Автор: Кайсарова Яна Евгеньевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "МАЯЧОК СП №197
Населённый пункт: Нижний Тагил, Свердловская область
Наименование материала: мастер-класс для педагогов
Тема: "Формирование основ финансовой грамотности в логопедической работе".
Мастер – класс
для педагогов на тему:
«Формирование основ финансовой
грамотности в логопедической работе».
Цель мастер- класса: Повышение профессионального мастерства
педагогов - участников мастер – класса в формировании основ финансовой
грамотности в логопедической работе дошкольников в условиях ДОУ.
Задачи:
Познакомить педагогов с необходимостью воспитания, его
возможностями;
Способствовать развитию интереса к играм экономического
содержания независимо от лексической темы и введению их в
практическую деятельность педагогов ДОУ;
Побудить участников мастер – класса к широкому использованию
речевых игр в развитии финансовой грамотности.
Добрый день уважаемые коллеги! Тема моего выступления называется
«Формирование основ финансовой грамотности в логопедической работе».
Я расскажу вам как я внедряю в свою работу финансовую грамотность.
Финансовое просвещение – это сравнительно новое направление в
дошкольной педагогике.
Проблема формирования основ финансовой грамотности в
логопедической работе, что это? С первого взгляда не до конца было
понятно, с чего можно было бы начать, и как связать работу учителя –
логопеда с финансовым развитием детей. Но углубившись в этот вопрос,
постепенно стало понятно что, в той или иной степени, мы на занятиях
касаемся этой темы.
Важно, чтобы ребенок с нарушениями речи правильно понимал
значение слов и смысловое родство этих слов. Как для нормотипичных
детей, так и для детей с нарушениями речи особенно важно, чтобы словарь
накапливался в определенной системе.
Я прошу занять свои места желающим поучаствовать в моем мастер –
классе педагогов. Первая команда называется «Экономисты», а вторая
«Финансисты». Перед вами стоят сейфы в которых вы будите копить свои
честно заработанные деньги . При правильных ответах на вопросы вы будите
брать монеты и вкладывать их в сейф.
Давайте и мы с вами окунемся в финансовую грамотность и
рассмотрим тему «Семья» с логопедической точки зрения.
В процессе изучения темы, мы с вами знаем такое слово как «монета».
Вы знаете, что монета – это денежный знак, который изготавливается из
металла, имеет определенную форму, вес и достоинство.
Давайте с вами подберем родственные слова и синонимы к этому слову
(копейка, денежка, грош).
Кто зарабатывает в семье деньги?
Мама и папа – работают на работе.
Бабушка и дедушка – получают пенсию.
Старшие братья и сестры учатся в колледже или институте и получают
стипендию.
Доходы семьи – это все деньги, которые поступают в семью. Называется это
семейный бюджет, который тратится на нужды всех членов семьи.
Игра «Объясни значение выражения»:
Команде «Экономисты» нужно будет объяснить значение выражения:
Звонкая монета
Фальшивая монета
Команде «Финансисты» нужно будет объяснить значение выражения:
Памятная монета
Иностранная монета
Следующее задание: «Закончи предложение»
Цель: Изменение слов по падежам.
З
ада
ни
е:
З
ако
н
ч
и
т
ь пре
д
л
о
ж
ен
и
е, со с
л
овом «
м
о
н
е
т
а».
Ко
м
ан
д
е «Эконо
м
ис
ты
» ну
ж
но
б
у
д
е
т
закончи
т
ь
пр
е
д
ло
ж
е
н
ие
со
сло
в
ом
«мо
н
е
т
а»
:
У Тани в кошельке лежат …….
У Вани в карманах нет …….
Ко
м
ан
д
е «Финан
с
и
с
т
ы
» н
у
жно
б
у
дет
зак
о
нчи
т
ь
пр
е
д
ло
ж
е
н
ие со
сло
в
ом
«мо
н
е
т
а»
:
У меня много
…….
В кошельке лежала одна золотая
…….
Р
асш
и
р
я
ем
г
л
а
г
о
л
ь
ный сло
в
ар
ь
:
Ответьте мне на вопрос : Что можно делать с монетами?
О
т
в
е
т
ы:
Что – то купить, положить в копилку, отнести и положить на счет в
банке, отдать мама, посчитать, потерять, пересчитать и тд.
Рабо
т
а
н
ад
с
л
о
в
ообра
з
ова
н
и
ем
с
л
о
ж
н
ы
х слов
(пу
т
ем с
л
о
ж
ен
и
я
д
в
ух
осно
в
)
:
Ко
м
ан
д
а «Эконо
м
ис
ты
»
Работу дает – работодатель
Заработанная плата – зарплата.
Ко
м
ан
д
а «Финан
с
и
с
т
ы
»
Универсальный магазин – универмаг.
Сберегательный банк - сбербанк
Играет тихая музыка
В
качестве ди
н
а
миче
с
кой
п
ау
з
ы
мо
жн
о
испо
л
ь
з
ова
т
ь
и
г
ру с м
я
ч
ом:
«Что не купишь на монеты?» (любовь, дружбу, семью, чувства, доверие,
доброту и тд.)
А
т
еперь
п
ораб
о
т
аем с деформиро
в
а
нн
о
й
фра
з
ой:
Папы, у, монет, 6, кармане, в.
О
б
ъ
ясн
ит
е по
ж
а
л
у
й
с
т
а
з
нач
ен
ие
ф
ра
з
еоло
г
ических обор
о
т
о
в
:
Платить той же монетой- отвечать тем же самым, таким же отношением,
поступком.
Принимать за чистую монету – принять за правду, какой либо вымысел.
За каждое правильно выполненное задание, дети как и вы сегодня
получают «монеты». В конце занятия подводятся итоги, кто больше
заработал монет. Затем решаются не сложные экономические задачи: как,
когда и куда рационально потратить заработанные деньги?
А вам интересно сколько вы накопили денег? Для этого вам
необходимо открыть сейфы, но код от сейфов вы не знаете. Чтобы получить
код от сейфов вы должны собрать пазл купюры и на обратной стороне вы
увидите нужный код сейфа. (Звучит музыка)
П
осчи
т
ай
т
е
с
в
ои чес
т
но за
р
а
б
о
т
ан
н
ы
е
д
е
н
ьги и о
т
в
е
т
ь
т
е мне на
в
опрос
к
ак, ког
д
а
р
а
цион
а
л
ь
но
в
ы
п
о
т
ра
т
и
т
е зар
а
б
о
т
ан
н
ые
д
е
н
ь
ги?
(Ответы коллег)
Богатый речевой потенциал по формированию основ финансовой
грамотности содержится в следующих формах художественного слова –
потешки сказки, загадки, пословицы, поговорки.
Ознакомление со сказками затрагивает различные стороны речи,
обогащает словарь. Во время пересказа дети пользуются простыми и
сложными предложениями, делая свою речь красочной. Во время исполнения
роли, изображая сказочного героя, меняют интонацию, темп речи. (Терем –
теремок, Мужик и медведь, Сказка о рыбаке и рыбке, Телефон, Муха –
цокотуха и тд.)
Таким образом, формирование основ финансовой грамотности в
логопедической работе способствует решению следующих задач:
Формированию основ экономической культуры у детей –
дошкольников;
Побуждению детей к общению друг с другом;
Комментированию своих действий;
Способствует закреплению навыков пользования звуками;
Совершенствованию разговорной речи;
Расширению словарного запаса;
Формированию грамматического строя речи.
Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод: работа,
направленная на формирование основ финансовой грамотности в
логопедической работе увеличивает интерес детей с нарушениями речи к
обучению, активизирует познавательную деятельность, повышает качество
усвоения речевого материала детьми.
Спасибо за внимание!