Напоминание

"Социально-бытовая ориентировка"

Автор: Дягилева Людмила Викторовна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГКУ СО "КЦСОН Южного округа" отделение м.р.Борский
Населённый пункт: с.Борское, Борский район, Самарская область
Наименование материала: Рабочая программа по обучению социально-бытовым навыкам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей подросткового возраста "Социально-бытовая ориентировка"
Тема: "Социально-бытовая ориентировка"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Государственное казенное учреждение Самарской области «Комплексный центр социального обслуживания населения

Южного округа» отделение м.р.Борский

Рабочая программа

по обучению социально-бытовым навыкам детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей подросткового возраста

"Социально-бытовая ориентировка"

Программа «Социально-бытовая ориентировка»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Социальная ориентировка представляет собой механизм социализации,

позволяющий учащимся принимать активное участие в общественной жизни,

приобщаться к социальной и культурной жизни в обществе. Таким образом,

формирование социально – бытовой компетентности осуществляется в ходе занятий по

социально бытовой ориентировке, в процессе которых учащиеся получают знания о

разнообразных сферах жизни и деятельности человека, приобретают практические

умения, позволяющие им успешно адаптироваться в быту и социальной среде.

При проведении занятий по социально-бытовой ориентировке главный акцент делается на

личностное отношение каждого обучающего к изучаемому материалу.

Цель программы:

Основная цель занятий по социально-бытовой ориентировке - помочь обучающимся

приобрести жизненный опыт, занимаясь разнообразными видами деятельности,

выработать у обучающихся достаточный уровень самостоятельности при выборе

социально приемлемых выходов из экстремальных и обыденных проблемных ситуаций.

Задачи программы:

Формирование умений ориентироваться в окружающем социуме на бытовом уровне.

Формирование знаний, умений и навыков бытового труда.

Формирование представления о чистоте и порядке в помещении.

Формирование представлений и знаний о нормах культуры поведения, накопление

соответствующего опыта.

Формирование социального поведения, умения адекватно общаться, обращаться за

помощью, соблюдать принятые правила приличия.

Воспитание позитивных качеств личности.

Развитие умений, необходимых для осуществления своей жизнедеятельности в режиме

самостоятельности.

Формирование навыков и умений свободно ориентироваться на современном рынке

труда.

Содержание программы

Программа состоит из 7 разделов:

«ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА. ОДЕЖДА. ОБУВЬ.»

«ЖИЛИЩЕ»

«КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ»

«СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ»

«ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

«ОТВЕТСТВЕННОСТЬ»

«ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»

Формы работы:

Коррекционно – развивающие занятия (индивидуальные, коллективные, групповые).

Практические работы.

Моделирование реальной ситуации.

Совместная деятельность (праздники, конкурсы и развлечения).

Методы работы:

Практические методы ( упражнения, задания, самостоятельная работа).

Наглядные методы (натуральные предметы: одежда, обувь, посуда; реальные

объекты: помещение, учреждение; изображения: предметные, сюжетные).

Словесные методы (рассказ, объяснение, беседа).

Основные требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать:

1. Свое имя и фамилию, имена окружающих, название города, адрес проживания,

последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета, периодичность и правила

чистки зубов, ушей, мытья головы, правила охраны зрения при чтении и просмотре

телевизионных передач, правила личной гигиены девушки, правила ухода за предметами

личной гигиены, виды косметических средств, название вещей личного пользования и их

назначение, правила ухода за кожей лица и волосами. Части тела и органов человека,

правила ухода за кожей рук, ног и ногтей, о пагубном влиянии курения, алкоголя на

организм и о соблюдении правил здорового образа жизни, требования к осанке при

ходьбе, в положении стоя и сидя.

2. Виды одежды и обуви их назначения, правила ухода за одеждой и обувью.

3. Санитарно-гигиенические требования к процессу приготовления пищи, правила

сервировки стола к завтраку, правила заваривания чая, правила пользования ножом,

плитой, электрическим чайником.

4. Требования к осанке при ходьбе, в положении сидя и стоя, правила поведения при

встрече и расставании, формы обращения с просьбой, вопросом, правила поведения за

столом. Правила поведения в зрелищных и культурно-просветительных учреждениях,

правила поведения в гостях.

5. Виды жилых помещений в городе и деревне и их различие, почтовый адрес своего дома

- интерната.

6. Элементарные правила уличного движения. Основные транспортные средства, виды

транспортных средств (специальный, грузовой, пассажирский, городской,

железнодорожный, пригородный, междугородний), порядок приобретения билетов,

правила передвижения на велосипеде, правила поведения в транспорте.

7. Основные виды магазинов, их назначение, виды отделов в продовольственных

магазинах и правила покупки товаров в них.

8. Основные средства связи, виды почтовых отправлений.

9. Виды медицинской помощи, медицинских учреждений, функции основных врачей-

специалистов, способы вызова врача на дом, основной состав домашней аптечки, виды

доврачебной помощи.

Учащиеся должны уметь:

1. Совершать утренний и вечерний туалет в определенной последовательности,

причесывать волосы и выбирать прическу, мыть руки, стричь ногти на руках и ухаживать

за кожей рук, подбирать косметические средства для ухода за кожей рук, подбирать

косметические средства для ухода за собой.

2. Подбирать одежду, головные уборы, обувь по сезону, сушить мокрую одежду и чистить

одежду, подготавливать одежду и обувь к сезонному хранению.

3. Накрывать на стол с учетом конкретного меню, пользоваться печатными инструкциями

к различным бытовым химическим средствам, составлять меню.

4. Следить за своей осанкой, походкой и жестикуляцией, правильно вести себя при

встрече и расставании со сверстниками (мальчиками и девочками), взрослыми

(знакомыми и незнакомыми) в различных ситуациях, тактично вести себя за столом во

время приёма пищи (пользоваться приборами, салфетками, аккуратно принимать пищу).

5. Убирать жилые помещения, проводить сухую и влажную уборку, чистить ковры,

книжные полки, батареи, ухаживать за полом, используя бытовые химические средства,

ухаживать за комнатными растениями.

6. Соблюдать правила поведения в общественном транспорте (правила посадки, покупки

билета, поведения в салоне и при выходе на улицу, соблюдать правила дорожного

движения.

7. Выбирать продукты, оплачивать покупку, соблюдать правила поведения в магазине.

8. Писать адреса на конверте

9. Вызывать врача на дом, приобретать лекарство в аптеке, пользоваться термометром,

обрабатывать раны и накладывать повязки.

Участники программы

Дети- сироты и дети, воспитывающиеся в замещающих семьях, в возрасте от 14 до 18 лет.

Планирование занятий по программе Социально-бытовая ориентировка

п/п

Название темы

Количество часов

1

Личная гигиена. Одежда. Обувь.

Гигиенические требования, предъявляемые к обуви и одежде.

Правила выбора обуви и одежды (размер, учёт

2

индивидуальных особенностей, характера деятельности).

2

Жилище.

Обустройство жилого помещения. Генеральная уборка

жилого помещения. Уход за мебелью. Правила мытья

посуды. Работа с выстиранным бельём (ремонт, утюжка,

хранение). Составление меню обеда. Сервировка стола к

обеду.

2

3

Культура поведения.

Основы современного этикета.

1

4

Правила гостеприимства.

1

5

Культура речи. Правила общения со взрослыми и

сверстниками. Взаимоотношения с родителями. Словарный

запас.

1

6

Семейные ценности.

Народные праздники и обряды в жизни и искусстве.

Традиции и современность.

1

7

Зачем регистрируется брак? Свадьба. Рождение семьи. Её

функции.

1

8

Микроклимат семьи. Быт и семейный бюджет.

1

9

Финансовая грамотность.

Оплата жилой площади и коммунальных услуг.

1

10

Расходы, связанные с надомным трудом и ведением личного

подсобного хозяйства.

1

11

Сбережения. Их назначение. Хранение денег в

Сберегательном банке. Виды вкладов. Кредит.

Государственное страхование.

1

12

Ответственность.

Самооценка. Ответственность за себя. Самоконтроль. Как

избежать попадания в экстремальную ситуацию. Правила

уличного движения.

1

13

Здоровый образ жизни

Оказание первой медицинской помощи. Ведение здорового

образа жизни. Твои невидимые недруги (курение, алкоголь,

наркотики). Профилактика.

1

Всего:

15

Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения

программы.

В ходе контроля проверяется соответствие достигнутых учащимися знаний-умений-

навыков, а оценка выражает реакцию на степень и качество этого соответствия.

Осуществляется констатация качества усвоения учащимися учебного материала: полнота

и осознанность знаний, умение применять полученные знания, как для школьной жизни,

так и вне её, степень развития основных мыслительных операций (анализ, синтез,

сравнение, обобщение). Контроль полученных знаний проводится по мере усвоения

изученной темы.

Основанием для подведения итоговой оценки знаний служат результаты

диагностического материала Карты оценки готовности несовершеннолетнего к

самостоятельной жизни.