Автор: Харатян Седа Аваковна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 1 им. А.К. Просоедова г.Георгиевска
Населённый пункт: Ставропольский край г. Георгиевск
Наименование материала: статья
Тема: "Коррекционно-педагогическая работа с гиперопекаемыми детьми старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации"
«Коррекционно-педагогическая работа с гиперопекаемыми детьми
старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной
организации»
Детско-родительские
отношения
–
это
система
межличностных
установок,
ориентаций,
ожиданий
в
вертикальном
направлении
по
возрастной лестнице: снизу вверх (диада «ребенок - родители») и сверху вниз
(диада «родители - ребенок»), определяемых совместной деятельностью и
общением между членами семейной группы.
Гиперопека - чрезмерная забота о детях. Гиперопека выражается в
стремлении родителей окружать ребенка повышенным вниманием, защищать
даже при отсутствии реальной опасности, постоянно удерживать около себя,
«привязывать» детей к своему настроению и чувствам, обязывать их
поступать определенным, наиболее безопасным для родителей способом.
При этом ребенок избавлен от необходимости разрешения проблемных
ситуаций, поскольку решения либо предлагаются ему готовыми, либо
достигаются без его участия. В результате ребенок лишается возможности не
только самостоятельно преодолевать трудности, но даже их трезво оценить.
Он теряет способность к мобилизации своей энергии в трудных ситуациях,
он ждет помощи от взрослых, прежде всего от родителей; развивается так
называемая выученная беспомощность - условно-рефлекторная реакция на
любое препятствие как на непреодолимое.
Подводя итог теоретической части нашего исследования можно
отметить, что:
1.
Семья – наиболее распространенный вид социальной группы, в
которой рождается, формируется, развивается и большую часть времени в
течении жизни находится человек.
2. Гиперопека (гиперпротекция) — один из типов детско-родительских
отношений, когда родитель (или другой значимый взрослый — бабушка,
дедушка) чрезмерно опекает ребёнка. Как правило, тотально контролирует,
доминирует и закрывает все его потребности, лишая самостоятельности.
Последствиями гиперопеки являются подавление индивидуальности
ребёнка,
инициативы,
снижение
самооценки,
а
стремление
к
самостоятельности не только подавляется, но и игнорируется и наказывается.
3.
Коррекционно-педагогическая
работа
-
это
планируемое,
целенаправленное
и
особым
образом
организуемое
взаимодействие
педагогов с детьми, имеющими незначительные отклонения в развитии и
поведении.
4.
Коррекционно-педагогическая работа с гиперопекаемыми детьми
- это комплекс мер, направленных на устранение тревожности, страхов и
неуверенности, развитие уверенности в себе и самостоятельности.
5. Основная задача специалиста - помочь осознать и принять факт
наличия гиперопеки, установить причины, разобрать случаи её реализации.
Родители и дети обучаются взаимодействовать вне рамок модели
«доминирование-подчинение».
В рамках
выпускной квалификационной работы была проведено
эмпирическое исследование детско-родительских отношений и поведения
детей старшей группы в
МДОУ № 37 Непоседы г. Георгиевска. В
эксперименте участвовали 10 детей в возрасте 5-7 лет. Из них - 5 девочек и 5
мальчиков.
Наблюдение в течение недели за этими детьми выявило ряд
отклонений в поведении: беспомощное поведение (неумение одеться,
умыться, завязать шнурки), тревожность, неумение отстаивать свою точку
зрения, агрессию (специально ломали игрушки, грубили воспитателям,
дрались). Проведенный тест с помощью методики «Выбери нужное лицо»
подтвердил
гипотезу,
выдвинутую
в
начале
исследования,
что
гиперопекаемые и гипоопекаемые дети имеют высокий уровень тревожности.
Для
выявления
особенностей
детско-родительских
отношений
с
гиперопекаемыми детьми старшего дошкольного возраста нами были
использованы следующие методики: методика «Опросник родительского
отношения» (А.Я. Варга, В.В. Столин); методика «Рисунок семьи»; методика
для родителей «Мера заботы».
Согласно проведенному исследованию нами было выявлено, что
некоторым семьям характерны такие стили воспитания как: Шкалы
«Принятие-отвержение» и «Симбиоз».
В большинстве семей преобладает чрезмерная опека над детьми со
стороны родителей, что подтверждает нашу гипотезу, что коррекционно-
педагогическая работа с гиперопекаемыми детьми старшего дошкольного
возраста в условиях дошкольной образовательной организации
будет
эффективной, если проведена комплексная диагностика детско-родительских
отношений с гиперопекаемыми детьми старшего дошкольного возраста и
реализована коррекционная программа детско-родительских отношений с
гиперопекаемыми детьми.
Были даны рекомендации по коррекционно-педагогической работе с
данными
В итоге, была отмечена положительная динамика, то в большинстве
семей чрезмерная опека над детьми со стороны родителей снизилась с 60%
до 20 %. В целом, данные факты подтверждают эффективность реализации
коррекционной программы по развитию ценностных ориентаций,
д
етей
старшего дошкольного возраста.
Таким образом, гипотеза исследования о том, что при гиперопеке
коррекционно-педагогическая работа с гиперопекаемыми детьми старшего
дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации
будет эффективной, если проведена комплексная диагностика детско-
родительских отношений с гиперопекаемыми детьми старшего дошкольного
возраста и реализована коррекционная программа детско-родительских
отношений с гиперопекаемыми детьми, подтвердилась. Цели и задачи
выпускной квалификационной работы достигнуты.