Напоминание

"Социально-педагогическая профилактика нарциссического поведения подростков в условиях образовательной среды школы"

Авторы: Лукьянова Виктория Евгеньевна, Пилюгина Екатерина Ивановна
Должность: студентка психолого-педагогического факультета и кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии
Учебное заведение: Филиал Ставропольского государственного педагогического института
Населённый пункт: г. Железноводск
Наименование материала: статья
Тема: "Социально-педагогическая профилактика нарциссического поведения подростков в условиях образовательной среды школы"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

4

Тема: «Социально-педагогическая профилактика нарциссического поведения подростков

в условиях образовательной среды школы»

ПРЕДИСЛОВИЕ

Профилактика отклоняющегося поведения детей и молодёжи является актуальной

междисциплинарной проблемой современности и определяется государственными и

общественными институтами в качестве приоритетной в деле реализации стратегии

опережающего развития страны и регионов и должна опираться на современные мировые и

национальные тенденции общественного развития, научно-практические и организационные

инновации в данной сфере. В материалах сборника представлены научные статьи авторов –

участников международной научно-практической конференции «Профилактика девиантного

поведения детей и молодёжи: региональные модели и технологии». В статьях обсуждаются

подходы к модернизации вариативных систем профилактики девиантного поведения детей и

молодёжи на основе системности и комплексности межведомственного взаимодействия,

непрерывности, адресности, единства профилактической деятельности на всех уровнях

законодательной и исполнительной власти, сотрудничества всех слоев и структур общества,

включая некоммерческие и волонтерские организации, религиозные конфессии и другие

группы населения. Авторы рассматривают современные вызовы и новые требования к

специалистам,

работающим

с

несовершеннолетними

и

молодежью

с

девиантным,

противоправным, аддиктивным поведением, с детьми – жертвами преступных посягательств

и буллинга, детьми из социально уязвимых групп, находящимися в трудных жизненных,

социально-опасных и юридически значимых ситуациях.

В материалах статей отражаются задачи конференции по:

-совершенствованию

нормативно-правового

регулирования

региональных

систем

профилактики девиантного поведения детей и молодёжи;

-анализу

эффективности

моделей

управления,

координации

взаимодействия

и

сотрудничества между основными структурами и уровнями региональной системы

профилактики девиантного поведения детей и молодёжи;

-повышению уровня информированности потенциальных участников и субъектов

процесса

формирования

и

функционирования

системы

профилактики

девиантного

поведения детей и молодёжи в регионах;

-интегрированию основных профилактических принципов и мероприятий, касающихся

профилактики девиантного поведения детей и молодёжи, в программы развития регионов на

долгосрочный и краткосрочный период;

-обеспечению необходимых условий для разработки инновационных программ

профилактики, образования и просвещения, адресованных специалистам сферы социально-

психолого-педагогической помощи детям и молодёжи и развитию социально-педагогических

и психологических форм помощи и сопровождения в системе профилактики девиантного

поведения детей и молодёжи;

-обеспечению современного уровня профессиональной подготовки специалистов в

сфере

девиантологии

на

этапах

университетского

и

последипломного

и

иного

профессионального образования, а также развития волонтерского движения в сфере

профилактики девиантного поведения детей и молодёжи;

-совершенствованию сотрудничества государственных, общественных институтов и

СМИ по широкому кругу вопросов, касающихся темы профилактики девиантного поведения

детей и молодёжи.

Содержание сборника представлено в трёх разделах:

-актуальные

технологии

девиантного

поведения

детей

и

молодежи:

междисциплинарный подход и критический анализ инновационного опыта их использования

в региональной специфике;

-профилактика

социальных

рисков,

правонарушений

и

безнадзорности

несовершеннолетних в опыте и «проблемном поле» межведомственного взаимодействия;

-современные

тенденции

и

опыт

подготовки

специалистов-девиантологов

для

организаций и учреждений – субъектов профилактики отклоняющегося поведения детей и

4

молодёжи в регионах.

СЕКЦИЯ 1.

АКТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО

ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ: ИННОВАЦИОННЫЙ ОПЫТ РЕГИОНОВ

=======================================================================

ФОРМИРОВАНИЕ У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ ОТВЕТСТВЕННОГО

РОДИТЕЛЬСТВА КАК ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Постановка проблемы. Системно-деятельностный и фамилистический подходы к

исследованию

проблем

формирования

у

современной

молодежи

ответственного

родительства

как

профилактики

девиантного

поведения,

определивший

логику

исследования, позволил определить специфику исследования данной проблемы в диаде

взаимодействия

«родительская

семья-общество»

как

целостной

системы

развития

благополучной здоровой семьи. В качестве дополнительных в нашем исследовании

использованы аксиологический и культурологический подходы, позволившие выявить

сущность,

специфику

и

особенности

формирования

ответственного

(осознанного)

родительства у молодого поколения.

Цель статьи. Теоретически обосновать концепцию формирования у современной

молодежи ответственного родительства как профилактики девиантного поведения и

определить педагогические условия ее реализации.

Изложение основного материала исследования.

Происходящие в обществе инновационные процессы затрагивают многие сферы

общественной жизни, в том числе и семейные. В современном мире кардинально изменились

жизненные приоритеты у молодежи, в том числе и семейные ценности. Одни ученые говорят

о перерождении института семьи, другие – об девальвации семейных ценностей. Очевидно,

что современная семья приспособляется к новым условиям, в которых происходит процесс

обострения противоречий между семейными и внесемейными ценностями. Исследования

ученых показали, что на данный момент семья и наличие детей перестали быть социально

значимыми приоритетами в системе ценностей современной молодежи. Она превыше всего

ставит независимость, свободу выбора и карьеру, достижение высокого социального и

профессионального статуса. Семья же планируется после создания успешной карьеры в

далекой перспективе.

Однако, по исследованиям как отечественных (Е.В. Бондаревская, И.Ф. Исаев, C.B.

Кульневич, П.И. Пидкасистый, Н.Е. Щуркова и др.), так и зарубежных Ч. Рейч, Д.

Янкелович, Д. Райт, Н. Луман, Ш.Х. Пфюртнер и др.) ученых показано, что, несмотря на

модификацию ценностных установок, семья не перестает быть не просто важной, но очень

важной ценностью для молодежи. Поэтому укрепление института семьи будет невозможно

без внесения коррекций в ценностные установки современной молодежи.

Насущной

задачей

общества

является

формирование

у

молодых

людей

ответственного

родительства

(материнства

или

отцовства)

как

базовой

социально-

психологической и педагогической функций человека, которую он призван выполнять на

протяжении всей своей сознательной жизни при вступлении в брак и создании семьи.

Воспитание ответственного семьянина возникает из потребности общества и

приобщения молодых людей к выживанию в практической жизни. Так наблюдается

тенденция неготовности молодежи к ответственному выполнению роли родителей

5

(маленьких детей 2-3-х лет оставляют мамы одних на несколько дней дома без еды и воды,

отцы жестоко избивают и насилуют своих несовершеннолетних дочерей и сыновей,

оставляют

без

присмотра

на

улице,

безответственно

относятся

к

воспитанию

ребенка).

В настоящее время на всех нас лежит огромная ответственность за духовно – нравственное

состояние семьи, детей и молодежи, которые определяют судьбу России в ХХI веке. Чему

мы их научим, как воспитаем – от этого зависит судьба нашего Отечества. Для любого

государства дети – это национальная ценность, достояние и будущее страны. И сегодня

судьба нашей страны напрямую зависит от правильности осмысления, принятия и

реализации управленческих решений в вопросах обеспечения создания здоровой семьи.

Важно, чтобы в обществе у всех была и укреплялась сердечная убежденность в том, что:

«мой дом – моя крепость», «мой дом и моя семья – это частица моей страны». И именно

семья – выступает в качестве гаранта благополучия страны, так как семья – это не только

основа достойной счастливой жизни человека, «семья – это живая клетка страны», которая

может быть либо здоровой, либо больной. А современная семья больна. Диагноз ее

заболеванию еще в начале ХХ века поставил И.А. Ильин: «Семья распадается не от

ускорения исторического темпа, но вследствие переживаемого человеком духовного

кризиса, он подрывает семью и ее духовное единение, лишает ее главного, а именно –

чувства взаимной духовной сопринадлежности» [3].

Современное общество оказалось на грани духовно-нравственной катастрофы –

утрата высоких нравственных идеалов привела к процветанию низменных интересов и

потребностей – создан огромный рынок алкоголя, наркотиков, порнографии, что приводит к

проявлению девиантного поведения современной молодежи, стиранию граней дозволенного

и недозволенного. Существенное влияние на увеличение девиантного поведения оказывают:

политические,

социальные,

экономические

и

идеологические

изъяны;

слабая

законодательная база, правовой нигилизм; отсутствие вразумительной молодёжной политики

в стране; недостаточное межведомственное взаимодействие; неэффективность отдельных

звеньев в профилактической работе.

Порой молодые люди и хотели бы создать счастливую семью, воспитать детей,

выстроить дружеские отношения, как с собственной семье, так и в семьях родителей жены

(мужа), но очень часто им не хватает педагогических и психологических знаний в

формировании позитивных отношений в семье и воспитании детей, отсюда возникает

непонимание, конфликты и, как правило, разводы.

А как писал И.Г. Песталоцци «материнское чувство, сила отцовского воздействия,

семейные добродетели, вся прелесть любви, весь опыт окружающей среды, образование

через труд, взаимосвязь всего этого хорошего и его воздействие через узы, объединяющие

членов семьи, домашние неприятности и заботы, неизбежные даже в обеспеченных семьях, -

все это самой природой, установленные основы поистине хорошего воспитания» [4].

Исследователи А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.А. Петровский, Э. Г. Эйдемиллер,

Л.Б. Шнейдер и др. писали, что социальная, психологическая ориентация

в жизненном

устройстве начинается у детей с постижения образа семьи, у ребенка формируется целостная

картина мира, в семье дети «не учатся жить, а живут» (Е.А. Аркин), а мы добавляем, что

современные дети «учатся учиться» жить в семье, так как именно семья, являясь для ребенка

первым и наиболее значимым проводником социального влияния и воспитания и создания

благоприятного социально-психологического климата, вводит его в мир родственных

отношений (супруг-супруга, мать-отец, мать-дети, отец-дети, бабушки-дедушки-внуки,

братья-сестры, родственники), домашнего обустройства, семейных традиций, обрядов и

обычаев, вызывая те или иные чувства, действия, способы поведения, оказывая влияние на

формирование привычек, черт характера, мудрого наставничества, психических свойств.

Приобретая свой опыт жизни в семье, ребенок пользуется приобретенными знаниями и во

взрослой жизни.

Ведущая идея нашего исследования заключается в том, что духовно-нравственные

ценности являются базовой основой формирования готовности молодежи к ответственному

6

родительству, их интеграции в современное инновационное общество. Гармоничное

единство аксиологических установок родительской семьи и общества является гарантией

формирования и развития достойного гражданина и семьянина Российской Федерации.

Ценностно-целевая направленность данного взаимодействия, на наш взгляд, обеспечит

возможность

и

готовность

создания

благополучной

семьи

и

сформированности

у

современной молодежи ответственного (осознанного) родительства, которое является

фактором и средством «взращивания» счастливых детей, обеспечивающих профилактику

девиантного поведения.

Нам импонирует научная концепция Г.Н. Филонова на природу семейных ценностей,

как

многомерной

системы

взаимодействия

с

социумом,

как

деятельностного

социокультурного

процесса,

ориентированного

на

осмысление,

самооценку

и

прогнозированное

развитие

всей

совокупности

общечеловеческих

гуманистических

ценностей: «человек, его жизнь и достоинство, высокая духовность и нравственные основы

дееспособности личности в обновляемом социуме, современная культура мировоззрения» в

условиях семейного социума [5, с. 29].

Успешное формирование у современной молодежи ответственного родительства как

профилактики девиантного поведения может реализовать теоретически обоснованная

целостная концепция (модель) формирования ответственного родительства в системе

взаимодействия «семья-общество», которая включает следующие структурные компоненты:

целевой, содержательно-практический, рефлексивно-оценочный и результативный. В данном

случае содержательный компонент, ориентированный на формирование у современной

молодежи

ответственного

родительства,

выполняет

системообразующую

роль

и

обеспечивает упорядоченность и целостность модели, функционирование и развитие ее

основных элементов в тесном взаимодействии, основанных на достижении гармоничных

диалоговых отношений. Результатом реализации концепции является сформированность у

молодых людей ответственного отношения к родительству, созданию семьи и воспитанию

детей, которые впоследствии будут успешно интегрированы в общество и в дальнейшем

смогут построить свою благополучную семью.

Формирование готовности к семейной жизни и ответственному родительству

включает следующие показатели: осознанность когнитивной составляющей семейных

ценностей, установок и ожиданий родителя, родительских позиций, чувств, отношения,

ответственности, стиля воспитания; осознание себя в роли родителей, формирование

мотивов родительского поведения; понимание своего супруга (супруги), его (её) реакций на

ту или иную ситуацию, оснований родительского поведения; развитость, стабильность,

надежность, прочность и взаимное соответствие компонентов в интегральной психолого-

педагогической структуре родительства.

Для создания модели ответственного родительства необходимо выделить ряд

педагогических условий. Мы выделяем несколько условий семейных духовно-нравственных

ценностей, способствующих формированию ответственного (осознанного) родительства у

современной молодежи в контексте профилактики девиантного поведения:

-условия, способствующие еще в рамках обучения в школе формировать у

школьников ценности семьи (включение школьников в исследовательскую деятельность по

изучению и освоению традиционных семейных духовно-нравственных ценностей);

-вовлечение родительской семьи к участию в данном процессе с целью формирования

родительской компетентности (совместное планирование воспитательной работы в класс и

школе, психолого-педагогический всеобуч для родителей, опережающее педагогическое

просвещение родителей по формированию у них ценностей семьи, сознательного

родительства, работа школьных методических и психологических служб для родителей и

др.);

-условия, способствующие формированию фамилистической компетентности у

педагогов (осознание педагогом общечеловеческой ценности и личностной значимости

семьи, семейной жизни; понимание многоаспектности и полифункциональности семейной

7

жизни; владение культурой семейных отношений, бытовыми умениями, навыками общения с

родными и близкими людьми; обладание необходимыми качествами личности для

оптимального выстраивания собственной семейной жизнедеятельности и организация

конструктивного взаимодействия с семьями обучающихся на основе технологий работы с

разными

типами

семей;

создание

единого

воспитательного

пространства

и

здоровьесозидающей среды в школе и др.).

Основными

показателями

сформированности

у

молодежи

ответственного

родительства выступают следующие показатели: ориентация на чувства любви и понимания,

принятия, ответственности обоих партнеров; на официальный брак и рождение детей; на

ответственное выполнение родительской функции (материнства или отцовства); выполнение

основных хозяйственно-бытовых обязанностей; на взаимосвязь с родительскими семьями,

ориентация на ценности расширенной семьи и рода; на создание в семье комфортной

морально-психологической атмосферы.

Сегодня актуальной становится проблема о научно обоснованной концепции,

позволяющей задействовать весь комплекс воспитательных ориентиров и ценностно-

личностных установок на подготовку молодежи к выполнению роли ответственных

родителей.

В

этом

направлении

осуществляется

большая

работа,

в

частности,

в

Нижегородской

области,

реализуются

различные

программы

и

проекты

в

сфере

формирования ответственного родительства как профилактики девиантного поведения:

мегапроект «Мое Отечество» по развитию творческого потенциала детей в интересах

личного и общественного прогресса; программа развития технического, декоративно-

прикладного и эколого-биологического направлений работы в образовательных учреждениях

Нижегородской области «Дети. Творчество. Родина»; туристско-краеведческая программа

«Отечество»; программа развития физической культуры и спорта в образовательных

учреждениях области; программа по профилактике аддиктивного поведения, комплексной

социальной

коррекции

и

реабилитации

несовершеннолетних,

злоупотребляющих

психоактивными

веществами

«Выбери

жизнь»;

программа

развития

технического

(профессионального)

творчества

учащихся

учреждений,

реализующих

программы

начального профессионального образования «Ступени к совершенству» и другие.

Интересен

опыт

городской

научно-практической

лаборатории

по

проблемам

воспитания и семьи г. Н. Новгорода. В течение ряда лет реализуется комплексная программа

«В интересах ребенка», целью которой является повышение качества ценностного

партнерства образовательных учреждений и семьи как ведущих социальных институтов

воспитания. Одним из направлений деятельности лаборатории является формирование у

молодежи осознанного отношения к будущему родительству. В лаборатории разработаны и

функционируют программы: «На пороге семьи», «Материнская школа», «Школа социальной

зрелости». Большое внимание научно-практическая лаборатория уделяет внимание работы с

молодой семьей, активно работает факультет «Осознанное родительство» [2, с.10].

Выводы. Обобщая научный анализ, можно заключить, что большинство современных

исследователей согласны с тем, что формирование ответственного родительства является

сложной психолого-педагогической и социальной проблемой, стоящей перед обществом и

только совместные усилия всех институтов воспитания позволят решить задачи в

преодолении трудностей формирования ответственного родителя, которые решены при

соблюдении определенных факторов: сформирована ценностно-нравственная и моральная

подготовка к семейной жизни и воспитанию ответственного семьянина, включающая

осознанность нравственных норм, формирование нравственного сознания, поведения и

деятельности в сфере семейных отношений, духовная преемственность поколений;

осуществляется психолого-педагогическое просвещение семьи по вопросам семейного

воспитания, формирования знаний о роли ответственного семьянина, воспитании детей,

родительской самоотверженности; готовность принять на себя новую систему обязанностей

по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям и ответственности за их

поведение и жизнь; эффективно осуществляется «многоаспектное взаимодействие семьи с

8

различными социальными институтами в условиях изменившегося семейного социума,

отвечающих за сохранение и развитие личности и за развитие комплекса семейных

ценностей» [1, с. 35].

Для полноценной реализации роли семьянина, и, как следствие, благополучного

бытия семьи, формирование духовности личности необходим ряд обстоятельств: защита

интересов семьи в целом и отдельных ее субъектов (родителей, детей, мужа, жены),

адекватная репрезентация и признание всех ее составляющих в разных сферах духовной

культуры, воспитание будущего семьянина на основе духовно-нравственных ценностей,

многоаспектное взаимодействие семьи и всех общественных институтов в условиях

изменившегося семейного социума. В связи с этим семейная политика должна укреплять

положение семьи в обществе и быть нацелена на укрепление семейного образа жизни,

ответственного родительства, укрепление социальных норм семьи и брака, создание

благоприятных условий для развития семьи, эффективного выполнения ею функций;

создание и поддерживание позитивного образа семьи; социально-правовую защиту

проблемных семей (многодетную, монородительскую, кризисную семью); изменение

отношения

к

собственному

образу

жизни,

ведение

здоровой

жизнедеятельности;

целенаправленную

подготовку

кадров,

способных

высоко

профессионально

взаимодействовать с семьей и квалифицированно оказывать ей помощь.

Все сказанное, подтверждает значимость формирования ответственного родительства

у современной молодежи в контексте профилактики девиантного поведения, что и

обусловливает актуальность и своевременность данного исследования.

Аннотация. В статье рассмотрена проблема формирования у современной молодежи

ответственного

родительства

как

профилактики

девиантного

поведения

в

диаде

взаимодействия

«родительская

семья-общество»

как

целостной

системы

развития

благополучной здоровой семьи. Предложена целостная концепция (модель) формирования

ответственного

родительства,

включающая

структурные

компоненты:

целевой,

содержательно-практический,

рефлексивно-оценочный,

результативный.

Выделены

показатели

и

условия

сформированности

ответственного

родительства

в

контексте

профилактики девиантного поведения – формирование у школьников ценности семьи;

формирования

родительской

компетентности

и

фамилистической

компетентности

у

педагогов.

Ключевые

слова:

ответственное

родительство,

современная

молодежь,

профилактика, девиантное поведение, концептуальная модель, педагогические условия.

Annotation. The article deals with the problem of formation of responsible parenthood in

modern youth as prevention of deviant behavior in the dyad of interaction "parent family-society"

as an integral system of development of a prosperous healthy family. The proposed integrated

concept (model) of the formation of responsible parenthood that includes structural components:

objective, content and practical, reflexive evaluation, effective. Selected indicators of conditions of

formation of responsible parenthood in the context of prevention of deviant behavior - the formation

of students ' family values; the formation of parental competence and familistical competence of

teachers.

Keywords: responsible parenthood, modern youth, prevention, deviant behavior, conceptual

model, pedagogical conditions.

Литература:

1.

Акутина С.П.

педагогические условия эффективного взаимодействия семьи и

школы по воспитанию духовно-нравственных ценностей старшеклассников

[Текст] /

С.П.Акутина // Образование и общество. – 2009. – №1 (54). – С. 35-38.

2.

Белик Н.Н. Городская научно-практическая лаборатория по проблемам воспитания

и семьи [Текст] / Н.Н. Белик // Проблемы школьного воспитания. – 2008. – №1. – С.9-12.

3.

Ильин, И.А. О семье [Текст] / И.А. Ильин // Собрание сочинений в 10 т. – Т.1. М.:

8

Русская книга. – М.: Просвещение, 1993.

4.

Песталоцци

И.Г.

Избранные

педагогические

произведения

[Текст]

/ И.Г.Песталоцци. – М.: АПН РСФСР, 1965. – Т.3. – 395 с.

5.

Филонов Г.Н. Образование – ресурс консолидации гражданского общества

[Текст]

/ Г.Н. Филонов // Педагогика. – 2004. – №8. – С. 26-34.