Напоминание

"Особенности социализации одаренных детей, роль педагога"

Автор: Хабинский Алексей Михайлович
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО "Детская школа искусств № 1 им. Л.Л. Линховоина"
Населённый пункт: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности социализации одаренных детей, роль педагога"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

«Особенности социализации одаренных детей, роль педагога»

Хабинский Алексей Михайлович

МАУ ДО «Детская школа искусств № 1 им. Л.Л.Линховоина» г. Улан-Удэ

преподаватель по классу труба

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики,

которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных

результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими

людьми. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными,

иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких

достижений) в том или ином виде деятельности. Одаренный ребенок – это отрада

родителей и благодатный материал для педагога. На практике же нередко выходит так,

что «особость» ребенка (а одаренный ребенок – это особый ребенок) не вписывается в

рамки наших представлений о том, как надо учить, воспитывать и просто жить рядом с

такими детьми. Одаренные дети опережают других в количестве и силе восприятия

окружающих событий и явлений: они больше улавливают и понимают. Они больше видят,

слышат и чувствуют, чем другие в тех же условиях. Одаренного ребенка нередко

сравнивают с губкой, впитывающую самую разнообразную информацию и ощущения. Но

такая способность к восприятию идет бок о бок с уязвимостью, рождаемой повышенной

чувствительностью. Их нормальный эгоцентризм приводит к тому, что они относят все

происходящее на свой счет.

Дифференциацию видов одаренности в современной психолого-педагогической

науке определяет целый набор критериев: степень одаренности, вид деятельности, форма

проявления, широта проявления, особенности возрастного развития. Остановимся на

каждом из них подробнее. По критерию «степень одаренности» можно выделить три

группы:

Первая

-

сверходаренные

дети,

таких

называют

гениями.

Это

самая

малочисленная группа, к которой относят не более одного человека на десять тысяч.

Вторая- высокоодаренные, или талантливые, примерно 2-3 %. Третья -собственно

одаренные (15-25 %). Остальные дети входят в пределы нормы (70 %) или их относят к

умственно отсталым (2-5%).

По критерию «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» в

практической

деятельности

ребенка

выделяют

одаренность

академическую,

интеллектуальную,

творческую,

художественную,

коммуникативную,

лидерскую,

спортивную (двигательную). Такая классификация достаточно условна и относительна.

Но для воспитания гармонической личности родителям и педагогам важно ее учитывать.

По критерию «форма проявления» можно говорить о явной (актуальной,

проявленной) и скрытой (потенциальной, непроявленной) одаренности. Если у ребенка

недостаточно хорошие отношения с родителями или педагогами, он редко раскрывается

перед ними.

По критерию «широта проявления в различных видах деятельности» выделяют

общую одаренность (универсальную, яркий пример — Леонардо да Винчи) и

специальную (в какой-либо конкретной деятельности).

По критерию «особенности возрастного развития» можно дифференцировать

раннюю одаренность (проявляется в дошкольном или младшем школьном возрасте —

вспомним хотя бы В. А. Моцарта) и позднюю (она проявляется в зрелые годы —

показательны примеры М. В. Ломоносова, А. Эйнштейна).

Особенности социализации одаренных детей. Оказывается, что дети, наделенные

незаурядными способностями, часто испытывают трудности в социализации, в адаптации

с внешним миром. Л. Холлингзуорт выделила наиболее явные особенности, присущие

талантливым детям:

1.Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная

программа скучна и неинтересна для одаренного ребенка. Нарушения в поведении

одаренных детей могут появляться потому, что учебный план не соответствует их

способностям.

2.Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и не интересны те,

которыми увлекаются их сверстники средних способностей. Вследствие этого одаренный

ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.

3.Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны,

таким образом, к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их

интересами или кажутся бессмысленными.

4.Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно

задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования

и философские проблемы, в гораздо большой степени, чем для среднего ребенка.

5.Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием.

Одаренные дети часто предпочитают общаться и играть с детьми старшего возраста. Из-за

этого им порой трудно становиться лидерами, так как они уступают последним в

физическом развитии.

Важно подчеркнуть следующее: поведение одаренного ребенка необязательно

соответствует всем вышеперечисленным характеристикам одновременно. Поведенческие

признаки одаренности вариативны и часто противоречивы по своим проявлениям,

поскольку в сильной мере зависят от социального контекста. Как видим, выше

охарактеризованы некоторые трудности, возникающие у одаренных детей в процессе

адаптации в коллективе. Мы же, в силу того, что музыкальная школа предлагает

индивидуальное обучение, имеем возможность осуществлять тот самый индивидуальный

подход, о котором все время говорит педагогическая наука. При этом к преподавателю

предъявляется ряд требований, не соответствуя которым, вряд ли возможно надеяться на

успех. Конечная задача преподавателя не в том, чтобы выявить, кто одарён больше, кто

меньше, а предоставить возможность для развития разных по одарённости детей. Поэтому

увидеть и различить степень одаренности, то направление, в котором ребенок раскроется

– одно из важнейших умений, которым должен обладать педагог. Подобные дети вообще

ищут общения со старшими, полагая, что они более умные, знающие, опытные. И не дай

бог им разочаровать маленького всезнайку и оказаться некомпетентными в каких-то

вопросах. Одаренный ребенок нуждается во взрослых наставниках не меньше других

детей, однако он предъявляет особые требования, как к уровню знаний такого наставника,

так и к способу взаимодействия с ним. Очень важно помнить: одаренные дети всегда

нестандартны, а значит и относиться к ним следует по-особому, не торопясь укладывать

их в прокрустово ложе нормы. В редких случаях конфликт с педагогом (чаще всего

недостаточно профессиональным) все-таки возникает, принимая форму открытого

противостояния, однако при спокойном и уважительном отношении к ученику этот

конфликт можно сравнительно легко погасить. Со стороны педагога – думающего,

ищущего необходимо направить одаренного ребенка не на получение определенного

объема знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить

самостоятельно, на основе полученного материала. Важно также, увидев талант ребенка,

не пускать его на самотек, не думать, что он сам найдет дорогу. Нужно обеспечить

максимальное развитие; не помогая, нетрудно сделать его ниже посредственности.

Сотрудничество преподавателей и семьи, полноценный диалог ученика и педагога,

ребенка и родителей обеспечат необходимый рост личности, понимание реальности,

развитие творческого мышления.

Итак, мы убедились в том, что дети, обладающие яркими способностями, не могут

быть отнесены к одной большой группе. Все они одарены, но по-разному: одни

прекрасные математики, но ничего не смыслят в биологии, другие блещут знаниями во

всех областях, которые изучают, третьи щедро наделены артистическим талантом.

Неординарность с одной стороны открывает таким детям большие перспективы, с другой

– так много камней преткновения попадается на пути. Непонимание сверстников,

некомпетентность взрослых, несоответствие стереотипам и нормам и т.д., и т.д. Важно

подчеркнуть, что возникающие у детей проблемы не являются следствием самой

одаренности, ее безусловной характеристикой.

В заключении приведем цитату из книги Эрики Ландау «Одаренность требует

мужества»: «Трудным одаренный ребенок бывает не из-за того, каким он является, а из-за

того, каким он не является. Не одаренность становится «драмой», а запущенность тех

сторон детской личности, которые оказываются невостребованными… Развивать надо не

только

специфическое

дарование.

Необходимо

учитывать

всю

личность,

ее

эмоциональные, интеллектуальные, художественные и социальные способности. Когда

одаренному ребенку помогают подобающим образом, он не бывает проблематичным».

Список использованной литературы:

1. Бочкарёв Л. Л. «Психология музыкальной деятельности». – М., 1997 г.

2. Немов Р. С. «Общая психология». – М., 2003 г.

3.Ландау

Э.

Одаренность

требует

мужества:

Психологическое

сопровождение

одаренного ребенка /пер. с нем. А. П. Голубева - М.: Издательский центр «Академия»,

2002

г.