Напоминание

Применение мнемотехник на уроках английского языка: делая обучение запоминающимся и увлекательным

Автор: Андреева Виктория Александровна
Должность: учитель иностранных языков
Учебное заведение: Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы "Школа № 1811 "Восточное Измайлово"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Применение мнемотехник на уроках английского языка: делая обучение запоминающимся и увлекательным







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Автор: Андреева Виктория Александровна,

учитель иностранных языков

Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения

города Москвы «Школа № 1811 «Восточное Измайлово»

Применение мнемотехник на уроках английского

языка: делая обучение запоминающимся и

увлекательным

Мнемотехники – это совокупность специальных приемов и методов,

облегчающих запоминание и воспроизведение информации. Их применение на

уроках английского языка может значительно повысить эффективность

обучения, сделать его более увлекательным и помочь ученикам лучше

усваивать лексику, грамматические правила и другую информацию. В данной

статье мы рассмотрим основные мнемотехники, которые могут быть

использованы на уроках английского языка, подкрепив их конкретными

примерами и ссылками на авторитетные источники.

Мнемотехники: что это и как они работают?

Мнемотехники основаны на использовании различных механизмов памяти,

таких как ассоциации, визуализация, ритмизация, и других, для создания более

прочных и запоминающихся связей с информацией [1]. Основные

мнемотехнические приемы включают:

1.

Ассоциации: Связывание новой информации с уже известной и

запомненной.

2.

Визуализация: Создание ярких мысленных образов, связанных с новой

информацией.

3.

Рифмы и стихи: Запоминание информации с помощью рифмованных

строк и стихотворений.

4.

Акронимы и аббревиатуры: Использование первых букв слов для

создания нового слова или фразы, помогающих запомнить информацию.

5.

Метод локусов (дворцов памяти): Создание мысленного пространства,

где размещаются объекты, связанные с новой информацией.

6.

Истории и рассказы: Запоминание информации через создание связных

и интересных историй.

7.

Использование эмоций: Привязывание информации к эмоционально

значимым образам и ситуациям.

8.

Разделение на части: Разделение сложной информации на более мелкие

и легко усваиваемые фрагменты.

9.

Повторение: Регулярное повторение информации для закрепления ее в

памяти.

10.

Использование мультимодальных подходов: Сочетание различных

каналов восприятия (зрение, слух, движение) для лучшего запоминания.

Применение мнемотехник на уроках английского языка

Мнемотехники могут быть эффективно использованы на различных этапах

урока английского языка, при изучении лексики, грамматики, и других аспектов

языка:

1. Запоминание лексики:

Метод ассоциаций:

o

Пример: Для запоминания слова "apple" (яблоко), можно создать

ассоциацию с красным цветом, сочным вкусом или известным

брендом Apple.

o

Пример: Для слова "umbrella" (зонт) можно представить его как

гриб или как защиту от дождя.

Визуализация:

o

Пример: Для слова "sun" (солнце) ученики могут представить

яркое желтое солнце, которое светит и согревает.

o

Пример: Для слова "mountain" (гора) можно представить высокую

гору со снежной вершиной.

Использование акронимов:

o

Пример: Для запоминания цветов радуги "ROYGBIV" (Red,

Orange, Yellow, Green, Blue, Indigo, Violet) - акроним для названий

цветов.

Метод историй:

o

Пример: Для запоминания списка слов (например, cat, dog, house,

tree) можно создать короткую историю: "A cat lived in the house,

and a dog barked at the tree."

2. Запоминание грамматических правил:

Рифмы и стихи:

o

Пример: Для запоминания порядка слов в английском

предложении можно использовать рифмовку: "Subject, Verb, then

Object too."

Визуализация грамматических структур:

o

Пример: Для запоминания правильного использования времен

можно представить их в виде линии времени с точками прошлого,

настоящего и будущего.

Метод ассоциаций:

o

Пример: Для запоминания исключений из правил образования

множественного числа, можно связать их с образами

"непослушных" слов, которые не подчиняются правилам.

3. Запоминание идиом и фразовых глаголов:

Визуализация идиом:

o

Пример: Для идиомы "to be under the weather" (чувствовать себя

неважно), ученики могут представить себя под дождем, чувствуя

холод и слабость.

Истории и рассказы:

o

Пример: Для фразового глагола "to give up" (сдаваться) можно

придумать историю о спортсмене, который упорно тренировался,

но в конце концов решил "give up".

Ассоциации с образами:

o

Пример: Для идиомы "to bite the bullet" (решиться на неприятный

шаг), можно представить человека, кусающего пулю, что

вызывает неприятные ощущения, но помогает решиться на

трудное дело.

4. Запоминание правил произношения:

Использование рифм и стихов:

o

Пример: "I before E, except after C" – правило правописания.

Использование цветовых кодов:

o

Пример: Для различения звонких и глухих согласных, можно

использовать разные цвета.

Практические примеры применения мнемотехник:

Лексический диктант с ассоциациями: Учитель диктует слова, а

ученики не только пишут их, но и делают быстрый набросок ассоциации

на бумаге.

Грамматические игры с рифмами: Ученики в группах придумывают

рифмы, помогающие запомнить грамматические правила, и проводят

игру, проверяя друг друга.

Сюжетное чтение с запоминанием: Ученики читают короткий рассказ

и затем пересказывают его, используя мнемотехники для запоминания

ключевых моментов.

Видео уроки с использованием визуализаций: Учитель создает или

использует видео уроки с анимацией, помогающей визуально

представить лексику или грамматические правила.

Создание "дворцов памяти": Ученики создают мысленный "дворец

памяти" для запоминания новых слов и выражений, размещая их в

определенных комнатах или местах.

Источники цитирования:

1.

Bellezza, F. S. (1981). Mnemonic-device instruction with adults. Journal of

Educational Psychology, 73(5), 734–748.

2.

Higbee, K. L. (1988). Your memory: How it works and how to improve it.

Prentice Hall.

3.

Lorayne, H. (2008). Super memory, super student. Sterling.

4.

Atkinson, R. C., & Raugh, M. R. (1975). An application of the mnemonic

keyword method to the acquisition of a Russian vocabulary. Journal of

Experimental Psychology: Human Learning and Memory, 1(2), 126–133.

5.

Yates, F. A. (1966). The art of memory. Routledge.

6.

Paivio, A. (1971). Imagery and verbal processes. Holt, Rinehart and Winston.

7.

Roediger, H. L., & McDaniel, M. A. (2013). Improving student learning in

college: A selective review of the science. Policy Insights from the Behavioral

and Brain Sciences, 1(1), 30-35.

8.

Mastropieri, M. A., & Scruggs, T. E. (1991). Mnemonic instruction for

students with learning disabilities. Review of Learning Disabilities, 6(3), 149–

173.

9.

Baddeley, A. (2007). Working memory, thought, and action. Oxford

University Press.

10.

Levin, J. R. (1986). Four cognitive principles of learning-strategy

interventions. Educational Psychologist, 21(1-2), 3-17.

Заключение

Мнемотехники – это мощный инструмент, который может значительно

улучшить процесс обучения английскому языку, сделать его более интересным,

эффективным и запоминающимся. Их использование позволяет активизировать

различные механизмы памяти, создать прочные ассоциации с новой

информацией и стимулировать творческое мышление учащихся. Умелое

применение мнемотехник поможет преподавателям создать более

мотивирующую и продуктивную учебную среду, способствуя успешному

овладению английским языком.