Автор: Баинова Ольга Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "CОШ №24"
Населённый пункт: г. Удачный, Мирнинский район, Республика Саха Якутия
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Адаптированная рабочая основная общеобразовательная программа по русскому языку ОВЗ7
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки РС(Я)
Муниципальное образование "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №24"
Рассмотрено
Согласовано
Утверждаю
на заседании МО СГЦ
зам.директора по УВР
Директор МАОУ«СОШ №24»
Протокол №1 от 31.08.2024 г.
____________И.А..Панфилова ___________ К.М.Иванова-Александрова
Рук. _________ В.А.Смыслова
«02» сентября 2024 г.
«02» сентября 2024г.
Адаптированная рабочая общеобразовательная программа
учебного предмета «Русский язык»
для (ФИО),
обучающегося 7 класса с ЗПР (7)
на 2024-2025 учебный год
Учитель русского языка и литературы,
первой квалификационной категории,
Баинова Ольга Александровна
г. Удачный
2024
I.
Паспорт программы
Полное
наименование
Программы
Адаптированная рабочая общеобразовательная программа ООО по русскому языку для обучающегося с ЗПР (7)
Общие сведения об
обучающемся
ФИО,дата рождения
Класс 7
Заключение ПМПК № …. от (дата)
Рекомендации
ПМПК
Образовательная программа: АОП ООО с ЗПР (7)
Форма обучения: очно
Режим обучения: полный день
Специальные технические средства: не нуждается
Предоставление услуг ассистента, тьютора: не нуждается
Специальные организационные условия: не нуждается
Психологическое сопровождение: не нуждается
Логопедическое сопровождение:
выявлены трудности в обучении, обусловленные парциальной недостаточностью смешанного
типа, с системным недоразвитием речи (3ур), с нарушением чтения и письма.
Медицинская помощь: (нуждается/не нуждается)
Срок повторного прохождения ПМПК: ноябрь, 2026
Особенности
индивидуального
развития
Константин испытывает трудности в обучении. Слабо усваивает программный материал. Ребенок не следит за ходом занятия,
часто занимается на уроке посторонними делами, отсутствует самоконтроль, нуждается в дополнительных консультациях
учителя, не проявляет познавательный интерес к предстоящей работе. Учебную задачу удерживает не всегда. Пишет левой
рукой. Темп письма низкий, читает ниже нормы. С проверочными, самостоятельными, контрольными работами не
справляется. Правила запоминает избирательно. Применять изученное правило с опорой на учебник может. Под диктовку
пишет удовлетворительно, над орфограммами задумывается. Почерк неразборчивый. На замечания учителя реагирует
адекватно. С одноклассниками общителен, дружелюбен, нормы поведения соблюдает. Домашние задания выполняет
нерегулярно. Контроль со стороны родителей по выполнению д/з осуществляется. Наблюдается незрелость эмоций, воли.
Специальные
образовательные
условия
- Выбор индивидуального темпа обучения.
- Подбор заданий с более подробными инструкциями.
- Поэтапное формирование умственных действий: использование опорных схем, сигналов, алгоритмов, образцов выполнения
заданий.
- Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и
практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами).
- Объективная оценка результатов освоения программного материала.
- Щадящий, здоровьесберегающий режим обучения.
- Проявление педагогического такта.
- Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь, развитие в нём веры в собственные силы
и возможности.
Научно-
методические
основы разработки
Программы
1.ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2.ФГОС обучающихся с ОВЗ. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598.
3.Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников.
4.АООП ООО МАОУ «СОШ №24» ( вариант 7 )
5. ФООП "Русский язык" для 5-9 классов, 2023-06-01
6.Авторской учебной программой под редакцией В. В. Бабайцевой - редактор, А. Ю. Купалова, Е, И. Никитина, Т. Н.
Пахнова, С. Н. Пименова,
Л. Д. Чеснокова.. М.: «Просвещение», 2020
Цель, задачи
Программы
Цель изучения курса русского языка
направлена на становление и формирование личности обучающегося (формирование
нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и
межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного
и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению.
Данная цель реализуется в процессе решения следующих задач:
формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие,
развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающегося с ЗПР;
достижение планируемых результатов освоения АРОП ООО, целевых установок, приобретение знаний, умений, навыков,
компетенций
и
компетентностей,
определяемых
личностными,
семейными,
общественными,
государственными
потребностями и возможностями обучающегося с ЗПР, индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья.
УМК
"Русский язык. Теория" /В.В. Бабайцева, Л.Д.Чеснокова/, "Русский язык. Практика 9класс/ А.Ю. Купалова, А.П. Еремеева, Г.К. Лидман-
Орлова и др./, "Русская речь"/ Е.И.Никитина/– М.: 2020.
Место курса в
учебном плане
Кол-во часов в неделю-4, год-140
Срок реализации
2024-2025 учебный год
I.
Планируемые результаты.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные
Ученик сможет:
считать русский язык одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
осознать ведущую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности;
уважительно относиться к родному языку, гордиться им;
стремиться к речевому самосовершенствованию;
получить достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.
Метапредметные
В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий
основное внимание ученик направит на:
· формирование действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,
· умение работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов
общения и сотрудничества;
· развитие речевой деятельности, приобретению опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретению
опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.
Ученик получит возможность научиться:
· ставить и решать многообразные коммуникативные задачи;
· действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия;
В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется:
· формированию действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во
внутреннем плане,
· осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по
способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
· В сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется:
· практическому освоению обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности;
· развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией;
Предметные
Учащиеся должны:
знать/ понимать определения основных изучаемых в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои
ответы, приводя нужные примеры;
уметь:
речевая деятельность:
- фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа;
ЧТЕНИЕ:
-прогнозировать содержание текста, исходя из анализа названия, содержания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста –
схемами, таблицами на основе текста;
-используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты – по оглавлению и
заголовкам статей;
- читать и пересказывать небольшие по объему тексты;
ГОВОРЕНИЕ:
- пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста;
- создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания;
ПИСЬМО:
- пересказать фрагмент прослушанного текста;
- пересказать прочитанное публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;
- создавать сочинение- описание архитектурного памятника, сочинение – сравнительную характеристику, рассуждение на свободную тему, сочинение
повествовательного характера с элементами повествования или рассуждения, репортаж о событии;
- составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию;
ТЕКСТ:
- находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему, основную мысль, заголовок;
- распознавать характерные для худ-ых и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя;
ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:
- правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения;
МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:
- разъяснять значение, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов;
- разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования;
ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:
- пользоваться разными видами толковых словарей («Словарь лингвистических терминов» ит.д.);
- оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевых задач высказывания;
- находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;
МОРФОЛОГИЯ;
- распознать части речи и их формы;
- соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов, пользоваться словарем грамматических трудностей;
- опираться на морфологический разбор слова при проведении, орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа;
ОРФОГРАФИЯ:
- применять орфографические правила;
- объяснять правописание труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение морфемное строение и грамматическую характеристику слов;
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:
- опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов, использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и
стилистических свойств;
- правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями, однородными и обособленными членами;
- правильно строить предложения с обособленными членами;
- проводить интонационный и синтаксический анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора;
- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
- владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации, устно объяснять пунктуацию предложений изученных
конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы простых предложений, самостоятельно
подбирать примеры на пунктуационные правила.
II.
Содержание предмета
Введение (1ч)
Язык как развивающееся явление.
Повторение изученного в 5-6 класса (8ч)
Ударение; интонация. Словообразование знаменательных частей речи. Орфография и пунктуация. Морфология и синтаксис
Причастие (32ч)
Понятие о причастии. Признаки прилагательного и глагола у причастия. Действительные и страдательные причастия. Причастный оборот. Знаки
препинания при причастном обороте. Словообразование действительных причастий. Словообразование страдательных причастий. Правописание н и нн в
причастиях; правописание н и нн в омонимичных частях речи (причастиях и прилагательных);правописание гласных перед н и нн. Правописание не с
причастиями
Деепричастие (13ч)
Понятие о деепричастии. Признаки глагола и наречия у причастия. Правописание не с причастиями. Деепричастный оборот. Словообразование
деепричастий
Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие (1ч)
Общее понятие служебных частей речи (1ч)
Общее понятие о служебных частях речи.
Предлог (11ч)
Понятие о предлоге. Назначение предлогов. Разряды предлогов значению. Многозначность предлогов. Производные и непроизводные предлоги.
Правописание предлогов. Переход других частей речи в предлоги
Союз (14ч) Понятие о союзе. Назначение союзов в речи. Употребление союзов в предложениях. Простые и составные союзы. Сочинительные и
подчинительные союзы. Правописание союзов.
Частица (15 ч) Понятие о частицах. Значение частиц. Правописание не и ни с различными частями речи. Правописание -то, -либо, -нибудь, кое-, -таки, -
ка.
Переход слов из самостоятельных частей речи в служебные (1ч)
Междометие (6ч) Понятие о междометии. Значение междометий в речи. Признаки междометий. Знаки препинания при междометиях
Повторение (14ч)
Развитие связной речи (26)
Описание общего вида местности. Описание действий (трудовые процессы, спорт). Рассказ на основе услышанного. Сообщение. Отзыв о книге.
Характеристика литературного героя. Общая характеристика публицистического стиля. Союз как средство связи предложений и частей текста.
III.
Календарно-тематическое планирование.
№
Тема урока
Дата
Основные виды учебной деятельности
обучающихся с ОВЗ
Виды контроля, методы.
План
Факт
1
Русский язык как развивающееся явление
объяснение наблюдаемых явлений с опорой на
схему, рисунок, учебник
Устный индивидуальный
контроль
2-8
Повторение изученного в 5 - 6 классах
анализ проблемных ситуаций в паре с сильным
учащимся
Письменный контроль
9-10
Проверочная работа и её анализ
самостоятельная работа с учебным материалом по
предложенному алгоритму
Письменный контроль
11
Р/Р Изложение
объяснение наблюдаемых явлений с опорой на
схему, рисунок, учебник
Устный индивидуальный
контроль
12-13
Понятие о причастии
анализ проблемных ситуаций в паре с сильным
учащимся
Письменный контроль
14-15
Признаки
прилагательного
и
глагола
у
причастия
самостоятельная работа с учебным материалом по
предложенному алгоритму
Устный индивидуальный
контроль
16
Р/Р Что такое текст
объяснение наблюдаемых явлений с опорой на
схему, рисунок, учебник
Устный индивидуальный
контроль
17-21
Причастный оборот
анализ проблемных ситуаций в паре с сильным
учащимся
Письменный контроль
22-23
Не с причастиями
самостоятельная работа с учебным материалом по
предложенному алгоритму
Письменный контроль
24
Р/Р Описание местности
самостоятельная работа с учебным материалом по
предложенному алгоритму
Устный индивидуальный
контроль
25-27
Действительные и страдательные причастия
объяснение наблюдаемых явлений с опорой на
схему, рисунок, учебник
Устный индивидуальный
контроль
28-30
Словообразование
причастий
настоящего
времени
объяснение наблюдаемых явлений с опорой на
схему, рисунок, учебник
Устный индивидуальный
контроль
31
Р/Р Описание местности
анализ проблемных ситуаций в паре с сильным
учащимся
Письменный контроль
33-35
Словообразование
причастий
прошедшего
времени
самостоятельная работа с учебным материалом по
предложенному алгоритму
Устный индивидуальный
контроль
36
Гласные перед нн и н
объяснение наблюдаемых явлений с опорой на
схему, рисунок, учебник
Устный индивидуальный
контроль
37
Диктант и его анализ
анализ проблемных ситуаций в паре с сильным
учащимся
Письменный контроль
38
Р/Р Описание местности
самостоятельная работа с учебным материалом по
предложенному алгоритму
Письменный контроль
39
Краткие причастия
объяснение наблюдаемых явлений с опорой на
схему, рисунок, учебник
Устный индивидуальный
контроль
40-42
Правописание нн в причастиях
анализ проблемных ситуаций в паре с сильным
учащимся
Устный индивидуальный
контроль
43
РР Описание местности
самостоятельная работа с учебным материалом по
предложенному алгоритму
Письменный контроль
44-45
Повторение изученного
объяснение наблюдаемых явлений с опорой на
схему, рисунок, учебник
Письменный контроль
46-47
Проверочные работы и их анализ
анализ проблемных ситуаций в паре с сильным
учащимся
Устный индивидуальный
контроль
48
РР Описание действий
самостоятельная работа с учебным материалом по
предложенному алгоритму
Устный индивидуальный
контроль
49-51
Понятие о деепричастии
объяснение наблюдаемых явлений с опорой на
схему, рисунок, учебник
Письменный контроль
52-54
Деепричастный оборот
анализ проблемных ситуаций в паре с сильным
учащимся
Письменный контроль
55
Р/Р Описание действий
самостоятельная работа с учебным материалом по
предложенному алгоритму
Устный индивидуальный
контроль
56-57
Словообразование деепричастий
объяснение наблюдаемых явлений с опорой на
схему, рисунок, учебник
Письменный контроль
58-59
Повторение изученного
анализ проблемных ситуаций в паре с сильным
учащимся
Устный индивидуальный
контроль
60-61
Проверочная работа и её анализ
самостоятельная работа с учебным материалом по
предложенному алгоритму
Письменный контроль
62
Резервный урок
объяснение наблюдаемых явлений с опорой на
схему, рисунок, учебник
Устный индивидуальный
контроль
63
Описание действий
анализ проблемных ситуаций в паре с сильным
учащимся
Письменный контроль
64-66
Переход слов из одних самостоятельных частей
речи в другие
самостоятельная работа с учебным материалом по
предложенному алгоритму
Письменный контроль
67
Повторение изученного
объяснение наблюдаемых явлений с опорой на
схему, рисунок, учебник
Устный индивидуальный
контроль
68-69
Понятие о служебных частях речи
анализ проблемных ситуаций в паре с сильным
учащимся
Устный индивидуальный
контроль
70-71
РР Рассказ на основе услышанного
самостоятельная работа с учебным материалом по
предложенному алгоритму
Устный индивидуальный
контроль
72-74
Понятие о предлоге
объяснение наблюдаемых явлений с опорой на
схему, рисунок, учебник
Письменный контроль
75-77
Правописание предлогов
анализ проблемных ситуаций в паре с сильным
Письменный контроль
учащимся
78-79
Повторение изученного
самостоятельная работа с учебным материалом по
предложенному алгоритму
Устный индивидуальный
контроль
80
Проверочная работа и её анализ
объяснение наблюдаемых явлений с опорой на
схему, рисунок, учебник
Устный индивидуальный
контроль
81-82
Понятие о союзе
анализ проблемных ситуаций в паре с сильным
учащимся
Устный индивидуальный
контроль
83-84
Сочинительные союзы
самостоятельная работа с учебным материалом по
предложенному алгоритму
Письменный контроль
85-86
Подчинительные союзы
объяснение наблюдаемых явлений с опорой на
схему, рисунок, учебник
Устный индивидуальный
контроль
87-88
Правописание союзов
анализ проблемных ситуаций в паре с сильным
учащимся
Устный индивидуальный
контроль
89-90
Морфологические средства связи
самостоятельная работа с учебным материалом по
предложенному алгоритму
Устный индивидуальный
контроль
91-92
Повторение изученного
объяснение наблюдаемых явлений с опорой на
схему, рисунок, учебник
Письменный контроль
93-94
Проверочная работа и её анализ
анализ проблемных ситуаций в паре с сильным
учащимся
Письменный контроль
95-96
Повторение изученного
самостоятельная работа с учебным материалом по
предложенному алгоритму
Устный индивидуальный
контроль
97-100
Р/Р Сочетание разных типов речи в одном
тексте
объяснение наблюдаемых явлений с опорой на
схему, рисунок, учебник
Устный индивидуальный
контроль
101-
102
Понятие о частице
анализ проблемных ситуаций в паре с сильным
учащимся
Устный индивидуальный
контроль
103-
106
Проверочная работа и её анализ
самостоятельная работа с учебным материалом по
предложенному алгоритму
Устный индивидуальный
контроль
107-
108
Правописание не и ни
объяснение наблюдаемых явлений с опорой на
схему, рисунок, учебник
Устный индивидуальный
контроль
109
Р/Р Сочетание разных типов речи в одном
тексте
анализ проблемных ситуаций в паре с сильным
учащимся
Устный индивидуальный
контроль
110-
111
Повторение изученного
самостоятельная работа с учебным материалом по
предложенному алгоритму
Письменный контроль
112
Проверочная работа и её анализ
объяснение наблюдаемых явлений с опорой на
схему, рисунок, учебник
Письменный контроль
113
Р/Р Характеристика литературного героя
анализ проблемных ситуаций в паре с сильным
учащимся
Письменный контроль
114-
116
Переход слов самостоятельных частей речи в
служебные
самостоятельная работа с учебным материалом по
предложенному алгоритму
Письменный контроль
117
Междометие.
объяснение наблюдаемых явлений с опорой на
схему, рисунок, учебник
Письменный контроль
118-
120
Р/Р Публицистический стиль
анализ проблемных ситуаций в паре с сильным
учащимся
Письменный контроль
121-
126
Повторение изученного
самостоятельная работа с учебным материалом по
предложенному алгоритму
Письменный контроль
127
Повторение изученного в 6 - 7 классах
объяснение наблюдаемых явлений с опорой на
схему, рисунок, учебник
Письменный контроль
128-
129
Р/Р Интервью
анализ проблемных ситуаций в паре с сильным
учащимся
Письменный контроль
130-
131
Контрольная работа и её анализ
самостоятельная работа с учебным материалом по
предложенному алгоритму
Письменный контроль
132-
136
Р/р Повторение изученного
объяснение наблюдаемых явлений с опорой на
схему, рисунок, учебник
Письменный контроль
Критерии (нормы) оценок письменных работ по русскому языку в 5-9 классах VII, V вида и для обучающихся общеобразовательных школ с
индивидуальным подходом по русскому языку
Нормы оценивая диктантов в 5-9 классах
Вид диктанта
Нормы оценок (количество ошибок)
«5»
«4»
«3»
«2»
контрольный
1 негрубая
орфографическая +
1 негрубая
пунктуационная +
1 логопедическая
2 орфографические+
2 пунктуационные +
3 логопедические
1 орфографическая +
4 пунктуационные+
3 логопедические
6 орфографических +
4 пунктуационные+
4 логопедические
5 орфографических+
5 пунктуационных+
4 логопедических
7 орфографических+
7 пунктуационных+
5 логопедических
8 орфографических +
8 пунктуационных+
6
логопедических
и
более
Словарный
0
1-2
3-4
до 7
Примечание:
Отличная отметка не выставляется при наличии трех и более исправлений.
При наличии в контрольном диктанте пяти и более поправок (исправлений неверного написания) оценка снижается на 1 балл, с «4» до «3». При этом
за большое количество поправок оценка не может быть снижена до неудовлетворительной.
При оценивании диктантов нередко имеют место случаи как завышения, так и занижения оценок. Занижение происходит потому, что учитель:
в число орфографических ошибок включает грамматические ошибки и описки;
учитывает однотипные ошибки как обычные;
все исправления считает за ошибку.
Завышение оценки происходит по следующим причинам:
учитываются как однотипные ошибки, которые таковыми не являются;
оценка не снижается за многочисленные исправления;
все однотипные ошибки считаются как одна.
Обстоятельства, которые необходимо учитывать при проверке и оценке диктанта:
1. неверные написания не считаются ошибками. Они исправляются, но не влияют на снижение оценки.
К неверным написаниям относятся:
ошибка на правило, не изучаемое в школе;
ошибка в переносе слова;
ошибка в слове с непроверяемым написанием, над которым не проводилась специальная работа.
2. Характер допущенной учеником ошибки (грубая или негрубая):
К негрубым орфографическим относятся ошибки:
в исключениях из правил;
в переносе слов;
буквы э-е после согласных в иноязычных словах (рэкет, пленэр) и после гласных в собственных именах (Мариетта);
в выборе прописной или строчной буквы в составных собственных наименованиях;
при переносном употреблении собственных имён (Обломовы, обломовы);
в случаях слитного или раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не
регулируется правилами (в разлив, за глаза ругать, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, в диковинку, на ощупь и т.д.);
в случае раздельного или слитного написания не с прилагательными и причастиями в роли сказуемого;
в написании -ы и -и после приставок;
в случаях трудного различения -не и –ни;
в собственных именах нерусского происхождения;
К негрубым пунктуационным относятся ошибки:
в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности;
при применении правил, уточняющих или ограничивающих действие основного правила (пунктуация при общем второстепенном члене или
общем вводном слове, на стыке союзов);
При подсчете ошибок две негрубые ошибки принимаются за одну грубую; одна негрубая ошибка не позволяет снизить оценку на балл.
3. Повторяющиеся и однотипные ошибки:
Повторяющиеся – это ошибки в одном и том же слове или морфеме, на одно и то же правило (например, вырощенный, возраст), а в пунктуации,
например, выделение или невыделение причастных оборотов в одинаковой позиции. Такие ошибки замечаются, исправляются, однако три такие ошибки
считаются за одну.
Однотипные – это ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армие, в рощи, колятся,
борятся) и фонетических (пирожек, счерчек) особенностях данного слова.
Первые три однотипные ошибки принято считать за одну, каждая
последующая – как самостоятельная. Нельзя считать однотипной ошибкой написание, которое проверяется опорным словом: безударные гласные,
сомнительные и непроизносимые согласные, падежные окончания в разных формах и некоторые другие.
Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами (типа привилегия, интеллигенция) допущены две и более ошибок, то все они считаются за
одну.
Оценка дополнительного задания к диктанту.
Показатели для оценки дополнительного задания к диктанту
Оценка
«5»
«4»
«3»
«2»
Уровень
выполнения
задания
Все задания
выполнены верно
Правильно
выполнены не менее
¾ всех заданий
Правильно
выполнено не менее
½ заданий
Не выполнено более
половины заданий
Оценка сочинений и изложений
Основными формами проверки речевого развития обучающихся являются сочинения и изложения. Это комплексные работы, с помощью которых
проверяются различные стороны языковой и речевой подготовки учащихся:
коммуникативные умения, т.е. умения раскрыть тему высказывания, передать основную мысль, изложить материал последовательно и связно,
найти для него соответствующую композиционную и языковую форму.
языковые навыки или соблюдение в речи норм литературного языка.
навыки правописания – орфографические и пунктуационные
Требования к объему сочинений и изложений
Примерный объем текста
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
Подробное
изложение
(количество слов)
100-130
130-170
170-220
220-300
300-350
Классное
сочинение
(количество страниц)
0,5 - 1
1 – 1,5
1,5 - 2
2 - 3
3 - 4
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление; вторая – за грамотность, то есть за
соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по русскому языку.
Классификация ошибок в содержании сочинений и изложений
Фактические ошибки
Логические ошибки
В изложении:
Неточности,
искажения
текста
в
обозначении
времени,
места
событий,
последовательности действий, причинно-
следственных связей.
В сочинении:
искажение
имевших
место
событий,
неточное
воспроизведение
источников,
имен собственных, мест событий, дат
- нарушение в последовательности в высказывании
- отсутствие связи между частями сочинения (изложения) и между
предложениями
- неоправданное повторение высказанной ранее мысли
- раздробление одной микротемы другой микротемой
- несоразмерность частей высказывания или отсутствие необходимых
частей
- перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к
изложению)
- неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование. К
примеру, повествование ведется сначала от первого, а потом от третьего
лица
Речевые ошибки
К речевым ошибкам относятся ошибки и недочеты в употреблении слов и построении текста. Первые в свою очередь делятся на семантические и
стилистические.
К речевым семантическим ошибкам можно отнести следующие нарушения:
употребление слова в несвойственном ему значении, например: мокрыми ресницами он шлепал себя по лицу; реки с налипшими на них городами;
устав ждать, братик опрокинул подбородок на стол;
неразличение (смещение) паронимов или синонимов, например: рука болталась, как плетень;, учитель не должен потакать прихотям ребенка и
идти у него на поводке;
нарушение лексической сочетаемости, например: Чичиков постепенно покидает город; пули не свистели над ушами;
употребление лишних слов, например: опустив голову вниз; он впервые познакомился с Таней случайно;
пропуск, недостаток нужного слова, например: Сережа смирно сидит в кресле, закутанный белой простыней, и терпеливо ждет конца (о стрижке);
стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов (например, характерная черта характера; приближался все ближе и ближе.
Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения, которые связаны с требованиями к выразительности речи:
неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов, например: У Кати было два парня: Левин и Вронский;
неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно в авторской речи (например, рядом сидит папа (вместо отец)
одного из малышей);
смешение лексики разных исторических эпох;
употребление штампов;
речевые ошибки в построении текста.
Речевые ошибки в построении текста:
бедность и однообразие синтаксических конструкций;
нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм (например, когда Пугачев выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему
вслед);
стилистически неоправданное построение слов;
неудачное употребление местоимений для связи предложений или частей текста, приводящее к неясности, двусмысленности речи (например,
Иванов закинул удочку и она клюнула);
неудачный порядок слов.
Грамматические ошибки
Грамматические ошибки – это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры.
Анализ грамматических ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка (словообразовательными, морфологическими, синтаксическими)
не владеет ученик.
Разновидности грамматических ошибок:
словообразовательные, состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка (например, надсмешка,
подчерк, нагинаться, спинжак, беспощадство, публицизм и т.п.). Такие ошибки нельзя воспринимать как орфографические;
морфологические, связанные с ненормативным образованием форм, слов и употреблением частей речи (писав свои произведения, не думал, что
очутюсь в полной темноте; одни англичаны; спортсмены в каноях; ихний улыбающий ребенок, ложит и т.д.).
синтаксические
а) ошибки в структуре словосочетаний, в согласовании и управлении (например, браконьерам, нарушающих закон; жажда к славе;
б) ошибки в структуре простого предложения:
- нарушение связи между подлежащим и сказуемым (например, солнце села; но не вечно ни юность, ни лето; это было моей единственной книгой в дни
войны)
- нарушение границы предложения (например, Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке);
- разрушение ряда однородных членов (например, настоящий учитель верен своему делу и никогда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в
доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн);
- ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами (например, причалившая лодка к берегу. На картине «Вратарь» изображен
мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени);
- местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего (например, Кусты, они покрывали берег реки);
- пропуски необходимых слов, (например, Владик прибил доску и побежал в волейбол.
в) Ошибки в структуре сложного предложения:
- смешение сочинительной связи (например, Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами);
- отрыв придаточного от определяемого слова (например, Сыновья Тараса только что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе);
г) смешение прямой и косвенной речи;
д) разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки (например, терпеть не могу сидеть сложив руки; хохотала как резаная).
Грамматические ошибки следует отличать от орфографических. Орфографическая ошибка может быть допущена только на письме, ее нельзя
услышать. Грамматическая ошибка не только видима, но и слышима. Простой прием чтения вслух по орфоэпическим правилам помогает разграничить
грамматические и орфографические ошибки. К примеру, ошибка в окончании «браконьерам, промышляющих в лесах» не орфографическая, а
грамматическая, так как нарушено согласование, что является грамматической нормой. И, наоборот, в окончании «умчался в синею даль» ошибка
орфографическая, так как вместо юю по правилу написано другое.
Нормы оценивания сочинений и изложений
Оценка
Основные критерии оценки
Содержание и речь
Грамотность
1
2
3
«5»
1. Содержание работы полностью соответствует теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют, в изложении сохранено не менее
70% исходного текста.
3. Содержание работы излагается последовательно.
4. Текст отличается богатством лексики, точностью употребления слов,
разнообразием синтаксических конструкций.
5. Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.
6. Допускается 1 недочет в содержании.
Допускается
1 негрубая орфографическая
1 пунктуационная
1 грамматическая
1 логопедическая ошибка
«4»
1. Содержание работы в основном соответствует теме, имеются
незначительные отклонения от темы.
2. Содержание изложения в основном достоверно, но имеются
единичные фактические неточности, при этом в работе сохранено не
менее 70% исходного текста.
3. Имеются незначительные нарушения последовательности в
изложении мыслей.
Допускаются:
2 орфографические + 3 пунктуационные + 3
грамматические + 3 логопедические ошибки.
1 орфографическая + 3 пунктуационные + 3
грамматические + 3 логопедические ошибки.
4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5. Стиль работы отличается единством и достаточной
выразительностью.
6. Допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4
речевых недочетов.
0 орфографических + 4 пунктуационные + 3
грамматические + 3 логопедические ошибки.
«3»
1. Имеются существенные отклонения от заявленной темы.
2. Работа достоверна в основном своем содержании, но в ней допущены
3-4 фактические ошибки. Объем изложения составляет менее 70%
исходного текста.
3. Допущено нарушение последовательности изложения.
4. Лексика бедна, употребляемые синтаксические конструкции
однообразны.
5. Встречается неправильное употребление слов.
6. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно
выразительна.
7. Допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых
недочетов.
Допускаются:
0 орфографических + 5-7 пунктуационных (с учетом
повторяющихся и негрубых) + 4 логопедических ошибок.
6 орфографических + 7 пунктуационных + 4
грамматических + 4 логопедических ошибок.
«2»
1. Работа не соответствует заявленной теме.
2. Допущено много фактических неточностей; объем изложения
составляет менее 50% исходного текста.
3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частых
работы, отсутствует связь между ними. Текст сочинения (изложения) не
соответствует заявленному плану.
4. Лексика крайне бедна, авторские образные выражения и обороты
речи почти отсутствуют. Работа написана короткими однотипными
предложениями со слабо выраженной связью между частями, часты
случаи неправильного употребления слов.
5. Нарушено стилевое единство текста.
6. Допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
Допускаются:
7 и более грубых орфографических ошибок независимо от
количества пунктуационных.
8 и более пунктуационных ошибок (с учетом
повторяющихся и негрубых) независимо от количества
орфографических.
Общее количество орфографических и пунктуационных
ошибок более 8 при наличии более 7 грамматических.
Примечание:
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и
речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше нормы, то при оценке работ следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну,
а для отметки «3» на две единицы. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
3. Первая оценка (содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема сочинения, хотя по остальным показателям оно написано
удовлетворительно.
4. На оценку сочинений и изложений распространяются положения однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях (см.
раздел «Оценка диктантов»).