Напоминание

"Слово для ребёнка – это не просто знак, но и орудие познания мира, средство овладения своим поведением и мышлением"

Автор: Светлана Александровна Стычук
Должность: педагог дополнительного образования по театральной деятельности
Учебное заведение: детская школа искусств
Населённый пункт: Томск
Наименование материала: Развитие словарного запаса у детей с ЗПР средствами театральной деятельности
Тема: "Слово для ребёнка – это не просто знак, но и орудие познания мира, средство овладения своим поведением и мышлением"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

«Развитие словарного запаса у детей с ЗПР средствами театральной

деятельности»

Важность развития словарного запаса у детей с задержкой психического

развития (ЗПР) обусловлена множеством факторов, связанных с их общим

развитием, обучением и социальной адаптацией. Словарный запас играет

ключевую роль в формировании коммуникативных навыков, понимании

окружающей среды и успешной интеграции в общество.

Словарный запас – основа для выражения мыслей и чувств. Чем богаче

словарный запас, тем точнее ребенок может передать свои потребности,

желания и переживания. Для детей с ЗПР это особенно актуально, поскольку

их ограниченный словарный запас часто затрудняет общение и понимание

окружающих. Как отмечает известный психолог Л.С. Выготский: «Слово для

ребёнка – это не просто знак, но и орудие познания мира, средство овладения

своим поведением и мышлением» («Мысль и слово», 1934).

Обогащённый словарный запас способствует лучшему пониманию

учебного материала, повышает эффективность выполнения заданий и

улучшает успеваемость. Ученикам с ЗПР зачастую сложно воспринимать

информацию, представленную сложным языком, поэтому работа над

расширением словаря помогает улучшить восприятие и усвоение новых

знаний. По словам Н.В. Микляевой, специалиста в области коррекционной

педагогики:

«Недостаточный

уровень

владения

словом

препятствует

полноценному восприятию информации, что негативно влияет на учебный

процесс и социальную адаптацию ребёнка» («Коррекционная педагогика»,

2008).

Богатый словарный запас облегчает взаимодействие с другими людьми,

будь то одноклассники, учителя или члены семьи. Способность ясно

выразить свои мысли и понять собеседника позволяет ребенку чувствовать

себя уверенно в обществе, снижает риск конфликтов и помогает строить

здоровые отношения. Исследователь М.М. Кольцова подчёркивает важность

этого аспекта: «Овладение богатым словарным запасом даёт ребёнку

возможность не только общаться, но и чувствовать себя полноправным

членом общества, что крайне важно для его личностного роста» («Ребёнок

учится говорить», 1973).

Умение точно описать свои эмоции и состояния помогает детям

справляться с внутренними конфликтами и стрессовыми ситуациями. Для

детей с ЗПР, которым сложнее выразить свои чувства, работа над словарем

становится инструментом для повышения эмоциональной стабильности и

саморегуляции. Как указывает А.Н. Леонтьев: «Слова помогают человеку

осознать и упорядочить свои внутренние переживания, что способствует

гармонизации

его

эмоционального

состояния»

(«Проблемы

развития

психики», 1959).

Расширение словарного запаса стимулирует развитие воображения и

творческих способностей. Богатая лексика открывает перед ребёнком новые

горизонты для фантазий и самовыражения, что делает обучение и игру более

увлекательными

и

продуктивными.

Психолог

Л.И.

Божович

пишет:

«Активизация словарного запаса способствует развитию воображения и

творчества, что является важной составляющей полноценного развития

личности» («Личность и её формирование в детском возрасте», 1968).

Таким образом, развитие словарного запаса у детей с ЗПР имеет

огромное значение для их общего развития, успешной адаптации в социуме и

достижения

успехов

в

учёбе.

Работа

над

этим

аспектом

требует

комплексного подхода, включающего использование разнообразных методов

и приёмов, таких как театральная деятельность, которая помогает сделать

процесс обучения интересным и эффективным.

Театрализованная

деятельность

занимает

особое

место

в

образовательном

процессе,

особенно

когда

речь

идет

о

детях

с

ограниченными

возможностями

здоровья

(ОВЗ),

включая

тех,

кто

сталкивается

с

задержкой

психического

развития

(ЗПР).

Эта

форма

активности обладает уникальным потенциалом для всестороннего развития

ребенка, в том числе для расширения его словарного запаса.

Театр предоставляет детям уникальную возможность погружаться в мир

слов через сценическое действие. Ребенку приходится не только слушать и

запоминать слова, но и активно использовать их в процессе игры, что

способствует

закреплению

новой

лексики

в

памяти.

Как

отмечают

исследователи, такой подход значительно эффективнее традиционных

методов обучения, основанных исключительно на повторении и заучивании.

Психолог и педагог А.А. Люблинская подчеркивает: «Театральное искусство

создает условия для интенсивного и естественного освоения ребенком

языковой культуры, обеспечивая активное включение в языковую среду»

(«Вопросы детской психологии», 1980).

Участие

в

театральных

постановках

требует

от

детей

умения

взаимодействовать друг с другом, согласовывать свои действия и понимать

намерения

партнеров

по

сцене.

Это

способствует

развитию

коммуникативных навыков, что, в свою очередь, ведет к активизации

словарного запаса. Ребенок учится не только произносить слова, но и

использовать их в конкретных контекстах, что делает его речь более гибкой и

выразительной. Согласно исследованию Е.Е. Шулешко: «Театральные игры

способствуют формированию у детей навыков социального взаимодействия,

что положительно сказывается на развитии их речи и коммуникативной

компетенции» («Игры и занятия для дошкольников», 1991).

Театрализованные

занятия

делают

процесс

обучения

более

увлекательным и привлекательным для детей с ОВЗ. Игровая форма подачи

материала помогает преодолеть барьеры, возникающие из-за трудностей

восприятия традиционной школьной программы. Исследования показывают,

что

дети,

участвующие

в

театральных

проектах,

демонстрируют

повышенный интерес к учебным предметам и лучше усваивают новый

материал.

Н.В.

Микляева

отмечает:

«Использование

элементов

театрализации в учебном процессе способствует повышению мотивации

учащихся с ОВЗ, что в конечном итоге приводит к улучшению их

академических показателей» («Коррекционная педагогика», 2008).

Театр дает возможность детям выражать свои эмоции и чувства через

игру, что помогает им лучше понимать и контролировать свои внутренние

состояния. Эмоции тесно связаны с речью, и умение правильно называть и

описывать свои чувства способствует обогащению словарного запаса. По

мнению Л.С. Выготского: «Эмоциональная насыщенность театрального

действия оказывает мощное влияние на развитие речевых функций, позволяя

ребенку осваивать новые слова и выражения, связанные с его внутренним

миром» («Воображение и творчество в детском возрасте», 1930).

Театральная деятельность предоставляет детям с ОВЗ возможность

проявить себя, показать свои таланты и способности. Это укрепляет

уверенность

в

себе

и

способствует

развитию

самостоятельности.

Самостоятельное выражение мыслей и идей через сцену стимулирует поиск

новых слов и фраз, необходимых для точного описания своих переживаний и

действий.

Как

утверждает

М.М.

Кольцова:

«Творческая

активность,

возникающая в процессе театральных игр, побуждает ребенка к поиску и

использованию новых слов, что ведет к естественному обогащению его

словарного запаса» («Ребенок учится говорить», 1973).

Театрализованная деятельность играет важную роль в образовательном

процессе, особенно для детей с ОВЗ, помогая им развивать словарный запас,

коммуникативные навыки, эмоциональную сферу.

Театрализованная деятельность представляет собой уникальный метод

обучения,

который

сочетает

в

себе

элементы

игры,

творчества

и

социализации.

Она

способствует

развитию

словарного

запаса,

коммуникативных навыков, эмоциональной сферы и творческого мышления

у детей с ОВЗ. Использование театра в образовательном процессе делает

обучение более увлекательным и доступным, что помогает детям достигать

высоких результатов в учебе и социальной адаптации.

Нами была разработана программа «Живые сказки» для детей 8 лет с

ОВЗ, включающая цикл занятий по двум блокам «Сказки» и «Живая

природа». Цель программы расширение словарного запаса детей с ОВЗ.

Программа

выстраивалась

на

основе

театральной

деятельности,

с

применением различных методов и приемов.

Основными видами деятельности были:

Обсуждение героев сказки

Упражнение «Кто я?» (дети выбирают персонажа и отвечают на

вопросы о нем)

Игра «Подбери слово»: учитель называет героя, а ученики

подбирают прилагательные, характеризующие его.

Пересказ сказки «Три поросенка» с акцентом на действия героев.

Игра «Что делает герой?» – учитель показывает картинку с

персонажем, а дети называют его действия.

Мини-спектакли по мотивам известных сказок.

Импровизационные игры на основе сюжета сказки.

Игра «Эмоциональный театр» – дети показывают разные эмоции

без слов, остальные угадывают.

Рассматривание картинок и ох описание

Игра «Лесной концерт» – каждый ребенок выбирает животное и

изображает его звуки.

Игра «Птичьи голоса» – дети имитируют звуки различных птиц.

Игра «Цветочный магазин».

Для оценки эффективности программы была проведена входная

диагностика, которая показала, что у детей данной группы недостаточно

сформирован словарный запас.

В результате реализации данной программы мы зафиксировали:

1. Расширение словарного запаса. Дети обогатили свой активный и

пассивный

словарь

новыми

словами

и

выражениями,

связанными

с

различными темами (сказки, живая природа, социальные навыки, история и

творчество). Они смогут использовать эти слова в повседневной речи и при

выполнении учебных заданий.

2.

Развитие

коммуникативных

навыков.

Учащиеся

стали

более

уверенными в общении, научились выражать свои мысли и чувства.

3. Улучшение эмоциональной сферы. Через игровые и театральные

упражнения

дети

научились

распознавать

и

выражать

эмоции.

Это

способствует развитию эмпатии и эмоциональной устойчивости.

4.

Повышение

мотивации

к

обучению.

Дети

с

удовольствием

участвовали в занятиях и активно проявляли интерес к новым знаниям.

5. Укрепление самооценки и уверенности в себе. Участие в спектаклях и

публичных выступлениях помогло детям почувствовать себя успешными и

значимыми.

6. Развитое воображение и творческое мышление.

На диаграмме показаны результаты входной и итоговой диагностики

при реализации программы.

входной контроль

итоговый контроль

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

80%

90%

100%

результативность программы

сформированность словаря

качество речи

коммуникативные навыки

мотивация к обучению

На диаграмме виден прогресс по всем ключевым задачам программы:

расширение

словарного

запаса

детей,

развитие

речи,

формирование

коммуникативных навыков, повышение мотивации к обучению.

Таким образом, при реализации данной программы, мы зафиксировали

положительную динамику развития словарного запаса, а также получили

множество положительных эффектов, способствуя всестороннему развитию

детей с ЗПР, помогая им успешно адаптироваться в школьной среде.

Список литературы:

1.

Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М:

Просвещение, 1968. – 348 с.

2.

Выготский Л.С. Мысль и слово. М: Просвещение, 1934 – 296 с.

3.

Выготского Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.:

Просвещение, 1930. – 468с.

4.

Зайцева Л.А., Зайцев И.С., Левяш С.Ф., Ясова И.Н. Нарушения

произносительной стороны речи и их коррекция: Учеб.-метод. пособие

[Текст] / Зайцева Л.А., Зайцев И.С. – Москва : БГПУ им. М. Танка, 2015. -

74 с.

5.

Качерга, У.В. О проблеме обогащения лексического запаса младших

школьников [Текст] / Качерга, У.В. – Новосибирск : ООО «БАК», 2009. -

680 с.

6.

Кольцова М.М. Ребенок учится говорить, М.: Слово. 1973 – 164с.

7.

Кольцова М.М. Ребёнок учится говорить», М.: Логос, 1973 -236 с.

8.

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики», М.: Просвещение, 1959. –

196 с.

9.

Люблинская А.А. Вопросы детской психологии. М.: Просвещение, 1980 –

423 с..

10.Микляева Н.В. Коррекционная педагогика» М.: Логос. – 2008. – 345 с.

11.Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика

нарушений речи у дошкольников с ДЦП [Текст] / Смирнова И.А. – Санкт

– Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. - 320 с.

12.Тихеева, Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.:

Просвещение, 2015 .- 159 с.

13.Толстова, В.Г. Обогащение словарного запаса младших школьников

[Текст] // Молодой учёный. – 2018. – № 1. – С. 14-19.