Автор: Гаврилова Тамара Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОАУ "СОШ № 54"
Населённый пункт: город Оренбург
Наименование материала: презентация к уроку русского языка
Тема: Жанры публицистики. Учимся писать статью.
Жанры публицистики.
Учимся писать статью.
Урок развития речи в 8 классе
Цели урока:
•
1. Знание особенностей и жанров
публицистики.
•
2. Введение понятия о статье как о
жанре.
•
3. Формирование умения узнавать
высказывания публицистического
стиля.
Краткая справка
•
Слово
публицистика
образовано от
латинского слова publicus, что
значит «общественный,
государственный».
Цель публицистики:
•
Информирование, передача
общественно значимой информации
с одновременным воздействием на
читателя, слушателя, убеждением
его в чём-то, внушением ему
определённых идей, взглядов,
побуждением его к определённым
поступкам, действиям.
Жанры публицистики:
•
Статья;
•
Заметка;
•
Эссе;
•
Очерк;
•
Репортаж;
•
Интервью;
•
Ораторская
речь;
•
Судебная речь;
•
Выступление.
•
Фельетон;
•
Доклад;
•
Рецензия.
Для жанров публицистики
характерны:
Оценочность
;
Логичность
;
Призывность
Эмоциональность
Статья
Газетная статья
- жанр публицистики,
при помощи которого
привлекается
внимание к
проблеме,
объясняются
причины явлений,
обобщаются факты и
при этом проявляется
позиция автора.
Задача
-
привлечь внимание
людей к какому-то
важному вопросу,
проблеме, убедить
их в справедливости
или ошибочности
какого-то
утверждения.
Строение статьи
1.
Зачин – постановка проблемы в
виде вопроса.
2.
Центральная часть – раскрытие
проблемы, объяснение и
доказательство: примеры
(аргументы).
3.
Концовка – вывод, заключение.
Наука будущего. Кому предстоит нести её
знамя? Кто они, специалисты, доктора и
академики XXI века? Нужно ли вам,
сегодняшним школьникам, готовить себя к
тому, чтобы осуществить планы будущих
исследований, проверить намётки будущих
открытий?
Да, нужно!
Но что вы должны знать, чтобы быть готовыми
нести знамя науки? Что должны усвоить, чтобы
уверенно отправиться в путешествие в
неведомое?
Во-первых, дорогие школьники,
отправляйтесь в путь смолоду! Смолоду
начинайте исследовать самостоятельно. Ищите
свою тему с юных лет. Только в молодости
дерзкие идеи кажутся реальными. Да и
времени впереди уйма.
Во-вторых, воспитывайте в себе волю и
настойчивость, прилежание и упорство.
Открыватель должен быть очень чутким, очень
зорким, очень внимательным в наблюдении.
Один и тот же опыт приходится повторять
много раз. И с большой тщательностью.
.
И, конечно, нужны знания. Без знаний мысли
бесполезны. Чтобы описать явление, нужны и
физика, и химия, и математика, и биология, и
ещё техника, и социальные науки, и
гуманитарные.
И, наконец, помните: служение науке –
труд. Увлекательный труд во имя знания.
Нелёгкий труд! Кто не любит трудиться, тому в
науку не идти не надо!
Итак., воля и упорство, знания и труд
помогут вам, молодые путешественники в
неведомое, преумножить славу русской науки.
(Н.Семёнов, учёный-физик)
Анализ статьи
1. Какова тема статьи?
2. Проявляется ли авторская позиция?
3. Какова основная мысль?
4. Какую задачу поставил автор в
своей статье?
5. Назовите языковые средства.
6. Как построена статья в целом?
Сравним наши мнения:
1.
В статье рассматривается вопрос о том,
какими качествами должен обладать
человек, которому предстоит развивать
науку будущего.
2.
Автор заинтересован, доброжелателен,
требователен.
3.
Будущее закладывается сегодня, нужные
качества для учёного воспитываются
смолоду – это основная мысль.
4.
Заинтересовать юного читателя, убедить
его, дав информацию – вот задача автора.
5. В статье мы видим прямые обращения к
читателю. Эмоциональность придают
вопросительные, восклицательные и
побудительные предложения. Есть
повторы, ряды однородных членов,
вводные конструкции. Особенность
придаёт вопросно-ответное построение,
создающее впечатление диалога автора и
читателя.
6. Начинается статья с проблемы, зачин
оформлен в виде ряда вопросов, ответ на
которые даётся в основной части. В
заключение – вывод, обобщающий повтор
сказанного.
Что мы сегодня узнали?
•
Какие жанры публицистики
вспомнили?
•
Что такое статья?
•
Для чего она нужна?
•
Как правильно построить статью?
•
Кто может быть автором статьи?
•
А смог бы я написать свою статью?
Домашнее задание
•
Написать черновой вариант статьи
на тему: «Нужно ли в наши дни
читать книги?»
•
Над вопросом стоит задуматься:
может быть, действительно, в дни
радио и телевидения незачем
тратить время на чтение книг? А
ваше мнение?
Спасибо за внимание