Напоминание

"Особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста"

Автор: Спаращукова Надежда Олеговна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 19 села Беноково
Населённый пункт: село Беноково Мостовский район Краснодарский край
Наименование материала: Статья
Тема: "Особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

В наше время отношения человека и природы претерпели изменения.

Экологические проблемы, ставшие сегодня глобальными, затрагивают

интересы каждого человека, так как Земля наш общий дом. Их решение

зависит в первую очередь от уровня сознания людей, поскольку именно

человек несет ответственность за все живое на Земле. Формирование у

ребенка культуры сознания, культуры мышления, «экологической

совести» является в наши дни насущной задачей экологического

воспитания и образования. Для выполнения этой задачи необходимо

дать ребенку определенные знания о природе, о взаимосвязях в ней,

научить видеть ее красоту и бережно, с любовью, относиться ко всему

живому. Как и с какого возраста нужно начинать экологическое

воспитание и образование? Любовь к матери, к родному дому

зарождается в раннем возрасте ребенка. Расширить понятие дома,

помочь ребенку осознать себя частицей огромного мира, научить его

правильно вести себя в этом мире, быть с ним в гармонии, жить в

созвучии с природой, беречь и умножать прекрасное на Земле можно и

нужно еще в дошкольном детстве. Именно в это время сознание ребенка

широко распахнуто для восприятия, жаждет познаний об окружающем

его мире, охотно откликается на добро. Маленький человек начинает

делать свои первые шаги. Он душой чувствует природу, тянется к

взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает

восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. У него

возникает множество вопросов, на которые он с нетерпением ждет

ответа. Так начинается для него познание мира. В это время очень

важно обратить внимание детей на жизнь природы, взаимосвязь ее

составляющих, хрупкость и зависимость от всевозможных воздействий,

на единство всего живого. Постепенно у ребенка начинает

формироваться взгляд на сказочный мир природы. У него появляется

желание поближе узнать и понять законы природы научиться жить в

гармонии с ней. Непосредственно в соприкосновении с природой у

ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность,

формируется эстетическое восприятие окружающего мира. А вместе с

этим формируются такие нравственные качества как доброта,

милосердие, любовь к природе, желание помочь нуждающимся. Целью

экологического воспитания детей дошкольного возраста является

развитие гуманной, социально активной творческой личности, способной

понимать и любить окружающую природу и бережно относиться к ней, т.

е. — формирование начал экологической культуры у детей дошкольного

возраста. РЕКЛАМА Исходя из указанной цели, предполагается решение

следующих задач: – воспитывать любовь к природе через прямое

общение с ней, умение воспринимать ее красоту и многообразие; –

формировать знание о природе; – развивать сочувствие, сопереживание

ко всему живому. Данные задачи должны решаться не обособленно, а

взаимосвязано. Раскрыть перед детьми красоту природы и научить

увидеть ее — дело сложное. Для этого воспитатель сам должен уметь

жить в гармонии с природой. Дети очень наблюдательны и внимательны

к словам воспитателя, хорошо отличают положительное и

отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность,

искренняя любовь к природе означает не только определенное

душевное состояние, восприятие ее красоты, но и ее понимание и

познание. Таким образом, важнейшим условием успешной реализации

комплексного подхода в формировании экологической культуры

дошкольников, является создание среды, в которой воспитатель личным

примером демонстрирует детям правильное отношение к природе и

активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвует в

природоохранной деятельности. В процессе экологического воспитания

детей дошкольного возраста используют разные методы: наглядные, это

например, наблюдение, демонстрация; практические, это игры;

словесные, это беседы, чтение художественных произведений (что

способствует расширению знаний о предметах и явлениях,

формированию художественных вкусов, возникновению сопереживания)

и экспериментальные, это опыт (то есть это наблюдение со специально

созданными условиями). Эти методы классифицируются на две группы в

зависимости от того, знакомятся дети с природой через

непосредственный контакт с ней (наблюдение, несложные опыты, игры с

природным материалом), или через ознакомление опосредованным

путем (беседы, чтение художественных произведений). Наблюдение

является основным методом ознакомление детей с природой, он

базируется на чувственном восприятии, обеспечивает живой контакт

детей с реальными объектами природы, в результате у детей

формируются реальные представления об объектах природы. В это

время, так же активно взаимодействуют речь, мышление и восприятие.

Во время наблюдения дошкольники выделяют в предметах и явлениях

основные, существенные признаки, устанавливают причинно-

следственные связи. Формы ознакомления детей дошкольного возраста

с природой бывают разные: занятия; экскурсии; прогулки; работа в

повседневной жизни. В детском саду интерес детей к природоведческим

и экологическим знаниям так велик, что удовлетворить его на занятиях

не предоставляется возможным, поэтому основной объем материала я

даю в свободной деятельности, в процессе ежедневного личностного

общения с детьми. В ходе экологического воспитания детей дошкольного

возраста в детском саду используются различные методы: словесные

(беседы, чтение художественной литературы); наглядные (труд);

экспериментальные (опыт). Дети знакомятся с природой через экскурсии,

прогулки, занятия. Проводятся занятия первично-ознакомительного типа;

занятия углубленно-познавательного типа; занятия обобщающего типа;

занятия комплексного типа. В группах есть уголки природы, в которых

дети наблюдают за ростом и развитием растений, за изменениями,

которые происходят в зависимости от сезона. В работе с детьми

использую метод наблюдения. Циклы наблюдений за растениями,

растущими на окне, на участке, помогают детям проследить особенности

взаимосвязи растений с условиями жизни. Обязательно включаю в

циклы наблюдения эстетического характера, дети учатся замечать

красоту растений и животных. Наблюдая за растениями, особенно в

процессе труда, дети знакомятся со строением и функциями их органов.

Проводим наблюдения и во время прогулок: за кошками, собаками,

птицами. Также в осенне-зимне-весенний период кормим птиц.

Предварительно дети с родителями делают кормушки, которые мы

разместили на участке. Экологические занятия воспитывают в детях

любовь к природе, стремление охранять ее.