Напоминание

" Духовно-нравственные ценности в развитии ДОО"

Автор: Гроль Мария Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ СОШ 18 ДО 22
Населённый пункт: М.О г. Балашиха
Наименование материала: статья
Тема: " Духовно-нравственные ценности в развитии ДОО"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

« Духовно-нравственные ценности в развитии ДОО»

В

современных

условиях

тема

педагогического

сопровождения

развития ребенка приобретает новое звучание. Стремясь к расширению

представлений

детей о разных сторонах действительности, формируя

элементы грамоты и математики, нельзя забывать о том, что все это должно

строиться на жизненно важных базовых ценностях культуры.

Именно поэтому

ФГОС ставит перед нами задачу

объединения

обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе

духовно-нравственных и социокультурных ценностей, и в своей работе я

определяю педагогическое сопровождение как систему профессиональной

деятельности, направленную на создание психолого-педагогических условий

для успешного развития ребенка на основе духовно-нравственных и

социокультурных ценностей.

Духовно-нравственное

развитие

предусматривается

как

принятие

детьми моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей,

является важнейшей стороной формирования и развития здоровой личности

ребенка. В связи с этим целостная система образования должна включать не

только

обучающий

компонент,

но

и

систему

духовно-нравственного

просвещения детей и родителей.

Моя система

педагогического сопровождения на основе духовно-

нравственных ценностей включает следующие направления:

- формирование потребности в здоровом образе жизни;

- формирование духовно-нравственных ценностей дошкольников через

обращение к духовно-нравственным традициям и ценностям своего народа,

отношение к литературе, средствам массовой информации на основе

сотрудничества семьи и ДОУ,

сетевого взаимодействия с коллегами,

другими специалистами.

Для работы с детьми и родителями для решения проблем духовно-

нравственного развития используются разные формы, методы и приемы:

-познавательные

занятия

с

использованием

современного

оборудования;

- просмотр и обсуждение фильмов;

- знакомство с подвигами святых и героев своей Родины

-ознакомление с художественной литературой (мировая классика,

творчество уральских писателей);

- широкое использование фольклора;

-проведение экскурсий, видео-экскурсий

- этические беседы; творческие мастерские; литературные гостиные;

- совместные выставки детско-родительского творчества

- проведение русских народных праздников и обрядов, народных игр;

- проведение мастер-классов с участием детей и др..

Начиная работу с детьми старшего дошкольного возраста, которые

только поступили в детский сад, я решила активно использовать русские

народные сказки. Я рада, что современные ученые, например, из Российской

академии

образования:

Анна

Борисовна

Теплова,

Виктор

Иванович

Слободчиков и др., акцентируют внимание

современных педагогов и

родителей на задаче по возвращению в естественную жизнь ребенка и семьи

русских народных сказок. Это истории, в которых есть место не только для

забавы, но и для выражения серьезного смысла.

Выросла репка такая

большая, что дед один не смог выдернуть ее. Позвал бабку - никак, позвал

внучку, потом собачку, кошку, но все никак не вытянуть репку. Позвала

кошка мышку. Потянули - вытянули. Конечно, все это забавная выдумка, но

и у этой истории есть смысл: не хватало только мышкиной силы. Оказалось,

что никакая, даже самая малая сила в деле не лишняя, а случается, что ее-то и

не хватает, чтобы добиться результата.

Работать с таким богатым материалом, как сказки, очень интересно и

познавательно как для детей, так и для взрослых, и работа эта строиться на

тесном сотрудничестве ДОУ, семьи, библиотеки. Большой интерес и простор

для детской и взрослой фантазии

- творческие мастерские, которые

разнообразны по своей тематике и содержанию: это и оформление

художественной

галереи

по

мотивам

прочитанных

произведений,

оформление книжного уголка. Результатом работы стали книжки-самоделки,

коллажи. Проведение литературных гостиных позволило нам организовать

свободное общение на литературном материале.

Аспектом моей работы стала реализация программы "Приобщение детей к

истокам русской народной культуры". Как ни парадоксально, но в

современной социокультурной ситуации обращение к традициям может стать

самой главной инновацией. В процессе работы дети знакомились с бытом

русского народа, праздниками и обрядами на Руси, обычаями, русским

фольклором. В нашем детском саду проводятся русские народные праздники

и обряды, и они помогают детям через песни, пляски, игры, фольклор

знакомиться с русской культурой и приобщаться к традициям.

В своей работе детский фольклор я использую во всех видах

деятельности:

в

игровой,

двигательной,

познавательно-

исследовательской, художественно-эстетической, в непосредственно

образовательной деятельности, в режимных моментах.

Фольклор - это образец художественного слова, и это действенный

педагогический инструмент, это средство, способное подарить родителям и

детям радость общения. Стоит только попробовать включить его в общение.

Если мама, например, умывая малыша, приговаривает веселые стишки про

водичку, то процесс умывания будет для ребенка не скучной обязанностью, а

веселой игрой. Народный фольклор имеет множество потешек, чтобы

приготовить ребенка ко сну, успокоить его:

Ай, люленьки да люленьки,

По горам идет олень.

На рогах он дрему носит,

В каждый дом ее заносит.

В люльку дрему он кладет,

Тихо песенку поет:

Я считаю, что такая работа по духовно-нравственному развитию даст

положительные результаты, пусть они не будут видны мне сейчас, а

проявятся лишь спустя годы, но это будут самые важные, самые прекрасные

результаты. Я с удовольствием напомню известные многим слова: "Человек -

это своего рода цветок, охотно распускающийся в тихую полночь и

увядающий от прикосновения грубых рук". Поэтому, чтобы души детей

приняли высокие принципы, воспитателю нужны не только теоретические

знания, сама его жизнь должна быть построена на тех же самых принципах.