Автор: Пашинина Марина Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ г.Светогорска"
Населённый пункт: Ленинградская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Защита проектной работы по теме "А картон - это бумага?"
Паспорт проекта
Тема проекта:
А картон – это бумага?
Автор:
Учащиеся 1 а класса: Воробьёва Ксения, Разинкина Элина, Чекашкин Ар-
сений
Тип проекта:
Информационный, исследовательский (смешанный)
Проблема:
-Как отличить бумагу от картона? Когда надо использовать в поделках бу-
магу, а когда картон?
Из чего делают бумагу, а из чего картон? Можно ли самим сделать картон
или бумагу?
Цель проекта:
Выяснить,
чем отличается бумага от картона; получить бумагу в домаш-
них условиях.
Задачи:
- узнать историю возникновения бумаги;
- изучить свойства бумаги и картона;
- найти информацию о разных видах бумаги и картона , об их применении
в нашей жизни;
-выяснить способ изготовления бумаги в современных условиях на произ-
водстве;
- используя собранную информацию и результаты опытов, изготовить
коллекцию «Разные виды бумаги» и получить бумагу в домашних услови-
ях.
Методы исследова-
ния:
Социологический опрос (анкетирование), сбор информации, сравнение,
эксперимент, анализ полученной информации, выводы, моделирование
Этапы работы над
проектом:
1 этап – подготови-
тельный
2 этап – поисковый
3 этап – аналитиче-
ский
4 этап – практиче-
ский
5 этап – презентаци-
онный
6 этап - контроль-
ный
1 этап – выявление проблемных вопросов, выбор темы проекта; проведе-
ние опроса среди учащихся на узнавание картона и бумаги;
2 этап – постановка цели проекта и задач;
3 этап – сбор, анализ и обработка информации об истории создания бума-
ги, её использовании в жизни, проведение опытов по сравнению свойств
бумаги и картона; изготовление бумаги в домашних условиях и выбор
способа представления результатов;
4 этап – создание коллекции «Разные виды бумаги»; блокнота из бумаги,
полученной в домашних условиях.
5 этап – подготовка презентации проекта
6 этап - оценка качества своего проекта
Продукт проекта:
Коллекция «Разные виды бумаги»; блокнот из бумаги, полученной в до-
машних условиях.
Защита проекта
Слайд 1
- Здравствуйте, мы учащиеся 1 а класса, хотим представить вашему вниманию проектную работу по
теме «А картон – это бумага?».
Слайд 2
На уроке труда при изготовлении аппликации многие дети нашего класса не могли правильно вы-
брать для работы нужные материалы; не знали, какую деталь нужно вырезать из бумаги, а какую из
картона; всё время путались, где бумага, а где картон, переспрашивали и просили помощи. Мы тра-
тили на это много времени, что было крайне неудобно.
Тогда-то и возникли у нас вопросы:
- Как отличить бумагу от картона?
-Когда надо использовать в поделках бумагу, а когда картон?
Во время работы у нас появились ещё вопросы:
- Из чего делают бумагу, а из чего картон?
-Можно ли самим сделать картон или бумагу?
Последние вопросы нас особенно заинтересовали.
Слайд 3
- Работая над проектом, мы попытались выяснить,
чем отличается бумага от картона; и попробовать
самим изготовить бумагу.
- Для достижения цели, мы поставили следующие задачи:
- узнать историю возникновения бумаги;
- изучить свойства бумаги и картона;
- узнать о разных видах бумаги и картона , и где они применяются;
-выяснить, как делают бумагу в наше время;
- используя собранную информацию и результаты опытов, создать коллекцию «Разные виды бума-
ги» и самим сделать бумагу.
- В начале исследования мы провели опрос. Было интересно узнать, умеют ли первоклассники разли-
чать картон и бумагу. Мы выяснили, что большая часть детей не может отличить разные виды бума-
ги от картона и сомневается, что картон – это бумага.
Мы предположили, это происходит потому, что в жизни существует много разных сортов бумаги.
Слайд 4
- Из разных источников мы нашли ответы на интересующие нас вопросы.
Сначала мы изучили историю рождения бумаги.
Китайские летописцы сообщают, что бумага была изобретена в Китае в 105 году нашей эры Цай Лу-
нем.
Слайд 5
Он с помощью воды, волокон шелковицы, древесной золы и тряпки приготовил массу. Затем он раз-
ложил её на деревянной рамке, высушил на солнышке, разгладил камнем и получил бумажный ли-
сток. Вот такая история первой бумаги.
Слайд 6
Теперь нам предстояло ответить на вопрос: картон – это бумага? Из Википедии мы узнали, что бума-
га - это волокнистый материал с добавками, получаемый из целлюлозы: растений, а также вторсырья
(тряпья и макулатуры).
У нас слово «картон» появилось из французского языка, а во Францию пришло из итальянского.
Сегодня никто не может точно определить разницу между картоном и бумагой. Всё зависит от плот-
ности. В Википедии так и указано: «картон-вид плотной бумаги».
Слайд 7
Мы сами решили убедиться в этом и провели опыты по сравнению свойств бумаги и картона. Мы
сделали вывод, что картон - это бумага, только плотнее.
Слайд 8
Бумага используется везде. В каждом доме есть книги, журналы, открытки, письма, фотографии,
учебники, тетради, альбомы для рисования, бумага для печати, а также обои, салфетки, туалетная бу-
мага, конфеты в фантиках и в коробках, деньги и документы.
Слайд 9
В зависимости от того, где применяют бумагу или картон, различают разные сорта.
Слайд 10
Чтобы не запутаться в разнообразии, мы решили сделать коллекцию. В ней 35 сортов бумаги.
Слайд 11
В наши дни бумагу производят на целлюлозно-бумажных комбинатах
из целлюлозы (или древесной
массы) и макулатуры. Бумагу изготавливают в несколько этапов: измельчение, изготовление древес-
ной массы, распределение массы, прессование-сушка-прокатка и резка листов.
Слайд 12
Бумага из макулатуры изготавливается почти также, как и из древесины. Разница лишь в том, что
вначале макулатуру замачивают, измельчают и несколько раз очищают.
Зная рецепт изготовления бумаги в Китае и изучив современное производство, мы сделали вывод,
что сейчас бумагу делают примерно также, только всю работу выполняют машины.
Собрав всю информацию, мы решили сами сделать бумагу из макулатуры, которая остаётся после
уроков труда.
Слайд 13
Мы мелко нарвали обрезки разной бумаги и сложили в ёмкость. Бумагу залили горячей водой и дали
ей размокнуть, затем размельчили блендером. У нас получилась бумажная масса, как каша. В ём-
кость мы долили ещё воды. Взяли рамку с сеткой и поддели кашицу, чтобы она легла ровным слоем.
И дальше высушивали поверхность губкой и сухими тряпками. Потом мы аккуратно сняли рамку и
оставили листы сушиться на всю ночь. Утром наша бумага была готова.
Слайд 14
Работая над проектом, мы изучили историю получения первой бумаги; провели опыты по
сравнению свойств бумаги и картона; провели эксперимент по получению бумаги дома и пришли
к выводам:
- бумага – это материал из растительных волокон;
- картон – это разновидность плотной бумаги, он многослойный;
- люди каждый день используют очень много бумаги в различных целях;
- многие бумажные вещи можно использовать повторно, чтобы экономить деревья;
- бумагу можно делать дома из макулатуры и использовать её для творчества.
Созданная нами коллекция поможет детям разобраться в разных видах бумаги и использовать каж-
дый вид по назначению. А проведённый эксперимент по созданию бумаги покажет способ её эконо-
мии. Но самое главное, что одноклассники смогут пофантазировать и изготовить свою бумагу, непо-
хожую на другие.
Спасибо за внимание!