Автор: Павел Викторович Сытник
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ФГКОУ "Оренбургское президентское кадетское училище"
Населённый пункт: г.Оренбург
Наименование материала: статья
Тема: ОПЫТ РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ОСОЗНАННОГО ВЫБОРА ПРОФЕССИИ КАК ЭЛЕМНТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОПЫТ РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ОСОЗНАННОГО
ВЫБОРА ПРОФЕССИИ КАК ЭЛЕМНТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Сытник П.В., воспитатель учебного курса ФГКОУ «Оренбургское
президентское кадетское училище»
Образование - основа развития личности, общества, нации и государства,
залог
будущего
России.
Оно
является
наиболее
масштабной
сферой
российского общества, определяющим фактором его политической, социально-
экономической,
культурной
и
научной
организации.
Образование
воспроизводит и наращивает интеллектуальный, духовный и экономический
потенциал народа, воспитывает патриота и гражданина России [2].
Образование в течение жизни человека становится ключевым фактором
конкурентоспособности человека и общества в целом. Именно это дало
основание ЮНЕСКО разработать и принять Концепцию многоступенчатой
подготовки
специалистов
и
выступить
с
международной
инициативой
"Образование для всех", которая была провозглашена в 1990 году, а в 1997
году принять программу "Образование для всех на протяжении всей жизни".
Европейская Сфера Пожизненного Обучения Initiative (ELLI) включает все
виды обучения — от начального до высшего, оно является непрерывным
процессом, который стимулирует людей и позволяет им овладевать нужными
знаниями, ценностями, навыками, которые требуются на протяжении их жизни.
Система образования создается для человека, функционирует и развивается в ее
интересах, служит полноценному развитию личности и в идеале ее назначение -
счастье человека (Алфимов, 1991, с. 85).
Цель статьи: Изучение опыта создания условий осознанного выбора
профессий как элемента профессионального образования и выбора профессии.
Дж. Холанд доказал, что человек выбирает такую профессию, которая
больше всего соответствует его типу личности, а создание условий осознанного
выбора
профессий
дает
фиксированную
установку
на
профессию
и
профессиональную деятельность.
Создание условий осознанного выбора профессии можно рассматривать
как систему задач, которые ставит перед человеком общество, как процесс
принятия решений, благодаря которым формируется у человека необходимость
в данной профессии на рынке труда. Создание условий осознанного выбора
профессий - это самая первая ступень в выборе профессии. Оно направлена на
достижение сбалансированности между профессиональными интересами и
возможностями человека и потребностями общества в конкретных видах
профессиональной деятельности [6].
Можно выделить следующие постулаты, касающиеся будущей системы
создание условий осознанного выбора профессий:
— создание условий осознанного выбора профессий — это длительная
воспитательная деятельность, которая облегчает человеку выбор профессии и
обучение напрямую, а также переход от школы к профессиональной
деятельности;
— подготовка обучающегося к осознанному выбору профессии должна
стать интегральной частью широкой воспитательной деятельности, которая
выражается в помощи молодежи строить наиболее перспективные, но реальные
жизненные планы;
— воспитательная работа должна планироваться и осуществляться таким
образом, чтобы молодой человек из объекта воспитания превращалась в
субъект воспитания;
— деятельность в области создания условий осознанного выбора
профессий должна охватывать весь период профессионального развития
человека, особенно учитывая период допрофессиональной подготовки;
—
правильная
реализация
создания
условий
осознанного
выбора
профессий должна делать акцент не только на материальном аспекте
профессии, но также на таких аспектах, как общественный и связан с
совершенствованием личности;
— подготовка к выбору профессии должна способствовать такому
выбору, который, отвечая индивидуальным ожиданиям и. возможностям
личности, будет приносить пользу обществу;
— профессиональное решение должно быть таким процессом, при
котором следующие этапы приближали би человека к наиболее подходящей
для него профессии путем
— принятие серьезных и долговременных решений для того, чтобы
принятое решение о выборе профессии было не только самостоятельным, но и
приближенным к реальности и базировалось на знаниях о себе и выбранной
профессии [3].
Обращаем внимание на то, что основными функциями создания условий
осознанного
выбора
профессий
является
социальная,
экономическая,
психолого-педагогическое, медико-физиологическая.
Социальная функция создания условий осознанного выбора профессий
предполагает усвоение определенной системы знаний, норм, ценностей, что
позволяет
осуществлять
социально-профессиональную
деятельность
и
самосовершенствоваться в соответствии с государственными, общественными
отношениями. Поэтому создание условий осознанного выбора профессий
молодежи необходимо рассматривать прежде всего с позиций социального
заказа общества, а также прогнозирования подготовки будущих кадров для
страны.
Экономическая функция - формирование экономического мышления,
навыков современной культуры труда, разумного потребления и главное -
добросовестного отношения к труду, выбору профессии и дальнейшего пути
продолжения образования с учетом необходимости овладения специальностью,
что имеет первостепенное значение для развития страны.
Психолого-педагогическая
функция
направлена
на
выявление
и
формирование интересов, склонностей, способностей, оказание помощи в
поиске призвания, выборе такой профессии, которая соответствовала бы
индивидуальным особенностям личности, ее потенциальным возможностям.
Медико-физиологическая функция создания условий осознанного выбора
профессий - это реализация специфических требований к здоровью и
отдельным
физиологическим
качествам
человека,
необходимым
для
выполнения той или иной профессиональной деятельности.
К задачам создания условий осознанного выбора профессий необходимо
отнести следующие:
— расширенное знакомство детей и молодежи с различными видами
профессиональных групп и школ и высших учебных заведений, которые
готовят к получению данной профессии, а также с необходимыми в данной
профессии чертами личности управленческого динамического типа (интересы,
склонности) и инструментального типа (способности, умения, знания);
— формирование желаемой социальной мотивации и отношения к
профессии;
- ознакомление с потребностями рынка труда в работниках для различных
профессиональных групп и в конкретных профессиях;
— создание возможностей для сопоставления интересов, наклонностей,
способностей и конкретных профессий;
— знакомство с тенденциями развития профессий и изменений, которые
происходят в содержании и структуре труда в этих профессиях под влиянием
научно-технической революции;
— поощрение к сопоставлению имеющихся физиолого-психических и
медицинских условий с требованиями, которые выдвигаются в отношении них
в сфере выбранной профессии;
— помощь в реальной оценке профессиональной пригодности и
самоопределения;
— осознание необходимости рационально планировать свое будущее,
профессиональный
путь
и
выработка
убеждения
о
необходимости
согласовывать личные профессиональные планы с потребностями общества [4].
Таким образом, осознанный выбор гражданами профессии создает
предпосылки для получения максимально высоких результатов от трудовой
деятельности. Создание условий осознанного выбора профессий способствует
рациональной
перестройке
структуры
хозяйства,
поскольку
помогает
учитывать
реальные
потребности
в
профессиях,
является
средством
предотвращения стрессовых состояний людей, которым грозит безработица.
Список литературы
1.
Гид по выбору карьеры. – Иллюстрированное руководство по поиску
профессии. – М.: Эксмо, 2016.
2.
Гомола А.И. Профессии в области банковского дела и финансов: учебное
пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного
обучения школьников. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.
3.
Лисова И.А. Когда я вырасту, я буду служить в полиции. – СПб.:
Поляндрия, 2015.
4.
Чистякова С.Н. От учебы к профессиональной карьере: учеб. пособие. –
М.: Издательский центр «Академия», 2013.
5.
Зернес С.П. Откуда взялись профессии или На работу в глубь веков. –
СПБ.: БХВ – Петербург, 2018.
6.
Санжа С. Профессии. Когда я вырасту, то стану…: энциклопедия
профессий в картинках. - М.: Издательство «Мелик – Пашаев», 2015.
7.
Ульева Е. Кем я стану, когда вырасту. – Ростов н/Д.: Феникс, 2017.