Напоминание

Организация профориентационной работы с воспитанниками в процессе реализации общеобразовательной программы "Лаборатория моды"

Авторы: Алексеева Наталья Сергеевна, Чайкина Вера Петровна
Должность: педагоги дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "Центр внешкольной работы"Приволжского района г.Казани
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: статья
Тема: Организация профориентационной работы с воспитанниками в процессе реализации общеобразовательной программы "Лаборатория моды"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Организация профориентационной работы с воспитанниками

в процессе реализации общеобразовательной программы

«Лаборатория моды»

«Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер

не будет попутным». (Сенека)

Так

сложилось,

что

современность

неизбежно

требует

от

подрастающего

поколения как можно более раннего определения своей значимости, осознания своих

способностей, стремления сделать жизненно важный выбор – выбор профессии, который,

помогает определить их дальнейшее образование, будущую профессиональную карьеру.

Профориентация

-

это

система

мер

по

оказанию

молодёжи

личностно-

ориентированной

помощи

в

выявлении

и

развитии

способностей,

склонностей,

профессиональных

и

познавательных

интересов

в

выборе

профессии,

а

также

формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка.

Цель профориентационной работы в дополнительном образовании – оказание

поддержки в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной

деятельности

и

выработка

у

подростков

сознательного

отношения

к

труду,

профессиональному самоопределению в условиях свободы выбора сферы деятельности в

соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка

труда.

Задача профориентационной работы заключается в формировании у обучающихся

внутренней готовности самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и

реализовывать

перспективы

своего

развития

(профессионального,

жизненного

и

личностного).

При планировании и проектировании профориентационной деятельности важно

учитывать основные аспекты:

Социальный аспект

- заключается в формировании ценностных ориентаций у

обучающихся в профессиональном самоопределении, где главным является изучение

требований к квалификации работника той или иной сферы.

Экономический

аспект

-

это

процесс

управления

выбором

профессии

обучающимися в соответствии с потребностями общества и возможностями личности

(изучение рынка труда);

Психологический аспект - состоит в изучении структуры личности, формировании

профессиональной направленности (способность к осознанному выбору);

Медико-физиологический аспект – изучение критериев профессионального отбора

в соответствии с состоянием здоровья.

Процесс профессиональной ориентации обучающихся включает в себя следующие

компоненты:

Целевой компонент предполагает осмысление педагогами и осознание учащимися

цели и задач профориентации.

Мотивационный

компонент,

один

из

важнейших,

так

как

необходимо

сформировать потребность к выбору будущей профессии и при этом обеспечить

положительную мотивацию выбора профессиональной деятельности.

Информационный компонент

должен включать информацию о профессиях по

профилю объединения, сведения об учебных заведениях вашего региона, умение работать

с информационным полем, информацию для получения знаний о своих возможностях и

способностях, основах выбора профессии.

Деятельный компонент включает в себя организацию профессиональных проб,

согласно профилю объединения.

Творческий

компонент

способствует

овладению

элементами

творческой

деятельности в процессе практической работы.

Диагностический

компонент

предполагает

наличие

методик

диагностики

профориентационной

деятельности.

Самоконтроль

происходит

путем

сравнения

промежуточных и конечных результатов диагностики, обеспечивает обратную связь

между педагогом и обучающимися, позволяющую выявить профессиональные интересы,

склонности, готовность к выбору профессии.

Организация учебного процесса с учетом данных компонентов позволяет

реализовать идею личностного подхода в процессе профессионального самоопределения.

Каждый педагог дополнительного образования сам формулирует цели и задачи

профориентационной работы в соответствии со своей дополнительной общеразвивающей

программой, с учетом особенностей группы.

С этой целью, учитывая современные тенденции развития индустрии моды,

обновленные данные о материалах, техниках и технологиях работы профессионалов

данной сферы, и, конечно, на актуальных требованиях молодежи к выбору профессий,

педагогами объединения «Театр моды «Эстель», к основной общеобразовательной

общеразвивающей программе, по которой педагоги успешно работают более 25 лет, была

разработана

дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая

программа

«Лаборатория

моды»

предпрофильной

подготовки

обучающихся

по

предметам:

«Мэйкаперы»,

«Имидж»,

«Фотоимидж»,

и

«Мастерская

моды».

Отличительной

особенностью программы является модульный принцип построения. Образовательные

модули взаимосвязаны, благодаря чему обеспечивается интеграция различных видов

творческой

деятельности,

необходимых

для

достижения

обучающимися

общего

положительного результата и достижения цели программы.

Программа «Лаборатория моды»

– это образовательный комплекс, высокая

результативность работы в которой доказывает явные преимущества модульной формы

обучения в учреждениях ДО.

Программа

рассчитана на детей среднего и старшего

школьного возраста, носит практико-ориентированный характер.

Цель программы «Лаборатория моды» -

Знакомство со спецификой профессий,

связанных с деятельностью в области моды, помощь подросткам в выявлении

склонностей и способностей к этим видам деятельности.

Данная цель достигается посредством решения следующих задач:

Знакомство с профессиями, связанными с деятельностью в области моды,

выявление склонностей и способностей к этим видам деятельности;

Овладение навыками художественного оформления ткани и швейных

изделий;

Освоение основных этапов разработки коллекций одежды, умение применять

полученные знания в создании самостоятельной творческой работы.

Овладение навыками подростковой косметологии, техникой макияжа и

основами создания имиджа;

Развитие художественно - эстетического вкуса, художественной инициативы

и воображения, творческих способностей;

развитие способности анализировать свою деятельность;

развитие способности к совместной творческой деятельности;

развитие креативности, инициативности, коммуникабельности;

Стимулирование творческого самовыражения;

Комплексная программа предусматривает организацию работы с воспитанниками в

течение 3 лет и разделена на 2 образовательных модуля. Модульная система программы

составлена с учетом возраста детей и предусматривает организацию работы с

воспитанниками в течение 8 академических часов в неделю.

Реализация программы осуществляется на основе следующих принципов обучения,

воспитания и развития:

-

вариативности и гибкости программы

(преподаватель имеет право перенести

изучение

какого-либо

движения

в

нужный

период,

не

нарушая

логики

и

последовательности обучения);

-

доступности

(содержание

программы

доступно

для

изучения,

обучение

осуществляется по методу «от простого к сложному»;

-

технологичности (программа содержит основные требования, в которых чётко

изложены задачи и прогнозируемый результат к каждому году обучения, что помогает

направлять и контролировать подачу нового материала);

-

сотрудничества в обучении (программа предусматривает не только практические

движения, но и различные формы работы с детьми, позволяющие создавать атмосферу

доброжелательности, сотворчества, модулирования ситуации успеха;

-

постепенности и последовательности;

-

систематичности и регулярности занятий;

-

целенаправленности учебного процесса;

-

индивидуального подхода к обучающимся;

-

разноуровневости и преемственности обучения (каждый уровень программы, имея

свою содержательную и результативную самодостаточность, тем не менее, опирается на

предыдущий уровень, учитывает общие подходы к обучению на всех уровнях

программы).

Данная программа, предусматривает индивидуальный подход в образовании,

содержит доступный информационный материал по категориям специалистов, занятых в

индустрии моды и красоты: дизайнер, стилист, имиджмейкер, конструктор, технолог,

закройщик, портной, швея, парикмахер, визажист, байер, мерчендайзер и др., что

помогает ориентировать обучающихся на выбор будущей профессии.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Для

оказания

педагогической

поддержки

на

пути

профессионального

самоопределения обучающихся, в процессе реализации программы, педагоги используют

следующие формы обучения:

-

Экскурсии

профориентационной

направленности.

Эта

форма

позволяет

обучающимся

проанализировать

имеющуюся

информацию

о

профессиональной

деятельности в реальных трудовых условиях. На практике получить знания о работе

различных специалистов данной сферы.

-

Встречи с выпускниками», связавших свою профессиональную деятельность с

профилем объединения.

Профориентационные занятия, позволяющие расширить спектр знаний о профессиях по

профилю объединения (беседы о необходимых профессиональных качествах, конкурсы,

доклады воспитанников о разных профессиях, знаменитых людях индустрии моды,

профессиональные пробы, защита творческого проекта).

-

Мастер-классы позволяет наглядно увидеть элементы трудовой деятельности, дает

возможность соотнести свои желания со своими возможностями, попробовать себя в

профессии, получить советы специалистов с учетом индивидуальных интересов.

Отметим, что в профориентационной работе с обучающимися теория должна

сводиться

к

минимуму,

учебный

процесс

организовывать

так,

чтобы

важные

теоретические положения осознавались во время практических занятий. Например, такой

"неактивный" метод, как лекция, можно успешно реализовать, если ее прочитают

преподаватели вузов или специалисты той или иной профессии с использованием

мультимедийных

компьютерных

средств.

В

процессе

реализации

программы

«Лаборатория моды» - это действующие мастера имиджмейкеры, стилисты, визажисты,

дизайнеры.

В

процессе

обучения

предусмотрены

также

нестандартные

методы:

профориентационные игровые упражнения и моделирование микроситуаций работы

«Мастер-клиент», мини - конкурсы «Сам себе стилист», «Сам себе визажист», «Сам себе

дизайнер»;

занятия-экскурсии, посещение

выставок «Недели моды и стиля», «

Образование и карьера», видео-занятия, презентации образа, шоу – показ коллекций

одежды, конкурсы и фестивали мод и т.д.

Нетрадиционные методы позволяют менять позицию обучающегося с пассивной в

активную. Но, конечно же, в основе применения элементов любой технологии должны

лежать знание и учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

Для усвоения программы, занятия проводятся в индивидуальной, коллективной

формах обучения, а также по микрогруппам.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

К

основным

результативным

критериям

и

показателям

эффективности

профориентационной работы в дополнительном образовании, прежде всего, относятся

следующие критерии:

1. Достаточный уровень знаний у обучающихся о профессии и путях ее

получения.

Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии

обучающийся не сможет сделать обоснованного выбора. Показателем

достаточности

информации в данном случае является чёткое представление им требований профессии к

человеку,

конкретного

места

ее

получения,

потребностей

общества

в

данных

специалистах.

2. Формирование обоснованности выбора профессии.

Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном

выборе профессии — это проявляемая обучающимся активность по получению

необходимой информации о той или иной профессии, желание пробы своих сил в

конкретных

областях

деятельности,

самостоятельное

составление

своего

профессионального плана.

3. Формирование понятия о значимости труда.

Результативным критерием является уверенность обучающегося в социальной

значимости труда, т. е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности.

4. Самопознание учащегося.

В

качестве

данного

критерия

можно

определить

степень

самопознания

обучающегося. Оттого, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально

важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора. При этом следует

учитывать, что только квалифицированный специалист может дать обучающемуся

достаточно полную и адекватную информацию о его профессионально важных качествах.

5.Определение профессионально важных качеств.

Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к

человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, те из них, которые

непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности - профессионально

важные качества. Для выявления сформированности данных критериев и усвоения ЗУНов

в программе «Лаборатория моды» применяются следующие способы контроля:

-

Мониторинг образовательной деятельности по годам обучения;

-

Педагогические наблюдения;

-

Мини - конкурсы «Сам себе маникюрист», «Сам себе стилист», «Сам себе

визажист», «Сам себе дизайнер»;

-

Художественный совет по приему единого сценического образа;

-

Итоговые занятия: «В сетях Очарования», «Мисс Сююмбель»;

- Защита творческих проектов в форме компьютерных презентаций;

-

Шоу - показы тематических коллекций;

-

Участие в конкурсах и фестивалях мод, шоу – программах.

Разработка методических материалов в виде компьютерных презентаций, просмотр видео

и фотоматериалов, поиск информационных ресурсов в сети Интернет, составление

мониторингов,

способствуют

качественному

усвоению

учебного

материала

и

эффективности

отслеживания

результатов

творческой

деятельности

каждого

обучающегося.

Ожидаемые результаты от реализации программы:

Обучающиеся будут:

Знать:

- спектр профессий, связанных с деятельностью в области моды;

-основные этапы разработки коллекций одежды (эскизирование, основы проектирования и

технологии изготовления одежды);

- приёмы художественного оформления ткани и швейных изделий;

- знать виды макияжа, принципы выбора и технологию макияжа;

- основные стереотипы имиджа ХХ и ХХI веков;

- технологию создания образа;

Уметь:

- ориентироваться в современных направлениях моды;

- изготавливать несложные швейные изделий;

- выполнять различные виды макияжа;

- создавать стилистические образы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Знания, умения и навыки, полученные на занятиях по программе «Лаборатория

моды», помогают формированию у подростков адекватных представлений о себе и своём

профессиональном соответствии и принятию учащимися осознанного решения о

профессиональном выборе направления дальнейшего обучения. Кроме этого помогают

скорректировать их собственный образ. Наша страна стремительно вошла в систему

деловых отношений, поэтому познание имиджа и освоение технологий его создания,

становится

для

подростков

все

более

необходимым

для

самореализации

и

самоутверждения, выбору жизненного пути и достижения социального успеха. Понятие «

имидж» и «социальный успех» взаимосвязаны. Любая социальная роль предполагает

определенный образ, и только соответствие ему способствует социальной адаптации,

достижению успеха личностного и профессионального.