Напоминание

"Социально-психологический анализ асоциального поведения несовершеннолетних"

Авторы: Петрова Марина Авенировна, Архипова Наталия Георгиевна
Должность: педагог-организатор, старший методист
Учебное заведение: МАОУДО "ДДЮТ" города Чебоксары
Населённый пункт: город Чебоксары Чувашская Республика
Наименование материала: Статья
Тема: "Социально-психологический анализ асоциального поведения несовершеннолетних"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Статья.

«Социально-психологический анализ

асоциального

поведения несовершеннолетних»

Уровень асоциальной деятельности несовершеннолетних не

снижается, а в некоторых регионах страны растет. Ежегодно мы сталкиваемся с

большим

числом

подростков,

плохо

успевающих,

совершающих

дисциплинарные проступки и правонарушения, отнесенных к категории

трудных,

педагогически

запущенных.

Это

обусловлено

прежде

всего

личностными проблемами таких подростков, неблагоприятной обстановки в их

семьях, порой педагогической бестактностью самих учителей, отсутствием

заботы

о

психическом

здоровье

учащихся,

несовершенством

нашего

законодательства. Огромную роль также играют последствия социально-

экономического кризиса последнего десятилетия.

Для более глубокого изучения проблемы асоциального поведения следует

определиться с самим понятием. Общественные науки долгое время пытаются

выработать единое и отвечающее требованиям науки понятие асоциального

поведения подростков. Приблизительные определения уже родились, однако

общепринятого пока нет. Практически все ученые, исследовавшие этот вопрос,

сходятся во мнении, что асоциальное поведение является одной из форм

девиантного (отклоняющегося), поскольку девиантное поведение определяет

более широкий круг детей и подростков, в том числе с различными

психическими

аномалиями.

Многие

из

психологов,

и

зарубежных,

и

отечественных (И.С. Кон, С.А. Тарарузхин, Ф.Ф. Райе, М. Гаттер), не проводят

границы между асоциальностью и антисоциальностью. Такой подход нам

кажется неправомерным, так как асоциальное поведение нельзя рассматривать

как резко противоречащее общественной этике и морали поведение, порочное и

вредное, ориентированное на преступный характер (здесь следует говорить об

антисоциальном поведении).

Асоциальное поведение, на наш взгляд, это

система незначительных правонарушений, провинностей, проступков.

В

отличие

от

просоциального

поведения

(системы

действий,

поступков,

направленных на реализацию интересов, желаний, стремлений социально-

значимых). Асоциальное поведение не включает в ценностную структуру

личности социальные требования и нормы, а лишь ориентировано на

удовлетворение личностных потребностей индивидуума, для которого не очень

важны

или

совсем

не

важны

ни

производственные,

ни

учебные,

ни

общественно-культурные ценности.

Первые проявления асоциальности: прогулы, драки, мелкое хулиганство,

отнимание денег у слабых, их терроризирование, шантаж, угоны велосипедов,

мотоциклов, вызывающее поведение в общественных метах. Своевременно не

пресеченные, эти формы поведения закрепляются в поведенческие стереотипы,

асоциальный стиль поведения, который при неблагоприятных условиях может

перерасти в устойчивое антисоциальное поведение.

Исследуя природу асоциальности подростков, необходимо оговорить, что

мы

понимаем

под

термином

«трудные

подростки».

В

отечественной

психологической науке на основе глубокого изучения нравственной сферы

личности доказано, что «трудные подростки - это педагогически запущенные

дети, нравственная деформация их личности является следствием

педагогических просчетов (речь одет не о детях, страдающих расстройством

нервной системы, не об умственно отсталых детях, а о психически и физически

здоровом ребенке» (Д.И. Фельдштейн).

Согласно концепции В.Г. Степанова, существуют три категории «трудных

детей». Это дети с акцентуациями характера, дети с небольшими отклонениями

в нравственном развитии (недисциплинированные, упрямые, ленивые, грубые

лживые и т.д.) и дети с асоциальным поведением.

Поиск путей и средств

предотвращения или уменьшения асоциальных форм поведения у таких детей

предполагает, прежде всего, выявление социально-психологических причин

этого поведения.

В психологии немало исследований причин асоциальности подростков. В

них раскрывается процесс формирования личности подростка, выявляется роль

различных обстоятельств в его жизненных ситуациях, которые приводят к

неправильному

нравственному

развитию

и

усвоению

им

асоциального

поведения. В одних работах главными причинами асоциальной направленности

считаются отрицательные факторы среды (И.Г. Батку, Е.Г. Мартынчик), другие

обуславливают

отклоняющееся

поведение

индивидуальными,

психологическими особенностями личности подростка (С.А. Тарарухин, П.С.

Дагель, В. Петелин, Б.С. Волков). В.А. Васильев в своем исследовании в

качестве

главной

предпосылки

отрицательного

поведения

подростка

рассматривает кризис самого возраста.

А.Е. Личко считает, что определенные

условия могут привести к социальной дезадаптации и асоциальному поведению

даже подростков с акцентуацией характера и темперамента.

Исследуя процесс возникновения асоциальных элементов в поведении

подростка, психологи уделяют большое внимание отдельным психологическим

особенностям личности: воле характеру, темпераменту, эмоциям и т.д. Так В.Г.

Лашко

считает,

то

психологической

основой

асоциального

поведения

подростков

являются

следующие

особенности:

преобладание

процессов

возбуждения над процессами торможения, или, как говоря, отсутствие контроля

за своими действиями; явное безволие и пассивность; отсутствие единства

между, словом и делом; наличие отрицательных привычек в обращении с

людьми.

Так же внутренними психологическим «механизмами» асоциальной

направленности могут бы потребности подростка, его интересы и отрицательная

установка. Важными компонентами мотивационной системы такого поведения,

на наш взгляд, являются самооценка подростка и его ценностные ориентации.

Что касается первой, то еще американский психолог Г. Каплан, один из первых,

заявил, что отклоняющееся поведение тесно связано с низкой неустойчивой

самооценкой, которая является длительным накоплением опыта неудач,

негативных реакций, осуждений и отвержений со стороны окружающих.

В соответствии с Г. Каплан, низкая самооценка всегда будет соответствовать

переориентации на асоциальный путь.

В работах Ю.Г. Пилипейченко показано, что переход подростка на

асоциальное поведение сопровождается перестройкой субъективной иерархии

ценностей

(«углубление

степени

асоциального

поведения

происходит

с

усвоением и расширением контр - нормативной системы ценностей»). Подобная

переориентация необходима подросткам с отклоняющимся поведением, так как

является главным звеном в механизме повышения самооценки и восстановления

минимального, психологического комфорта. По сравнению со сверстниками, не

совершавшими асоциальных поступков, подростки с негативным поведением

ориентируются на мнимые, подчас ложные «ценности» жизни и культуры. У

большинства

подростков

этой

категории

духовные

ценности

выражены

значительно беднее, чем материальные. Они ценят смелость, верность дружбе,

силу, но такие качества, как трудолюбие, чувство долга патриотизм для них

мало что значат. Среди наиболее ценных качеств подростки выбирают риск,

узкокорыстное понимание цели жизни. Упрямство многие из них считают

проявлением непреклонности, принципиальности и самостоятельности.

Наряду с ценностями, у подростков с асоциальной направленностью

гипертрофированы личные материальные интересы и потребности. Зачастую

они из социально-значимых превращаются в утилитарные, примитивные и

аморальные. Например, познавательные интересы «вытесняются» общением с

друзьями. Конечно, имеется в виду общение с теми, кто ранее был замечен в

совершении противоправных действий. Такого рода общение является условием

перехода на асоциальное поведение подростка с неустойчивым взглядом на

ценности, тяготеющего к пересмотру собственных мнений, ориентации на

ценности под воздействием окружающих, имеющих превратные взгляды на

жизнь. Тревогу и озабоченность вызывает то обстоятельство, что в группе

подростков - Делин Квентов в последнее время возрос интерес к употреблению

алкоголя и наркотиков, психотропных средств.

Немалое значение имеет и тенденция снижения интереса к посещению

театра, кинотеатров, музеев, что соответственно ведет к нравственной и

эстетической деградации личности. Духовные интересы носят пассивный

характер.

Они

в

основном

подменяются

увлечениями

развлекательного

характера: посещение дискотек, гулянием и др. Интерес к труду также потерян

для таких подростков.

При всей своей значимости интересы и потребности не

дают полной характеристики нравственного сознания и сфер мотивации

асоциального поведения. Для этого необходимо обратиться к таким социально-

психологическим категориям, как социальная установка личности подростка, ее

направленность.

Понятие «установка» впервые было введено в экспериментальную

психологию Д.Н. Унадзе, который определил ее как «специфическое состояние,

выражающееся в склонности, с ориентированности, готовности личности

совершать акт, могущий удовлетворить наличную потребность в конкретной

ситуации».

Установки

подростков

с

асоциальной

направленностью

не

ориентированы на культурные ценности. Уровень положительных установок

тем ниже, чем глубже осознаны ими выбор асоциальных целей, мотивы

асоциальной деятельности, чем ярче выражены недостатки семейного и

школьного воспитания, а также негативное отношение к требованиям правовых

и нравственных норм. Наиболее характерны для них установки: «хорошо

одеваться», «иметь автомобиль» и другие.

Что касается направленности личности этих детей, то она определяется

их интересами, потребностями, мировоззрением, общим уровнем развития,

системой мотивов и задач, которыми они руководствуются в своем поведении.

К важным аспектам, касающимся направленности личности подростка с

отклоняющимся поведением, относится и вопрос о жизненных целях, которые в

основном носят «недалекий» характер и характеризуются лишь бытовыми

потребностями, устремлениями.

Помимо слабой воли, у этих подростков наблюдаются искажения в

эмоциональной сфере. Многие из них обладают такими отрицательными

качествами,

как

озлобленность,

мстительность,

жестокость,

социальная

безответственность, другие лживы, неуживчивы, индивидуалистичны, третьи -

эгоистичны и слабовольны, четвертые - просто разуверившиеся в себе дети.

Интересную классификацию типов асоциального поведения личности

подростков предлагают И.Г. Батку и Е.Г. Мартынчик. Согласно им, существует

4 типа:

I. Малоустойчивый - к нему относятся подростки с узостью и неразвитостью

общественных связей и бедностью форм личностной деятельности. На уроках и

в играх их внимание неустойчиво, они часто получают замечания, допускают

много ошибок, не готовят уроки и нарушают дисциплину. Однако в делах, не

требующих умственного напряжения, они активны и буквально рвутся

выполнять поручения.

П. Импульсивный. Таким подросткам присущи склонность к аффектам, сильная

неустойчивость эмоциональных состояний. Они отличаются податливостью,

необдуманностью в действиях и поступках, неустойчивостью интересов (к

труду, учебе). Зато они проявляют большой интерес к алкоголю, наркотическим

и другим средствам.

III. Развязанный - это подростки с неуравновешенной эмоционально-волевой

системой, грубые в обращении с окружающими, нервозные, склонные к

употреблению алкоголя и т.д. Снижен интерес к учебе.

IV. Агрессивный тип связан с криминогенно выраженным поведением.

Агрессивность здесь не ситуативная реакция. Свойственно интенсивное

употребление

одурманивающих

средств,

упрямство,

самостоятельность.

Подростки этого типа совсем близки к антиобщественному поведению.

Однако в исследованиях психологического мотива асоциального поведения

подростка не стоит игнорировать ряд объективных факторов.

Проблема возникновения такого поведения должна рассматриваться

согласно представлениям о том, что внутренние противоречия не возникают

сами по себе, а являются следствием противоречивых внешних явлений, потому

что воздействия внешнего мира на человека будут всегда сохраняться в нем и

отражаться в его чувствах, мыслях, побуждениях. Об этом писал С.П.

Рубинштейн: «Личность выступает как связанная воедино совокупность

внутренних условий, через которые преломляются внешние».

Под внешними

воздействиями обычно понимаются неблагоприятные факторы среды:

политическую, экономическую, социальную нестабильность общества,

семейное неблагополучие, попустительское отношение к проблемным детям в

школе, негативное влияние сверстников.

Влияние глобальных социально-экономических явлений в обществе на

поведение подрастающего поколения имеет огромное значение. Анализ

специальной

литературы

показывает,

что

причиной

повышения

уровня

асоциального

поведения

в

любом

обществе

является

аномия,

которая

усиливается в период реорганизации общества. Развитие нашего государства за

последние десятилетия и есть история аномийных общественных отношений.

В недавнем прошлом мы были свидетелями быстро миновавшего периода

«перестройки», затем эпохи построения нового капиталистического общества.

Неопределенность положения и негативные социальные процессы привели к

тому, что у многих людей произошла ломка системы ценностей - основы

личностной идентичности. Отсюда, как следствие быстрый рост нравственного

нигилизма, агрессивности, цинизма. Сегодня происходит постепенная эволюция

общественного сознания, и люди как-то начинают выстраивать свою новую

идентичность и пытаться найти способы реализовывать себя в новом обществе.

Но, несмотря на это, стабильности еще нет, так как то и дело общество

«сотрясают» социальные процессы, приводящие к негативным результатам. В

результате этого определенная часть граждан продолжают жить в условиях

депривации, а современное психологические состояние части населения

характеризуется потерей перспективы исторического

развития

общества,

растерянностью, неуверенностью в завтрашнем дне, доминированием установки

«жить одним днем». Нестабильность, дороговизна жизни, отсутствие хорошего

рабочего места, лишающее людей заработка, способствуют обнищанию

населения, росту не только социальной апатии у взрослого, но и у

подрастающего поколения, неудовлетворенности, стремления решать свои

проблемы

асоциальными

способами.

Действительно,

резкое

расслоение

общества на богатых, средне - зажиточных, бедных и нищих является одним из

важных факторов социальной дезадаптации подростков на сегодняшний день.

Дети из бедных семей чувствуют себя покинутыми и отвергнутыми, так как

практически не принимают участия в школьной жизни, их редко избирают на

руководящие должности. Чтобы достичь определенного статуса в коллективе,

такие молодые люди прибегают к нарушениям. Порой они совершают

отрицательные поступки как протест против материальной и духовной убогости

семьи.

Коммерциализация досуга способствует безнадзорности подростков,

«уводит» из семьи, учебных заведений на улицу, способствует отчуждению.

Платное образование в некоторых учебных заведениях делает невозможным

обучение подростков из малообеспеченных семей, что усугубляет ситуацию

«ненужности», «ущербности». Такие дети чаще других попадают в число

проблемных, что обусловлено их борьбой за свое место (идентичность) в

обществе. Социальная невостребованность энергии этих подростков, порой их

талантов, малые возможности их самореализации и самоутверждению приводят

к их отклоняющемуся развитию.

Асоциальные поступки подростков не только последствия социальных

явлений общества, но и дефектов, издержек, просчетов в осуществлении

воспитательной функции семьи, школы. Педагогическая запущенность - главная

причина асоциальности ребенка. Под «педагогической запущенностью» в

психолого-педагогической литературе принято понимать «трудновоспитуемый»

тип личности (об этом явлении говорилось в начале главы). По мнению А.И.

Селецкого и С.А. Тарарухина, в качестве основных причин выступают

серьезные недостатки внутрисемейного воспитания, проблемы в знаниях и

связанные с этим неуспехи в учебе - «труднообучаемость» и как следствие

нарушения во взаимоотношениях с окружающими, носящие конфликтный

характер. Также они относят биологическую ущербность, недостатки и дефекты

психо - физиологических свойств личности

(последние нами не учитывается).

Не менее интересна точка зрения А.И. Островского, который утверждает,

что педагогическая запущенность как одна из причин асоциального поведения

среди подростков возникает постепенно и проходит три стадии развития:

I. Происходит накопление элементов педагогической запущенности;

учащийся может совершить хороший или плохой поступок в зависимости от

конкретной ситуации и психологического состояния.

П. Постепенно накапливаются элементы запущенности, которые все чаще и

явственней проявляются в поведении подростка, выражаясь в неуспеваемости,

нарушениях дисциплины, конфликтах с педагогами (процесс запущенности

приобретает устойчивый характер).

III. Характеризуется острым кризисом в процессе развития подростка, когда ему

трудно живется в детском коллективе, в семье, он игнорирует общепринятые

формы поведения и создает свою мораль, оправданную его поведением.

Наиболее верную, на наш взгляд, типологию педагогической запущенности

подростков предполагает А.И. Кочетов. Согласно ученому, на искажение

процесса воспитания подростков и становления их на путь асоциального

поведения влияют четыре группы факторов:

I. Искажение направленности личности подростка в результате неправильного

воспитания. Низкий уровень общего развития личности. Нарушение связи

формирования внутреннего мира личности. Все возрастающая не типичность

личности

подростка,

проявляющаяся

в

возрастных

особенностях,

неустойчивости интересов и др.

II.

Отрицательные качества личности подростка, возникшие в результате

отклонений в психическом развитии.

III.

Отрицательные

качества,

сформировавшиеся

в

результате

внешних

воздействий и способствующие изменению свойств саморазвития личности

подростка, нарушающие его внутреннее равновесие.

IV. Несформированность

социально-значимых

качеств,

отсутствие

индивидуального опыта подростка.

О причинах адаптации самого подростка к неблагоприятным внешним

условиям как процесса становления на асоциальный путь писал А.С. Белкин,

выделяя следующие группы:

I. Стремление подростка снизить ценность общения группы, которая

отвергает его.

П. «Сублимация» (компенсация подростком недостатка признания в классе

стремлением проявить себя в группе сверстников).

III. Фантазия некоторых подростков в мире воображаемых образов, когда они

рисуют свое положение неадекватно действительности.

IV.

Фрустрация,

возникающая

тогда,

когда

чувство

эмоциональной

неблагоприятности достигает своего апогея и доводит подростка до отчаяния.

Ранее отмечалось, что педагогическая запущенность как следствие деформации

семейного воспитания ведет к негативным явлениям в жизни ребенка. Именно

поэтому воздействие на семью трудного подростка должно быть не менее

сильным и систематическим, чем воздействие на самого подростка. Трудности

воспитания в семье объясняются не только низкой общей и педагогической

культурой

некоторых

родителей,

но

и

серьезными

внутрисемейными

коллизиями, сказывающимися на детях. Известно, что подростки с асоциальным

поведением, как правило, живут в неблагоприятных семьях. Хотя в принципе

вовсе не обязательно, что подросток из такой семьи должен быть асоциален.

Напротив, внешне благополучная семья нередко не служит препятствием для

становления подростка на асоциальный путь. Распад семьи, материальные

недостатки, пьянство родителей, ссоры и скандалы, жестокое обращение с

детьми

приводят

к

разрушению

тормозных

процессов,

к

воспитанию

вспыльчивости, повышенной возбудимости, несдержанности. Чаще встречаются

такие

психологические

состояния:

озлобление,

неудовлетворенность,

враждебность, страх, недоверие, одиночество, равнодушие. Каждое из этих

психических

состояний,

соединяясь

с

неблагоприятными

внутренними

предпосылками (повышенная возбудимость, проблема в умственном развитии,

недостатки воли и т.д.) создают внутреннюю среду, которая способствует

проникновению в духовный мир подростка

негативных внешних явлений

(Кочетов А.Н.).

Неблагополучие в семье почти всегда сопровождается нарушением

нормальной социализации подростка и неизбежно ведет к ущемлению его

интересов. Известно, что проблемные подростки из таких семей отстают в учебе

(основным видом общественной полезной деятельности, свойственной их

возрасту).

Причины могут быть разные: отсутствие нормальных жилищных условий,

конфликтные взаимоотношения в семье и др. Постоянный неуспех в учебе

приводит к утрате познавательного интереса и рождает чувство собственной

неполноценности, отвращения к учебе. Умственное развитие деградирует из-за

отсутствия стремления к познанию, играющего существенную роль в их

социализации (овладении профессией и т.д.) Многие из них оказываются

неподготовленными к социально полезной деятельности, хотя и стремятся к

ней. Между низким уровнем образования и становлением подростка на

асоциальный путь прямой связи нет, но именно это наиболее наглядно

свидетельствует о его социальном неблагополучии. Отставание от учебы

сказывается отрицательно на социализацию личности и ее нравственном

формировании. Социальная бездеятельность и утрата общественно полезных

связей и отношений неминуемо ведут к усилению стремлений подростка к

общению в неформальной среде, в том числе в группах асоциального и

антисоциальной направленности.

Нередки случаи, когда искаженную нравственную атмосферу вокруг

несовершеннолетних

создают

любящие

его,

желающие

ему

добра,

но

педагогически некомпетентные родители. Тепличные условия приводят к

эгоцентризму,

инфантильности,

неспособности

преодолеть

жизненные

трудности, порой банальные, аутичности и пассивности.

Нередко наблюдается разлад между семьей и школой. Школа упрекает

семью, семья - школу. Трудно решить, кто прав, кто виноват в этих взаимных

претензиях. Но ясно одно: школа не рождает, не создает первичных качеств

детей. Прежде чем раскрыть, развить и укрепить в школе заложенные в детском

мире свойства и способности, они проходят через воспитательное воздействие

семьи. Семье первой суждено пробудить потенциальные силы ребенка. Семья

первая накладывает на них свой отпечаток, всю совокупность своих привычек и

наклонностей, интересов и потребностей.

Принимая ребенка от семьи, школа должна считаться с ее влиянием, если

оно правильное. В обратном случае, школа должна бороться с упадническим

влиянием семьи. Сталкиваясь с нравственно запущенным ребенком, массовая

школа нередко опускает руки, перестает перевоспитывать и отводит себе

скромную роль, заменяя воспитание учением. Так нередко по следам

неблагополучной семьи идет школа. Школьные конфликты ребенка порождают

его непринятие школы, которое в подростковом возрасте усиливается. В

результате столкновений с учителями, резкого ухудшения успеваемости школа

становится для него местом, где он только общается с приятелями. Обычно

такие ребята сбиваются в «стаю» и превращаются в мучителей учителей. Бывает

так, что группа трудных противостоит остальному классу. В конце концов не

находя

возможности

реализации

потребности

в

позитивном

общении,

самореализация в семье или школе, подростки все чаще обращаются к общению

со сверстниками и взрослыми в неформальных группах, порой с асоциальной

направленностью.

Нормы и правила этой группы всем понятны, они незыблемы. Каждый там

чувствует себя защищенным, уверенным, все вместе он противостоят чужим.

Если дворовая компания криминализируется под влиянием более старших

ребят, то подростки уходят из семьи и школы. Они не доверяют взрослым,

найти с ними общий язык почти невозможно. Обычно среди различных форм

асоциального поведения в обществе таких подростков преобладает поведение

злоупотреблений,

среди

которых

важную

роль

играют

употребления

наркотиков, проблемное питье. На наш взгляд, угрожающее влияние общества

сверстников на подростка проявляется в следующем:

1)

Бесконтрольность окружения (улица, места развлечений).

2)

Доминирование системы приятельских отношений (реже встречается дружба

в ее традиционном понимании). Группы становятся большими, подростков не

связывают доверительные, интимные переживания. Многие из них одиноки и

нейтральны.

3)

Иерархичность

структуры

общности

(отношения

подчинения

и

повеливания). Старше в большей степени склонны к асоциальности, чаще

принимают наркотики, их привычки и поведение ускоряет асоциальную карьеру

младших.

4)

Межгрупповые

конфликты,

ведущие

к

формированию

нетерпимости,

отвержения, предубеждений и дискриминации, а также и к агрессии.

5)

Культура

группы,

проявляющаяся

лишь

внешне

(одежда,

формы

развлечения, музыкальные пристрастия), что обусловлено отсутствием идеалов,

образцов. Духовная бедность общения.

Исследуя механизмы формирования асоциальности подростков, не стоит

упускать из внимания сам подростковый возраст, его кризис, который при

неблагоприятных условиях может привести к негативным реакциям со стороны

ребенка. «У человека нет такого другого возрастного периода, который бы

заключал в себе столько неожиданного и трудно поддающегося пониманию как

для него самого, так и для окружающих его людей» - писал Д.В. Розин.

Резкое ухудшение поведения - первое, что бросается в глаза. Краковский

А.П. в своем исследовании отмечал, что дети - подростки упрямились в 6 раз

чаще, чем младшие школьники, бравировали своими недостатками - в 9 раз

чаще, противоставляли себя учителю - в 10 раз чаще. Особенно впечатляет

увеличившееся

количество

недостаточно

мотивированных

отрицательных

поступков - 42 раза.

Однако из вышесказанного не следует тот факт, что подростковый возраст

обязательно предполагает негативные поступки, конфликты у детей. Разные

дети по-разному проходят этот трудный период. Спектр возможных вариантов

широк - от незначительных затруднений в общении со сверстниками до

асоциальной

активности,

вплоть

до

совершения

преступлений.

В

подтверждении данной мысли приведем высказывание Л.С. Выготского о том,

что подростковый возраст не может быть описан одной какой-либо формулой.

В заключение обобщим: асоциальные взгляд, дефектные ценностные

ориентации в структуре личности подростка формируются не мгновенно. Это

весьма длительный, включенный в социализацию процесс. Асоциальная

направленность

формируется

главным

образом

под

воздействием

отрицательных

факторов

социальной

макро-

и

микросреды,

а

интенсивность воздействия социальной среды, характер его последствий в

определенной мере зависят от психологических особенностей подростка. Зная

силу

воздействия

«механизмов»

асоциального

поведения

на

волевую,

эмоциональную, мыслительную и психическую сферу личности, можно и даже

необходимо использовать их для коррекции такого поведения подростков.

Список литературы.

1.Алексеева И.А. Дети риска. – С.-Пб., 2002.

2. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учебно-метод.

пособие / Под ред. М.И. Рожкова .- М.: Владос, 2003.

3. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения). - М.:

Академия, 2003.

4. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

5. Ретуш Л.А. Наш проблемный подросток: понять и договориться. – С-Пб.:, 2001.

6. Рудакова И.А., Ситникова О.С., Фальчевская Н.Ю. Девиантное поведение.

Ростов-на-Дону. 2005.