Напоминание

Жанры публицистики. Учимся писать статью.

Автор: Гаврилова Тамара Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОАУ "СОШ № 54"
Населённый пункт: город Оренбург
Наименование материала: презентация к уроку русского языка
Тема: Жанры публицистики. Учимся писать статью.







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Жанры публицистики.

Учимся писать статью.

Урок развития речи в 8 классе

Цели урока:

1. Знание особенностей и жанров

публицистики.

2. Введение понятия о статье как о

жанре.

3. Формирование умения узнавать

высказывания публицистического

стиля.

Краткая справка

Слово

публицистика

образовано от

латинского слова publicus, что

значит «общественный,

государственный».

Цель публицистики:

Информирование, передача

общественно значимой информации

с одновременным воздействием на

читателя, слушателя, убеждением

его в чём-то, внушением ему

определённых идей, взглядов,

побуждением его к определённым

поступкам, действиям.

Жанры публицистики:

Статья;

Заметка;

Эссе;

Очерк;

Репортаж;

Интервью;

Ораторская

речь;

Судебная речь;

Выступление.

Фельетон;

Доклад;

Рецензия.

Для жанров публицистики

характерны:

Оценочность

;

Логичность

;

Призывность

Эмоциональность

Статья

Газетная статья

- жанр публицистики,

при помощи которого

привлекается

внимание к

проблеме,

объясняются

причины явлений,

обобщаются факты и

при этом проявляется

позиция автора.

Задача

-

привлечь внимание

людей к какому-то

важному вопросу,

проблеме, убедить

их в справедливости

или ошибочности

какого-то

утверждения.

Строение статьи

1.

Зачин – постановка проблемы в

виде вопроса.

2.

Центральная часть – раскрытие

проблемы, объяснение и

доказательство: примеры

(аргументы).

3.

Концовка – вывод, заключение.

Наука будущего. Кому предстоит нести её

знамя? Кто они, специалисты, доктора и

академики XXI века? Нужно ли вам,

сегодняшним школьникам, готовить себя к

тому, чтобы осуществить планы будущих

исследований, проверить намётки будущих

открытий?

Да, нужно!

Но что вы должны знать, чтобы быть готовыми

нести знамя науки? Что должны усвоить, чтобы

уверенно отправиться в путешествие в

неведомое?

Во-первых, дорогие школьники,

отправляйтесь в путь смолоду! Смолоду

начинайте исследовать самостоятельно. Ищите

свою тему с юных лет. Только в молодости

дерзкие идеи кажутся реальными. Да и

времени впереди уйма.

Во-вторых, воспитывайте в себе волю и

настойчивость, прилежание и упорство.

Открыватель должен быть очень чутким, очень

зорким, очень внимательным в наблюдении.

Один и тот же опыт приходится повторять

много раз. И с большой тщательностью.

.

И, конечно, нужны знания. Без знаний мысли

бесполезны. Чтобы описать явление, нужны и

физика, и химия, и математика, и биология, и

ещё техника, и социальные науки, и

гуманитарные.

И, наконец, помните: служение науке –

труд. Увлекательный труд во имя знания.

Нелёгкий труд! Кто не любит трудиться, тому в

науку не идти не надо!

Итак., воля и упорство, знания и труд

помогут вам, молодые путешественники в

неведомое, преумножить славу русской науки.

(Н.Семёнов, учёный-физик)

Анализ статьи

1. Какова тема статьи?

2. Проявляется ли авторская позиция?

3. Какова основная мысль?

4. Какую задачу поставил автор в

своей статье?

5. Назовите языковые средства.

6. Как построена статья в целом?

Сравним наши мнения:

1.

В статье рассматривается вопрос о том,

какими качествами должен обладать

человек, которому предстоит развивать

науку будущего.

2.

Автор заинтересован, доброжелателен,

требователен.

3.

Будущее закладывается сегодня, нужные

качества для учёного воспитываются

смолоду – это основная мысль.

4.

Заинтересовать юного читателя, убедить

его, дав информацию – вот задача автора.

5. В статье мы видим прямые обращения к

читателю. Эмоциональность придают

вопросительные, восклицательные и

побудительные предложения. Есть

повторы, ряды однородных членов,

вводные конструкции. Особенность

придаёт вопросно-ответное построение,

создающее впечатление диалога автора и

читателя.

6. Начинается статья с проблемы, зачин

оформлен в виде ряда вопросов, ответ на

которые даётся в основной части. В

заключение – вывод, обобщающий повтор

сказанного.

Что мы сегодня узнали?

Какие жанры публицистики

вспомнили?

Что такое статья?

Для чего она нужна?

Как правильно построить статью?

Кто может быть автором статьи?

А смог бы я написать свою статью?

Домашнее задание

Написать черновой вариант статьи

на тему: «Нужно ли в наши дни

читать книги?»

Над вопросом стоит задуматься:

может быть, действительно, в дни

радио и телевидения незачем

тратить время на чтение книг? А

ваше мнение?

Спасибо за внимание