"Формирование внимания, усидчивости и сосредоточенности у детей дошкольного возраста"
Авторы: Кушнир Наталья Владимировна, Иванова-Павлова Римма Маратовна Должности: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад компенсирующего вида №223"
Населённый пункт: город Саратов, Саратовская область
Наименование материала: Из опыта работы
Тема: "Формирование внимания, усидчивости и сосредоточенности у детей дошкольного возраста"
«Формирование внимания, усидчивости и сосредоточенности у детей
дошкольного возраста»
В настоящее время, данная тема в системе дошкольного образования является
актуальной, так как именно на протяжении дошкольного возраста у детей
происходит формирование самых важных качеств, таких как усидчивость,
внимание и сосредоточенность. Каждое из них в ребенке осуществляется по-
разному, именно поэтому дошкольный период жизни является периодом
наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается
фундамент физического, психического и нравственного развития.
В ходе работы над данной темой перед нами стояли следующие задачи:
1.
Изучить подходы образовательного процесса для развития
качеств у детей дошкольного возраста.
2.
Выяснить особенности развития внимания, усидчивости и
сосредоточенности в образовательном процессе.
3.
Провести исследование, направленное на рассмотрение динамики
уровней развития у детей дошкольного возраста на примере образовательного
процесса МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 223» г. Саратова.
В работе были использованы методы: теоретический анализ,
наблюдение, обобщение педагогического опыта.
В дошкольный период идет формирование самых важных качеств таких
как: внимание, усидчивость и сосредоточенность. Каждое из них в ребенке
осуществляется по-разному. Проблемой нарушения вышеперечисленных
качеств педагогические работники дошкольных учреждений занимаются
больше всего, возможно потому, что симптомы нарушения самые очевидные,
а также потому, что существует большое количество методик направленных
на диагностику и коррекцию нарушений.
Подобные недостатки не могут быть устранены фрагментарно
включаемыми "упражнениями на внимание" в процессе занятий с ребенком,
именно поэтому еще одной важной задачей является выявление динамики
уровней развития у детей дошкольного возраста и проведение специально
организованной работы.
Такая работа, на наш взгляд, должна вестись по двум направлениям:
1. Использование специальных упражнений, тренирующих основные
свойства внимания: объем, распределение, концентрацию, устойчивость и
переключение.
2. Использование упражнений, на основе которых формируется
внимательность как свойство личности.
Опыт применения развивающих методик на примере МДОУ .
В МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 223 г. Саратова»
с целью получения достоверных результатов об уровне формирования
внимания у дошкольников было проведено исследование.
Предполагаемый результат
- Представления об уровне сформированности произвольного внимания
детей дошкольного учреждения.
- Получение результатов формирования внимания, сосредоточенности и
усидчивости у детей МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 223».
Участники проекта
1. Дети.
2. Педагоги.
3. Родители.
Для выявления уровня внимания, сосредоточенности и усидчивости
было проведено тестирование детей по методике «Найди и зачеркни». Было
выявлено: 30% детей с низким уровнем (5 детей), 59% со средним уровнем
(10 детей), 11% с высоким уровнем (т.е. 2 ребенка). После проведенной
работы было проведено контрольное тестирование, которое показало уровень
детей с низким показателем 6% (1 ребенок), 41% (7 детей) со средними
показателями, 53% высокий уровень. Таким образом, я пришла к выводу, что
планомерная и длительная работа с использованием дидактических
развивающих игр и пособий повысила уровень группы в целом.
НОД. «Дорожная азбука» было проведено в средней группе
(приложение 1). Цель данного НОД была направлена на формирование
осознанного поведения на улицах города.
Задачи:
Обучающие: формирование умений прогнозировать свое поведение как
участника дорожного движения. Расширять знания детей на светофоре,
значение сигналов светофора. Расширение общего кругозора по проблеме
безопасного поведения на улицах и дорогах (приложение 2)
Развивающие: Развивать у детей чувство ответственности при
соблюдении правил дорожного движения. Развивать мышление, память,
внимание, усидчивость и сосредоточенность.
Воспитательные: Воспитывать у детей уважительное отношение к
правилам дорожного движение и желание следовать им.
Образовательные: Вырабатывать у дошкольников привычку правильно
вести себя на дорогах.
Для проведения данного НОД были созданы комфортные условия для
каждого из детей: организация пространства с учетом размещения и
перемещения, подготовлен соответствующий материал для проведения.
Основные задачи реализовывались через сочетание наглядных
словесных и практических методов. Отбор содержания непосредственно
образовательной деятельности осуществлялся с учетом федеральных
государственных требований. Сюжет НОД построен в виде игровой
ситуации, при планировании занятия учитывался принцип доступности
содержания образования для воспитанников: игры, игровые упражнения,
дидактические задания, подобранные с учетом возрастных особенностей
группы детей и их индивидуальных возможностей. На каждом этапе занятия
были использованы игры на внимание, начиная от простого задания к более
сложному. Используя игровые приемы, удалось достичь высокой
концентрации внимания дошкольников. Дети активно, с интересом собирали
свои «светофоры» (Дидактическая игра «Собери правильно»), так как был
учет особенностей мышления, внимания и памяти и темп восприятия
каждого ребенка. Для достижения результатов каждым ребенком в процессе
деятельности был предусмотрен дифференцированный подход к обучению,
выразившийся в использовании заданий разного уровня сложностей с учетом
уровня внимания и «зоны ближайшего развития» каждого ребенка.
Для решения задачи, стоящей перед нами, использовали игры «Стоп машины
тише ход, на дороге пешеход!», «Топ – хлоп» с рассматриванием
иллюстраций. На них были изображены различные ситуации по ПДД, детям
предлагалось определить, правильно ли поступают изображенные на них
герои или нет. В случае положительного ответа дети хлопали, если нет
топали. Дети с интересом приняли участие в игре и внимательно
рассматривали иллюстрации, стараясь быстрее выполнить движения.
Использование в НОД мультимедийной презентации «ПДД от
Смешариков» с вопросами и заданиями обеспечило высокую
работоспособность, концентрацию внимания, интерес к содержанию
деятельности, способствовало выработке усидчивости и успешному решению
поставленных учебных задач. Все задания подобраны с опорой на несколько
анализаторов и способствовали развитию высших психических функций
(внимания, восприятия, памяти, мышления). По итогам проведенной
непосредственно образовательной деятельности можно сделать следующие
выводы: дети справились с заданиями, активно принимали участие во всех
играх. Следовательно, поставленные цели и задачи были реализованы.
Изучив литературу по данной теме, мы пришли к выводу, что
недостатки к способности распределения внимания, переключаемости
внимания не могут быть устранены фрагментарно включаемыми
«упражнениями на внимание» в процессе занятий с ребенком и требуют, как
показывают исследования, для их преодоления специально организованной
работы. Такая работа должна вестись по двум направлениям:
1.
Использование специальных упражнений, тренирующих основные
свойства внимания: объем, распределение, концентрацию,
устойчивость и переключение.
2.
Использование упражнений, на основе которых формируется
внимательность как свойство личности.
Для этого я использовала такие игры как:
1.
Игры на развитие устойчивости и переключения внимания.
-Игра "Что изменилось?".
-Где чей домик?
-Упражнение "Что изменилось?"
-Птица - не птица
2. Игры на концентрацию внимания.
- Упражнения «Раскрась вторую половинку»
- Упражнение «Повторяй за мной»
- Упражнение «Будь внимателен!»
-Игра «Топ – хлоп»
3. Упражнение, направленное на увеличение уровня распределения
внимания.
- Игра «Повторяй за мной»
- Упражнение «Сделай, как я»
- Упражнение «Сколько раз?»
Упражнение на распределение внимания.
-Упражнение «Рисуй и хлопай»
-Упражнение «Рисуем двумя руками»
Упражнение на усиление концентрации слухового внимания.
-Игра «Повторяй за мной»
- Упражнение «Что слышишь?»
- Игра «Радио».
На протяжении дошкольного возраста внимание, сосредоточенность и
усидчивость ребенка становится не только устойчивее, шире по объему, но и
эффективнее. Особенно это проявляется в формировании у ребенка
произвольного действия. Поэтому важная психолого-педагогическая задача -
управление вниманием дошкольника - должна решаться через организацию
его деятельности. Недостаточно просто «привлечь» внимание ребенка к
требуемому содержанию, именно с этой целью мною были применены
современные развивающие методики, направленные на формирование,
концентрации и устойчивости внимания у детей дошкольного возраста.
В
ходе исследования было проведено эмпирическое исследование
произвольного внимания дошкольников, всего было обследовано 11
дошкольников, исследование носило диагностический характер.
Все задания
были подобраны с опорой на несколько анализаторов и способствовали
развитию высших психических функций (внимания, восприятия, памяти,
мышления). По итогам проведенной непосредственно образовательной
деятельности можно сделать следующие выводы: дети справились с
заданиями, активно принимали участие во всех играх. Следовательно,
поставленные цели и задачи были реализованы.