Напоминание

"Проектная деятельность в работе педагога дополнительного образования. Алгоритм создания проекта"

Автор: Масич Оксана Владимировна
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: МАУДО "Центр детского творчества"
Населённый пункт: г.Пыть-Ях
Наименование материала: Консультация
Тема: "Проектная деятельность в работе педагога дополнительного образования. Алгоритм создания проекта"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

«Центр детского творчества»

Ханты - Мансийский автономный округ – Югра

Консультация для педагогов:

«Проектная деятельность в работе педагога дополнительного образования.

Алгоритм создания проекта»

Составитель: Масич Оксана

Владимировна,

педагог -организатор

г. Пыть-Ях

2024г.

Консультация для педагогов:

«Проектная деятельность в работе педагога дополнительного образования.

Алгоритм создания проекта»

Данные методические рекомендации помогут молодым педагогам дополнительного

образования создавать «проекты» и ввести «проектную деятельность».

1.

Проект (от лат. projectus - брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперед)

–это метод обучения, основанный на постановке социально значимой цели и ее

практическом достижении.

Учебный

проект

это

комплекс

поисковых,

исследовательских,

расчетных,

графических и других видов работ, выполняемых обучающимися и педагогами

самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.

Учебный проект является основной формой организации познавательной деятельности

обучающихся в рамках метода проектов.

Главная цель любого проекта - формирование различных ключевых компетенций, под

которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности,

включающие

взаимосвязанные

знания,

умения,

ценности,

а

также

готовность

мобилизировать их в необходимой ситуации.

Проектная деятельность обучающихся – совместная учебная и познавательная,

творческая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы

деятельности, направленная на достижения общего результата деятельности.

Проект для педагога – это интерактивное дидактическое средство развития, обучения

и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и

навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности,

рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация.

Педагогическое проектирование является особым видом в педагогической практике,

которая отражает специфическую деятельность педагога, суть которой – поиск и создание

новых обликов педагогической деятельности, инструментом быстрого согласования

традиционных образовательных систем с потребностями людей меняющейся социальной

ситуацией. Очень важно, чтобы педагог умел анализировать свою деятельность, динамику

развития

каждого

ребенка

и

учитывать

результаты

анализа

при

построении

педагогического

процесса.

Необходимость

организации

проектирования

в

образовательной практике педагога дополнительного образования обосновывается тем,

что в процессе проектирования принципиально и качественно меняется педагогическая

деятельность.

2.

Виды проектов по форме

Информационный (проект, целью которого является сбор, анализ и представление

информации по какой-либо актуальной тематике).

Информационные

проекты

направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении, на ознакомление

участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенный

для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры,

возможности

систематической

коррекции

по

ходу

работы

над

проектом.

Информационные проекты могут интегрироваться в исследовательские проекты и

становиться их частью, модулем.

Внимание!

Часто информационный проект превращается в реферат, да еще и

«скачанный» из Интернета, что губит идею данного метода. Итак, напоминаем, что

реферат - это краткое изложение содержание книги, статьи и т.п., а также доклад с таким

изложением.

Информационный

же

проект

предполагает

работу

в

структуре

исследовательской деятельности.

Исследовательский

(проект, направленный на доказательство или опровержение

какой-либо гипотезы, исследование какой-либо проблемы). По структуре напоминает

научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы,

обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её

проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы

современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос

и

другие.

Заканчивается

проект

обсуждением

и

оформлением

результатов,

формулированием выводов и обозначением проблем на дальнейшую перспективу

исследования.

Прикладной (практико-ориентированный) (проект, имеющий на выходе конкретный

продукт; проект, направленный на воплощение в жизнь какой-то идеи, конечный продукт

может использоваться как самим обучающимся, так и внешним заказчиком), т.е. это

проекты, обязательно предполагающие практический выход. Например,

результатом

может

быть

изделие,

удовлетворяющую

конкретную

потребность;

определенный

социальный результат, затрагивающий непосредственные интересы участников проекта

либо направленный на решение общественных проблем.

Игровой

(ролевой)

проект.

Игровые

проекты

предполагают,

что

участники

принимают

на

себя

определенные

роли,

обусловленные

содержанием

проекта,

обязательно намечая проблему и цель проекта. Ведущий вид деятельности обучающихся и

педагогов в таких проектах – ролевая игра. Это могут быть имитации социальных или

деловых отношений в ситуациях, придуманных участниками, литературные персонажи в

определенных исторических и социальных условиях и т.д. Результаты же не всегда

возможно наметить в начале работы, они могут определиться лишь в конце проекта, но

необходима рефлексия участников и соотнесение полученных результатов с поставленной

целью.

Творческий

(проект, направленный на создание какого-то творческого продукта,

предполагает свободный, нестандартный подход к оформлению результатов работы).

Творческие проекты представляют собой самостоятельное учебно-творческое задание,

выполняемое

под

руководством

преподавателя

и

предусматривающее

создание

общественного

полезного

продукта

(изделия),

обладающее

субъективной

или

объективной новизной. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры,

произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильм и

т.п.

Социальный

(социально-ориентированный),

проект,

который

направлен

на

повышение гражданской активности обучающихся и населения; сбор, анализ и

представление информации по актуальной социально-значимой тематике.

В заключение необходима качественно организованная презентация полученных

результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также организации

внешней оценки проекта (персональное представление проектировщиком готового

изделия в рамках подведения итога по теме образовательной программы или итоговой

аттестации

обучающегося,

участие

в

выставке,

конкурсе,

олимпиаде,

Фестивале

презентаций индивидуальных (учебных) проектов и т.д.).

3. Методика работы над проектом включает в себя следующие этапы.

3.1. Подготовительный (мотивация, целеполагание, осознание проблемной ситуации,

выбор темы, постановка цели проекта).

3.2.

Проектировочный

(общее

планирование,

построение

конкретного

плана

деятельности, продумывание всех элементов деятельности, распределение заданий в

работе с учетом выбранной позиции, самостоятельная работа, групповая работа, семинар,

«мозговой штурм», практикум…).

3.3. Практический (исследование проблемы, темы, сбор и обработка данных,

получение нового продукта, результата проектной деятельности за счет выполнения

определенных

действий,

интерпретация

результатов,

графическое

представление

результатов, оформление документации).

3.4. Аналитический (сравнение планируемых и реальных результатов, обобщение,

выводы).

3.5. Контрольно-корректировочный (анализ успехов и ошибок, поиск способов

коррекции ошибок, исправление проекта в соответствии с реальным состоянием дел).

3.6. Заключительный (представление содержания работы, обоснование выводов,

защита проекта).

3.7. Оценка результатов (рефлексия) (анализ выполнения проекта, причины успехов и

неудач).

4.Рекомендации к написанию проекта

Всякий проект, независимо от типа, имеет практически одинаковую структуру. Это

позволяет составить единую циклограмму проведения любого проекта - долгосрочного

или краткосрочного, группового или индивидуального - вне зависимости от его тематики.

Работа над проектом начинается с проработки источников, которая сопровождается

выписками и конспектированием. Выписки из текста делают обычно дословно, в виде

цитаты. При этом выбирают наиболее важные, весомые высказывания, основные идеи,

которые необходимо процитировать в проекте. Поэтому при выписке цитат и

конспектировании следует сразу же делать ссылки: автор, название издания, место

издания, издательство, год издания, номер страницы. Большое значение имеет правильная

трактовка понятий, их точность.

Собрав и изучив информационные источники и практический материал, обучающийся

или педагог приступает к выполнению индивидуального проекта.

Проект, в обязательном порядке, должен иметь аннотацию или пояснительную

записку, теоретическую часть объемом 15–20 страниц машинописного текста. Каждый

раздел имеет свое название и начинается с новой страницы.

Проект содержит следующие структурные элементы:

1) Титульный лист.

2) Оглавление.

3) Введение, где дается краткая характеристика состояния разрабатываемого вопроса.

4) Содержание. Основная часть, разделенная на разделы и подразделы.

5) Заключение.

6) Список использованных источников.

7) Приложения (включают при необходимости)

5. Примерная структура проекта (оформление)

5.1. Титульный лист.

На

титульном

листе

указывается

наименование

учебного

заведения,

тема

индивидуального проекта, направленность, участники, сроки реализации, составитель,

город, год (Приложение А).

5.2. Аннотация к проекту.

В аннотации указывается название, направленность, возраст участников, срок

реализации, автор, цель, задачи, краткое содержание, ожидаемый результат.

5.3. Оглавление.

5.4. Введение.

Введение содержит:

1. Актуальность выбранной темы (обоснование необходимости проекта, описание

проблемы) Обосновать актуальность – значит, объяснить необходимость данной темы в

контексте общего процесса научного познания. Актуальность может состоять в

необходимости получения новых данных и необходимости проверки новых методов и т.

п.

Обосновывая актуальность необходимо кратко осветить причины, по которым

изучение этой темы стало необходимым.

Несомненным показателем актуальности является наличие проблемы данной

области исследования.

Например:

"Актуальность

ее

определяется

сложившейся

неблагоприятной

динамикой структуры фактического питания подростков..."

"Актуальность

проблемы

на

социально-педагогическом

уровне

объясняется

заказом общества, отраженным в подпрограмме "Одаренные дети" Федеральной целевой

программы "Дети России"..."

"Статистические

данные

указывают

на

актуальность

изучения

состояния

природной среды Севера и возможных последствий его химического загрязнения".

2. Сроки реализации проекта.

3. Объект и предмет, цель и задачи проекта (раздел включает конкретную цель(и),

которые ставятся для решения поставленной проблемы, а также задачи, которые будут

решаться для достижения поставленной цели).

При определении целей и задач проекта необходимо их правильно формулировать.

Формулировка по возможности должна быть краткой и четкой.

Например, "Установить взаимосвязь между циклическими колебаниями солнечной

активности и жизнедеятельностью организмов".

Цель конкретизируется и развивается в задачах проекта.

В задачах обозначают комплекс проблем, которые необходимо решить в ходе

проекта.

Задачи

могут

отражать

определенную

пошаговость

достижения

цели,

последовательность действий.

Пример формулировки задач:

Целью проводимого исследования является выявление, поддержка и развитие

одаренной личности дошкольного возраста через робототехнику.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Осуществить анализ научных источников по проблеме

2. Разработать систему мониторинга и развития предпосылок одаренности у детей

старшего дошкольного возраста.

3. Выявить детей с предпосылками одаренности.

4. Составить индивидуальные маршруты сопровождения одаренных детей.

5. Формировать мотивацию родителей на выявление и развитие способностей их

ребенка.

5. Наконец после формулирования цели и задач необходимо коснуться методов и

методик, которые использовались при разработке проекта. Успех работы во многом

зависит от правильно подобранных и умело использованных методов, которые вытекают

из поставленных задач, логики изучаемого процесса.

Методы, используемые при разработке проекта, делятся на три группы:

Эмпирические

методы

(наблюдение,

сравнение,

анкетирование,

беседы,

интервью, измерения, эксперимент),

Теоретические

методы

(абстрагирование,

анализ

и

синтез,

обобщение

имеющегося опыта, индукция и дедукция и др.),

Методы восхождения от абстрактного к конкретному.

Примеры: "Исследования на водоемах производились еженедельно: наблюдения за

периодичностью голосовой активности жерлянок, рост и развитие головастиков в

природе, природные факторы. Длина тела взрослых жерлянок определялась путем

измерения длины тела амфибий от ротового до центра клоакального отверстия. При

наблюдении за головастиками определялось их количество в 1 кв. м".

"Методика работы: сопоставление статистических данных за 1996- 2003 гг. по

успеваемости".

6. Ожидаемый результат.

Работа над проектом предполагает обязательное получение результата. Результаты

проектов могут быть представлены в следующих формах: документ, план, макет,

презентация, видеофильм, рекламный ролик, справочник, изображение, чертеж, текст,

компьютерная презентация, буклет, газета, статья, альбом, наглядный материал (плакат,

диаграмма, схема) и др.

7. Содержание проекта представляет собой составленный в определенном порядке

развернутый перечень вопросов, которые должны быть освещены (этапы реализации

проекта).

Основное

содержание

проекта

из

двух

разделов:

теоретического

и

практического. Теоретический раздел включает: анализ информации, отбор наиболее

значимых данных, основные понятия, раскрывающие тему, интерес к теме в науке, разные

позиции и точки зрения, информационно-содержательный материал.

Практический раздел включает: описание проектной работы и ее результатов:

описание путей и методов достижения поставленных целей, описание механизма

реализации проекта (что сделали, какие исследования провели, к каким выводам пришли),

какие ресурсы использованы, каким образом будет распространяться информация о

проекте, бюджет проекта (при необходимости) и т.д.

Правильно построенное содержание служит организующим началом в работе

обучающихся, помогает систематизировать материал, обеспечивает последовательность

его изложения.

8. Рекомендации к написанию заключения .

Заключение - это раздел работы, в котором подводятся ее итоги и кратко

обсуждаются основные выводы, чтобы акцентировать на них внимание читателя.

Заключение к работе начинается словами: "На основании проделанной работы

по ......... можно сделать следующие выводы". Далее следует перечень выводов под

порядковыми номерами (1,2,3 и т. д.).

Практика показывает, что начинать выводы лучше всего с обозначения цели

выполненной работы, например: "С целью выяснения взаимосвязи ... с ... осуществлен

анализ литературных данных по ...".

Далее

в

выводах

нужно

"чередовать

глаголы"

(глаголы

"осуществлен",

"исследовано", "изучено" и т.п. следует чередовать в выводах с глаголами "показано",

"установлено",

"обнаружено"

и

т.д.),

подчеркивая

тем

самым

логическую

последовательность раскрытия темы работы, например:

Показано, что ...

Исследовано...

Впервые установлено, что ...

Изучено...

Впервые обнаружено противоречие ...

Завершать выводы принято сведениями о практической значимости полученных

результатов и перспективах дальнейшей разработки вопроса.

Такой вывод обычно

делается в конце заключения и без порядкового номера, например: "Таким образом,

сделанные в ходе проведенного исследования выводы, свидетельствуют о его научной

и практической значимости, а также о перспективах дальнейшего изучения

поставленной в работе актуальной научной проблемы".

Здесь

же

указываются

перспективы

дальнейшего

развития

проекта

(возможности

дальнейшего

продолжения

проекта:

расширение

территории,

контингента участников, организаторов, расширение содержания и т.д.

9. Список использованных источников содержит сведения об источниках,

литературе и ресурсов (литературных, электронных и др.) использованных при

составлении работы.

Образец:

Список использованной литературы

1. Общие требования к текстовым документам. Межгосударственный стандарт

[Текст]: ГОСТ 2.105-95. Изд. сент. 2005 с Поправкой (ИУС 12-2001). – Взамен ГОСТ

2.105-79, ГОСТ 2.906-71; введ. 1996-07-01.

2. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления

[Текст]: ГОСТ 7.32-2001. –Изд. октябрь 2006 с Изм. 1 (ИУС 12- 2005), Поправкой (ИУС 5-

2002). Взамен ГОСТ 7.32-91; введ. 01.07.2002.

10. В Приложении помещаются вспомогательные и дополнительные материалы

(отзывы о проекте, сценарии, иллюстрации, таблицы, схемы и т.д.).

11. Структура проекта (исследования) и характеристика его разделов представлены

в таблице 1.

Таблица 1

Структура и характеристики разделов учебного проекта (исследования)

№ п/п

Название раздела

Рекомендуемый

объем

Состав и характеристика раздела

1

Титульный лист

1 страница

определяет

автора

и

руководителя

проекта, определяет название проекта,

которое

должно

быть

броским,

кратким,

выражающим

основную

идею содержания, может быть дана

расшифровка названия. (Приложение

1)

2

Оглавление

1 страница

название разделов и номера страниц

3

Введение включает

в себя:

1-2 страницы:

актуальность, выявление проблемы по

теме, новизна

- актуальность

-1

абзац

(0,25

страницы)

объясняет, почему выбранная тема

является

нужной

и

важной.

При

формулировке

актуальности

стоит

избегать личной оценки, свести к

минимуму описание сути основного

текста.

-выявление проблемы

-до 5 предложений

схема

формулирования

проблемы

состоит

в

сжатой

формулировке

ситуации, которая требует изменений

-объект исследования

Пишется

только

для

исследовательски

х проектов

процесс или явление, порождающее

проблемную ситуацию и избранные

для изучения

-предмет исследования

Пишется

только

для

исследовательски

х проектов

все то, что находится в границах

объекта исследования в определенном

аспекте рассмотрения

-цель

проекта

(исследования)

конечный

результат

или

продукт

определенного проекта (исследования)

-задачи

проекта

(исследования)

определяют

поэтапный

план

выполнения проекта (исследования)

-гипотеза исследования

Пишется

только

для

исследовательски

х проектов

гипотеза возникает как возможный

вариант решения проблемы.

Методы, используемые для

реализации задач

зависят

от

цели

и

предмета

исследования: наблюдение, сравнение,

эксперимент, анализ, синтез и т.д.

(Приложение 2)

тип проекта

Приложение 3

План

достижения

цели

проекта (исследования)

Контроль

по

результативности

выполнения

обучающимся

и

руководителем проекта

Краткий

обзор

литературных

источников

по

теме

проекта

или

Из каких источников была получена

первоначальная информация по теме

проекта (исследования)

проблеме исследования

4

Основная часть

до

15

страниц

(зависит от объёма

введения

и

заключения)

Для проекта:

1.

Подробное

описание

хода

выполнения проекта.

2. Самооценка (что получилось и не

получилось, почему, как вышел из

затруднительных

ситуаций)

проводится

в

продолжение

всей

работы, в соответствии с планом.

Необходимо

указать

о

навыках,

приобретённых в работе.

Для исследования:

1. Историческая справка по проблеме

исследования

(анализ

литературных

источников

5

по

теме

проекта

исследования).

2. Подробное описание методики и

техники

проведения

исследования,

полученные

результаты

в

ходе

исследования. В конце каждой главы

должен быть краткий вывод, который

ляжет в основу общего вывода по

работе.

3. Общий вывод (в соответствии с

задачами), к которым автор пришел в

процессе

анализа

избранного

материала.

Подтверждена

или

опровергнута гипотеза. (Приложения

4).

5

Заключение

до 1 страницы

1.

Практическая

и

теоретическая

значимость.

2. Апробация (только для проектов) – в

приложении к проекту должен быть

отзыв об апробации.

3. Перспективы работы над данной

темой.

Рекомендуемый

объём

без

учёта

титульного

листа,

оглавления - до 15

страниц

6

Список литературы

Не

менее

5

источников

Перечень использованной литературы,

оформленной по ГОСТу (в том числе,

интернет источников)

7

Приложения

Не

более

10

страниц

Объём – не более 10 страниц. Это

вспомогательные

материалы:

дополнительные

схемы,

таблицы,

графики, фотографии и т.д., если они

помогут

лучшему

пониманию

полученных результатов.

12. Рекомендации написания текста.

12.1.В тексте индивидуального проекта должны преобладать сложные союзные

предложения с оборотами:

благодаря тому, что...

в силу того, что...

после того как...

в то время как...

В тексте работы полезно комментировать цель, задачи и ход самого проекта,

пользуясь оборотами:

как было показано выше...

в рамках проекта считается целесообразным...

в дальнейшем перед нами стоит задача...

ключевым вопросом нашего исследования, которые необходимо рассмотреть в

теоретическом разделе, является...

Не рекомендуется использовать

повыше

побыстрее

суффиксы -айш, -ейш

кое-что

что-нибудь

какой-то

Рекомендуется использовать

наиболее...

наименее...

нечто

что-либо

некий

12.2. Приемами написания единого по стилю текста является использование клише.

Клише для написания отдельных разделов проектной работы

1. Описание темы:

Настоящий

индивидуальный

проект

посвящен

(актуальному

вопросу...,

характеристике проблемы ..., решению вопроса ..., анализу литературных данных по

проблеме ... и т.п.).

Темой индивидуального проекта является ...

В работе (рассматривается ..., говорится о ..., дается анализ и оценка ...,

обобщаются данные о ...).

12.2.1.Обоснование актуальности темы (проблемы), описанию которой посвящена

работа:

Данная тема (проблема) (представляет собой особую актуальность, так как...,

чрезвычайно актуальна в последние годы, так как ..., привлекает внимание многих

ученых, так как является актуальной для ...).

Актуальность изучения данной темы (проблемы) обусловлена тем, что ...

... Это и определило актуальность более глубокого рассмотрения темы (проблемы),

посвященной ...

Актуальность изучения данной (темы) проблемы не вызывает сомнений, так как ...

12.2.2. Характеристика первоисточников, используемых в работе:

Материалом для исследования послужили ...

Для анализа литературных данных нами были использованы…

В связи с изучением поставленной проблемы основой для анализа послужили...

12.2.3.. Характеристика основных подходов к решению поставленной проблемы:

Анализ приведенных литературных данных показывает, что в настоящее время в науке

нет единого мнения по поводу данной проблемы, и можно выделить несколько

подходов к ее решению…

Существует несколько подходов к решению указанной проблемы. Первый,

описанный в работах ..., предполагает .....

Второй подход прослеживается в исследованиях ... и заключается в ....

Третий, описанный в публикациях ...., основан на ….

В исследовании данной проблемы можно выделить несколько направлений (точек

зрения).

12.2.4. Изложение сущности различных точек зрения (подходов):

Первая точка зрения заключается в том, что ...

Вторая точка зрения, представленная в работах ..., сводится к тому, что ....

Сущность третьего подхода раскрывается в работах ... и состоит в том, что ...

12.2.5. Выражение отношения к различным точкам зрения:

а) согласие:

Мы разделяем точку зрения автора ...

Нельзя не согласиться с мнением автора о том, что ...

Реализация (использование) такого подхода не вызывает сомнений, так как ...

Заслуживает внимания точка зрения автора ...

б) несогласие, критика:

Трудно (нельзя) согласиться с тем, что ...

Нельзя принять утверждения ... о том, что ...

Спорной представляется точка зрения ... на ...., так как ...

Недостаточно аргументированным представляется суждение автора о том, что ...

Недостаточно четко сформулировано положение о ...

Автор упускает из виду ..., не подтверждает выводы о ..., необоснованно утверждает

то, что ...

12.2.6. Выбор той или иной точки зрения.

Выводы:

Анализ литературных данных позволил выявить (позволяет сделать вывод о том, что

...) наиболее обоснованную точку зрения ...

Таким образом, есть все основания полагать, что ....

Можно считать, что наиболее убедительной является точка зрения ...

Из всего сказанного следует, что наиболее доказанной (аргументированной,

убедительной) является точка зрения ...

В итоге можно придти к выводу о том, что наиболее интересной (оригинальной,

научно обоснованной) является идея ....

На основании анализа литературных данных можно сделать заключение о том...

Приложение 1

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

«Центр детского творчества»

Ханты - Мансийский автономный округ – Югра

ПРОЕКТ

ТЕМА:

Направленность:

Возраст обучающихся:

Срок реализации:

Составитель:

педагог дополнительного

образования

г. Пыть-Ях

2023г.

Приложение 2

МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПРОЕКТА И

ИССЛЕДОВАНИЯ

Методы эмпирического уровня:

- наблюдение - интервьюирование

- анкетирование

- соцопрос

- собеседование

- тестирование

- фотографирование

- счет - измерение

- сравнительный анализ

С помощью этих методов исследовательской работы изучаются конкретные

явления, на основе которых формируются гипотезы.

Методы экспериментально-теоретического уровня:

- эксперимент

- лабораторный опыт

- анализ

- моделирование

- конструирование

- аналогия

- исторический

- логический

- синтез

- индукция

- дедукция

- гипотетический

Эти методы исследования помогают не только собрать факты, но проверить их,

систематизировать,

выявить

неслучайные

зависимости

и

определить

причины

и

следствия.

Методы теоретического уровня:

- поисковый (поиск информации)

- систематизация

- классификация изучение и обобщение

- абстрагирование

- идеализация

- формализация

- анализ и синтез

- индукция и дедукция

-аксиоматика

Эти методы исследования позволяют производить логическое исследование

собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения и

теоретические обобщения.

Приложение 3

ТИПЫ ПРОЕКТОВ

По доминирующей деятельности учащихся

тип

особенности

Информационный

Направлен на сбор информации о каком-

либо объекте или явлении с целью анализа,

обобщения и представления информации

для широкой аудитории. Такие проекты

требуют хорошо продуманной структуры и

возможности ее коррекции по ходу работы.

Выходом

проекта

часто

является

публикация в СМИ, в т. ч. в сети Internet.

Исследовательский

По

структуре

напоминает

научное

исследование.

Он

включает

в

себя

обоснование актуальности выбранной темы,

постановку

задачи

исследования,

обязательное

выдвижение

гипотезы

с

последующей ее проверкой, обсуждение и

анализ

полученнных

результатов.

При

выполнении

проекта

должны

использоваться методы современной науки:

лабораторный

эксперимент,

моделирование, социологический опрос и

др.

Творческий

Предполагает максимально свободный и

нетрадиционный подход к его выполнению

и презентации результатов. Это могут быть

альманахи,

театрализации,

спортивные

игры, произведения изобразительного или

декоративно-прикладного

искусства,

видеофильмы и т. п.

Ролевой

Разработка и реализация такого проекта

наиболее

сложна.

Участвуя

в

нем,

проектанты берут себе роли литературных

или исторических персонажей, выдуманных

героев с целью воссоздания различных

социальных или деловых отношений через

игровые

ситуации.

Результат

проекта

остается открытым до самого окончания.

Чем завершится судебное заседание? Будет

ли разрешен конфликт и заключен договор?

Практикоориентированный

Отличает четко обозначенный с самого

начала

результат

деятельности

его

участников:

где

и

как

может

быть

применён.

Инновационный

предполагает

организационно

-

экономический механизм внедрения;

По профилю знаний:

монопредметный;

межпредметный.

По количеству участников:

индивидуальный,

парный,

групповой.

По характеру контактов:

внутриклассными

внутришкольными

региональными (в пределах одной страны

)

международными

Последние два типа проектов являются телекоммуникационными, поскольку

требуют координации деятельности участников, их взаимодействия в сети Internet и,

следовательно, задействования средств современных компьютерных технологий.

По продолжительности

мини-проекты могут укладываться в один урок или часть урока;

краткосрочные проекты требуют (4 - 6 уроков);

недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.

долгосрочные (годичные) проекты.

Приложение 4

ОБРАЗЕЦ ЭТАПОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

"I Этап.(декабрь - январь 2023 г)

Подготовительный

Цель: создание организационно – педагогических условий, обеспечивающих реализацию

идеи проекта.

II Этап. (январь - апрель 2023 г)

Практический

Цель: осуществление развивающей деятельности по реализации проекта.

III Этап. (май 2023)

Итоговый

Цель: Подведение итогов реализации проекта."