Напоминание

Экологическое образование в школе.

Автор: Власова Ирина Николаевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МАОУ СОШ №80
Населённый пункт: г. Краснодар
Наименование материала: Статья
Тема: Экологическое образование в школе.







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Экологическое образование в школе.

Школа как социальный организм несёт на себе отпечаток всей системы

отношений, которая сложилась между государствами и народами. Эпоха

противоборства между различными социально-политическими системами,

народами, между человеком и природой поставила человечество на грань

самоуничтожения. В 21 веке вс актуальнее становится проблема перехода от

непримиримой конфронтации к осознанию единство человечества перед

лицом природы и космоса, и соответственной коренной переориентации

целей и задач школьного образования. Посильную помощь школе в этом

процессе может оказать изучение экологических проблем современности в

единстве с идеей защиты мира от ядерной опасности как социальной

реальности 21 века.

Комплекс занятий призван содействовать организации нетрадиционных

форм обучения в 10–11 классах, способствующих понимаю выпускниками

школы всеобщей связи и зависимости природных и социальных явлений, а

также зависимости всего живого от деятельности человечества и осознанию

роли

экологии

как

междисциплинарной

области

знаний

в

решении

глобальных проблем современности.

Достижение этой цели возможно в процессе последовательного

обобщения знаний. Первый этап предполагает формирование у обучающихся

представлений об экологии биосферы, средообразующей и ресурсной

функциях разнообразия живых организмов биосферы.

Второй этап связан с пониманием природы как колыбели человечества,

что включает изучение признаков основных эпох развития планеты и

связанных с ними ускоренных темпов видообразования. Понимание этапов,

которые прошёл человек в своём становлении, позволяет обучающимся

осознать необходимость поддержания сложившихся природных связей

человека с разнообразием живых организмов. Это возможно лишь при

условии, если обучающиеся проникнутся чувством и сознанием научной,

нравственной,

эстетической,

экономической

и

практической

ценности

многообразия жизни.

Третий этап – формирование обобщённого взгляда на мир, что

предполагает изучение глобальных экологических проблем современности и

их тесной связи с задачами сохранения мира на планете. Глобальная

опасность экологической катастрофы воспринимается разумом и чувством

понимает длительность эволюции биосферы.

Среди антропогенных факторов разрушающего характера первое место

занимаю войны. Ядерная война должна предстать взором обучающихся как

возможность

гибели

рода

человеческого,

прекращения

эволюции

единственного на планете разумного вида живых существ.

Четвёртый этап обобщения призван связать между собой знания и

ценностные ориентации экологического характера с идеями сохранения

жизни на планете Земля. В качестве научных идей предстанут концепции

биосферы как среды жизни, которая определяет здоровье человека. В

качестве технологических идей защиты биосферы и преодоления ядерной

угрозы будут обсуждены идеи глобального воспитания обучающихся,

создания безотходных технологий и развития международных контактов

разных

народов

на

уровнях

профессиональной

и

общественной

деятельности.

Чтобы обобщающие занятия дали ожидаемый эффект их следует строить

на основе четырёх правил.

Первое правило состоит в формировании диалоговых способов общения,

основанных на понимании уникальности каждого человека, уважении

многообразных культур и традиций разных народов.

Второе правило это сохранение и сбережение разнообразие живых

существ связано с усилением ценностных аспектов содержания школьного

образования,

обогащения

их

общечеловеческими

и

традиционными

ценностями, сложившимися в культуре каждого из народов планеты.

Третье правило ориентирует учителя на те действия и подходы, которые

способствуют

преобразованию

задаваемой

информации

в

личностно

значимую. Этот процесс составляет основу воспитания, формируя чувства,

развивая интеллект и приобщая обучающихся к активной и ответственной

творческой деятельности.

Четвёртое правило состоит в том, что содержательная интерпретация

взаимосвязей

человека

с

природой

и

обществом

предполагает

многосторонний междисциплинарный подход к содержанию знаний. Формы

организации учебной деятельности: ролевые игры (интервью, конференции);

литературно-музыкальная композиция; защита проектов.

Список литературы.

1. Захарова, В. А. Экологическое поведение современной молодежи:

общероссийские и региональные тенденции / В. А. Захарова. – Москва :

Общество с

ограниченной ответственностью "Русайнс", 2022.

2. Колесников, С.И., Экология : учебник / С.И. Колесников. — Москва :

КноРус,

2021.

3. Косолапова, Н.В., Экологические основы природопользования : учебник /

Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. — Москва : КноРус, 2022.

4. Полякова, А. В. Экологическое образование и просвещение как инструмент

улучшения экологической ситуации / А. В. Полякова // Инновационные

проекты и программы в образовании. – 2020.

5. Сухачев, А.А., Экологические основы природопользования : учебник / А.А.

Сухачев. — Москва : КноРус, 2022.