Напоминание

Повторение и обобщение по теме "Виды односоставных предложений"

Автор: Гаврилова Тамара Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОАУ "СОШ № 54"
Населённый пункт: город Оренбург
Наименование материала: презентация к уроку русского языка 8 класс
Тема: Повторение и обобщение по теме "Виды односоставных предложений"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Повторение и обобщение по

теме

«Виды односоставных

предложений»

Учитель русского языка и

литературы МОАУ

«СОШ №54» г. Оренбурга

Гаврилова Тамара Николаевна

Цель:

1.Отработка навыков отличия двусоставного предложения

от односоставного.

2. Закрепление навыка различия односоставных

предложений.

3. Повторение словообразовательного, синтаксического

разборов, словосочетания.

4. Подготовка к контрольному тестированию по названной

теме

“Открытия совершаются

тогда, когда все думают,

что этого быть не

может, а один человек

этого не знает”.

А.Эйнштейн.

К мудрости идут через

большой труд.

(пословица

)

Словарная работа.

Приобрести полсотни книг, сделать по-новому,

прекратился давным-давно, преградить путь на

полуостров, превратить острова в оазис,

призадуматься кое над чем, был когда-то

пресмешным малышом, приемлемый вариант,

среднерусский пейзаж, престижная профессия,

тоненький- претоненький голосок.

Зрительный диктант

.

Вновь по первому снегу бреду,

в сердце ландыши вспыхнувших сил,

вечер синею свечкой звезду

над дорогой моей засветил.

(Б. Пастернак)

Вновь по первому снегу бреду, (о-л)

в сердце ландыши вспыхнувших сил, (н.)

вечер синею свечкой звезду

над дорогой моей засветил.

( двусоставное)

(Б. Пастернак)

Работа с текстом.

Ночь. Тиш..на. Я иду по лунной доро..ке.

Мне хочет(?)ся петь вместе с соловьем

хочет(?)ся сказать кому(нибудь) Как

прекрасен мир посмотрите! Но (во)круг

(ни)кого (не) видно. Продолжаю свой путь.

Слышу чьи(то) шаги. Удивляюсь когда

вижу маму. Пойдем-ка домой полуночница

говорит она мне. Идем домой. Засыпаю с

улыбкой.

Ночь. Тишина. Я иду по лунной

дорожке. Мне хочется петь вместе с

соловьем, хочется сказать кому-нибудь:

“Как прекрасен мир, посмотрите!”. Но

вокруг никого не видно. Продолжаю

свой путь. Слышу чьи-то шаги.

Удивляюсь, когда вижу маму. “Пойдем-

ка домой, полуночница” – говорит она

мне. Идем домой. Засыпаю с улыбкой.

Ночь. Тишина. – назывные предложения

Мне хочется петь вместе с соловьем.

Хочется сказать кому-нибудь.

Посмотрите! Продолжаю свой путь.

Слышу чьи-то шаги. Удивляюсь, когда

вижу маму. Идем домой. Засыпаю с

улыбкой. – о/л

Но вокруг никого не видно. – б/л

Задание:

Среди предложений 1 – 3 найдите сложное

предложение, в состав которого входит односоставное

безличное. Напишите номер этого предложения

.

1)Какое же это необъятное, неисчерпаемое море –

человеческая речь!

2) И литератору надо знать все глубины, надо изучать

законы, правящие этой стихией.

3) Поэт, который умеет пользоваться всей энергией слова,

накопленной веками, способен волновать и потрясать души

простым сочетанием немногих слов.

1. Перед вами предложение: Дело не обходилось без столкновений и

перестрелок. Какое слово надо опустить, чтобы это предложение

превратилось в безличное?

2. Предложение: Человеку по работе воздается честь – личное или

безличное? Какое слово надо изменить, чтобы превратить его в

неопределенно-личное?

3. Объясните, что это за предложения и куда «девались» в них сказуемые:

а) Вокруг – ни звука, ни шороха.

б) Ничего удивительного.

в) Давно уже за полночь.

4. Сравните три предложения:

а) Надо попытаться исправить мотоцикл.

б) Нет надежды исправить мотоцикл.

в) Нет надежды на исправление мотоцикла.

Какие в них второстепенные члены, чем они выражены?

1 вариант 2 вариант

1-В 1-В

2-Б 2-Б

3-А 3-Б

4-В 4-Г

5-В 5-В

6-Г 6-Б

7-В 7-А

К мудрости идут через

большой труд.

(пословица)

- Как вы думаете, хорошо ли вы потрудились,

стали ли вы после сегодняшнего урока мудрее?

– Нужны ли знания, полученные на этом уроке, и где

они будут применяться?

– Было ли трудно вам оценить себя, свои знания?

– Если было трудно/ не трудно — почему?

Домашнее задание:

1. Написать сочинение-миниатюру на тему « Ура!

Скоро каникулы!» или «Как я готовлюсь к уроку

литературы». Указать виды односоставных

предложений. Подчеркнуть грамматические основы

предложений.

2.Выписать из учебника литературы по 2

односоставных предложения разных видов,

подчеркнуть грамматические основы предложений.

Спасибо за урок!

Использованные источники:

1.

Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 8 класс. – М.:

ВАКО, 2006. – 272 с.

2. Роговик Т.Н. Русский язык 8 класс: сборник диктантов по

орфографии и пунктуации. – М.: “Экзамен”, 2004. – 256 с.

3.Русский язык: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / М.М.

Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред.

М.М.Разумовской, П.А.Леканта.- 15-е изд., стереотип. – М.: Дрофа,

2011. – 316 с.

4.Текучева И.В. Тесты по русскому языку: 8 кл.: К учебнику М.Т.

Баранова и др. “Русский язык, 8 класс”.: М.: Издательство “Экзамен”.

2007 – 121 с.