Напоминание

Морфофункциональные изменения при занятиях художественной гимнастикой

Автор: Малкова Татьяна Александровна
Должность: тренер-преподаватель
Учебное заведение: ОГБУ ДО "СШОР" по художественной гимнастике
Населённый пункт: город Ульяновск, Ульяновская область
Наименование материала: статья
Тема: Морфофункциональные изменения при занятиях художественной гимнастикой







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Морфофункциональные изменения при занятиях художественной

гимнастикой

Двигательная

активность

детей

очень

высока.

Она

совершенно

необходима для нормального развития всех органов и систем организма,

повышения устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды и

снижения заболеваемости (Шустин Б.М., 2005).

Число шагов, подсчитанных за сутки, неуклонно растет по мере

повышения возраста детей. У отдельных 7-летних мальчиков суточное

количество

шагов

может

доходить

до

20-22

тысяч.

Понятно,

что

существующий школьный режим не удовлетворяет этим требованиям.

Потребность в двигательной активности в детских садах и начальной школе

удовлетворяется примерно на 30-50% (Шустин Б.М., 2005).

За последнее время все большее значение приобретает проблема

физиологической незрелости детей (Аршавский И. А., 1985). Число таких

детей постоянно растет.

Основным признаком физиологической незрелости является мышечная

гипотония (тонкие и слабые мышечные волокна с низким мышечным

тонусом), которая сопровождается пониженной двигательной активностью.

Главным фактором в борьбе с этим состоянием является правильно

организованная двигательная активность. Только постепенное наращивание

мышечной

деятельности

может

нормализовать

функционирование

центральной нервной системы, сенсорных систем, секрецию эндокринных

желез, работу органов кровообращения и дыхания и других систем организма

(Фарбер Д. А., 1990).

Дети первых лет жизни приобщаются к систематическим занятиям

плаванием, фигурным катанием, гимнастикой и акробатикой, прыжками в

воду,

теннисом.

Начинается

их

подготовка

к

занятиям

волейболом,

баскетболом,

лыжному

спорту,

легкой

атлетике.

Начало

спортивной

специализации в различных видах спорта, несмотря на процессы эпохальной

и индивидуальной акселерации, должно быть, по мнению ряда специалистов,

не

ранним,

а

своевременным.

Форсирование

физических

нагрузок

недопустимо. Они должны соответствовать возрастным особенностям и

индивидуальным возможностям детского организма.

Ранняя спортивная специализация при недостаточной адекватности

применяемых нагрузок может задержать рост и развитие ребенка, ограничить

спортивные достижения. При больших психоэмоциональных напряжениях и

низких энерготратах спортивные упражнения могут задерживать развитие

функций сердца. Имеются данные о том, что мальчики, начавшие заниматься

плаванием в 10-13 лет, выполняли нормативы мастера спорта в 66% случаев,

а начавшие заниматься в 6-9 лет -— только в 12,5% случаев (Филиппов С.С.,

2005).

В то же время оптимальные систематические занятия физическими

упражнениями совершенно необходимы растущему организму. Повышенный

двигательный режим у дошкольников увеличивает темпы созревания всех

органов и систем организма. Ускоряется развитие физических качеств.

Увеличение

моторной

плотности

физкультурных

занятий

в

дошкольных учреждениях на 20-25% за счет введения элементов акробатики,

различных игр и эстафет уже в течение года дает заметный прирост силы,

особенно у мальчиков, и скоростно-силовых возможностей, повышая

дальность прыжка по сравнению с обычным режимом при низкой моторной

плотности занятий (Филин В.П., 2006).

При

раннем

начале

систематических

занятий

физическими

упражнениями следует особенно тщательно регламентировать статические

нагрузки,

вызывающие

негативные

реакции

неокрепшего

детского

организма, не допускать асимметричных перегрузок отдельных мышечных

групп для избежания непропорционального развития тела и функциональной

асимметрии.

Младший школьный возраст является благоприятным для разучивания

новых движений. Считают, что с 5до 10 лет ребенок усваивает примерно 90%

общего объема приобретаемых в жизни двигательных навыков. При этом у

юных спортсменов повышаются возможности варьирования движений во

времени

и

пространстве,

в

зависимости

от

возникающих

ситуаций,

возрастает функциональная лабильность нервных и мышечных звеньев,

подвижность нервных процессов в коре больших полушарий.

У юных спортсменов быстрее развертываются функции дыхания и

сердцебиения,

ускоряется

повышение

минутного

объема

дыхания

и

минутного объема кровотока. В возрасте 9-10 лет у девочек повышение

минутного объема кровотока обеспечивается большим нарастанием ЧСС, а у

мальчиков — преимущественным ростом систолического объема крови.

Возрастной особенностью является то, что после окончания работы

показатели систолического и минутного объема крови еще некоторое время

(1 -2 минуты) продолжают нарастать и лишь затем снижаются, в отличие от

показателей ЧСС, которые сразу начинают снижаться (Минаев Б. Н., 1999).

У юных спортсменов развитие тренированности сопровождается

меньшим проявлением спортивной брадикардии в состоянии покоя, чему

взрослых. При больших нагрузках у юных спортсменов часто встречаются

синусовые

аритмии,

которые

могут

свидетельствовать

о

физическом

перенапряжении и нарушении автоматии сердца.

При развитии выносливости к различным циклическим упражнениям

рекомендуемый темп ходьбы у 7-8-летних детей составляет 100, а 9-10-

летних— 100-120 шагов в 1 мин. Кратковременные статические нагрузки

(длительностью не более 10-15с у детей 10-12 лет) полезно использовать для

совершенствования функций ЦНС, двигательного аппарата и сердечно-

сосудистой системы (Матвеев Л. П., 1991).

Систематические занятия физическими упражнениями укрепляют

здоровье, повышают неспецифическую резистентность юных спортсменов к

простудным заболеваниям и вирусным инфекциям.

Выявление спортивного таланта в художественной гимнастике –

сложный, трудный процесс. Все больше возрастают требования к морфотипу,

двигательным способностям, артистичности. Поиск двигательно-одаренных

детей облегчается массовой работой (Карпенко Л.А., 2002).

Гимнастикой легко увлечь детей дошкольного возраста. Интерес к

занятиям

объясняется

разнообразием

упражнений.

Привлекает

детей

гимнастика красотой и необычностью многих упражнений, элементов.

Упражнения в художественной гимнастике формируют правильную осанку,

развивают

силу,

выносливость,

увеличивают

подвижность

суставов,

улучшают координацию движений, совершенствуют чувство равновесия и

прыгучесть (Карпенко Л.А., 1999).

В последние годы в художественной гимнастике появилась тенденция

к

снижению

начальной

возрастной

границы

занимающихся,

совершенствованию и усложнению техники юных гимнасток.

Занятия гимнастикой оказывают благотворное воздействие не только

на мышечно-связочный аппарат, но и на внутренние органы. Гимнастка,

хорошо владеющая упражнениями, умело согласует фазы дыхания с фазами

движения (Карпенко Л.А., 1998).

Нельзя

не

отметить

положительного

влияния

упражнений

на

вестибулярный аппарат занимающихся. Вследствие их выполнения у

гимнасток развивается высокая устойчивость к действиям ускорения, к

изменениям положения тела.

Основными упражнениями в художественной

гимнастике являются различные виды ходьбы и бега, пружинные и

волнообразные

движения

туловищем

и

руками,

махи

и

взмахи

определенными частями тела, прыжки, повороты, упражнения в равновесии

и множество упражнений с предметами (скакалка, обруч, мяч, булавы,

лента).

Для

развития

силы,

ловкости,

выносливости

дополнительно

используются: ОРУ (общеразвивающие упражнения) на силу, гибкость,

растягивание, элементы акробатики (кувырки, “мосты”, различные повороты

и т.д.) (Головина Л.Л., Копылов Ю.А., Полянская Н.В., 1998).

Спортивная тренировка – специализированный процесс физического

воспитания, направленный на достижение высоких результатов. Тренировка

состоит из технической, физической, моральной, волевой, тактической и

теоретической подготовки.

Идеальный возраст для начала занятий художественной гимнастикой -

5-6 лет. Как утверждают выдающиеся тренеры, чуть раньше отдавать

бесполезно - ребенок не готов как минимум физически, чуть позже - не имеет

смысла. Тренировки у детей младшего возраста проходят несколько раз в

неделю и длятся по 2-3 часа, у старших количество часов занятий

удваивается.

Базисными элементами на начальном этапе являются мостики, шпагаты, а

также упражнения на гибкость. Чуть позже тренер добавляет элементы

хореографии на занятиях и упражнения с предметами (шары, ленточки,

булавы).

Набор девочек для занятий в секции художественной гимнастики

производится в возрасте 4 – 5 лет.

В этот период уже готовы сосредоточенно

развивать

музыкальность,

координацию

и

гибкость

качества,

так

необходимые

в

художественной

гимнастике.

Для

того

чтобы

юные

спортсменки в группах художественной гимнастики двигались музыкально и

чувствовали ритм, разминка и занятия хореографией выполняются под

музыку.