Напоминание

"Коррекционно-педагогическая работа с гиперопекаемыми детьми старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации"

Автор: Харатян Седа Аваковна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 1 им. А.К. Просоедова г.Георгиевска
Населённый пункт: Ставропольский край г. Георгиевск
Наименование материала: статья
Тема: "Коррекционно-педагогическая работа с гиперопекаемыми детьми старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

«Коррекционно-педагогическая работа с гиперопекаемыми детьми

старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной

организации»

Детско-родительские

отношения

это

система

межличностных

установок,

ориентаций,

ожиданий

в

вертикальном

направлении

по

возрастной лестнице: снизу вверх (диада «ребенок - родители») и сверху вниз

(диада «родители - ребенок»), определяемых совместной деятельностью и

общением между членами семейной группы.

Гиперопека - чрезмерная забота о детях. Гиперопека выражается в

стремлении родителей окружать ребенка повышенным вниманием, защищать

даже при отсутствии реальной опасности, постоянно удерживать около себя,

«привязывать» детей к своему настроению и чувствам, обязывать их

поступать определенным, наиболее безопасным для родителей способом.

При этом ребенок избавлен от необходимости разрешения проблемных

ситуаций, поскольку решения либо предлагаются ему готовыми, либо

достигаются без его участия. В результате ребенок лишается возможности не

только самостоятельно преодолевать трудности, но даже их трезво оценить.

Он теряет способность к мобилизации своей энергии в трудных ситуациях,

он ждет помощи от взрослых, прежде всего от родителей; развивается так

называемая выученная беспомощность - условно-рефлекторная реакция на

любое препятствие как на непреодолимое.

Подводя итог теоретической части нашего исследования можно

отметить, что:

1.

Семья – наиболее распространенный вид социальной группы, в

которой рождается, формируется, развивается и большую часть времени в

течении жизни находится человек.

2. Гиперопека (гиперпротекция) — один из типов детско-родительских

отношений, когда родитель (или другой значимый взрослый — бабушка,

дедушка) чрезмерно опекает ребёнка. Как правило, тотально контролирует,

доминирует и закрывает все его потребности, лишая самостоятельности.

Последствиями гиперопеки являются подавление индивидуальности

ребёнка,

инициативы,

снижение

самооценки,

а

стремление

к

самостоятельности не только подавляется, но и игнорируется и наказывается.

3.

Коррекционно-педагогическая

работа

-

это

планируемое,

целенаправленное

и

особым

образом

организуемое

взаимодействие

педагогов с детьми, имеющими незначительные отклонения в развитии и

поведении.

4.

Коррекционно-педагогическая работа с гиперопекаемыми детьми

- это комплекс мер, направленных на устранение тревожности, страхов и

неуверенности, развитие уверенности в себе и самостоятельности.

5. Основная задача специалиста - помочь осознать и принять факт

наличия гиперопеки, установить причины, разобрать случаи её реализации.

Родители и дети обучаются взаимодействовать вне рамок модели

«доминирование-подчинение».

В рамках

выпускной квалификационной работы была проведено

эмпирическое исследование детско-родительских отношений и поведения

детей старшей группы в

МДОУ № 37 Непоседы г. Георгиевска. В

эксперименте участвовали 10 детей в возрасте 5-7 лет. Из них - 5 девочек и 5

мальчиков.

Наблюдение в течение недели за этими детьми выявило ряд

отклонений в поведении: беспомощное поведение (неумение одеться,

умыться, завязать шнурки), тревожность, неумение отстаивать свою точку

зрения, агрессию (специально ломали игрушки, грубили воспитателям,

дрались). Проведенный тест с помощью методики «Выбери нужное лицо»

подтвердил

гипотезу,

выдвинутую

в

начале

исследования,

что

гиперопекаемые и гипоопекаемые дети имеют высокий уровень тревожности.

Для

выявления

особенностей

детско-родительских

отношений

с

гиперопекаемыми детьми старшего дошкольного возраста нами были

использованы следующие методики: методика «Опросник родительского

отношения» (А.Я. Варга, В.В. Столин); методика «Рисунок семьи»; методика

для родителей «Мера заботы».

Согласно проведенному исследованию нами было выявлено, что

некоторым семьям характерны такие стили воспитания как: Шкалы

«Принятие-отвержение» и «Симбиоз».

В большинстве семей преобладает чрезмерная опека над детьми со

стороны родителей, что подтверждает нашу гипотезу, что коррекционно-

педагогическая работа с гиперопекаемыми детьми старшего дошкольного

возраста в условиях дошкольной образовательной организации

будет

эффективной, если проведена комплексная диагностика детско-родительских

отношений с гиперопекаемыми детьми старшего дошкольного возраста и

реализована коррекционная программа детско-родительских отношений с

гиперопекаемыми детьми.

Были даны рекомендации по коррекционно-педагогической работе с

данными

В итоге, была отмечена положительная динамика, то в большинстве

семей чрезмерная опека над детьми со стороны родителей снизилась с 60%

до 20 %. В целом, данные факты подтверждают эффективность реализации

коррекционной программы по развитию ценностных ориентаций,

д

етей

старшего дошкольного возраста.

Таким образом, гипотеза исследования о том, что при гиперопеке

коррекционно-педагогическая работа с гиперопекаемыми детьми старшего

дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

будет эффективной, если проведена комплексная диагностика детско-

родительских отношений с гиперопекаемыми детьми старшего дошкольного

возраста и реализована коррекционная программа детско-родительских

отношений с гиперопекаемыми детьми, подтвердилась. Цели и задачи

выпускной квалификационной работы достигнуты.