Автор: Доронина Светлана Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ "Кудровский ДСКВ 1"
Населённый пункт: Ленинградская область Всеволожский район г. Кудрово
Наименование материала: Конспект образовательной деятельности для детей с ТНР старшего дошкольного возраста "Грамотный пешеход"
Тема: Грамотный пешеход
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КУДРОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №1»
Конспект
образовательной деятельности
для детей с ТНР старшего дошкольного возраста
«Грамотный пешеход»
Образовательная область «познавательное развитие»
Воспитатель: Доронина Светлана Ивановна
Цель:
Закрепление и расширение знаний о правилах дорожного
движения
Задачи:
Обучающие
- совершенствовать умение внимательно слушать и отвечать на
вопросы: формировать умение решать дорожно-транспортные ситуации;
систематизировать знания детей о правилах дорожного движения
Развивающие
- развивать память, ориентацию в окружающей обстановке;
- формировать умение ориентироваться в основных дорожных знаках;
-формировать основы собственной безопасности и безопасности
окружающих на улицах и дорогах;
- активизировать процессы мышления, внимания и речи детей
Воспитательные
- воспитывать привычку безопасного поведения на дороге;
- воспитывать социально-коммуникативные навыки, умение общаться
и сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
- воспитывать грамотного пешехода
Словарная работа: формирование активного словаря по лексической
теме «Правила дорожного движения»
Оборудование для НОД:
Демонстрационный материал:
письмо с карточками-заданиями,
демонстрационные
картинки
с
изображением
дорожных
знаков,
картинки-«дорожные ситуации», картинки с изображением светофора,
регулировщика, макет перекрёстка.
Раздаточный
материал: разрезные
картинки-«дорожные
знаки»,
картинки-«дорожные ситуации».
Предварительная работа: чтение Е.Я. Хабибуллина «Дорожные знаки
в детском саду»
Интеграция
образовательных
областей:
речевое
развитие,
социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Каждый день вы выходите из дома, чтобы отправиться в
детский сад, магазин или гости. Хотите вы того или нет, но,
оказавшись
на
улице
вы
непременно
становитесь
участником дорожного движения-пешеходами. Для того
чтобы не попасть в дорожно-транспортное происшествие
мы должны знать правила дорожного движения. Вот об
этом мы с вами сегодня и поговорим.
Основная часть:
Кто же такой пешеход? (ответы детей). Правильно, это
любой человек, находящийся на дороге, но не в
транспортном средстве. А если же вы едете, но управляет
транспортным средством другой человек- значит вы кем
являетесь? (ответы детей). Да, верно, вы- пассажиры.
Представьте: вот мы вышли на улицу. Перед нами
множество дорог. Все они предназначены для движения
транспорта и пешеходов. Ответьте на вопрос: Что служит
для движения транспорта? (ответы детей). Для движения
транспорта служит проезжая часть. А что служит для
движения пешеходов? (ответы детей). Верно - тротуар. А за
городом для движения пешехода служит обочина. Пешеход
может находиться на проезжей части только при её
пересечении
и
в
специально
отведённых
местах-это
пешеходный переход, подземный переход и надземный
переход. Но очень часто маленькие пешеходы из-за
незнания правил дорожного движения попадают в очень
опасные ситуации, порой с трагическими последствиями,
для того чтобы этого избежать, необходимо соблюдать
правила поведения пешехода на дороге.
В это время раздаётся стук в дверь, и воспитателю
передают письмо, адресованное детям группы «Лучики».
Воспитатель:
Ребята, это письмо от Незнайки из
Солнечного города. Давайте откроем его, и посмотрим, что
внутри.
«Здравствуйте, друзья! Меня зовут Незнайка. Мы с моими друзьями-
коротышами собрались ехать в соседний город, но у нас возникли проблемы,
из-за того, что мы плохо знаем правила дорожного движения. Помогите
пожалуйста нам выполнить несколько заданий!
Воспитатель:
Ребята, мы поможем Незнайке?
Нас просят помочь отгадать загадки.
1.
Задание: Загадки:
Три разноцветных круга
Мигают друг за другом.
Светятся, моргают-
Людям помогают, (светофор)
Этот конь не ест овса,
Вместо ног-два колеса.
Сядь верхом и мчись на нём,
Только лучше правь рулём (велосипед)
Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень быстро в час любой
Провезу вас под землёй (метро)
Удивительный вагон!
Посудите сами: рельсы в воздухе,
А он держит их руками. (троллейбус)
Спозаранку за окошком-
Стук, и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам
Ходят красные дома. (трамвай)
2.
Задание.: Разрезные картинки «Дорожные знаки»
Воспитатель:
Незнайка
просит
помочь
правильно
собрать
дорожные знаки, и рассказать, что они означают.
Каждый ребёнок получает разрезанный на части дорожный знак.
Когда все знаки собраны, дети называют свои знаки и объясняют,
для чего они предназначены.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы справились!
А сейчас я предлагаю вам немножко подвигаться.
Физкультминутка
Постовой стоит упрямый
(Дети шагают на месте)
Людям машет: Не ходи!
(Движения руками-в стороны, вверх, в стороны, вниз).
Здесь машины едут прямо
(руки перед собой)
Пешеход, ты погоди!
(руки в стороны).
Посмотрите, улыбнулся
(руки на пояс).
Приглашает нас идти
(шагаем на месте).
Вы, машины, не спешите
(хлопки руками)
Пешеходов пропустите!
(прыжки на месте)
Дети, у пешеходов есть помощники при переходе улицы. Назовите
их. (ответы детей). Светофор и регулировщик дорожного движения.
А сейчас Незнайка предлагает вам стать инспекторами дорожного
движения.
3.
Задание: Игра: «Найди ошибку»
Дети, в следующем задании нужно помочь коротышкам разобраться
в дорожных ситуациях и объяснить, что на картинке правильно, а
что нет
Каждому ребёнку даётся карточка с изображением дорожной
ситуации (изображение с нарушением правил дорожного
движения). Ребёнок должен прокомментировать изображение.
Возможные ситуации:
-Мальчик выбегает на проезжую часть, погнавшись за мячом.
-Мальчик перебегает проезжую часть в неположенном месте,
потому что его внимание привлекли друзья на другой стороне
дороги.
-Мальчик совершает наземный переход на велосипеде.
-Мальчик идёт по тротуару в наушниках мимо арки, из которой
выезжает автомобиль. Водитель не видит ребёнка и может совершить наезд.
- Девочка переходит дорогу, обходя автобус спереди.
- Мальчик с девочкой скатываются на санках с горы вблизи дороги.
Воспитатель: Вы большие молодцы, ребята! Справились и с этим
заданием!
Воспитатель: Теперь Незнайка просит нас ответить на вопросы. А
заодно мы проверим наши знания. Ребята, встаньте по кругу. Я буду
вам бросать мячик и задавать вопрос, а вы отвечаете на вопрос и
возвращаете мяч.
4.
Задание: Дидактическая игра: «Поймай и назови»
- Кто идёт по тротуару? (пешеход)
-Где люди ждут транспорт? (на остановке)
-Кто называется водителем? (человек, управляющий транспортом)
-Как на дороге обозначается пешеходный переход? (специальной
разметкой-«зебра»)
-Как называется место пересечения двух дорог? (перекрёсток)
-Почему нельзя внезапно появляться перед близко идущим
транспортом? (т.к. транспортные средства не могут быстро сразу
остановиться)
-Чем отличается транспортный светофор от пешеходного?
(транспортный светофор имеет три сигнала-красный, жёлтый и
зелёный, а пешеходный два- красный и зелёный)
-Кто должен первый выйти из автобуса-взрослый или ребёнок? (из
любого транспортного средства первым всегда выходит взрослый,
затем ребёнок)
-Как надо правильно обходить автобус? (надо подождать пока он
отъедет)
-Можно играть детям около дороги?
Воспитатель: Теперь, ребята, присаживайтесь на стульчики.
Следующее задание на внимательность.
Я буду зачитывать вопросы и если вы согласны, то дружно говорите
фразу: «Это я, это я, это все мои друзья!», а если не согласны-
молчите.
5.
Задание: Игра: «Это я, это я, это все мои друзья!»
Кто из вас идёт вперёд только там, где переход?
Кто ватагою весёлой каждый день шагает в садик?
Кто вперёд всегда идёт, широко разинув рот?
Кто машины пропускает, ПДД все соблюдает?
Кто шагает без разбора на сигналы светофора?
Кто всегда в трамвае тесном уступает старшим место?
Кто пинает мяч весёлый на дороге перед домом?
Кто дорогу перейдёт только там, где переход?
Чтоб проветриться в троллейбусе немножко, кто и голову
И туловище высунул в окошко?
Знает кто, что красный свет-это значит хода нет?
Кто бежит вперёд так скоро, что не видит светофора?
Знает кто, что свет зелёный означает-путь открыт?
Кто вблизи проезжей части весело гоняет мячик?
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы очень внимательные!
Заключительная часть:
Ребята, вам понравилось наше занятие?
Что вам понравилось больше всего?
С чем вы легко справились?
Что показалось трудным?
Воспитатель: Ну вот мы с вами и выполнили все задания, которые
нам прислал Незнайка со своими друзьями. В благодарность за
помощь Незнайка приготовил вам сюрприз!
Воспитатель раздаёт детям поощрительные призы.