Напоминание

Музейная педагогика в образовательной деятельности ДОУ

Авторы: Кузьмина Алена Александровна, Алескерова Оксана Топдыг Кзы
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ N80 "Аист"
Населённый пункт: город Ульяновск, Ульяновская область
Наименование материала: Статья
Тема: Музейная педагогика в образовательной деятельности ДОУ







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ

Музейная

педагогика

является

важной

составляющей

образовательного

процесса

в

дошкольных

образовательных

учреждениях (ДОУ). Она включает в себя систему образовательных

практик,

направленных

на

развитие

у

детей

познавательного

интереса,

художественного

вкуса,

а

также

на

формирование

культурных

и

исторических

представлений.

Внедрение

музейных

элементов

в

повседневную

деятельность

ДОУ

способствует

расширению

кругозора

детей,

их

эмоциональному

развитию

и

воспитанию.

Значение музейной педагогики в дошкольном возрасте

Дошкольный возраст — это период, когда дети начинают активно

познавать мир вокруг себя. Для этого необходимо создавать условия,

в которых дети могут развивать свои познавательные способности,

расширять свой кругозор, учиться различать культурные ценности и

понимать

их

значение. Музеи,

будучи хранилищами

культурных и

исторических ценностей, являются отличными посредниками в этом

процессе.

Музейная педагогика в ДОУ предполагает использование музейных

объектов

и

экспозиций

в

образовательной

деятельности,

а

также

организацию походов в настоящие музеи. Важно отметить, что на

этом

этапе

дети

не

только

получают

знания,

но

и

формируют

эмоциональное

восприятие,

которое

является

основой

для

дальнейшего осознания ценности искусства, природы, истории.

Основные направления музейной педагогики в ДОУ

Изучение экспонатов и коллекций

В ДОУ может быть создан мини-музей, в котором дети могут изучать

различные

коллекции

(например,

игрушек, природных материалов,

изделий народного творчества). С помощью таких экспозиций дети

учат

наблюдать,

сравнивать,

классифицировать,

что

способствует

развитию их аналитического мышления.

Экскурсии в музеи

Экскурсии

в

реальные

музеи

помогают

детям

погрузиться

в

атмосферу

культурного

пространства,

увидеть

произведения

искусства, исторические артефакты.

Важно,

чтобы экскурсия была

организована с учетом возраста детей и их потребностей, поэтому

взрослые должны подбирать доступные и интересные для малышей

экспонаты.

Тематические занятия и мастер-классы

Музейная педагогика также предполагает проведение различных

творческих занятий и мастер-классов, которые могут быть связаны с

теми или иными музейными темами. Например, дети могут создать

собственные

произведения

искусства,

вдохновившись

работами

великих художников, или поучаствовать в ремесленных мастерских,

знакомясь с народными промыслами.

Культурные проекты и выставки

В рамках проектной деятельности ДОУ дети могут создавать свои

мини-выставки, в которых представляют свои работы и произведения,

созданные в процессе занятий. Это помогает развивать не только

творческую

инициативу,

но

и

коммуникативные

навыки,

поскольку

дети учат делиться своими впечатлениями и рассказывать о своих

творениях.

Преимущества музейной педагогики для развития детей

Развитие

познавательной

активности.

Музейная

педагогика

помогает детям не только запоминать информацию, но и активнее

искать ответы на вопросы, развивать свое любопытство и креативное

мышление.

Эмоциональное развитие. Контакт с произведениями искусства,

историческими

экспонатами,

природными коллекциями

вызывает

у

детей

яркие

эмоции

и

способствует

развитию

эстетического

восприятия.

Формирование

культурной

идентичности.

Дети

начинают

осознавать

свою

принадлежность

к

культуре,

истории,

традициям

своего

народа,

что

имеет

важное

значение

для

формирования

гражданской позиции и патриотизма.

Укрепление

социальной

адаптации.

Совместная

работа

на

занятиях,

участие

в

экскурсиях,

обсуждение

музейных

объектов

развивают

у

детей

коммуникативные

навыки,

умение

работать

в

группе.

Заключение

Музейная педагогика в дошкольных образовательных учреждениях

— это мощный инструмент для развития у детей познавательной

активности,

художественного

вкуса

и

культурного

сознания.

Она

помогает

формировать

у

дошкольников

осознание

ценности

исторического и культурного наследия, а также воспитывает любовь к

искусству и природе. Внедрение музейных практик в образовательную

деятельность ДОУ способствует всестороннему развитию личности

ребенка

и

создает

условия

для

формирования

у

него

широкого

мировоззрения.