Автор: Гизетдинова Айсылу Хакимовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОБУ детский сад "Совушка"
Населённый пункт: с. Миловка, Уфимский район, Республика Башкортостан
Наименование материала: Памятка для родителей
Тема: Артикуляционная гимнастика
Упражнения артикуляционной гимнастики для постановки и
автоматизации звука «Р».
«Заборчик»
Описание: губы сильно растянуты в улыбке без напряжения, чтобы были
видны зубы, удерживать под счёт от 1 до 5-10.
«Чистим верхние зубы»
Описание: широко открыть рот и кончиком языка "почистить" верхние зубы с
внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
«Маляр»
Описание: улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое
нёбо («потолок»), делая движения языком вперёд-назад.
«Барабанщик»
Описание: улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними
зубами, звонко, отчётливо и многократно повторяя: «д-д-д». Темп убыстряется
постепенно.
«Лошадка»
Описание: улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка
цокает копытами»).
«Грибок»
Описание: улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы
подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком
положении 5-10 секунд.
«Гармошка»
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и
закрывать рот (как растягиваются меха гармошки). При этом растягивается
подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше
удерживать язык в верхнем положении.
Не
забывайте хвалить своего ребёнка,
формировать уверенность в своих силах!
ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ!
Шпаргалка для
родителей
«Артикуляционная гимнастика»
+ Комплекс артикуляционной
гимнастики для звука «Р»
Артикуляционная
гимнастика
—
это
комплекс упражнений,
направленных
на
укрепление
мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и
дифференцированных
движений
органов,
принимающих
участие в речи.
Подготовила: учитель-логопед - Гизетдинова А.Х.
Цели
артикуляционной
гимнастики
-
развить
координированность и подвижность органов артикуляции,
сформировать
правильный
артикуляционный
уклад
для
произнесения того или иного звука.
В
норме
ребенок
должен
овладеть
правильным
произношением всех звуков речи к пяти - шести годам.
Задержка в своевременном появлении звуков говорит о том,
что
существуют
особые
причины,
мешающие
ребёнку
самостоятельно овладеть звуками.
По
рекомендации
логопеда
родители
могут
проводить
доступные
артикуляционные
упражнения
дома. Для этого родитель должен знать какие звуки у
ребёнка
нарушены
и
изучить
рекомендации
по
проведению артикуляционной гимнастики.
Если своевременно выявить нарушение и начать
работу с ребёнком, используя артикуляционную гимнастику,
то можно добиться положительных результатов за более
короткий срок. Правильное произношение звуков наряду с
богатым
словарным
запасом
и
грамматически
верной,
хорошо развитой, связной речью является одним из основных
показателей готовности ребёнка к школьному обучению!
Рекомендации по проведению
артикуляционной гимнастики
Приступать к выполнению АГ следует лишь в том
случае, когда ваш ребенок здоров, сыт, спокоен;
Упражнения АГ желательно выполнять ежедневно по
5-10 мин. в зависимости от возраста ребёнка;
Все упражнения проводятся сидя перед зеркалом;
Взрослый показывает выполнение упражнения,
используя игровые приёмы. Необходимо следит за
качеством выполняемых ребёнком движений: точность
движений, темп, переход от одного движения к
другому;
Сначала упражнение проводится медленно, не спеша,
отрабатывать 2-3 упражнения, а затем добавлять
по одному новому упражнению;
При отборе упражнений для АГ надо соблюдать
определённую последовательность, идти от простых
упражнений к более сложным;
Каждое упражнение проделывать 5-10 раз;
Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд
(удержание артикуляционной позы в одном
положении);
Начинать гимнастику лучше с упражнения для губ;
Если ребенок устал во время выполнения, обязательно
нужно дать ему отдохнуть;
Для того, чтобы ребёнок нашёл правильное положение
языка, например, облизал верхнюю губу, намазать её
вареньем, или чем- то ещё, что любит ваш ребёнок.
Подходить к выполнению упражнений творчески!
Для каждой группы звуков существуют свои
артикуляционные комплексы;