Автор: Спаращукова Надежда Олеговна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 19 села Беноково
Населённый пункт: село Беноково Мостовский район Краснодарский край
Наименование материала: Статья
Тема: "Особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста"
В наше время отношения человека и природы претерпели изменения.
Экологические проблемы, ставшие сегодня глобальными, затрагивают
интересы каждого человека, так как Земля наш общий дом. Их решение
зависит в первую очередь от уровня сознания людей, поскольку именно
человек несет ответственность за все живое на Земле. Формирование у
ребенка культуры сознания, культуры мышления, «экологической
совести» является в наши дни насущной задачей экологического
воспитания и образования. Для выполнения этой задачи необходимо
дать ребенку определенные знания о природе, о взаимосвязях в ней,
научить видеть ее красоту и бережно, с любовью, относиться ко всему
живому. Как и с какого возраста нужно начинать экологическое
воспитание и образование? Любовь к матери, к родному дому
зарождается в раннем возрасте ребенка. Расширить понятие дома,
помочь ребенку осознать себя частицей огромного мира, научить его
правильно вести себя в этом мире, быть с ним в гармонии, жить в
созвучии с природой, беречь и умножать прекрасное на Земле можно и
нужно еще в дошкольном детстве. Именно в это время сознание ребенка
широко распахнуто для восприятия, жаждет познаний об окружающем
его мире, охотно откликается на добро. Маленький человек начинает
делать свои первые шаги. Он душой чувствует природу, тянется к
взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает
восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. У него
возникает множество вопросов, на которые он с нетерпением ждет
ответа. Так начинается для него познание мира. В это время очень
важно обратить внимание детей на жизнь природы, взаимосвязь ее
составляющих, хрупкость и зависимость от всевозможных воздействий,
на единство всего живого. Постепенно у ребенка начинает
формироваться взгляд на сказочный мир природы. У него появляется
желание поближе узнать и понять законы природы научиться жить в
гармонии с ней. Непосредственно в соприкосновении с природой у
ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность,
формируется эстетическое восприятие окружающего мира. А вместе с
этим формируются такие нравственные качества как доброта,
милосердие, любовь к природе, желание помочь нуждающимся. Целью
экологического воспитания детей дошкольного возраста является
развитие гуманной, социально активной творческой личности, способной
понимать и любить окружающую природу и бережно относиться к ней, т.
е. — формирование начал экологической культуры у детей дошкольного
возраста. РЕКЛАМА Исходя из указанной цели, предполагается решение
следующих задач: – воспитывать любовь к природе через прямое
общение с ней, умение воспринимать ее красоту и многообразие; –
формировать знание о природе; – развивать сочувствие, сопереживание
ко всему живому. Данные задачи должны решаться не обособленно, а
взаимосвязано. Раскрыть перед детьми красоту природы и научить
увидеть ее — дело сложное. Для этого воспитатель сам должен уметь
жить в гармонии с природой. Дети очень наблюдательны и внимательны
к словам воспитателя, хорошо отличают положительное и
отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность,
искренняя любовь к природе означает не только определенное
душевное состояние, восприятие ее красоты, но и ее понимание и
познание. Таким образом, важнейшим условием успешной реализации
комплексного подхода в формировании экологической культуры
дошкольников, является создание среды, в которой воспитатель личным
примером демонстрирует детям правильное отношение к природе и
активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвует в
природоохранной деятельности. В процессе экологического воспитания
детей дошкольного возраста используют разные методы: наглядные, это
например, наблюдение, демонстрация; практические, это игры;
словесные, это беседы, чтение художественных произведений (что
способствует расширению знаний о предметах и явлениях,
формированию художественных вкусов, возникновению сопереживания)
и экспериментальные, это опыт (то есть это наблюдение со специально
созданными условиями). Эти методы классифицируются на две группы в
зависимости от того, знакомятся дети с природой через
непосредственный контакт с ней (наблюдение, несложные опыты, игры с
природным материалом), или через ознакомление опосредованным
путем (беседы, чтение художественных произведений). Наблюдение
является основным методом ознакомление детей с природой, он
базируется на чувственном восприятии, обеспечивает живой контакт
детей с реальными объектами природы, в результате у детей
формируются реальные представления об объектах природы. В это
время, так же активно взаимодействуют речь, мышление и восприятие.
Во время наблюдения дошкольники выделяют в предметах и явлениях
основные, существенные признаки, устанавливают причинно-
следственные связи. Формы ознакомления детей дошкольного возраста
с природой бывают разные: занятия; экскурсии; прогулки; работа в
повседневной жизни. В детском саду интерес детей к природоведческим
и экологическим знаниям так велик, что удовлетворить его на занятиях
не предоставляется возможным, поэтому основной объем материала я
даю в свободной деятельности, в процессе ежедневного личностного
общения с детьми. В ходе экологического воспитания детей дошкольного
возраста в детском саду используются различные методы: словесные
(беседы, чтение художественной литературы); наглядные (труд);
экспериментальные (опыт). Дети знакомятся с природой через экскурсии,
прогулки, занятия. Проводятся занятия первично-ознакомительного типа;
занятия углубленно-познавательного типа; занятия обобщающего типа;
занятия комплексного типа. В группах есть уголки природы, в которых
дети наблюдают за ростом и развитием растений, за изменениями,
которые происходят в зависимости от сезона. В работе с детьми
использую метод наблюдения. Циклы наблюдений за растениями,
растущими на окне, на участке, помогают детям проследить особенности
взаимосвязи растений с условиями жизни. Обязательно включаю в
циклы наблюдения эстетического характера, дети учатся замечать
красоту растений и животных. Наблюдая за растениями, особенно в
процессе труда, дети знакомятся со строением и функциями их органов.
Проводим наблюдения и во время прогулок: за кошками, собаками,
птицами. Также в осенне-зимне-весенний период кормим птиц.
Предварительно дети с родителями делают кормушки, которые мы
разместили на участке. Экологические занятия воспитывают в детях
любовь к природе, стремление охранять ее.