школа,
как
правило,
подхватывает идею «детдомовских детей» во взаимодействии с подростками
и усугубляет положение подростка в социуме, закрепляя тем самым
девиантное поведение подростков.
Школьная дезадаптация также является одной из причин появления
девиаций, как правило, агрессивной и социально-пассивной направленности.
Педагогические ошибки, особенно на ранних этапах обучения, порождают
психосоциальные
проблемы
личности
дезадаптирующего
характера,
которые, будучи неразрешенными в младшем школьном возрасте, становятся
основой
для
всевозможных
отклонений
психосоциального
развития
несовершеннолетних и в подростковом возрасте резко изменяют поведение
несовершеннолетних
в
негативную
сторону:
агрессия,
склонность
к
употреблению
психоактивных
веществ
и
уходу
в
виртуальный
мир
(компьютерная и интернет-зависимости), самовольные уходы на длительное
время.
Мотивы самовольных уходов:
Жестокое обращение со стороны сверстников, взрослых.
Желание избавиться от унижений и домогательств.
Стремление избавиться от преследования.
Страх наказания за провинность.
Стремление навредить, отомстить взрослому.
Непонимание педагогов (воспитателей, учителей).
Стремление избавиться от строгих рамок жизни в учреждении.
Желание добиться перевода в другое учреждение и таким способом
избавиться от одиночества и морально-психологической изоляции
Стремление избавиться от скуки.
Желание пообщаться с новыми людьми.
Желание проверить себя, показать себя, завоевать авторитет, «на спор».
Подражание, «за компанию».
Внезапно нахлынувшие воспоминания (тоска по дому, родным,
знакомым).
ОСОБЕННОСТИ
РАБОТЫ
СПЕЦИАЛИСТОВ
С
ДЕТЬМИ,
СКЛОННЫМИ К САМОВОЛЬНОМУ УХОДУ
Путь к взаимопониманию между детьми и взрослыми – это очень
серьезный эмоциональный и интеллектуальный труд. И, прежде всего, труд
взрослого,
находящегося
рядом,
возможный
только
на
основе
совершенствования себя, своих качеств, демократизации общения с детьми и
с коллегами.
Специалист должен уважительно относиться к своим воспитанникам. С
первых дней обращаться к детям надо по имени, фамилия указывается только
в списках. Чем раньше взрослый перестанет путать имена детей, тем будет
легче установить с ними хорошие взаимоотношения.
Дети не любят, когда их воспринимают как маленьких и неразумных. В
любом возрасте они хотят казаться старше. Данный факт необходимо
учитывать во взаимодействии с детьми.
Взрослый не может позволить себе называть ребенка обидным для него
прозвищем. Иногда бывают совсем безобидные прозвища и сами ребята
гордятся, что им их присвоили.
Специалисту при обращении к ребенку следует обратить внимание на
интонацию. Тон панибратства с детьми недопустим. Взрослому в детском
коллективе стоит с самого начала правильно подбирать нужный тон, жесты и
слова, а также следить за культурой речи.
Важным
моментом
является
отчетливое
произношение
слов,
правильная
интонация
(пауза,
логическое
ударение).
Категорически
запрещается использовать нецензурные выражения.
Ответственность за межличностные отношения, складывающиеся у
ребят с друг другом и с взрослым, возлагается на последнего.
Необходимо учитывать следующие условия для того, чтобы добиться
благоприятного психологического климата в детском коллективе:
взрослый должен задавать позитивный тон во взаимоотношениях;
необходимо следить за своим внешним видом и поведением;
повышенный
тон
и
крик
–
крайне
неэффективные
средства
воздействия;
избегать публичных замечаний, обсуждения поступков ребенка, а тем
более иронии по отношению к детям.
В формировании положительного отношения ребенка к взрослым,
удачным приемом можно признать взаимную презентацию взрослыми друг
друга. То есть при отсутствии напарника, другой специалист начинает
рассказывать о нем ребятам, формируя положительный образ интересного
взрослого.
Не следует также разговаривать с детьми на следующие темы:
выяснение отношений между взрослыми;
обсуждение детей;
обсуждение администрации учреждения, их решений;
решение вопросов личного характера.
При
работе
с
детьми
необходимо
внимательно
наблюдать
за
отношениями детей. Если понаблюдать за ребятами, то все отношения будут
как на ладони. Наиболее важными показателями могут быть, кто с кем сидит
в столовой, кто с кем пытается сидеть во время игр или в общем кругу. Но
бывает так, что не все видно. Когда не видно и не понятно, можно просто
спросить. Индивидуальные беседы играют значительную роль в работе по
обеспечению позитивных отношений между ребятами. Если вы заметили, что
кто-то кого-то обижает, то индивидуальная беседа будет вполне уместна.
Выносить на всеобщее обозрение, увиденное вами не нужно. Ведь возможно
и ошибиться, а можно дать право на ошибку вашему воспитаннику.