Автор: Лусине Борисовна Мирзоян
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д/с № 100
Населённый пункт: город Калининград,Калининградской области
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: Занятие по социально - коммуникативной деятельности: "Формирования ценности труда посредством фольклора разных народов"
Тема: «Формирования ценности труда посредством фольклора разных народов»
Цель: Познание труда как ценности, передаваемой из поколения в поколения у
народов.
Задачи:
1.
Познание труда как ценности через устное народное творчество различных
народов.
2.
Обогащение опыта детей через познания социокультурных ценностей различных
народов.
3.
Развитие речи как средства коммуникации.
4.
Воспитания уважения к труду, продуктам труда, культурным и национальным
ценностям.
Ход занятия
Вводная беседа.
Воспитатель:
Сегодня мы будем беседовать о том, что мудрость народа
сосредоточена в фольклоре. Фольклор - это все ценности, которые наши предки
хотели передавать поколениям, они собрали в играх, песнях, стихах, пословицах,
сказках и рассказывали своим детям и внукам, а те в свою очередь своим.
Тысячелетиями народ передавал из уст в уста самые ценные знания о мире, его
устройстве и законах, о том, как человеку жить в мире и взаимодействовать с ним,
не нарушая его законов, не разрушая его границ.
Все эти знания о мире собраны в фольклоре. В сказках, которые рассказывали детям
на ночь, в песнях, которые пели во время сложных работ и в период отдыха. В
пословицах, в которых обязательно подразумевается некое назидание, поучение или
мораль. Фольклор есть не только у русского народа, а также есть у народов разных
стран. И сейчас мы познакомимся с пословицами разных народов.
Презентация на доске с пословицами
Русские
1. Если труд - удовольствие, то жизнь - наслаждение.
2. Труд и счастье в одном доме живут.
Армянские
3. Слаще всех плодов - плод труда.
4. Не спеши языком, торопись делом.
Тувинская
5. Кто любит жизнь - тот любит труд.
Болгарская
6. Хочешь большую ложку - возьми и большую мотыгу.
Персидская
7. Величие человека в его руках.
Таджикская
8. Дружно за дело взяться - и пустыня зацветет.
Вопросы
1. Ребята, а как вы думаете, о чем эти пословицы?
2. А можете объяснить смысл этих пословиц?
3. Что ценного наши предки хотели этими пословицами сказать потомкам?
Вывод: У всех народов всегда пользовались уважением и почетом люди умелые,
трудолюбивые, мастера своего дела и высмеивались ленивые, лежебоки, не
желающие чему-либо научиться, пользующиеся чужим трудом.
С пословицами понятно. А что же в песнях? Давайте споем песню «Сеяли девки
лен»
и
проследим,
какую
работу
выполняли
наши
прадеды
на
земле?
Русская народная песня «Сеяли девки лен»
В песне очень много разных людей, выполняющих различную работу. Давайте
вспомним, какую.
Да, как и в пословицах, так и в песнях наши предки прославляли труд. Они много
трудились сами и не терпели лентяев и лоботрясов. Люди знали, что только труд
может дать возможность выжить в тяжелом мире.
Вот видите, и в пословицах, и в песнях мы видим, как наши предки любили
трудится. А теперь послушайте сказку и ответьте на вопрос: почему герои остались
голодными?
Татарская народная сказка «Два лентяя»
Давным-давно, говорят, жили два лентяя.
Пошли они как-то в лес и увидели яблоню.
И росли, говорят, на этой яблоне вкусные-превкусные яблоки. Проголодались
лентяи. Вот один из них и говорит:
— Слушай, давай потрясём яблоню, хоть яблок поедим.
— Вот ещё выдумал, трясти дерево. Давай лучше ляжем на землю яблоко само в рот
упадёт.
Легли они под яблоню, рты раскрыли.
— Послушай, — говорит один, — а ведь если яблоко упадёт — его жевать придётся.
— И правда, — согласился второй.
Так и вернулись они домой голодными.
Вопросы:
1. Кто главные герои этой сказки?
2. Что с ними приключилось?
3. Какая пословица подходит к этой сказке? (Ленивая рука покоиться на пустом
желудке).
4. А что с ними может произойти в будущем?
5.Подумайте и расскажете какой мудрости учит нас эта сказка?
Воспитатель: Да, конечно они были неправы. Если не приучить человека к труду,
то он в этой трудной жизни не выживет. Труд в сказках тоже мудрым народом
воспевался, и в пословицах, и в песнях.
Физкультминутка
Стихотворений о труде тоже очень много.
Послушайте стихотворение (читает ребенок):
Если дома есть помощники,
Мама с папой знают:
Отдохнуть немного можно,
Детки помогают.
Вопросы
1. Ребята, вы помогаете дома своим близким: маме, папе, бабушке?
2. Как вы думаете, ваш труд радует родителей?
К каждой работе нужно относится ответственно и делать её хорошо.
.
А теперь давайте поиграем. Игра болгарская, называется «Почта». Будем играть с
нашими гостями.
Суть игры: Взрослым раздают закрытые конверты. Они – «почтальоны».
Каждый взрослый по очереди имитирует стук в дверь и поизносят слова «Тук-тук, к
вам почта!».
Им дети отвечают: «Откуда?»
«Почтальон» называет любой город, например, Омск.
Дети спрашивают у «почтальона», а что делают в Омске?
«Почтальон» открывает конверт и читает, что «делают в Омске».
Например,
картошку сажают. Показывает движение посадки картошки. Дети
повторяют за ним со словами: «И мы так умеем!».
Далее следующий «почтальон» стучит и говорит, откуда он.
Вывод: Ребята, сегодня мы с вами выяснили, что труд ценили с давних времен.
Причем не только русский народ, но и многие другие народы тоже. Труд – это
основа человеческой жизни, источник его благополучия и прогресса. Без труда
невозможно ни общественного достижение, ни личного счастья, ни общественного
процветания. Люди трудятся с давних времен, и этот процесс изменил не только их
жизненный уклад, но и само их существование.
В заключение, важно осознать, что труд-это неотъемлемая часть человеческой
сущности и культуры. Он позволяет раскрыть потенциал и возможности каждого
человека, приносит удовлетворение и обеспечивает общественное развитие. Труд-
это величайшая ценность, которая делает наш мир лучше и справедливее.