Напоминание

Использование мнемотаблиц при обучении школьников с РАС

Автор: Семенова Наталья Ивановна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МАОУ СОШ 1
Населённый пункт: Салехард
Наименование материала: Статья
Тема: Использование мнемотаблиц при обучении школьников с РАС







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТАБЛИЦ ПРИ ОБУЧЕНИИ

ШКОЛЬНИКОВ С РАС

Мнемотаблицы - это эффективный инструмент для обучения,

который

помогает

школьникам

с

расстройствами

аутистического

спектра (РАС) лучше запоминать информацию, организовывать мысли

и развивать когнитивные навыки. Этот метод является визуальным,

что

важно

для

детей

с

РАС,

так

как

они

часто

имеют

сильные

визуальные способности и могут воспринимать информацию лучше

через образы, чем через текст или устные объяснения.

Что такое мнемотаблица?

Мнемотаблица

-

это

специальная

таблица

или

схема,

представляющая

информацию

в

структурированном

виде.

Она

используется для облегчения запоминания и восприятия информации

путем

связи

данных

с

визуальными

образами,

символами

или

цветами. Мнемотаблицы могут включать слова, картинки, диаграммы

или

схемы,

что

позволяет

детям

с

РАС

усваивать

материал

на

различных уровнях восприятия.

Преимущества использования мнемотаблиц

Упрощение восприятия: Для школьников с РАС важен четкий и

структурированный подход к информации. Мнемотаблицы помогают

систематизировать знания и делают обучение более наглядным.

Развитие

памяти:

Визуальные

элементы

мнемотаблиц

способствуют

улучшению

памяти

и

удержанию

информации.

Цветовые выделения, символы и картинки помогают учащимся легче

запоминать и ассоциировать новые знания.

Снижение стресса: Часто дети с РАС испытывают трудности в

традиционной образовательной среде, где информация подается в

устной

или

текстовой

форме.

Мнемотаблицы

делают

процесс

обучения менее напряженным, уменьшая тревожность.

Поддержка в социальном взаимодействии: Мнемотаблицы могут

использоваться для обучения детей навыкам общения. Например,

схемы и таблицы могут помочь учащимся понять последовательность

действий в социальных ситуациях, таких как приветствия, просьбы или

ответы на вопросы.

Индивидуальный подход: Мнемотаблицы можно адаптировать

под индивидуальные потребности каждого ребенка. Для некоторых

школьников

будет полезно

использование таблиц

с

минимальным

количеством текста, но с яркими иллюстрациями, для других — более

подробные схемы с текстовыми пояснениями.

Как использовать мнемотаблицы в обучении школьников с

РАС?

Разработка таблиц для повседневных ситуаций: Мнемотаблицы

могут

быть

использованы

для

обучения

повседневным

навыкам.

Например, для организации распорядка дня можно создать таблицу с

изображениями основных действий: утренние процедуры, занятия в

школе, отдых и т.д. Это поможет ребенку понять последовательность

событий и снизить уровень тревожности.

Обучение чтению и письму: Для детей с РАС важна пошаговая

структура. Мнемотаблицы могут быть использованы для визуализации

букв, слогов, слов и предложений. Например, дети могут работать с

таблицами,

на

которых

изображены

буквы,

сопровождающиеся

картинками,

что

помогает

установить

связь

между

звуками

и

образами.

Подготовка

к

урокам

и

заданиям:

Учителя

могут

создавать

мнемотаблицы для объяснения новых тем, используя изображения,

графики и ключевые слова. Такой подход помогает детям быстрее

усваивать материал и понимать его структуру.

Эмоциональная поддержка: Мнемотаблицы можно использовать

для обучения детей распознавать и выражать свои эмоции. Например,

можно создать таблицу с изображениями различных эмоций и их

объяснением, что поможет детям с РАС в эмоциональной регуляции и

социализации.

Заключение

Мнемотаблицы

являются

мощным

инструментом,

который

помогает

детям

с

РАС

не

только

улучшить

свои

когнитивные

способности, но и

преодолеть

барьеры в обучении

и

социальной

адаптации.

Их

использование

способствует

более

глубокому

восприятию

материала,

улучшает

память

и

снижает

стресс,

что

делает процесс обучения более доступным и эффективным. Важно

помнить,

что

для

каждого

ребенка

с

РАС

важно

подобрать

индивидуальный

подход,

что

касается

и

создания

мнемотаблиц,

которые должны отвечать конкретным потребностям и особенностям

восприятия.