Автор: Козлова Елена Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 2"
Населённый пункт: Гусь-Хрустальный
Наименование материала: Классный час
Тема: Игра-путешествие "Будь природе другом"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2
с углубленным изучением отдельных предметов
имени кавалера ордена Красной Звезды А. А. Кузора»
Управление образования и молодежной политики
администрации муниципального образования
г. Гусь-Хрустальный
Классный час
«Будь природе другом»
Игра-путешествие
Составила учитель начальных классов,
первой квалификационной категории:
Козлова Елена Владимировна
2024-2025 уч.год
Тема. Будь природе другом. Игра-путешествие.
Цели. Знакомить с красотой родного края. Углублять знания учащихся о
лечебных свойствах растений. Развивать внимание, наблюдательность,
память. Воспитывать любовь к природе.
Ход занятия
I. Oрганизационная часть
1. Поздравления
Дорогие дети! В наш класс
Пожаловали люди искренние.
Поздравьте в добрый час
Гостей улыбкой и миром!
ИИ. Мотивация учебной деятельности
III. Игра-путешествие
1 Остановка «Деревья-символы»
Учитель:
- О деревьях сложено много стихов, рассказов, легенд.
- Какие вы знаете деревья-символы?
(Ученики рассказывают о калине, тополе, иве, про дуб.)
Учитель:
- Какую пользу приносят деревья?
-Деревья называют «легкими планеты» .
-Вывод: деревья надо охранять.
2 Остановка «Цветы-символы»
Ученики рассказывают о бархатцах, маке, подсолнухе, васильке.
3 Остановка «Галерея»
Отгадывание загадок
(Загадки записаны на желтом и зеленом кленовых листочках)
Задача: отгадайте загадки и назовите как можно больше сказок , в которых
встречаются эти герои.
1. Летом носит серую шубу,
Зимой-белую щубку.
Имеет с трещиной губу,
Косые глаза, длинные уши.
(Заяц)
2. Она рыженькая, еще и хитренька –
Не большая и не маленькая.
Она волку -сестренка,
А зовут ее…
(Лисичка)
4 остановка «Туристическая»
Учитель:
-Вы все, наверное, любите отдыхать?
- Где лучший отдых?
(На природе).
- Представьте себе, что вы ушли в лес.
- Ваш товарищ поранил ногу.
- Из раны сочится кровь.
- Как быть?
- Врача и аптечки поблизости нет.
- Как остановить кровь?
- Человек издавна познавал целебные свойства растений.
- Каждое растение, растущее на Земле, обладает чудодейственными
свойствами.
- Какие вы знаете растения, которые могут остановить кровь нашему
раненому и оказать ему первую помощь?
1 ученик
Вот подорожник. Он поможет
раненому.Растение назвали подорожником потому, что это растение любит
расти на обочинах дорог и тропинок. Другое название подорожника –
«Поранник» - объясняется его кровоостанавливающей и заживляющей
способностями.
2 ученик
А вот тысячелистник обыкновенный, белая кашка, маточник, ахилл,
белоголовник, солдатская трава, порез-трава, кровавник, серпорез
Это растение тоже поможет оказать первую медицинскую помощь нашему
раненому.
3 ученик:
А это чистотел или желтый сок. Это лечебное растение также поможет
раненому.
Учитель:
Молодцы дети! Вы помогли раненому товарищу! А мы продолжаем наше
путешествие до следующей остановки.
5 остановка " Лекторий Айболита»
На этой остановке мы послушаем интересный рассказ учеников о
лекарственных растениях, которые помогли раненому товарищу.
(Учащиеся показывают рисунки и рассказывают о подорожнике,
тысячелистнике, чистотеле)
Подорожник большой:
Лечебные свойства этого растения хорошо знали врачи Древней Греции и
Рима, а в средние века персидские и арабские медики. Ценили это растение и
в России.
До XIV в. подорожник был распространен лишь в Восточном полушарии. Во
времена великих путешествий, когда мореплаватели искали новых земель,
его случайно завезли в Америку, где он быстро распространился, а индейцы
стали называть это растение «след белого человека».
Подорожник большой - многолетнее травянистое растение, издавна чтит
народная медицина многих народов мира и широко используется как
лечебное средство при внешних ранах, ушибах, нарывах, ожогах.
Беседа
- Почему это растение назвали подорожником?
(подорожник растет у дороги и тропинок.)
- Почему подорожник в народе называют Поранником, порезником? (Его
прикладывают к ранам и порезам).
- Как применяют подорожник в медицине? (Подорожник используют, как
лечебное средство при наружных ранах, ушибах, нарывах, ожогах.)
Тысячелистник
Это растение имеет приятный бальзамический запах. Цветы душистые, по
вкусу горькие. Распространен тысячелистник повсюду, растет на лугах,
полях, межах, вдоль дорог, на склонах, лесных полянах, в кустарниках.
Тысячелистник - очень популярное лечебное средство. Считают, что
растение улучшает пищеварение, останавливает кровотечение, способствует
правильному обмену веществ. Скажем, вы поранились в поле, во дворе.
Тогда ищут тысячелистник, берут его листья (они сочнее цветка), разминают
(по возможности чистыми пальцами), прикладываюсь к ране. После этого
большей частью рана заживает за 3-5 дней без следа нагноения. Даже раны
от серпа, как и раны от пореза ножом, плугом, топором, произведенные на
поле, заживают быстро. Вот почему это замечательное растение в народе
называют кровавником.
Беседа
- Где растет тысячелистник? (Растет везде: на лугах, полях, межах, вдоль
дорог, на склонах, лесных полянах, в кустарниках)
- При каких болезнях используют тысячелистник, как лечебное средство?
(Тысячелистник улучшает пищеварение, способствует правильному обмену
веществ)
- Какое другое название имеет это растение? Почему народ назвал ее именно
так? (Тысячелистник называют кровавником. Он быстро заживляет раны от
пореза ножом, плугом, топором, серпом.)
Чистототел
Ядовитое, но очень популярное в народе лечебное растение, травянистый
сорняк. На изломе выделяет желтый или оранжевый млечный сок.
Чистотел (латинское название переводят дословно — дар солнца) —
лекарственное растение. Растет в сорных местах, чаще в тени, возле жилья,
под заборами, вдоль улиц. Распространен повсюду. Собирать траву начинают
в конце мая — к концу июля, то есть во время наиболее обильного цветения.
Соком чистотела выводят бородавки, узелки, лишаи, мозоли, пятна на коже.
Настоем чистотела лечат болезни ротовой полости. Используют чистотел для
лечения длительно незаживающих ран.
В народе чистотел называют бородавочником, желтосоком
Беседа
— Почему растение получило название бородавочник, желтосоком? (Соком
чистотела выводят бородавки, поэтому бородавочник; сок чистотела желтый,
поэтому и желтосок.)
- Где растет чистотел? (Растет в сорных местах, чаще в тени, возле жилья,
под заборами, вдоль улиц.)
- Когда можно собирать чистотел? (Собирать траву начинают в конце мая —
к концу июля, то есть во время более обильного цветения.)
- Молодцы, дети, на этой остановке вы многое узнали о лечебных свойствах
чудо-растений. Продолжаем наше путешествие с песней.
Остановка «Поляна загадок»
Учитель загадывает загадки. Когда ученики отгадывают загадку, то он
демонстрирует рисунок и предлагает рассказать об этом растении.
6 остановка " Отгадай, кто я?»
Ученики получают конверты с заданиями и отгадывают о ком идет речь
(снегирь, белка, дятел, рак, сорока).
7 остановка " Игра да или нет?»
Сажать деревья, цветы?
Ломать ветки деревьев и кустов?
Обдирать кору деревьев?
Собирать большие прибольшие букеты цветов?
Разрушать муравейники?
Сбивать грибы ногами?
Наблюдать за природой?
Убивать ужей, лягушек, животных которые вам не нравятся?
Любоваться красотой природы?
Ловить бабочек, других интересных животных?
Подкармливать птиц и животных зимой?
Разрушать гнезда птиц?
8 остановка "Смекалки".
Задание: из представленных слогов составить слова.
На, ро, ди, смо (Смородина).
Дил, кро, ко (Крокодил).
Ка, ба, со (Собака).
На, ро, во (Ворона).
Аи,ст (Аист).
9 остановка «Головоломки и загадки для умственной зарядки»
1. Пять березок, две ели
Зеленеют над ручейком.
Возле них одна малина.
Сколько всех деревьев, скажи-ка?
(Семь)
2. Четыре груши Ваня имел.
Еще четыре братишка дал.
Во дворе Ваня сел,
Восемь груш сразу съел,
И подумал, не мало ли?
Сколько груш еще осталось?
(Ноль)
3. Очень симпатичная госпожа,
В пуховом кафтане –
В одежде купалась,
а сухая осталась.
(Утка)
4. Из грядки вытянули, достали,
Потом кожу ободрали.
Резали сюда и туда –
И за свои труды
Слезы проливаем!
С кем мы дело имеем?
(Лук)
5. На землю дождь такой обильный спустился,
На дереве воробушек примостился.
А вам всем вопрос вот такой
Было то дерево, кто скажет нам, какое?
(Мокрое)
6. Что, скажите-ка, малыши,
Едят зимой ежи?
(Спят)
10. Остановка «Я это знаю»
Клязьма, Волга, Енисей, Ока ( Реки).
Дает молоко - ... (Корова).
Ребенок коровы - ... (теленок).
Дом птицы - ... (гнездо).
Опята, мухоморы, подберезовики - ... (Грибы).
Дерево с белой корой - ... (Береза).
Какая птичка подкладывает яйца в чужие гнезда? (Кукушка).
Худым или толстым ложится спать медведь в берлогу? (Толстым).
Животное с черно-белыми полосами, которое живет в Африке? (Зебра).
Кто его убьет, тот свою кровь прольет. (Комар).
По дороге прыгает, а в воде плавает. (Лягушка).
Сам красный, а чуб зеленый. (Свекла).
Какое животное является самым высоким на земле? (Жираф).
Комнатное растение, похожее на ежа (Кактус).
Чем кормят все звери своих младенцев? (Молоком).
11. Остановка " Правила поведения в лесу»
Идя в лес на прогулку или на отдых вспомни, что все, что тебя окружает,
радует твое зрение и слух, дает наслаждение – все это твое, и все это
необходимо оставить чистым и невредимым, и все это принадлежит всем, и
должно радовать всех, а не тебя одного.
Помни:
1. Каждый зеленый листок, каждая травинка обогащает воздух кислородом.
Им мы дышим, без него нет жизни. Не топчи, не срывай их попусту!
2. Самый красивый цветок тот, что цветет там, где вырос. Не губи его!
3. Не шуми в весеннем лесу, не включай слишком громко музыку. Не шуми-
послушай, как шумит лес.
4. Если ты нашел гнездышко, не задевай его, потому что птичка заметит, что
ее жилище обнаружено и может оставить его, даже если там уже отложено
несколько яичек.
5. Не лови красочных бабочек, которые летают над цветами.
6. Нет более чистой и вкусной воды, чем родниковая. Не засоряй родник!
Охраняй его чистоту!
7. Ты хочешь принести домой лесные цветы? Собери их перед тем, как
будешь идти домой и знай – скромный, небольшой букет всем говорит, что
ты сознательный человек, бережливый, добрый.
8. Для того, чтобы погубить молодое дерево – нужны минуты, а вырастить –
годы. Не ломай деревья и кусты.
9. Рана на растении – рана на живом теле. Если ты насобираешь букет лесных
земляник, знай: сколько веточек в букетике, на стольких растениях остались
раны и все они долго будут болеть, а много и вовсе погибнет.
10. Ничто не губит все живое так быстро и безжалостно, как огонь. Проследи,
чтобы в лесу не осталось даже искры непогашенного огня.
11. Пусть твое место будет чистым, а остатки еды оставь для птичек - на
ветках, зверям – на пеньке, насекомым – на земле.
Учитель:
Природа щедра к нам. Все, что мы имеем – от нее. Ты поблагодари ее своей
добротой, вниманием, честным обращением и она будет еще щедрее.
IV. Итог. Рефлексия.
Учитель:
- Вот и подошло к концу наше путешествие.
- Я вижу, что вы улыбаетесь.
- Значит, вы здоровы и у вас ничего не болит!
- Мы-дети природы.
- Природа заботится о нас, а мы должны беречь ее и заботиться о ней.
- Мы должны быть настоящими друзьями природы.
Всем спасибо!