Напоминание

"Быт кубанских казаков"

Автор: Бондаренко Кристина Игоревна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ МО г. Краснодар "Детский сад№64 "Дружба"
Населённый пункт: Краснодар
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Быт кубанских казаков"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Методическая разработка образовательной деятельности по теме:

«Быт кубанских казаков»

Возраст воспитанников: средний дошкольный возраст

Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская,

игровая,речевая

Цель: Продолжать знакомить воспитанников с жизнью и бытом Кубанского

казачества.

Задачи:

Развивать познавательный интерес к истории своего народа.

Воспитывать бережное отношение к музейным экспонатам и любовь к

родному краю – малой Родине.

Материалы

и

оборудование:проектор,

аудиозапись

песен

Кубанского

Казачьего хора, макет и фотографии быта казаков, макет печи, тесто соленое,

дощечки, скалки, куклы казака и казачки.

1 этап: способствуем формированию у детей внутренней

мотивации к деятельности

Содержание

Обратная связь на высказывание

детей

«Наша добрая улыбка»

Пусть наша добрая улыбка (руки

прикасаются

к

уголкам

губ)

Согреет всех своим теплом, (руки

прикладываются к сердцу)

Напомнит нам, как важно в жизни

(руки вперед, пальцы, как

солнечные лучи)

Делиться

счастьем

и

добром!

( руки в стороны)

Приятно знать ,что у вас

прекрасное настроение!

2 этап: способствуем планированию детьми их деятельности

Содержание

Обратная связь на

высказывание детей

Звучит гимн Кубани «Ой, Кубань — ты наша

Родина», на экране появляется заставка родного

края.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, о чем

пойдет сегодня речь в нашей беседе?

Дети: о родном крае, о Кубани

Совершенно верно!

3 этап: способствует реализации детского замысла

Содержание

Обратная связь на

высказывание детей

Воспитатель: Среди просторов нашей большой

страны есть край, где ты живешь, где твой

родной дом, твоя земля родная. Это и есть наша

Кубань. И где бы ты ни был, куда бы ты ни

ездил, всегда будешь вспоминать свою родную

Кубань. Сегодня, ребята, мы с вами отправимся

в прошлое. Мы попадем в хату наших дальних-

дальних

предков,

хату,

в

которой

живет

старинная

казачья

семья

(изображение

на

картине, фото, макет подворья)

-А что такое хата?

Дети: дом, жилище.

Воспитатель: В казачьих семьях глава семьи

казак. А чем он занимался? Дети: добывал пищу

для семьи, работает в поле, защищает границу

от врагов (фото казака)

Воспитатель:

Ребята,

давайте

вспомним

пословицы про казака:

Казак без коня, что солдат без ружья.

Казак в беде не плачет.

Казак сам голодает, а конь его сыт.

Казаку конь-отец родной и товарищ дорогой.

Терпи казак- атаманом будешь.

Казаку честь-родину беречь.

Казачьему роду-нет переводу.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо

Какие вы у меня

догадливые!

Меня радует, что вы

вспомнили о чем мы

разговаривали ранее

.

запомнили пословицы про казаков.

Воспитатель: А как называли жену казака?

Дети: Казачка (фото казачки)

Игра « Одень казака и казачку»

Воспитатель: А сейчас, ребята, вам задание,

одеть в костюмы казака и казачку (вырезные

куклы с набором вырезной бумажной одежды,

современной и казачьей)

Воспитатель: Чем она занималась дома?

Дети: Ходила к колодцу, приносила воду на

коромысле, гладила белье, готовила еду, пекла

хлеб (картинки труда казачек)

Воспитатель:

Казачка

очень

любила

приготовить вкусную еду для своего мужа. А в

чем готовили еду? (Изображение на картинке.)

Дети: В чугуне, он тяжелый, чугунный и каша в

нем вкусная.

Воспитатель: А молоко в чем хранили?

Дети: Глиняный сосуд, который называется

глэчик. (фото)

Воспитатель: Чтобы испечь пироги, нужно

замесить

тесто.

Как

называется

посуда,

в

которой замешивают тесто?

Дети: Макитра-это горшочек из глины (фото)

Лепка из соленого теста

Воспитатель: вот тесто замешано и сейчас мы с

вами будем лепить пироги.

Воспитатель: Ну, налепили и отправляем в

русскую печь (макет печи, фотографии). Ребята,

самое главное в казачьей хате — это печь.

Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а

у печки и тепло и уютно. А знаете ли вы, что

русская печь существует около четырёх тысяч

лет? Русская печь отапливала жильё, в ней

готовили пищу, выпекали хлеб, варили квас,

сушили продукты и одежду. А летом печь на

дворе стояла, чтобы в хате жару не было.

Приготовленные

в

русской

печке

кушанья

отличаются особым вкусом и ароматом. Раньше

говорили:

«Всё, что в печи,- на стол мечи».

«Печь нам – мать родная»,

«У печи всё красное лето».

Молодцы! Какие вы

внимательные!

Я с вами согласна!

Хлебом не корми, только с печи не гони.

Зимой в мороз даже кур под печкой держали.

Загадки

Воспитатель: Ребята, я загадаю загадки, а вы

подумайте, про что они.

«Шуба в избе,

Рукав на улице».

«Стоит изба из кирпича,

То холодна, то горяча.»

Игра «Тесто»

Правила игры: дети стоят парами по кругу,

сцепленные руки подняты вверх. Водящая пара

под музыку пробегает в любые «ворота». Игру

продолжает эта пара и так до тех пор, пока не

закончится

музыка.

С

окончанием

музыки

ведущий

говорит:

«Готово

тесто!».

Пара,

оставшаяся в середине круга, пляшет, затем

игра продолжается.

Воспитатель:

Ребята,

садитесь

продолжим

путешествие.

-Ну, а чаем поили гостей из…….

Дети: самовара (фото, картинки)

Воспитатель: Правильно. Хозяйки были очень

домовитые, аккуратные, бережливые. Они сами

пряли, ткали. Что помогало после ручной

стирки

погладить

одежду,

белье,

тканные

изделия?

Дети: рубель и каталка (фото, картинки)

Игра « Отгадай, что делаю»

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем.

Встаньте, пожалуйста. Я буду называть вам

действие, а вы мне будете это изображать.

Дети имитируют движения.

-копать

-нести коромысло

-хлеб класть в печь

-месить

-класть яблоки в корзину

-гладить

-прясть

Воспитатель: Молодцы, дети. Мы продолжаем

наше путешествие.

А еще казачки очень любили украшать свою

одежду вышивкой и кружевом. Какие предметы

в хате были украшены вышивкой?

Молодцы, ребята!

Очень весело вы играли!

У вас здорово все

получается!

Дети:

Полотенца,

занавесочки,

подушки,

скатерти, рушник (фото, картинки)

Воспитатель: Какие цвета использовались в

вышивке?

Дети: черный и красный на белом фоне

Воспитатель:

Какие вы молодцы! Вы

теперь так много знаете о

быте и традициях Кубани.

Как много новых слов

теперь вы знаете.

4 этап: способствует проведению детской рефлексии по итогам

деятельности.

Содержание

Обратная связь на высказывание

детей

Давайте их вспомним. Я буду вам

описывать предмет, а вы должны

будете назвать мне его.

Игра « Угадай по описанию»

-Дом, в котором жили наши предки

(хата)

-Это глиняный предмет, в котором

молоко долго не прокисает (глэчик)

-С помощью этих двух деревянных

предметов

одежда

казаков

всегда

была выглажена (рубель и каталка)

чем

замешивали

тесто?

макитре)

-Воду приносили из ….(колодца)

-Вкусный чай пили из …..(самовара)

-В этом предмете готовили вкусную

кашу и он был очень тяжелый?

(чугун)

-А с помощью этого предмета и хлеба

встречают гостей. (рушник)

-Какой запах в хате, наверное, уже и

пирожки поспели наши (достает из

печи пирожки)

Ребята, я думаю, что сегодня вы

узнали и вспомнили многое из того, о

чем говорили ранее.

Вы меня порадовали!

Молодцы, ребята! Теперь я знаю, что

наши предки гордились бы вами.

Наше занятие подошло к концу.