Автор: Зимина Ольга Борисовна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБ ОУ "Змеиногорская СОШ №3" Змеиногорского района Алтайского края структурное подразделение детский сад комбинированного вида "Улыбка"
Населённый пункт: Змеиногорск
Наименование материала: Конспект образовательной деятельности
Тема: "ПДД в зимний период"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ЗМЕИНОГОРСКАЯ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»
ЗМЕИНОГОРСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ
СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «УЛЫБКА»
Конспект образовательной деятельности
Тема: «ПДД в зимний период» для детей старшего дошкольного возраста
Составил учитель – логопед:
Зимина Ольга Борисовна
Змеиногорск 2025
Цель: формирование навыков безопасного поведения на дороге в зимний
период.
Закреплять знания детей о правилах дорожного движения.
Задачи:
Образовательные:
закрепить знания детей о работе светофора, о его назначении и
сигналах
познакомить с правилами безопасного поведения на дороге в зимнее
время года
учить детей в игре действовать по сигналу и в соответствии с
правилами.
Развивающие:
Формировать навык ориентирования по дорожным знакам и сигналам
светофора,
развивать внимание,
совершенствовать координацию движений,
развивать речь и активизировать словарь детей.
Развивать навыки ориентировки в пространстве,
развивать внимание и наблюдательность, смекалку и
сообразительность.
Воспитывающие:
Воспитывать чувство товарищества, дружеские отношения, желание
прийти на помощь друг другу,
умение применять правила безопасности на дорогах,
воспитывать у детей культуру поведения на улице.
Предварительная работа: беседы о правилах поведения на улице, в
транспорте. Наблюдение за движением на дороге. Знакомство с дорожными
знаками, с различными видами транспорта.
Ход деятельности:
Дети сидят на стульчиках
Педагог: Ребята, в каком городе мы с вами живём?
Дети: Змеиногорск
Педагог: Верно! В нашем городе проживает очень много людей и чтобы им
добраться с одного конца города на другой, допустим на работу, необходим
транспорт. Какой транспорт есть в нашем городе?
Дети: Машины, автобусы, такси и т.д.
Педагог: Правильно! Для того чтобы люди и машины не мешали друг другу
придуманы специальные правила. Как они называются?
Дети: Правила дорожного движения!
Педагог: Молодцы, ребята! А для чего нам с вами необходимо знать и
соблюдать эти правила?
Дети: Чтобы не подвергать себя опасности и не мешать движению
транспорта.
Педагог: Давайте с вами вспомним, какое сейчас время года?
Дети: Зима
Педагог: Зимой дни становятся короче, и именно поэтому, когда вы утром
направляетесь в сад, а также вечером, когда родители забирают вас из
детского сада, на улице темно. Как мы можем помочь водителю нас увидеть
в темноте? Что необходимо для того, чтобы мы засветились?
Дети: Нам надо прикрепить на себя световозвращающие фликеры.
Педагог: Ребята, подойдите к доске и помогите нашему пешеходу
засветиться, для этого необходимо прикрепить к нему фликеры. (На доске
приклеена картинка человека в темной одежде, на столе лежат
разнообразные фликеры на магнитах)
Дети прикрепляют фликеры к человеку.
Педагог: Молодцы, ребята! Вы проделали великолепную работу, теперь
нашего пешехода можно ясно увидеть, и водители будут уменьшать
скорость, заметив его.
Педагог: Ребята, в зимний период вода превращается в лед. Мы изучали его
свойства на прогулке. Какой он?
Дети: Прозрачный, холодный, скользкий, твердый.
Педагог: А какие опасные ситуации могут подстерегать нас, когда мы
переходим дорогу?
Дети: Можно поскользнуться и упасть или машина не сможет затормозить,
потому что дорога скользкая.
Педагог: Действительно! Поэтому переходить дорогу следует осторожно!
Теплая зимняя одежда может препятствовать свободе движений и
ограничивать их. Если вы поскользнетесь, в такой одежде будет сложнее
удержать равновесие. Вы, вероятно, замечали, что куртки с капюшоном
могут ухудшить видимость. Поэтому без особой нужды не надевайте
капюшон. Если на улице ветрено, холодно и укутаться необходимо, то
сопровождать вас должны родители. По возможности одевайтесь удобно,
тепло, но безопасно. Например, в гололед лучше носить обувь с ребристой
подошвой.
Перед тем, как начать переходить дорогу вы должны убедиться, что машина
остановилась и пропускает вас. Если вы идёте вместе с родителями то,
необходимо снять варежку с руки, чтобы она не выскользнула из руки
взрослого.
Педагог: Что помогает нам в переходе через дорогу?
Дети: Светофор
Педагог: Что означают сигналы светофора?
Дети: Красный сигнал – стой, желтый – приготовиться, а зелёный – иди!
Педагог: Предлагаю поиграть в игру «Светофор» (физминутка), когда
загорается красный цвет – вы стоите, желтый – хлопаете в ладоши, зеленый –
шагаете на месте.
Дети встают около стульчиков и выполняют физминутку
Садятся на стульчики.
Педагог: Ребята, а в нашем городе есть светофоры, которые регулируют
движение пешеходов и машин?
Дети: Нет
Педагог: Перед тем как перейти улицу, важно убедиться в том, что водитель
вас заметил. Зимой большие сугробы могут значительно затруднить
видимость. Ни в коем случае не следует неожиданно выбегать на дорогу, так
как зимой расстояние, необходимое для остановки автомобиля, значительно
увеличивается по сравнению с летом. Даже если водитель вас заметит, он
может не успеть, быстро среагировать. Поэтому нужно с осторожностью
выглянуть из-за снежного сугроба и только после того, как убедитесь, что
рядом нет машин, продолжать свой путь.
Педагог: Ребята, любите ли вы кататься с горок?
Дети: Да
Педагог: Как вы считаете, возможно ли размещать детские горки рядом с
дорогой?
Дети: Нет
Педагог: А почему нельзя?
Дети: Ответы
Педагог: Всё верно! Вы большие молодцы!
Ребята, помощниками светофора на улицах служат дорожные знаки. Как вы
думаете, для чего они нужны?
Дети: Чтобы подсказывать водителям как ездить, а пешеходам где правильно
переходить дорогу.
Педагог: Совершенно верно. Знаки дорожного движения являются
надежными помощниками, как для водителей, так и для пешеходов. Они
различаются по цвету и форме. Размещаются вдоль проезжей части и возле
пешеходных переходов, чтобы водитель мог быстро увидеть знак и понять,
на что он указывает — на предостережение или запрет. Пешеходы, в свою
очередь, могут легко обнаружить места, где разрешен переход дороги.
Рекомендуется переходить проезжую часть именно в тех местах, где
установлены знаки «Пешеходный переход».
Педагог показывает знак и зачитывает стихотворение
Здесь наземный переход,
Ходит целый день народ.
Ты, водитель, не грусти,
Пешехода пропусти!
Педагог: Ребята, сегодня мы обсудили основные правила дорожного
движения в зимний сезон. Как вы думаете, эти правила надо знать всем?
Дети: Да
Педагог: В таком случае, я предлагаю создать плакат-коллаж на тему
«Правила дорожного движения зимой» для детей и их родителей из нашего
детского сада. Этот плакат мы разместим на информационном стенде, чтобы
каждый смог ознакомиться с основными правилами.
На большом столе лежат картинки с ПДД, ватман, фломастеры,
карандаши.
Педагог предлагает пройти к столу для создания коллажа. В момент
создания коллажа задаёт детям наводящие вопросы и картинку-ответ
приклеивают на ватман.
Педагог:
1)
Ребята, что необходимо прикрепить на одежду, чтобы водитель
видел вас в темное время суток?
2)
Что регулирует движение?
3)
Как правильно переходить дорогу?
4)
Можно ли кататься с горки вблизи проезжей части?
5)
Что может мешать обзору зимой, когда переходишь дорогу?
6)
Какие помощники светофора бывают?
Педагог: Хорошая работа, ребята, вы действительно справились на ура!
Какие новые знания вы приобрели? Что из этого было наиболее
увлекательным для вас? Столкнулись ли вы с какими-либо трудностями?
Дети: Ответы
Педагог: За вашу активность и на память о сегодняшнем занятии, я хочу
подарить вам фликеры. Всегда соблюдайте ПДД и расскажите своим друзьям
и близким об этих правилах!