Автор: Ольга Викторовна Федоренко
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБУ АО "ЦЦССУ"
Населённый пункт: г Архангельск
Наименование материала: Конспект
Тема: "Распределение обязанностей в семье"
ГБУ АО «Цигломенский Центр Содействия Семейному
Устройству»
Конспект
непосредственной образовательной деятельности по развитию социально-
коммуникативной области.
Тема «Распределение обязанностей в семье»
Для детей младшего школьного возраста.
Автор: Федоренко О.В.
Должность: воспитатель
Г.Архангельск
2025г
1
«Распределение обязанностей в семье»
Цель:
- формировать представления детей об обязанностях каждого члена семьи,
укрепить навык ведения домашних дел.
Задача:
- способствовать детям бережного отношения к близким людям их труду.
- развивать эмоциональную отзывчивость
- формировать правильные представления о распределении семейных
обязанностей.
Форма организации: групповая
Методы и приемы:
-наглядный
-практическая деятельность
-использование художественной литературы
-вопросы к детям
Материалы и оборудование:
-мольберт
-наглядные картинки
- карточки с заданием
- книга с произведение «Кошкин дом» автор С. Маршак
1.Вводная часть – 5минуты.
а) вопросы к детям о предыдущем занятии
б) чтение стихотворения «В семейном кругу»
в) знакомство с темой занятия
2. Основная часть: - 20минут
2
а) беседа о доме и семье их понятие
б) работа с карточками
в) чтение отрывка из произведения « Кошкин дом»
г) обсуждение об обязанностях членов семьи
д) дидактическая игра «обязанности в семье»
е) разбор ситуации обсуждение
ж) рассматривание иллюстраций «Семья»
3.Заключительная:-3минут
а) обобщение воспитателя
б) анализ
Ход НОД:
1. Воспитатель: - Здравствуйте дети! Прошу вас вспомнить, о чем мы с вами
говорили на предыдущем занятии « Роль отца и мамы в семье»? (ответы
детей)
-Правильно, какие обязанности мама и папа выполняют, о традициях в семье
и ценностях.
Воспитатель: Сейчас я вам прочитаю стихотворение «В семейном кругу»
послушайте, о чем и о ком говорится в стихотворении?
В семейном кругу мы с вами растем,
Основа основ - родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом!
Воспитатель: - Какое маленькое стихотворение, а сколько смысла в нем. О
чем говориться?
3
Дети: - Что мы все родом из семьи, растем, создаем свою жизнь, учимся, все
из семьи.
2. Воспитатель: - Правильно, сегодня наша беседа будет на тему семьи,
распределение обязанностей в семье. Как вы понимаете, что такое семья?
Дети:- Семья, где есть родители, дети, могут быть бабушка и дедушка,
родители работаю, дети ходят в садик или школу, каждый занимается своим
делом. По вечерам собираются вместе. Празднуют семейные праздники,
вместе куда-то ходят, путишествуют.
Воспитатель:- У каждого человека есть своя семья, свой дом. И, где бы вы
не находились, вы всегда вспоминаете о своей семье и доме. Дом – это не
только крыша над головой, это близкие вам люди. Так случилось, что в
данный момент вы живете в центре. Но в будущем, когда вам исполниться 18
лет, вы пойдете в самостоятельную жизнь. Рано или поздно вы создадите
свою семью, и только от вас зависит, большая она будет или маленькая,
сколько детей, какие традиции вы будете прививать своим близким,
праздновать вместе праздники, посещать культурные места и вместе ездить в
отпуск.
- У вас на столе у каждого лежит листок, на нем написаны различные люди,
вам необходимо вычеркнуть тех людей кто не входит в состав семьи.
МАМА
ПАПА
СЫН
ДОЧЬ
СЕСТРА
БРАТ
СОСЕДКА
БАБУШКА
ПРОДАВЩИЦА
ДЕДУШКА
ОДНОКЛАССНИК
4
УЧИТЕЛЬ
ВОДИТЕЛЬ
Воспитатель:- Давайте хором прочитаем, список который у нас с вами
получился.
- Дети, а сейчас нам Лиза и Никита прочитают отрывок из сказки «Кошкин
дом». С. Маршака предлагаю послушать, затем мы обсудим, о чем идет речь.
Уж такая домоседка!
Из ворот выходит редко,
Ловит в погребе мышей,
Дома нянчит малышей.
Поумнел и старый кот.
Он совсем уже ни тот.
Днем он ходит на работу,
Темной ночью на – охоту.
Целый вечер на пролет
Детям песенки поет …
Скоро вырастут сиротки,
Станут больше старой тетки.
Тесно жить им вчетвером-
Нужно ставить новый дом.
Непременно ставить нужно.
Ну-ка, сильно! Ну-ка дружно!
Всей семьей, вчетвером,
будем строить новый дом!
Ряд за рядом бревна
5
Мы положим ровно.
Ну, готово. А теперь
Ставим лесенку и дверь.
Окна расписные,
ставенки резные.
Воспитатель:- Когда в конце сказки кот и кошка пришли в старый дом к
котятам, он стали жить все вместе семьей. Помогали друг другу.
Распределили обязанности между собой, каждый был занят своими
обязанностями.
- В чем смысл этого произведения?
Дети:- Кот и кошка распределили обязанности, кошка нянчила котят, ловила
мышей. Кот ходил на работу и на охоту, добывал еду. В конце они все вместе
построили дом. Каждый выполнял свою обязанность по дому.
Воспитатель: - Правильно. Важным в семье является совместный труд и
ведение совместного хозяйства. Совместная работа объединяет семью,
находят общие темы для обсуждения. Важно помнить, что от труда всех
членов семьи зависит благополучие. В семье и доме мы получаем первые
трудовые навыки, старшее поколение передает свои знания и умения
младшим. Главное желание и стремление каждого члена семьи создавать уют
в доме.
-Как вы думаете, кто хозяин в доме? Каковы его обязанности?
- Кто хозяйка в доме? Что входит в обязанности?
Дети:- Хозяин мужчина, папа или дедушка. Он ходит на работу,
зарабатывает деньги, покупает продукты, выполняет тяжелую работу по
дому, ремонтирует в доме.
- хозяйка в доме женщина. Ходит на работу, помогает делать уроки детям,
наводит дома порядок, готовит еду, стирает, гладит белье и т.д.
Воспитатель:- Дети перед вами на столе лежат листы, на них написаны
обязанности, вам необходимо написать, как вы считает, кто из членов семьи
какую выполняет обязанность по дому.
6
-зарабатывает деньги
-ходит на работу
-шьет
-гуляет с внуками
-учит уроки
-гладит белье
-стирает
-гуляет с собакой
-ремонтирует
-смотрит телевизор
-готовит еду
-ухаживает за домашними животными
-поливает цветы
-выносит мусор
-покупает продукты
-моет посуду
-ходит по магазинам
-прибирает в квартире
-печет пироги
-вяжет носки
-ухаживает за детьми
- помощь родителям
- ухаживать за младшими
- помогать старшим
7
Воспитатель:- Прочитайте дети ваши варианты обязанностей в семье.
-Дети, есть варианты, которые подходят не одному члену семьи? Как вы
считаете, может быть или нет?
Дети:- Да, ходить на работу, зарабатывать деньги, помогать младшим,
помогать старшим, выгуливать собаку и т.д.
3.Вывод:
Воспитатель:- Правильно, каждая семья распределяет обязанности по-
своему. Необходимо помнить, что от труда всех членов семьи зависит
благополучие. Давайте вспомним , о чем мы сегодня с вами говорили.
Дети: - об обязанностях в семье и помогать друг другу, это важно!
Воспитатель:- Желаю, чтоб в вашей семье всегда была любовь,
взаимопомощь, взаимопонимание. Спасибо за активное участие.
8