Автор: Козлова Елена Петровна
Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №142"
Населённый пункт: г. Рязань
Наименование материала: Конспект занятия познавательного цикла для детей средней группы
Тема: " Если очень захотеть можно в космос полететь... "
Конспект занятия познавательного цикла
«Если очень захотеть можно в космос полететь…»
для детей средней группы.
Образовательная область: Познавательное развитие
Раздел: Ознакомление с социальным миром.
Цель: формирование элементарных представлений детей о космосе, Солнечной
системе и её планетах.
Задачи:
расширять кругозор детей;
развивать познавательный интерес и любознательность детей;
развивать детское художественное творчество, интерес к самостоятельной
творческой деятельности;
вызывать у детей эмоциональное удовольствие от деятельности;
побуждать к активной речи;
воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу, упражнять в
умении работать в парах и коллективе.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-
исследовательская, двигательная, моделирование из различных материалов.
Предварительная
работа: разучивание
подвижной
игры
«Я
ракета»,
рассматривание иллюстраций о космосе; просмотр мультфильмов по теме;
беседа на тему «Космонавт».
Материал:
плоскостная модель Солнечной системы; макеты планет;
разрезные картинки;
набор карточек для игры «Нужно - ненужно?»;
набор для экспериментальной деятельности;
аудиооборудование.
Ход занятия.
I
часть.
1. Введение в игровую ситуацию
Педагог предлагает детям посмотреть вместе необычное, электронное письмо от
Незнайки, которое он получил утром.
Вопросы к детям: О чем просит нас Незнайка? Мы ему поможем?
2.
Открытие нового знания. Беседа о Солнечной системе.
Вопросы детям:
Ребята, посмотрите, это макет космоса. И мне кажется, что чего-то в нем не
хватает? Чего, вы знаете?
Педагог: Правильно. Космос – это мир звёзд, он очень разнообразен. Звезды
кажутся маленькими, потому что находятся далеко. На самом деле звезды – это
огромные огненные шары, похожие на Солнце.
Возьмите каждый по звезде, давайте поместим их в наш макет космоса. Еще чего
не хватает?
Педагог: Найдите солнце. Посмотрите, какое на самом деле огромное солнце. А
звездочки по сравнению с ним кажутся совсем маленькими.
Как вы думаете, почему?
А еще вокруг солнца вращаются необычные шары. Это планеты. Повторите... у
каждой планеты есть своя дорожка (орбита)
Возьмите планеты и поместите на наш макет.
А я вам буду помогать
На луне жил Звездочет
Он планетам вел подсчет
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс,
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
Восьмой – Нептун,
Девять, дальше всех – Плутон
Все планеты знает он.
Посмотрите на каждую планету, они все разные, очень красивые и необычные.
Теперь Незнайка знает, какие бывают планеты.
Педагог: А вы знаете, на какой планете живем мы?
Если мы живем на Земле, то мы….
Обратите внимание на нашу красавицу Землю.
Какой цвет преобладает у нашей планеты? А как вы думаете почему?
Потому что большая часть нашей планеты покрыта водой – морями и океанами,
реками и озерами.
Беседа о летательном аппарате - ракете.
Педагог: Дети, а как можно попасть в космос? На чем можно полететь?
А на самолете можно долететь? Почему?
Почему в космос летают на ракете? Я вам расскажу
Наша Земля очень сильная: все притягивает к себе и никуда от себя не от
себя не отпускает. Чтобы преодолеть земное притяжение надо очень быстро
передвигаться.
И только у ракеты есть особый реактивный двигатель , который помогает ей
улететь в космос, преодолев притяжение земли.
Хотите увидеть, как работает реактивный двигатель?
Эксперимент с воздушным шариком.
(Дети и педагог выполняют действия вместе).
1)
Надуйте воздушные шарики т крепко сожмите горлышко.
2)
Разожмите пальцы. Что произошло? (Шарики полетели)
Педагог: Так и у ракеты. Сгорающее топливо с огромной силой вырывается из
ракеты, и она быстро летит в космос, преодолев земное притяжение.
Ребята, Вы теперь настоящие знатоки космоса. И я предлагаю для Незнайки
собрать ракету для полета в космос.
3. Дидактическая игра «Ракета».
Дидактическая задача: развивать умение составлять ракету из частей следуя
цифровой последовательности.
Дети собирают ракету из 10 частей.
Вопросы к детям:
Ребята, а кто управляет ракетой?
Каким надо быть, чтоб стать космонавтом?
Ракету для Незнайки смастерили, а багаж для него собрать забыли. На
космическом корабле нет ничего лишнего и случайного. Поэтому мы возьмем
только те вещи, которые нужны во время космического путешествия.
4. Дидактическая игра «Нужно – ненужно?»
Задача:
развивать
умение
классифицировать,
сравнивать,
обобщать,
устанавливать логические связи.
5. Физкультминутка
Педагог предлагает детям отдохнуть. Музыкальная игра «Я ракета».
6. Практическая часть занятия. Изготовление «космоса» в баночке.
Ребята, Незнайка теперь знает много о космосе. И он готов стать настоящим
космонавтом. У нас с вами ещё нет возможности полететь в космос, мы
маленькие.
Задание:
Я предлагаю Вам сделать свой космос. Космос в баночке.
Инструкция:
Дети, внимательно посмотрите на стол. Перед каждым стоит
пустая баночка. Как же сделать так что бы в баночке появился космос. Я буду
говорить и показывать. А вы выполняйте вместе со мной. Договорились?
Педагог: Для создания космоса в баночке нам необходимы: звезды, вата, палочка
и вода двух цветов. Возьмем вату и разделим ее на две одинаковых части. Одну
часть помещаем в нашу баночку при помощи палочки. А теперь возьмем
немного звезд и опустим в баночку поверх ваты. Молодцы. Заливаем вату и
звезды водой из пробирки фиолетового цвета. А теперь повторим то же самое.
Возьмем оставшийся кусочек ваты и аккуратно поместим в баночку при помощи
палочки, расположим немного звезд, и зальем водой синего цвета, из второй
пробирки. Давайте закроем наш космос крепко крышечкой.
Педагог: Посмотрите, как здорово получилось!
6. Итог
Ребята, смотрите, нам пришло еще одно электронное письмо. Посмотрим?
Ребята, вы молодцы, помогли Незнайке узнать много нового о космосе.
А частичку космоса вы заберете с собой. Покажите и расскажите своим близким
о прекрасном и удивительном мире звезд.