Автор: Гаврилова Тамара Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОАУ "СОШ № 54"
Населённый пункт: город Оренбург
Наименование материала: презентация к уроку русского языка 8 класс
Тема: Повторение и обобщение по теме "Виды односоставных предложений"
Повторение и обобщение по
теме
«Виды односоставных
предложений»
Учитель русского языка и
литературы МОАУ
«СОШ №54» г. Оренбурга
Гаврилова Тамара Николаевна
Цель:
1.Отработка навыков отличия двусоставного предложения
от односоставного.
2. Закрепление навыка различия односоставных
предложений.
3. Повторение словообразовательного, синтаксического
разборов, словосочетания.
4. Подготовка к контрольному тестированию по названной
теме
“Открытия совершаются
тогда, когда все думают,
что этого быть не
может, а один человек
этого не знает”.
А.Эйнштейн.
К мудрости идут через
большой труд.
(пословица
)
Словарная работа.
Приобрести полсотни книг, сделать по-новому,
прекратился давным-давно, преградить путь на
полуостров, превратить острова в оазис,
призадуматься кое над чем, был когда-то
пресмешным малышом, приемлемый вариант,
среднерусский пейзаж, престижная профессия,
тоненький- претоненький голосок.
Зрительный диктант
.
Вновь по первому снегу бреду,
в сердце ландыши вспыхнувших сил,
вечер синею свечкой звезду
над дорогой моей засветил.
(Б. Пастернак)
Вновь по первому снегу бреду, (о-л)
в сердце ландыши вспыхнувших сил, (н.)
вечер синею свечкой звезду
над дорогой моей засветил.
( двусоставное)
(Б. Пастернак)
Работа с текстом.
Ночь. Тиш..на. Я иду по лунной доро..ке.
Мне хочет(?)ся петь вместе с соловьем
хочет(?)ся сказать кому(нибудь) Как
прекрасен мир посмотрите! Но (во)круг
(ни)кого (не) видно. Продолжаю свой путь.
Слышу чьи(то) шаги. Удивляюсь когда
вижу маму. Пойдем-ка домой полуночница
говорит она мне. Идем домой. Засыпаю с
улыбкой.
Ночь. Тишина. Я иду по лунной
дорожке. Мне хочется петь вместе с
соловьем, хочется сказать кому-нибудь:
“Как прекрасен мир, посмотрите!”. Но
вокруг никого не видно. Продолжаю
свой путь. Слышу чьи-то шаги.
Удивляюсь, когда вижу маму. “Пойдем-
ка домой, полуночница” – говорит она
мне. Идем домой. Засыпаю с улыбкой.
Ночь. Тишина. – назывные предложения
Мне хочется петь вместе с соловьем.
Хочется сказать кому-нибудь.
Посмотрите! Продолжаю свой путь.
Слышу чьи-то шаги. Удивляюсь, когда
вижу маму. Идем домой. Засыпаю с
улыбкой. – о/л
Но вокруг никого не видно. – б/л
Задание:
Среди предложений 1 – 3 найдите сложное
предложение, в состав которого входит односоставное
безличное. Напишите номер этого предложения
.
1)Какое же это необъятное, неисчерпаемое море –
человеческая речь!
2) И литератору надо знать все глубины, надо изучать
законы, правящие этой стихией.
3) Поэт, который умеет пользоваться всей энергией слова,
накопленной веками, способен волновать и потрясать души
простым сочетанием немногих слов.
1. Перед вами предложение: Дело не обходилось без столкновений и
перестрелок. Какое слово надо опустить, чтобы это предложение
превратилось в безличное?
2. Предложение: Человеку по работе воздается честь – личное или
безличное? Какое слово надо изменить, чтобы превратить его в
неопределенно-личное?
3. Объясните, что это за предложения и куда «девались» в них сказуемые:
а) Вокруг – ни звука, ни шороха.
б) Ничего удивительного.
в) Давно уже за полночь.
4. Сравните три предложения:
а) Надо попытаться исправить мотоцикл.
б) Нет надежды исправить мотоцикл.
в) Нет надежды на исправление мотоцикла.
Какие в них второстепенные члены, чем они выражены?
1 вариант 2 вариант
1-В 1-В
2-Б 2-Б
3-А 3-Б
4-В 4-Г
5-В 5-В
6-Г 6-Б
7-В 7-А
К мудрости идут через
большой труд.
(пословица)
- Как вы думаете, хорошо ли вы потрудились,
стали ли вы после сегодняшнего урока мудрее?
– Нужны ли знания, полученные на этом уроке, и где
они будут применяться?
– Было ли трудно вам оценить себя, свои знания?
– Если было трудно/ не трудно — почему?
Домашнее задание:
1. Написать сочинение-миниатюру на тему « Ура!
Скоро каникулы!» или «Как я готовлюсь к уроку
литературы». Указать виды односоставных
предложений. Подчеркнуть грамматические основы
предложений.
2.Выписать из учебника литературы по 2
односоставных предложения разных видов,
подчеркнуть грамматические основы предложений.
Спасибо за урок!
Использованные источники:
1.
Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 8 класс. – М.:
ВАКО, 2006. – 272 с.
2. Роговик Т.Н. Русский язык 8 класс: сборник диктантов по
орфографии и пунктуации. – М.: “Экзамен”, 2004. – 256 с.
3.Русский язык: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / М.М.
Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред.
М.М.Разумовской, П.А.Леканта.- 15-е изд., стереотип. – М.: Дрофа,
2011. – 316 с.
4.Текучева И.В. Тесты по русскому языку: 8 кл.: К учебнику М.Т.
Баранова и др. “Русский язык, 8 класс”.: М.: Издательство “Экзамен”.
2007 – 121 с.