Напоминание

"Содержание и методика обучения лепке в разных возрастных группах"

Автор: Галимьянова Екатерина Дмитриевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ им. А. М. Кузьмина"
Населённый пункт: г. Мегион, АО. Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра
Наименование материала: Доклад
Тема: "Содержание и методика обучения лепке в разных возрастных группах"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

«Содержание и методика обучения лепке в разных возрастных группах»

1.Лепка - вид изобразительной деятельности

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного

возраста. Скульптор И. Я. Гинцбург говорил о значении лепки следующее: «...В семье

изобразительных искусств лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических

науках. Это азбука представления о предмете. Это первое чтение, изложение предмета. В

рисовании предмет изображается относительным. Из-за перспективы часто умаляется, а

иногда и совершенно теряется сущность свойств предмета, главный его смысл... Правильное

соотношение частей, отличие главного от второстепенного — тела от приставных частей —

все это ясно выражается при изображении предмета посредством лепки».

Мир скульптуры многообразен. На протяжении многих веков талантливые скульпторы

создавали свои произведения — статуи, скульптурные группы, бюсты.

В скульптуре художник выражает духовный мир человека и представления об

окружающем, воплощает свои эстетические идеалы.

Скульптура как вид искусства играет значительную роль в нашей жизни. Она

выполняет разные задачи, пропагандирует большие идеи, сложные мысли и чувства. Как и

другие виды искусства, скульптура имеет свою специфику, которая выражается и в

содержании, и в выборе материала и выразительных средств.

2.Основные приемы и способы лепки.

Основными

способами

лепки

являются

-

конструктивный,

скульптурный,

комбинированный.

Конструктивный способ. При этом способе образ создается из отдельных частей, как из

деталей конструктора (отсюда и название). Конструктивным способом дети начинают лепить

очень рано - уже в 2 - 3 года - и часто сами «открывают» его для себя. С развитием

воображения, умения владеть руками, способности планировать свою работу, этот способ

совершенствуется:

увеличивается

количество

деталей,

усложняется

их

взаимное

расположение, более тщательной и выразительной становится доработка.

Скульптурный способ. Этот способ ещё называют пластическим или лепкой из целого

куска. Процесс работы идёт от общего к частному: в зависимости от образа, из куска

пластичного материала моделируется нужная форма. Сначала лепится характерная форма -

основа,

которая

дополняется

более

мелкими

деталями

(детали

вытягиваются,

прищипываются и т.д.). Скульптурный способ - более сложный способ лепки по сравнению с

конструктивным, т.к. в процессе изображения детям дошкольного и младшего школьного

возраста легче идти от анализа, перечисления деталей предмета к их объединению в каком-

то конкретном образе.

Комбинированный способ. Этот способ объединяет два способа: конструктивный и

скульптурный. Он позволяет сочетать особенности лепки из целого куска и из отдельных

частей. Как правило, самые крупные детали выполняются скульптурным образом, а мелкие

создаются отдельно и присоединяются к скульптурной форме. К 5 - 8 годам дети

предпочитают именно этот способ, как более доступный и универсальный по своим

возможностям.

Можно выделить основные приемы формообразования такие, как раскатывание,

скатывание, сплющивание, сгибание, вытягивание, вдавливание, оттягивание, скручивание,

прищипывание (оттягивание с моделированием), защипывание (края), отгибание краев.

Также

существуют

дополнительные

приемы

это

вырезание,

выдавливание,

отпечатывание, просекание, насечка, надрез (разрез), строгание.

Приёмами соединения деталей являются - прижатие, примазывание, вдавливание,

насадка на каркас, соединение с помощью жгута, врезание. Приёмами отделки формы можно

назвать - заглаживание, декорирование: различными приспособлениями и инструментами,

пластилином и другими материалами, приёмы передачи фактуры

Нужно отметить возможности перехода приёма в ту или иную группу, например,

вдавливание может выступать в роли основного приёма формообразования и в роли приёма

соединения, а отпечатывание в роли, как дополнительного приёма формообразования, так и

приёма декорирования.

Особенно необходимо понятие базовых элементов лепки при работе конструктивным и

комбинированным способом. Базовые элементы лепки - основные формы, лежащие в основе

будущих образов - шарик и валик (шар и цилиндр). Видоизменяя и комбинируя их, можно

получить огромное количество образов. Из шарика и валика, применяя различные приёмы,

получаем дополнительные часто используемые элементы - капелька (конус), лепёшка,

жгутик. Оперируя этими формами, ребёнок начинает читать и самостоятельно создавать

любые произведения, постепенно овладевая техникой лепки.

3.Содержание и методика обучения различным видам лепки в разной возрастной

группе детского сада.

На занятиях лепкой перед воспитателями ставятся определенные задачи: развитие

детского творчества, вооружение детей изобразительными и техническими умениями,

создание интереса к данному виду деятельности. Система обучения в детском саду строится

таким образом, чтобы подготовить детей к школе. По содержанию лепка бывает -

предметная, сюжетная, декоративная, комплексная.

В предметной лепке дети лепят отдельные конкретные изображения - фрукты, овощи,

игрушки, фигуры людей и животных, бытовые предметы, транспорт, фантазийные существа.

Изображение отдельных предметов для ребёнка является более простым, чем, например, в

рисовании, т.к. он имеет дело с реальным объемом, и ему нет надобности, прибегать к

условным средствам изображения. Дети быстрее овладевают изображением предметов

конструктивной, нежели пластической формы. Исследования показывают, что в результате

обучения детей можно подвести к правильному изображению человека и животного сначала

конструктивным, а затем пластическим способом (барышня, ежик).

В сюжетной лепке дети передают сюжетные композиции, в которых отдельные образы

связаны между собой: по смыслу (герои одной сказки), размещению в пространстве

(объединяются в сюжет на общей основе), по пропорциям (одинакового или разного размера

в соответствии с сюжетом), по динамике (герои держатся за руки, бегут, смотрят в одну

сторону или друг на друга) и т.д. Сюжетная лепка требует большого объёма работы,

времени, поэтому планируется не на один урок («Ежики на прогулке»).

В декоративной лепке дети создают декоративные или декорированные изделия - вазы,

маски, панно, лепные орнаменты, изделия по мотивам мелкой декоративной пластики

народных умельцев. Эти изделия связаны с жизнью, поэтому имеют больше смысла для

ребёнка.

В школьной практике бывает так, что само знакомство с изобразительным искусством

начинается с произведений большого искусства, а их понимание требует некоторой

специальной подготовки. Декоративные же изделия, народная пластика - «это образы,

близкие мировосприятию и мироощущению ребёнка, это художественный язык, доступный

для понимания и усвоения даже совсем маленькими детьми, это техника, виртуозно

отточенная временем и руками сотен мастеров». Родство детского изобразительного

творчества и народного искусства проявляется в настроении, жизнерадостности, добром

восприятии мира. «Праздничность» мировосприятия у народного художника близка к

образному строю детских работ, где наивность, непосредственность, жизнерадостность

восприятия окружающего проявляется в соответствующих формах и приемах выражения.

Лепка по мотивам народной пластики знакомит детей с уникальными образами и

обогащает их рациональными способами лепки; подводит детей к ясному пониманию такой

художественной особенности, как обобщённый образ. На примере изделий ДПИ проще

продемонстрировать детям единство формы и содержания, особенности композиции, так как

при их рассмотрении дети не отвлекаются на сюжетные стороны работы. Декоративная

лепка позволяет учить детей предварительно обдумывать тему, создавать заранее эскиз в

виде рисунка, условно решать форму предмета, красивому декоративному заполнению

пространства. Работа над лепным орнаментом учит ребенка работать кончиками пальцев,

делает их более гибкими и чувствительными к форме.

4.Значения лепки в творческом развитии дошкольников.

Восприятие и представление являются основными формами чувственного отражения

мира. Каждые ощущения вызываются действием механических и тематических свойств

предмета

на

поверхность

кожи.

К

кожным

ощущениям

принадлежат

тактильные,

температурные и болевые с их помощью мы воспринимаем свойства поверхности предметов:

мягкость, гладкость, шероховатость и т.д.

В ощупывании предмета огромную роль играют кинестетические, мускульно-

суставные ощущения, дающие в своей совокупности представление о весе, форме и объеме

предмета.

Рука человека, развивающаяся в результате труда, является самой подвижной частью

его тела и вместе с тем рабочим органом, который способен не только совершать те или

иные движения, но одновременно и воспринимать то, что является предметом обработки.

Активно действующая рука является органом осязания.

Благодаря движениям руки и глаз достигается полное и более дифференцированное

восприятие предметов. Глаз как бы ощупывает последовательно все части предмета и

особенно те, которые требуют чрезвычайно тонкого различия. И.М. Сеченов назвал руку

«щупалом» и подчеркнул важное значение ощупывающих движений руки и глаз в

чувственном познании.

Наряду

с

непосредственным

ощупыванием

человек

научился

ощупыванию

инструментальному, которое достигает большой точности как при сочетании со зрительным

восприятием, так и при условии выключения зрительного восприятия.

При лепке дети не только рассматривают предмет и кусок глины, но и ощущают,

ощупывают то и другое и, кроме того, воздействуют на пластическую массу.

Развивая чувство активного осязания, лепка содействует лучшему пониманию форм

предметов окружающего мира. Не случайно, при восприятии незнакомого предмета у

человека возникает желание дотронуться до него, а ещё лучше – ощупать его руками, так как

сведения, получаемые при помощи рук, достовернее тех, что мы получаем только при

помощи зрения.

В лепке, таким образом, представление о форме достигаются и зрительным и

осязательным путем одновременно. А, как известно, чем больше различных анализаторов

принимает участие в восприятии, тем это восприятие прочнее сохраняется в памяти, тем оно

становится более верным и полным.

Известно, что в результате исторической дифференцировки левой и правой руки в

процессе труда постепенно видоизменилась структура правого и левого полушарий

головного мозга. Очевидно, не случайно в левом полушарии находится центр речи,

возникший в процессе трудового общения людей, и в этом же полушарии концентрируются

двигательные центры управления ведущей правой руки.

Однако мы не заинтересованы в том, чтобы левая рука продолжала отставать от правой

руки. Очень важно добиваться максимальной активизации обеих рук. Именно в лепке такая

задача решается наиболее успешно.

В лепке развиваются, укрепляются и дифференцируются функции пальцев, особенно

больших, указательных и средних при сохранении ведущей роли указательного пальца

правой руки. При лепке в центральной нервной системе происходит синтезирование

аналитических показателей контактных, или тактильных, двигательных или зрительных

раздражителей.

И так, в лепке кисти обеих рук развиваются и формируются как рабочие, действующие

и воспринимающие органы одновременно, а показатели их восприятия и результаты их

мускульных усилий все время координируются, сопоставляются с данными зрительного

восприятия.

Это своеобразие лепки, как деятельности, где преобразующее воздействие рук

совпадает во времени с познавательным восприятием, делает её необычайно ценным

средством развития детей.