Автор: Пенская Юлия Ивановна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГБУСОН РО СРЦ "Миллеровского района"
Населённый пункт: г. Миллерово
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Познавательное занятие "В мире финансов"
Познавательное занятие «В мире финансов»
Цели:
- содействие финансовому просвещению и воспитанию детей младшего школьного возраста,
создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи:
- способствовать развитию финансовой грамотности у школьников;
- развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления;
выделять слова и действия, относящиеся к экономике, давать нравственную оценку поступкам
героев;
- развивать речь, внимание, мыслительные операции, воспитывать любознательность в
процессе познавательно-игровой деятельности.
Педагог-: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о финансовой грамотности.
Что же такое финансы? В самом упрощенном варианте определение финансов звучит
так: финансы – это деньги. Ведь не зря же говорят: «Финансы поют романсы» – и все
понимают, что речь идет о недостатке денег.
Но финансы – это не только наличные деньги, но и денежные средства на счетах в банках, и
чеки, и аккредитивы, и многое другое.
Финансовая грамотность – принятие решений о тратах и сбережениях, планирование
семейного бюджета, накопление средств на будущие цели, например, на получение
образования.
Педагог: Ребята, отгадайте загадку:
Бывают они медные, блестящие, бумажные.
Но для любого из людей,
Поверьте, очень важные!
Что это?
Ответы детей: Деньги, монеты
Педагог: А что такое деньги?
Ответы детей:
(Особые ценные бумаги, на которые можно обменять любой другой товар. Это — богатство,
которое можно копить, хранить в банке)
- Молодцы!
Педагог: Совершенно верно. Деньги нужны людям в современном мире, без них прожить
невозможно!
А первые уроки обращения с деньгами нас учит литература. Она всему нас учит.
Вспомните, пожалуйста, героев сказок, мультфильмов, где они покупали, продавали,
менялись на что-то…(Муха-цокотуха, Буратино, кот Матроскин и др.)
Педагог: Молодцы, правильно, вы очень много знаете сказок и мультфильмов. Вот видите,
дети, даже сказочные персонажи живут так же, как и люди. Хотите получше узнать о них?
Ответьте на вопросы конкурса «Мульти-пульти»:
1. Какое «удобрение» увеличивало урожайность золотых монет на Поле Чудес в Стране
дураков? (заклинание «Крекс – фекс – пекс»)
2. На чём разбогател сказочный коротышка Пончик на Луне? (соль)
3. Героине какой сказки удалось за нетрудовую денежную единицу сделать выгоднейшую
покупку к своему юбилею? (Муха-Цокотуха)
4. Какой сказочный персонаж периодически нёс золотые яйца? (Курочка Ряба)
5. Вспомните мультфильм по стихотворению С. Михалкова и скажите: «Почему старик
передумал корову продавать?»
А вам напомню и зачитаю это стихотворение:
На рынке корову старик продавал,
Никто за корову цены не давал.
Хоть многим была коровёнка нужна,
Но, видно, не нравилась людям она.
– Хозяин, продашь нам корову свою?
– Продам. Я с утра с ней на рынке стою!
– Не много ли просишь, старик, за неё?
– Да где наживаться! Вернуть бы своё!
– Уж больно твоя коровёнка худа!
– Болеет, проклятая. Прямо беда!
– А много ль корова даёт молока?
– Да мы молока не видали пока...
Весь день на базаре старик торговал,
Никто за корову цены не давал.
Один паренёк пожалел старика:
– Папаша, рука у тебя нелегка!
Я возле коровы твоей постою,
Авось продадим мы скотину твою.
Идёт покупатель с тугим кошельком,
И вот уж торгуется он с пареньком;
– Корову продашь?
– Покупай, коль богат.
Корова, гляди, не корова, а клад!
– Да так ли! Уж выглядит больно худой!
– Не очень жирна, но хороший удой.
– А много ль корова даёт молока?
– Не выдоишь за день – устанет рука.
Старик посмотрел на корову свою:
– Зачем я, Бурёнка, тебя продаю?
Корову свою не продам никому –
Такая скотина нужна самому!
Педагог: Буратино приготовил вам несколько экономических задачек! Готовы их решить?
Загадка №1
Топтыжка продавал на рынке мед. На вырученные деньги он хотел купить малины. Его друг
Косолапый продавал малину, чтобы купить липовый мед. Покупателей на рынке было мало, и
торговля шла плохо. Медвежата загрустили.
Вопрос: Какое решение могут принять медвежата, чтобы оба были довольны? (обмен)
Педагог: Да, медвежатам надо сделать обмен. Такой обмен называется бартером.
Загадка №2
У одного продавца- зайчонка яблочки красивые, наливные, крепкие, да еще и зимний сорт,
значит долго будут храниться (стоят 60 руб). А у другого зайчонка - продавца, яблоки —
загляденье, ароматные, но переспелые, ранний сорт (стоят 70 руб). Если он их сегодня не
продаст, завтра яблочки испортятся!
Вопрос: Что делать? Как продать? ( Снизить цену на переспелые яблоки, чтобы их продать
быстрее, пока они не испортились.)
Педагог: Молодцы, ребята!
Муха-Цокотуха приготовила для вас интересное развлечение! Давайте ответим на вопросы
блиц-опроса:
1. Что делает с рублём копейка? (бережёт).
2. Что известная пословица предлагает взамен ста рублей? (сто друзей).
3. Как называется место продажи новогодних ёлок? (ёлочный базар).
4. Месяц школьных базаров - это … (август).
5. Какое животное всегда при деньгах? (поросёнок).
6. Какие деньги родители выделяют своим детям? (карманные).
7. О каком любимом детьми продукте экономисты говорят: «это умение продать одну
картофелину по цене килограмма»? (чипсы).
8. Главный рекламный агент болота – это …Кто? (лягушка).
9. Продукцию, какого народного промысла часто называют золотой? (Хохлома).
10. «Жила-была монетка. Она только что вышла из чеканки – чистенькая, светленькая, –
покатилась и зазвенела: «Ура! Теперь пойду гулять по белу свету!» Назовите автора сказки.
(Андерсен).
Педагог: Какие молодцы!
Дети, а экономить — это хорошо? А как вы можете сэкономить и помочь родителям?
Ответы детей: не лить зря воду; уходя, выключать свет, без необходимости не включать
электроприборы, беречь свое здоровье, чтобы не покупать лекарства, бережно относиться к
своим вещам, ухаживать за ними, помогать выращивать овощи, чтобы их не покупать.
Педагог: Правильно, дети, ведь на сэкономленные деньги родители могут вам покупать
игрушки, сладости, ездить в отпуск, устраивать семейные праздники.
Ребята, знаете ли вы поговорки об экономии и бережливости. Ну-ка, давайте проверим. Я
начинаю, а вы заканчиваете! Договорились?
Цыплят по осени …….считают.
Лиса и во сне кур …….считает.
Запасливый лучше ……богатого.
Сегодня густо, а завтра — ……..пусто.
Тот без нужды живет, кто деньги ……..бережет.
Считай деньги в своем ……кармане!
Подрасту — свое …….наживу.
Деньги счет …….любят.
Из копеек рубли …..вырастают.
Кто не бережет копейки, сам рубля ……не стоит!
Какие молодцы!
Педагог: Ребята, сейчас я познакомлю вас с книгами, которые есть у нас в библиотеке, они
познакомят вас с миром финансовой грамотности, помогут сформировать умение правильно
делать покупки, сопоставлять свои желания с возможностями бюджета семьи. (беседа – обзор
у выставки)
Педагог: Спасибо, что Вы пришли в библиотеку! Надеюсь на новые встречи!
А сейчас, я раздам вам «Памятку», которая поможет вам экономно расходовать карманные
деньги.
Памятка.
1. Старайтесь тратить деньги с умом! Родители зарабатывают деньги свои трудом.
2. Учитесь отличать «потребности» от «желаний». Первые, обычно, менее затратные, чем
желания.
3. Заведите копилку и вносите в нее сдачу от своих покупок. Так вы сможете накопить
сбережения.
4. Когда вы идете за покупками, то старайтесь выбрать те товары, в которых нуждаетесь.
Если выберете сразу несколько товаров с одинаковыми функциями, то научитесь сравнивать
цены и делать грамотный выбор.
5. Купите игру «Монополия» (или аналог) и регулярно играйте в неё. Это будет весело и
научит вас понимать всю ценность денег.