Напоминание

"Встреча бурого и белого медведя"

Авторы: Курникова Лидия Александровна, Новикова Наталья Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1391
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Образовательное событие
Тема: "Встреча бурого и белого медведя"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Образовательное событие: «Встреча белого и бурого медведя»

(2-3 недели)

Средняя группа (4-5 лет)

Цели:

-формировать представление о природе, окружающем мире;

-расширять представления детей об образе жизни бурого и полярного

медведей, которые живут в разных природных условиях;

-развивать исследовательский тип мышления.

Задачи:

-анализировать, сравнивать, обобщать, рассуждать, развивать логическое

мышление, внимание, память, речь, воображение;

-сформировать умение видеть признаки;

-научиться составлять рассказ-описание;

-расширять словарный запас, активизировать монологическую речь.

Ход образовательного события.

Дети получают письмо от белого медведя. В письме он просит помочь ему

встретиться со своим братом бурым мишкой, о котором он много слышал, но

не видел.

Задача детей: подумать, смогут ли встретиться эти медведи? А если смогут,

то где и как?

Воспитатель: а сначала мы должны познакомиться с мишками. Выяснить, что

у них общего и их отличия. Предлагаю познакомиться сначала с бурым

мишкой. Бурый медведь-хищник. Его называют «хозяином леса». Тело у него

мощное, с высокой холкой. Голова большая, с с короткой мордой, широким

лбом, небольшими ушами и глазками, шея короткая и лохматая, хвоста почти

не видно, он тоже короткий. Слух и нюх у медведя очень хороший, медведь

кажется неуклюжим, но это только на первый взгляд. Он быстро бегает,

лазает по деревьям, плавает, от него невозможно убежать. В народе его

называют «косолапый», потому что лапы медведь ставит пальцами внутрь,

пятками наружу. У него очень длинные когти. Чем же питается медведь?

Основную часть рациона составляет растительная пища: ягоды, орехи, корни

и стебли трав.В голодное время они могут есть посевы кукурузы и овса. В

рацион медведя также входят насекомые, черви, ящерицы, лягушки и

грызуны. Ранней весной медведи охотятся на косулей, лосей. Вблизи

водоемов медведи становятся прекрасными рыбаками и с удовольствием едят

рыбу, но самое любимое лакомство-это пчелиный мёд. К зиме мишка должен

накопить много жира и питательных веществ. С наступлением осени медведь

начинает искать себе место для берлоги. Он усиленно питается: медведь,

который не набрал достаточного количества жира не ложится спать, а бродит

по лесу. Такого медведя называют шатуном., он очень опасен. Самец

залегает отдельно от самки, место для спячки выбирает придирчиво.

Устилает пихтовыми лапами. Иногда залегает на муравьиной куче, и его

засыпает снегом.

Полярный медведь.

Воспитатель: а что же представляет собой полярный мишка, где он живет?

Живут они в Арктике на Северном полюсе. Белый медведь один из самых

крупных

хищников

на

планете.

Они

очень

выносливы

и

быстро

передвигаются на большие расстояния. У белого медведя плоская голова и

длинная шея. Уши очень маленькие и округлые, поэтому их почти не видно

на голове. Северного медведя относят к морским млекопитающим. У него на

лапах между пальцами есть плавательная перепонка. Большую часть жизни

он проводит в ледяной воде. Так что же помогает ему не мерзнуть? У

медведя очень толстый подкожный слой жира. Он достигает 10 см . Шерсть у

медведя вовсе не белая, она совсем лишена окраски. И состоит из тонких

полых (пустых) прозрачных трубочек. Это прекрасная теплоизоляция-

медведь находится как бы термосе, сохраняющем тепло.

Проведём эксперимент.

Попробуем проверить, помогает ли воздушный слой сохранить температуру.

Для этого нам понадобятся две пластиковые бутылки и пара полиэтиленовых

пакетов.

Опыт:

1.

Налить в бутылки теплую воду и закрутить крышками.

2.

Одну бутылку завязать в полиэтиленовый пакет, стараясь набрать как

можно больше воздуха и сохранить герметичность. Вторую бутылку

оставить как есть.

3.

Поставить обе бутылки в холодильник. Через 15 минут проверить, в

какой бутылке вода теплее? В той, что была в пакете. Воздух в пакете

защитил ее от холодного воздуха холодильника.

Вот так и шкура медведя защищает его от ледяного воздуха Арктики.

Шерстью покрыт весь медведь целиком, кроме подошв лап. Открытым

остаётся только черный нос. В сказке Ю. Я. Яковлева «Умка» мама

медведица

учила

Умку

прикрывать

нос

лапой.,

охотясь

на

рыбу.

Оказывается, белые медведи действительно закрывают лапой нос, но только

когда спят, чтобы не потерять тепло через незащищённую кожу.

Задание: посмотреть с детьми этот чудесный мультфильм. После просмотра

белые медведи станут к вам ближе.

У белого медведя черная кожа. Поэтому полупрозрачные шерстинки на его

черную кожу проводят без потерь весь попадающий на его тело свет. Кожа

полностью поглощает это тепло, прекрасно нагревается на солнце и помогает

медведю быстро просыхать.

А какого же цвета белый мишка? (исследовательская деятельность)

Материал: настольная лампа, прозрачные пластиковые трубочки, цветная

бумага.

Ход: под светящую лампу подставляем поочередно листы цветной бумаги, а

под цветную бумагу прозрачную пластиковую трубочку. Какого цвета

бумага, такой же цвет приобретает полая пластиковая трубочка.

Вывод: какой цвет попадает на шерсть белого медведя, такого цвета у него и

окрас.

А чем же питается белый медведь? Белый медведь питается морскими

животными. Главная добыча для него –нерпа. Так же в рацион входят моржи,

разные виды тюленей. В первую очередь хищник съедает шкуру и жир,

остальное ест только в случае сильного голода. Летом белые медведи едят

рыбу, яйца и птенцов, а также траву, ягоды, морские водоросли. Белые

медведи не впадают в спячку. В берлогах зимуют только беременные самки.

Вот сколько интересного мы узнали о жизни белого и бурого медведей.

Викторина: сравни белого и бурого мишку.

А как же братья-мишки могут увидеться, если они живут друг от друга так

далеко?

Беседа в кругу с детьми (ответы детей):

-долететь на самолете (Как?...);

-доплыть через океан и море;

-дойти белому медведю к бурому (он же выносливый…)

А мы можем помочь мишкам? Конечно! Мы можем пригласить их на наш

Новогодний праздник в детский сад, ведь в этот волшебный праздник

сбываются все желания и мечты.

Ребята пишут письма белому и бурому мишкам, в которых приглашают ихна

свой Новогодний праздник в детский сад. А письма доставит «Почта

сороки».

Итогом образовательного события является Новогодний утренник, где

встречаются белый и бурый мишки.

Материалы:

-географическая карта, глобус;

-иллюстрации с изображением белого и бурого медведей, местах их

обитания, жизнедеятельности.

Методы:

-опыт «теплоизоляция»;

-викторина «Сравни белого и бурого медведей»;

-исследовательская деятельность «Какого цвета белый мишка?»;

- беседы в кругу.