Автор: Фаритова Ильмира Ильгизовна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №150
Населённый пункт: город Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников".
Фаритова И.И., воспитатель 1 категория
РФ, г. Уфа, МАДОУ детский сад №150
«Роль сказки в нравственно-духовном воспитании
дошкольников».
Одной из задач федеральной образовательной программы является обеспечение
развития
физических,
личностных,
нравственных
качеств
и
основ
патриотизма,интеллектуальных и художественно– творческих способностей
ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности.
Что настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости,
агрессивности по отношению друг к другу и к близким людям. Под влиянием
далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о
духовных и нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С
рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому с самого младшего
возраста необходимо показывать нравственную и духовную суть каждого
поступка. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо,
целесообразно формировать как своим примером, а так же с помощью
народных сказок, в том числе и о животных. Почему же сказка так эффективна
в работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?
В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической
деятельностью ребенка, что позволяет ему свободно фантазировать и мечтать.
Разрешение нравственного и духовного воспитания требует поиска наиболее
эффективных путей или переосмысления уже известных. Действенным
средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является
сказка.
Создать условия для духовно - нравственного развития детей. Способствовать
коррекции нарушения эмоционально - волевой сферы детей в процессе
художественной и продуктивной деятельности, связанной с нравственным
содержанием сказки.
Развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало.
Выявить и изучить воспитательные особенности русской народной сказки.
Формирование нравственных представлений и воспитание нравственных
качеств личности (чувство милосердия, сострадания, уважения и послушания).
Формирование привычки советоваться со своею совестью в разных жизненных
ситуация.
Обеспечение социальной адаптации детей путем введения их в культурную
традицию народной сказки.
Усвоение детьми норм нравственно-духовного воспитания, открытость их
к доброму, позитивное отношение детей к окружающему миру, к другим людям
и
к
самому
себе;
Понимание необходимости развития таких волевых качеств, как послушание,
почитание
родителей
и
взрослых;
Знание определенных сказочных сюжетов, составляющих духовный опыт
человечества;
Формировать
представление
о
честности,
справедливости,
доброте,
отрицательное
отношение
к
жестокости,
хитрости,
трусости;
Развивать чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть
отзывчивыми к взрослым и детям, умение проявлять внимание к их душевному
состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться придти на помощь в
трудную минуту.
Отбор
художественного
материала
по
различным
видам
народного
искусства, обусловленного возрастными особенностями детей.
Интеграция
работы
на
основе
народного
искусства
с
различными
направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей.
Активное включение детей в разнообразные художественно творческие
деятельности: игровую, художественно – речевую, изобразительную.
Принцип индивидуального подхода, учета индивидуальных предпочтений,
склонностей, интересов, уровня развития, индивидуальная работа с
каждым ребёнком.
Бережное и уважительное отношение к детскому творчеству, в каком бы
виде оно не проявлялось.
Детям
была
интересна
и
близка
тематика
проекта,
поэтому
дети
с
удовольствием принимали участие во всех мероприятиях; любят слушать
сказки в исполнении педагога; с удовольствием рассматривают иллюстрации в
книгах;
рассказывают знакомые сказки с опорой на иллюстрации. В
самостоятельной игровой деятельности разыгрывают знакомые сказки с
помощью игрушек. Дети стали дружнее; чаще приходят друг другу на помощь.
Список литературы.
1. В А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям»
2.Сборник научно – методических статей. Орёл 2015г. Под редакцией О. В
Бережнова
3. Ильин И.: «Духовный мир сказки».
4. Зенкевич – Евстигнеева: «Практикум по сказкотерапии».
5. Э. И Иванова: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей.
Просвещение 2001г.