"Формирование внимания, усидчивости и сосредоточенности у детей дошкольного возраста"

Авторы: Кушнир Наталья Владимировна, Иванова-Павлова Римма Маратовна
Должности: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад компенсирующего вида №223"
Населённый пункт: город Саратов, Саратовская область
Наименование материала: Из опыта работы
Тема: "Формирование внимания, усидчивости и сосредоточенности у детей дошкольного возраста"
Дата публикации: 19.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


«Формирование внимания, усидчивости и сосредоточенности у детей

дошкольного возраста»
В настоящее время, данная тема в системе дошкольного образования является актуальной, так как именно на протяжении дошкольного возраста у детей происходит формирование самых важных качеств, таких как усидчивость, внимание и сосредоточенность. Каждое из них в ребенке осуществляется по- разному, именно поэтому дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного развития. В ходе работы над данной темой перед нами стояли следующие задачи: 1. Изучить подходы образовательного процесса для развития качеств у детей дошкольного возраста. 2. Выяснить особенности развития внимания, усидчивости и сосредоточенности в образовательном процессе. 3. Провести исследование, направленное на рассмотрение динамики уровней развития у детей дошкольного возраста на примере образовательного процесса МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 223» г. Саратова. В работе были использованы методы: теоретический анализ, наблюдение, обобщение педагогического опыта. В дошкольный период идет формирование самых важных качеств таких как: внимание, усидчивость и сосредоточенность. Каждое из них в ребенке осуществляется по-разному. Проблемой нарушения вышеперечисленных качеств педагогические работники дошкольных учреждений занимаются больше всего, возможно потому, что симптомы нарушения самые очевидные, а также потому, что существует большое количество методик направленных на диагностику и коррекцию нарушений. Подобные недостатки не могут быть устранены фрагментарно включаемыми "упражнениями на внимание" в процессе занятий с ребенком, именно поэтому еще одной важной задачей является выявление динамики уровней развития у детей дошкольного возраста и проведение специально организованной работы.
Такая работа, на наш взгляд, должна вестись по двум направлениям: 1. Использование специальных упражнений, тренирующих основные свойства внимания: объем, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение. 2. Использование упражнений, на основе которых формируется внимательность как свойство личности. Опыт применения развивающих методик на примере МДОУ . В МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 223 г. Саратова» с целью получения достоверных результатов об уровне формирования внимания у дошкольников было проведено исследование. Предполагаемый результат - Представления об уровне сформированности произвольного внимания детей дошкольного учреждения. - Получение результатов формирования внимания, сосредоточенности и усидчивости у детей МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 223». Участники проекта 1. Дети. 2. Педагоги. 3. Родители. Для выявления уровня внимания, сосредоточенности и усидчивости было проведено тестирование детей по методике «Найди и зачеркни». Было выявлено: 30% детей с низким уровнем (5 детей), 59% со средним уровнем (10 детей), 11% с высоким уровнем (т.е. 2 ребенка). После проведенной работы было проведено контрольное тестирование, которое показало уровень детей с низким показателем 6% (1 ребенок), 41% (7 детей) со средними показателями, 53% высокий уровень. Таким образом, я пришла к выводу, что планомерная и длительная работа с использованием дидактических развивающих игр и пособий повысила уровень группы в целом. НОД. «Дорожная азбука» было проведено в средней группе (приложение 1). Цель данного НОД была направлена на формирование осознанного поведения на улицах города. Задачи:
Обучающие: формирование умений прогнозировать свое поведение как участника дорожного движения. Расширять знания детей на светофоре, значение сигналов светофора. Расширение общего кругозора по проблеме безопасного поведения на улицах и дорогах (приложение 2) Развивающие: Развивать у детей чувство ответственности при соблюдении правил дорожного движения. Развивать мышление, память, внимание, усидчивость и сосредоточенность. Воспитательные: Воспитывать у детей уважительное отношение к правилам дорожного движение и желание следовать им. Образовательные: Вырабатывать у дошкольников привычку правильно вести себя на дорогах. Для проведения данного НОД были созданы комфортные условия для каждого из детей: организация пространства с учетом размещения и перемещения, подготовлен соответствующий материал для проведения. Основные задачи реализовывались через сочетание наглядных словесных и практических методов. Отбор содержания непосредственно образовательной деятельности осуществлялся с учетом федеральных государственных требований. Сюжет НОД построен в виде игровой ситуации, при планировании занятия учитывался принцип доступности содержания образования для воспитанников: игры, игровые упражнения, дидактические задания, подобранные с учетом возрастных особенностей группы детей и их индивидуальных возможностей. На каждом этапе занятия были использованы игры на внимание, начиная от простого задания к более сложному. Используя игровые приемы, удалось достичь высокой концентрации внимания дошкольников. Дети активно, с интересом собирали свои «светофоры» (Дидактическая игра «Собери правильно»), так как был учет особенностей мышления, внимания и памяти и темп восприятия каждого ребенка. Для достижения результатов каждым ребенком в процессе деятельности был предусмотрен дифференцированный подход к обучению, выразившийся в использовании заданий разного уровня сложностей с учетом уровня внимания и «зоны ближайшего развития» каждого ребенка.
Для решения задачи, стоящей перед нами, использовали игры «Стоп машины тише ход, на дороге пешеход!», «Топ – хлоп» с рассматриванием иллюстраций. На них были изображены различные ситуации по ПДД, детям предлагалось определить, правильно ли поступают изображенные на них герои или нет. В случае положительного ответа дети хлопали, если нет топали. Дети с интересом приняли участие в игре и внимательно рассматривали иллюстрации, стараясь быстрее выполнить движения. Использование в НОД мультимедийной презентации «ПДД от Смешариков» с вопросами и заданиями обеспечило высокую работоспособность, концентрацию внимания, интерес к содержанию деятельности, способствовало выработке усидчивости и успешному решению поставленных учебных задач. Все задания подобраны с опорой на несколько анализаторов и способствовали развитию высших психических функций (внимания, восприятия, памяти, мышления). По итогам проведенной непосредственно образовательной деятельности можно сделать следующие выводы: дети справились с заданиями, активно принимали участие во всех играх. Следовательно, поставленные цели и задачи были реализованы. Изучив литературу по данной теме, мы пришли к выводу, что недостатки к способности распределения внимания, переключаемости внимания не могут быть устранены фрагментарно включаемыми «упражнениями на внимание» в процессе занятий с ребенком и требуют, как показывают исследования, для их преодоления специально организованной работы. Такая работа должна вестись по двум направлениям: 1. Использование специальных упражнений, тренирующих основные свойства внимания: объем, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение. 2. Использование упражнений, на основе которых формируется внимательность как свойство личности. Для этого я использовала такие игры как: 1. Игры на развитие устойчивости и переключения внимания. -Игра "Что изменилось?". -Где чей домик? -Упражнение "Что изменилось?"
-Птица - не птица 2. Игры на концентрацию внимания. - Упражнения «Раскрась вторую половинку» - Упражнение «Повторяй за мной» - Упражнение «Будь внимателен!» -Игра «Топ – хлоп» 3. Упражнение, направленное на увеличение уровня распределения внимания. - Игра «Повторяй за мной» - Упражнение «Сделай, как я» - Упражнение «Сколько раз?» Упражнение на распределение внимания. -Упражнение «Рисуй и хлопай» -Упражнение «Рисуем двумя руками» Упражнение на усиление концентрации слухового внимания. -Игра «Повторяй за мной» - Упражнение «Что слышишь?» - Игра «Радио». На протяжении дошкольного возраста внимание, сосредоточенность и усидчивость ребенка становится не только устойчивее, шире по объему, но и эффективнее. Особенно это проявляется в формировании у ребенка произвольного действия. Поэтому важная психолого-педагогическая задача - управление вниманием дошкольника - должна решаться через организацию его деятельности. Недостаточно просто «привлечь» внимание ребенка к требуемому содержанию, именно с этой целью мною были применены современные развивающие методики, направленные на формирование, концентрации и устойчивости внимания у детей дошкольного возраста. В ходе исследования было проведено эмпирическое исследование произвольного внимания дошкольников, всего было обследовано 11 дошкольников, исследование носило диагностический характер. Все задания были подобраны с опорой на несколько анализаторов и способствовали развитию высших психических функций (внимания, восприятия, памяти, мышления). По итогам проведенной непосредственно образовательной деятельности можно сделать следующие выводы: дети справились с заданиями, активно принимали участие во всех играх. Следовательно, поставленные цели и задачи были реализованы.