Автор: Галимьянова Екатерина Дмитриевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ им. А. М. Кузьмина"
Населённый пункт: г. Мегион, АО. Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра
Наименование материала: Доклад
Тема: "Содержание и методика обучения лепке в разных возрастных группах"
«Содержание и методика обучения лепке в разных возрастных группах»
1.Лепка - вид изобразительной деятельности
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного
возраста. Скульптор И. Я. Гинцбург говорил о значении лепки следующее: «...В семье
изобразительных искусств лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических
науках. Это азбука представления о предмете. Это первое чтение, изложение предмета. В
рисовании предмет изображается относительным. Из-за перспективы часто умаляется, а
иногда и совершенно теряется сущность свойств предмета, главный его смысл... Правильное
соотношение частей, отличие главного от второстепенного — тела от приставных частей —
все это ясно выражается при изображении предмета посредством лепки».
Мир скульптуры многообразен. На протяжении многих веков талантливые скульпторы
создавали свои произведения — статуи, скульптурные группы, бюсты.
В скульптуре художник выражает духовный мир человека и представления об
окружающем, воплощает свои эстетические идеалы.
Скульптура как вид искусства играет значительную роль в нашей жизни. Она
выполняет разные задачи, пропагандирует большие идеи, сложные мысли и чувства. Как и
другие виды искусства, скульптура имеет свою специфику, которая выражается и в
содержании, и в выборе материала и выразительных средств.
2.Основные приемы и способы лепки.
Основными
способами
лепки
являются
-
конструктивный,
скульптурный,
комбинированный.
Конструктивный способ. При этом способе образ создается из отдельных частей, как из
деталей конструктора (отсюда и название). Конструктивным способом дети начинают лепить
очень рано - уже в 2 - 3 года - и часто сами «открывают» его для себя. С развитием
воображения, умения владеть руками, способности планировать свою работу, этот способ
совершенствуется:
увеличивается
количество
деталей,
усложняется
их
взаимное
расположение, более тщательной и выразительной становится доработка.
Скульптурный способ. Этот способ ещё называют пластическим или лепкой из целого
куска. Процесс работы идёт от общего к частному: в зависимости от образа, из куска
пластичного материала моделируется нужная форма. Сначала лепится характерная форма -
основа,
которая
дополняется
более
мелкими
деталями
(детали
вытягиваются,
прищипываются и т.д.). Скульптурный способ - более сложный способ лепки по сравнению с
конструктивным, т.к. в процессе изображения детям дошкольного и младшего школьного
возраста легче идти от анализа, перечисления деталей предмета к их объединению в каком-
то конкретном образе.
Комбинированный способ. Этот способ объединяет два способа: конструктивный и
скульптурный. Он позволяет сочетать особенности лепки из целого куска и из отдельных
частей. Как правило, самые крупные детали выполняются скульптурным образом, а мелкие
создаются отдельно и присоединяются к скульптурной форме. К 5 - 8 годам дети
предпочитают именно этот способ, как более доступный и универсальный по своим
возможностям.
Можно выделить основные приемы формообразования такие, как раскатывание,
скатывание, сплющивание, сгибание, вытягивание, вдавливание, оттягивание, скручивание,
прищипывание (оттягивание с моделированием), защипывание (края), отгибание краев.
Также
существуют
дополнительные
приемы
—
это
вырезание,
выдавливание,
отпечатывание, просекание, насечка, надрез (разрез), строгание.
Приёмами соединения деталей являются - прижатие, примазывание, вдавливание,
насадка на каркас, соединение с помощью жгута, врезание. Приёмами отделки формы можно
назвать - заглаживание, декорирование: различными приспособлениями и инструментами,
пластилином и другими материалами, приёмы передачи фактуры
Нужно отметить возможности перехода приёма в ту или иную группу, например,
вдавливание может выступать в роли основного приёма формообразования и в роли приёма
соединения, а отпечатывание в роли, как дополнительного приёма формообразования, так и
приёма декорирования.
Особенно необходимо понятие базовых элементов лепки при работе конструктивным и
комбинированным способом. Базовые элементы лепки - основные формы, лежащие в основе
будущих образов - шарик и валик (шар и цилиндр). Видоизменяя и комбинируя их, можно
получить огромное количество образов. Из шарика и валика, применяя различные приёмы,
получаем дополнительные часто используемые элементы - капелька (конус), лепёшка,
жгутик. Оперируя этими формами, ребёнок начинает читать и самостоятельно создавать
любые произведения, постепенно овладевая техникой лепки.
3.Содержание и методика обучения различным видам лепки в разной возрастной
группе детского сада.
На занятиях лепкой перед воспитателями ставятся определенные задачи: развитие
детского творчества, вооружение детей изобразительными и техническими умениями,
создание интереса к данному виду деятельности. Система обучения в детском саду строится
таким образом, чтобы подготовить детей к школе. По содержанию лепка бывает -
предметная, сюжетная, декоративная, комплексная.
В предметной лепке дети лепят отдельные конкретные изображения - фрукты, овощи,
игрушки, фигуры людей и животных, бытовые предметы, транспорт, фантазийные существа.
Изображение отдельных предметов для ребёнка является более простым, чем, например, в
рисовании, т.к. он имеет дело с реальным объемом, и ему нет надобности, прибегать к
условным средствам изображения. Дети быстрее овладевают изображением предметов
конструктивной, нежели пластической формы. Исследования показывают, что в результате
обучения детей можно подвести к правильному изображению человека и животного сначала
конструктивным, а затем пластическим способом (барышня, ежик).
В сюжетной лепке дети передают сюжетные композиции, в которых отдельные образы
связаны между собой: по смыслу (герои одной сказки), размещению в пространстве
(объединяются в сюжет на общей основе), по пропорциям (одинакового или разного размера
в соответствии с сюжетом), по динамике (герои держатся за руки, бегут, смотрят в одну
сторону или друг на друга) и т.д. Сюжетная лепка требует большого объёма работы,
времени, поэтому планируется не на один урок («Ежики на прогулке»).
В декоративной лепке дети создают декоративные или декорированные изделия - вазы,
маски, панно, лепные орнаменты, изделия по мотивам мелкой декоративной пластики
народных умельцев. Эти изделия связаны с жизнью, поэтому имеют больше смысла для
ребёнка.
В школьной практике бывает так, что само знакомство с изобразительным искусством
начинается с произведений большого искусства, а их понимание требует некоторой
специальной подготовки. Декоративные же изделия, народная пластика - «это образы,
близкие мировосприятию и мироощущению ребёнка, это художественный язык, доступный
для понимания и усвоения даже совсем маленькими детьми, это техника, виртуозно
отточенная временем и руками сотен мастеров». Родство детского изобразительного
творчества и народного искусства проявляется в настроении, жизнерадостности, добром
восприятии мира. «Праздничность» мировосприятия у народного художника близка к
образному строю детских работ, где наивность, непосредственность, жизнерадостность
восприятия окружающего проявляется в соответствующих формах и приемах выражения.
Лепка по мотивам народной пластики знакомит детей с уникальными образами и
обогащает их рациональными способами лепки; подводит детей к ясному пониманию такой
художественной особенности, как обобщённый образ. На примере изделий ДПИ проще
продемонстрировать детям единство формы и содержания, особенности композиции, так как
при их рассмотрении дети не отвлекаются на сюжетные стороны работы. Декоративная
лепка позволяет учить детей предварительно обдумывать тему, создавать заранее эскиз в
виде рисунка, условно решать форму предмета, красивому декоративному заполнению
пространства. Работа над лепным орнаментом учит ребенка работать кончиками пальцев,
делает их более гибкими и чувствительными к форме.
4.Значения лепки в творческом развитии дошкольников.
Восприятие и представление являются основными формами чувственного отражения
мира. Каждые ощущения вызываются действием механических и тематических свойств
предмета
на
поверхность
кожи.
К
кожным
ощущениям
принадлежат
тактильные,
температурные и болевые с их помощью мы воспринимаем свойства поверхности предметов:
мягкость, гладкость, шероховатость и т.д.
В ощупывании предмета огромную роль играют кинестетические, мускульно-
суставные ощущения, дающие в своей совокупности представление о весе, форме и объеме
предмета.
Рука человека, развивающаяся в результате труда, является самой подвижной частью
его тела и вместе с тем рабочим органом, который способен не только совершать те или
иные движения, но одновременно и воспринимать то, что является предметом обработки.
Активно действующая рука является органом осязания.
Благодаря движениям руки и глаз достигается полное и более дифференцированное
восприятие предметов. Глаз как бы ощупывает последовательно все части предмета и
особенно те, которые требуют чрезвычайно тонкого различия. И.М. Сеченов назвал руку
«щупалом» и подчеркнул важное значение ощупывающих движений руки и глаз в
чувственном познании.
Наряду
с
непосредственным
ощупыванием
человек
научился
ощупыванию
инструментальному, которое достигает большой точности как при сочетании со зрительным
восприятием, так и при условии выключения зрительного восприятия.
При лепке дети не только рассматривают предмет и кусок глины, но и ощущают,
ощупывают то и другое и, кроме того, воздействуют на пластическую массу.
Развивая чувство активного осязания, лепка содействует лучшему пониманию форм
предметов окружающего мира. Не случайно, при восприятии незнакомого предмета у
человека возникает желание дотронуться до него, а ещё лучше – ощупать его руками, так как
сведения, получаемые при помощи рук, достовернее тех, что мы получаем только при
помощи зрения.
В лепке, таким образом, представление о форме достигаются и зрительным и
осязательным путем одновременно. А, как известно, чем больше различных анализаторов
принимает участие в восприятии, тем это восприятие прочнее сохраняется в памяти, тем оно
становится более верным и полным.
Известно, что в результате исторической дифференцировки левой и правой руки в
процессе труда постепенно видоизменилась структура правого и левого полушарий
головного мозга. Очевидно, не случайно в левом полушарии находится центр речи,
возникший в процессе трудового общения людей, и в этом же полушарии концентрируются
двигательные центры управления ведущей правой руки.
Однако мы не заинтересованы в том, чтобы левая рука продолжала отставать от правой
руки. Очень важно добиваться максимальной активизации обеих рук. Именно в лепке такая
задача решается наиболее успешно.
В лепке развиваются, укрепляются и дифференцируются функции пальцев, особенно
больших, указательных и средних при сохранении ведущей роли указательного пальца
правой руки. При лепке в центральной нервной системе происходит синтезирование
аналитических показателей контактных, или тактильных, двигательных или зрительных
раздражителей.
И так, в лепке кисти обеих рук развиваются и формируются как рабочие, действующие
и воспринимающие органы одновременно, а показатели их восприятия и результаты их
мускульных усилий все время координируются, сопоставляются с данными зрительного
восприятия.
Это своеобразие лепки, как деятельности, где преобразующее воздействие рук
совпадает во времени с познавательным восприятием, делает её необычайно ценным
средством развития детей.