Автор: Сырова Наталья Сергеевна
Должность: учитель, воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Общеобразовательная школа психолого – педагогической поддержки № 101"
Населённый пункт: город Кемерово, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Маленькая куколка в руке ребенка"
Маленькая куколка в руке ребенка
Кукла не опасна, кукла из мира детства, волшебства, сказок и игры. Она
живая, она помогает успокоиться, наладить контакт с другими и разобраться
в себе.
Школьный мир с его огромными масштабами представляет для маленького
человека серьезный источник стресса. Особенно, это заметно у детей с ОВЗ.
Поэтому, именно сейчас, в настоящее время, когда идет активный процесс
обновления
содержания,
организации
форм
и
методов,
связанный
с
введением в действие ФГОС, мы должны помочь ребенку. Мы должны
создать специальные образовательные условия, обеспечивающие коррекцию
нарушений развития и социальную адаптацию детей с ОВЗ. В этом нам
поможет куклотерапия, которая считается наиболее успешным видом
игротерапии за счет наглядности и образности.
Кукла воспитывает, развивает, помогает снять напряжение и стресс, дарит
положительные эмоции. Таким образом, куклотерапия, не травмируя ребенка,
дает возможность объединить интересы ребенка с коррекционными задачами
учителя и воспитателя. Происходит формирование у детей эмоционального
благополучия,
развитие
у
них
любознательности
и
познавательной
активности. Также, очень важна и активизация, развитие речи, формирование
коммуникативных навыков. Игра с куклами очень важна для ребенка, так как
взаимодействуя с ней он забывает о страхах, проблемах, делиться радостью,
открывает в себе резервы. Важна игра еще и потому для ребёнка, что через
нее становятся доступными те области, где ребенку трудно подобрать слова.
Дети через игру в куклу могут сказать, сделать то, что им сказать или сделать
неловко, могут выразить свои чувства.
Таким образом, при игре в куклу, можно выделить такие функции, как
развивающая,
обучающая,
релаксационная,
коммуникативная
и
воспитательная.
Использовать технологию куклотерапии может и логопед, и дефектолог, и
психолог, и воспитатель.
В куклотерапии возможно использовать разные виды кукол: куклы
марионетки,
пальчиковые
куклы,
теневые,
веревочные,
плоскостные,
перчаточные и куклы костюмы.
Технология проведения куклотерапии заключается в том, что с куклой
разыгрывается история, связанная с ситуацией. Театрализованные игры с
куклами развивают умение действовать согласованно, помогают приобрести
навыки общения, побуждают активность, находчивость. С помощью куклы
можно проиграть любые ситуации, помочь найти варианты выхода из
трудных жизненных ситуаций. Обыгрывание плохих поступков позволяет
пережить их с позиции персонажа.
Использование игр с куклами позволяет нам решить следующие задачи:
развитие пространственных представлений, сенсо-моторной координации,
общей и мелкой моторики. Также позволяет нам развивать слуховое и
зрительное внимание, воображение, память, мышление, речь, восприятие.
Игры в куклотерапии могут использовать не только специалисты на своих
занятиях, но и родители в домашних условиях. Это полезно и интересно.
Дети развиваются играя, взаимодействуют со сверстниками, учатся работать
в команде, видеть ошибки и делать выводы.