Автор: Бондаренко Кристина Игоревна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ МО г. Краснодар "Детский сад№64 "Дружба"
Населённый пункт: Краснодар
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Быт кубанских казаков"
Методическая разработка образовательной деятельности по теме:
«Быт кубанских казаков»
Возраст воспитанников: средний дошкольный возраст
Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская,
игровая,речевая
Цель: Продолжать знакомить воспитанников с жизнью и бытом Кубанского
казачества.
Задачи:
Развивать познавательный интерес к истории своего народа.
Воспитывать бережное отношение к музейным экспонатам и любовь к
родному краю – малой Родине.
Материалы
и
оборудование:проектор,
аудиозапись
песен
Кубанского
Казачьего хора, макет и фотографии быта казаков, макет печи, тесто соленое,
дощечки, скалки, куклы казака и казачки.
1 этап: способствуем формированию у детей внутренней
мотивации к деятельности
Содержание
Обратная связь на высказывание
детей
«Наша добрая улыбка»
Пусть наша добрая улыбка (руки
прикасаются
к
уголкам
губ)
Согреет всех своим теплом, (руки
прикладываются к сердцу)
Напомнит нам, как важно в жизни
(руки вперед, пальцы, как
солнечные лучи)
Делиться
счастьем
и
добром!
( руки в стороны)
Приятно знать ,что у вас
прекрасное настроение!
2 этап: способствуем планированию детьми их деятельности
Содержание
Обратная связь на
высказывание детей
Звучит гимн Кубани «Ой, Кубань — ты наша
Родина», на экране появляется заставка родного
края.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, о чем
пойдет сегодня речь в нашей беседе?
Дети: о родном крае, о Кубани
Совершенно верно!
3 этап: способствует реализации детского замысла
Содержание
Обратная связь на
высказывание детей
Воспитатель: Среди просторов нашей большой
страны есть край, где ты живешь, где твой
родной дом, твоя земля родная. Это и есть наша
Кубань. И где бы ты ни был, куда бы ты ни
ездил, всегда будешь вспоминать свою родную
Кубань. Сегодня, ребята, мы с вами отправимся
в прошлое. Мы попадем в хату наших дальних-
дальних
предков,
хату,
в
которой
живет
старинная
казачья
семья
(изображение
на
картине, фото, макет подворья)
-А что такое хата?
Дети: дом, жилище.
Воспитатель: В казачьих семьях глава семьи
казак. А чем он занимался? Дети: добывал пищу
для семьи, работает в поле, защищает границу
от врагов (фото казака)
Воспитатель:
Ребята,
давайте
вспомним
пословицы про казака:
Казак без коня, что солдат без ружья.
Казак в беде не плачет.
Казак сам голодает, а конь его сыт.
Казаку конь-отец родной и товарищ дорогой.
Терпи казак- атаманом будешь.
Казаку честь-родину беречь.
Казачьему роду-нет переводу.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо
Какие вы у меня
догадливые!
Меня радует, что вы
вспомнили о чем мы
разговаривали ранее
.
запомнили пословицы про казаков.
Воспитатель: А как называли жену казака?
Дети: Казачка (фото казачки)
Игра « Одень казака и казачку»
Воспитатель: А сейчас, ребята, вам задание,
одеть в костюмы казака и казачку (вырезные
куклы с набором вырезной бумажной одежды,
современной и казачьей)
Воспитатель: Чем она занималась дома?
Дети: Ходила к колодцу, приносила воду на
коромысле, гладила белье, готовила еду, пекла
хлеб (картинки труда казачек)
Воспитатель:
Казачка
очень
любила
приготовить вкусную еду для своего мужа. А в
чем готовили еду? (Изображение на картинке.)
Дети: В чугуне, он тяжелый, чугунный и каша в
нем вкусная.
Воспитатель: А молоко в чем хранили?
Дети: Глиняный сосуд, который называется
глэчик. (фото)
Воспитатель: Чтобы испечь пироги, нужно
замесить
тесто.
Как
называется
посуда,
в
которой замешивают тесто?
Дети: Макитра-это горшочек из глины (фото)
Лепка из соленого теста
Воспитатель: вот тесто замешано и сейчас мы с
вами будем лепить пироги.
Воспитатель: Ну, налепили и отправляем в
русскую печь (макет печи, фотографии). Ребята,
самое главное в казачьей хате — это печь.
Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а
у печки и тепло и уютно. А знаете ли вы, что
русская печь существует около четырёх тысяч
лет? Русская печь отапливала жильё, в ней
готовили пищу, выпекали хлеб, варили квас,
сушили продукты и одежду. А летом печь на
дворе стояла, чтобы в хате жару не было.
Приготовленные
в
русской
печке
кушанья
отличаются особым вкусом и ароматом. Раньше
говорили:
«Всё, что в печи,- на стол мечи».
«Печь нам – мать родная»,
«У печи всё красное лето».
Молодцы! Какие вы
внимательные!
Я с вами согласна!
Хлебом не корми, только с печи не гони.
Зимой в мороз даже кур под печкой держали.
Загадки
Воспитатель: Ребята, я загадаю загадки, а вы
подумайте, про что они.
«Шуба в избе,
Рукав на улице».
«Стоит изба из кирпича,
То холодна, то горяча.»
Игра «Тесто»
Правила игры: дети стоят парами по кругу,
сцепленные руки подняты вверх. Водящая пара
под музыку пробегает в любые «ворота». Игру
продолжает эта пара и так до тех пор, пока не
закончится
музыка.
С
окончанием
музыки
ведущий
говорит:
«Готово
тесто!».
Пара,
оставшаяся в середине круга, пляшет, затем
игра продолжается.
Воспитатель:
Ребята,
садитесь
продолжим
путешествие.
-Ну, а чаем поили гостей из…….
Дети: самовара (фото, картинки)
Воспитатель: Правильно. Хозяйки были очень
домовитые, аккуратные, бережливые. Они сами
пряли, ткали. Что помогало после ручной
стирки
погладить
одежду,
белье,
тканные
изделия?
Дети: рубель и каталка (фото, картинки)
Игра « Отгадай, что делаю»
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем.
Встаньте, пожалуйста. Я буду называть вам
действие, а вы мне будете это изображать.
Дети имитируют движения.
-копать
-нести коромысло
-хлеб класть в печь
-месить
-класть яблоки в корзину
-гладить
-прясть
Воспитатель: Молодцы, дети. Мы продолжаем
наше путешествие.
А еще казачки очень любили украшать свою
одежду вышивкой и кружевом. Какие предметы
в хате были украшены вышивкой?
Молодцы, ребята!
Очень весело вы играли!
У вас здорово все
получается!
Дети:
Полотенца,
занавесочки,
подушки,
скатерти, рушник (фото, картинки)
Воспитатель: Какие цвета использовались в
вышивке?
Дети: черный и красный на белом фоне
Воспитатель:
Какие вы молодцы! Вы
теперь так много знаете о
быте и традициях Кубани.
Как много новых слов
теперь вы знаете.
4 этап: способствует проведению детской рефлексии по итогам
деятельности.
Содержание
Обратная связь на высказывание
детей
Давайте их вспомним. Я буду вам
описывать предмет, а вы должны
будете назвать мне его.
Игра « Угадай по описанию»
-Дом, в котором жили наши предки
(хата)
-Это глиняный предмет, в котором
молоко долго не прокисает (глэчик)
-С помощью этих двух деревянных
предметов
одежда
казаков
всегда
была выглажена (рубель и каталка)
-В
чем
замешивали
тесто?
(в
макитре)
-Воду приносили из ….(колодца)
-Вкусный чай пили из …..(самовара)
-В этом предмете готовили вкусную
кашу и он был очень тяжелый?
(чугун)
-А с помощью этого предмета и хлеба
встречают гостей. (рушник)
-Какой запах в хате, наверное, уже и
пирожки поспели наши (достает из
печи пирожки)
Ребята, я думаю, что сегодня вы
узнали и вспомнили многое из того, о
чем говорили ранее.
Вы меня порадовали!
Молодцы, ребята! Теперь я знаю, что
наши предки гордились бы вами.
Наше занятие подошло к концу.