Автор: Гроль Мария Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ СОШ 18 ДО 22
Населённый пункт: М.О г. Балашиха
Наименование материала: статья
Тема: " Духовно-нравственные ценности в развитии ДОО"
« Духовно-нравственные ценности в развитии ДОО»
В
современных
условиях
тема
педагогического
сопровождения
развития ребенка приобретает новое звучание. Стремясь к расширению
представлений
детей о разных сторонах действительности, формируя
элементы грамоты и математики, нельзя забывать о том, что все это должно
строиться на жизненно важных базовых ценностях культуры.
Именно поэтому
ФГОС ставит перед нами задачу
объединения
обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей, и в своей работе я
определяю педагогическое сопровождение как систему профессиональной
деятельности, направленную на создание психолого-педагогических условий
для успешного развития ребенка на основе духовно-нравственных и
социокультурных ценностей.
Духовно-нравственное
развитие
предусматривается
как
принятие
детьми моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей,
является важнейшей стороной формирования и развития здоровой личности
ребенка. В связи с этим целостная система образования должна включать не
только
обучающий
компонент,
но
и
систему
духовно-нравственного
просвещения детей и родителей.
Моя система
педагогического сопровождения на основе духовно-
нравственных ценностей включает следующие направления:
- формирование потребности в здоровом образе жизни;
- формирование духовно-нравственных ценностей дошкольников через
обращение к духовно-нравственным традициям и ценностям своего народа,
отношение к литературе, средствам массовой информации на основе
сотрудничества семьи и ДОУ,
сетевого взаимодействия с коллегами,
другими специалистами.
Для работы с детьми и родителями для решения проблем духовно-
нравственного развития используются разные формы, методы и приемы:
-познавательные
занятия
с
использованием
современного
оборудования;
- просмотр и обсуждение фильмов;
- знакомство с подвигами святых и героев своей Родины
-ознакомление с художественной литературой (мировая классика,
творчество уральских писателей);
- широкое использование фольклора;
-проведение экскурсий, видео-экскурсий
- этические беседы; творческие мастерские; литературные гостиные;
- совместные выставки детско-родительского творчества
- проведение русских народных праздников и обрядов, народных игр;
- проведение мастер-классов с участием детей и др..
Начиная работу с детьми старшего дошкольного возраста, которые
только поступили в детский сад, я решила активно использовать русские
народные сказки. Я рада, что современные ученые, например, из Российской
академии
образования:
Анна
Борисовна
Теплова,
Виктор
Иванович
Слободчиков и др., акцентируют внимание
современных педагогов и
родителей на задаче по возвращению в естественную жизнь ребенка и семьи
русских народных сказок. Это истории, в которых есть место не только для
забавы, но и для выражения серьезного смысла.
Выросла репка такая
большая, что дед один не смог выдернуть ее. Позвал бабку - никак, позвал
внучку, потом собачку, кошку, но все никак не вытянуть репку. Позвала
кошка мышку. Потянули - вытянули. Конечно, все это забавная выдумка, но
и у этой истории есть смысл: не хватало только мышкиной силы. Оказалось,
что никакая, даже самая малая сила в деле не лишняя, а случается, что ее-то и
не хватает, чтобы добиться результата.
Работать с таким богатым материалом, как сказки, очень интересно и
познавательно как для детей, так и для взрослых, и работа эта строиться на
тесном сотрудничестве ДОУ, семьи, библиотеки. Большой интерес и простор
для детской и взрослой фантазии
- творческие мастерские, которые
разнообразны по своей тематике и содержанию: это и оформление
художественной
галереи
по
мотивам
прочитанных
произведений,
оформление книжного уголка. Результатом работы стали книжки-самоделки,
коллажи. Проведение литературных гостиных позволило нам организовать
свободное общение на литературном материале.
Аспектом моей работы стала реализация программы "Приобщение детей к
истокам русской народной культуры". Как ни парадоксально, но в
современной социокультурной ситуации обращение к традициям может стать
самой главной инновацией. В процессе работы дети знакомились с бытом
русского народа, праздниками и обрядами на Руси, обычаями, русским
фольклором. В нашем детском саду проводятся русские народные праздники
и обряды, и они помогают детям через песни, пляски, игры, фольклор
знакомиться с русской культурой и приобщаться к традициям.
В своей работе детский фольклор я использую во всех видах
деятельности:
в
игровой,
двигательной,
познавательно-
исследовательской, художественно-эстетической, в непосредственно
образовательной деятельности, в режимных моментах.
Фольклор - это образец художественного слова, и это действенный
педагогический инструмент, это средство, способное подарить родителям и
детям радость общения. Стоит только попробовать включить его в общение.
Если мама, например, умывая малыша, приговаривает веселые стишки про
водичку, то процесс умывания будет для ребенка не скучной обязанностью, а
веселой игрой. Народный фольклор имеет множество потешек, чтобы
приготовить ребенка ко сну, успокоить его:
Ай, люленьки да люленьки,
По горам идет олень.
На рогах он дрему носит,
В каждый дом ее заносит.
В люльку дрему он кладет,
Тихо песенку поет:
Я считаю, что такая работа по духовно-нравственному развитию даст
положительные результаты, пусть они не будут видны мне сейчас, а
проявятся лишь спустя годы, но это будут самые важные, самые прекрасные
результаты. Я с удовольствием напомню известные многим слова: "Человек -
это своего рода цветок, охотно распускающийся в тихую полночь и
увядающий от прикосновения грубых рук". Поэтому, чтобы души детей
приняли высокие принципы, воспитателю нужны не только теоретические
знания, сама его жизнь должна быть построена на тех же самых принципах.