Напоминание

"Мой любимый Ноябрьск"

Автор: Клюшина Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Умка"
Населённый пункт: г. Ноябрьск
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: "Мой любимый Ноябрьск"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

занятия

Тема: «Мой любимый Ноябрьск», групповая

Клюшина Наталья Владимировна, воспитатель,

город Ноябрьск, ЯНАО

Ноябрьск, 2025 г.

Возрастная группа: старшая группа.

Форма совместной деятельности: занятие

Форма организации: групповая

Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие».

Интеграция областей: «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».

Цель: создание социальной ситуации для формирования знаний детей о родном городе, чувство гордости за свою малую

родину.

Задачи:

Познавательное развитие: способствовать расширению и углублению знаний об истории возникновения города Ноябрьск,

его прошлом и настоящем, символике, о достопримечательностях.

Обеспечить условия для развития интереса к своему родному краю, способности чувствовать его красоту, чувства

ответственности по отношению к Родине.

Способствовать воспитанию патриотических чувств к малой Родине, интерес к прошлому и настоящему.

Социально-коммуникативное развитие: способствовать развитию правил поведения в общественных местах. Обеспечить

условия для развития навыков сотрудничества, активности, инициативности. Обеспечить условия для формирования

уважительного отношения к гербу посёлка.

Речевое развитие: способствовать выразительному чтению стихов Способствовать развитию, связной речи.

Способствовать воспитанию патриотических чувств к малой Родине через стихи местных поэтов; уважения к жителям

посёлка;

Художественно-эстетическое развитие: способствовать развитию эстетических чувств через музыкальные произведения и

просмотр видеофильма.

Предварительная работа:

изучение историко-документального материала по родному краю, рассматривание

фотографий и открыток с достопримечательностями города; экскурсия в краеведческий музей; экскурсия по улицам

посёлка; посещение детской библиотеки; проведение бесед о городе Ноябрьск; заучивание с детьми стихов по теме НОД;

создание мини-музея «Мои любимый Ноябрьск».

Оборудование: Ноутбук; карта Мира, карта Ямало-Ненецкого АО; письмо от «учёных»; герб Ноябрьска, презентация

фотографии видов города.

Структурные

компоненты

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время

деятельности

1

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организационный

момент.

Мотивация, постановка и

принятие детьми цели

игры

-

Настал

новый

день.

Давайте

возьмёмся

за

руки,

передадим, друг другу по кругу красивую улыбку и

пожелаем друг другу и нашим гостям «доброе утро!» Я

желаю сегодня вам узнать много нового и интересного.

- Сегодня мы получили очень необычное письмо. Давайте

посмотрим, для кого оно написано. (читаю запись на

конверте)

- Давайте прочитаем, что в нём написано.

Дети встают в круг,

внимательно слушают,

отвечают на вопросы,

настраиваются на

выполнение заданий.

Дети садятся на

стульчики

1 мин

2

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Содержательно-

деятельностный

этап

Читаю письмо.

- Дорогие, ребята, здравствуйте!

Мы знаем, что вы умные, талантливые, дружные и много

знаете. Нам очень хочется побольше узнать о Вашем

городе. Помогите нам, пожалуйста.

Ответьте

на

вопросы

и

пришлите

ответы

в

виде

фотографий.

1.

Найдите свой город на карте.

2.

Почему ваш город называется Ноябрьск?

3.

Молодой он или очень древний?

4.

Какие памятные места есть в вашем городе?

5.

Что изображено на гербе вашего города?

Попробуйте узнать и всё нам рассказать. Успехов вам.

Ученые.

-

Ребята,

а

вы

знаете,

почему

ваш

город

называется Ноябрьск? Молодой он или очень древний?

Найдите свой город на карте. Что изображено на гербе

вашего города? Попробуйте узнать и всё нам рассказать.

Успехов вам.

Давайте попробуем ответить на вопросы учёных. (ещё раз

зачитываю вопросы учёных и ожидаю ответы от детей).

Ответы детей

Предположения детей

14 мин.

Не знаете? Как узнать? (Ответы детей).

- Когда люди приезжают в новый город и хотят о нем что-

то узнать они идут в музей.

-

Сегодня

предлагаю

отправиться

на

экскурсию

в музей «Любимый Ноябрьск».

Как называют человека,

который проводит экскурсию?

- А как называют участника экскурсии?

И, прежде чем мы с вами отправимся в музей, давайте

повторим правила поведения в музее.

Показ схем.

-

Отправляемся

в

музей.

В

нашем музее несколько

выставочных залов и мы заходим в первый зал, который

называется «Наш город на карте»

1 зал «Наш город на карте»

Подойдём к карте Мира. Посмотрите внимательно на

карту, на ней изображены страны мира, и наша страна тоже

есть. В какой стране мы живем?

Правильно, мы живём с вами в России. Она занимает

самую большую территорию всей земли, на карте она

обозначена розовым цветом. Протянулась с Запада на

Восток на многие тысячи километров. (Показать).

Наш город очень маленький, и поэтому на карте Мира он

не обозначен. Но мы его можем посмотреть на карте ЯНАО

(Показать и обозначить флажком). Как называется наш

город?

- Как называют людей, живущих в нашем городе?

- Как называется озеро, которое находится в городе?

Ноябрьск

находится

на границе

с Ханты-Мансийским

автономным округом, Ноябрьск стал «южными воротами»

округа.

2 зал: «Как возник наш город».

- Город Ноябрьск еще очень молодой. Ему в этом году

Экскурсовод

Экскурсант

Дети подходят к карте

мира и ЯНАО

- Россия

Ноябрьск

Ноябряне

Ханто

Дети садятся на

стульчики, одевают

очки, слушают рассказ

исполняется 50 лет. И чтобы нам узнать, как возник наш

город нам понадобятся необычные очки, которые помогут

перенести нас в прошлое города. Одевают очки.

- Когда-то, 50 лет назад, на месте нашего города были

тайга и болота, стояли дремучие леса, там жили только

дикие звери. Первыми в эти места проникли геологи -

люди, которые расследуют почву, чтобы узнать есть ли

здесь полезные ископаемые. И вот геологи открыли, что на

севере тюменской области есть под землёй большие запасы

нефти. А нефть нужна стране, ведь из нее делают бензин,

топливо для машин, самолётов и космических ракет.

И в ноябре 1975 года, возле озера «Ханто» высадились

первые лесорубы, их встретили глубокие снега и сильные

морозы. Не было там ни человеческого следа, ни жилья.

Было их 20 человек, вот как нас с вами сейчас. Первые

строители организовали палаточный посёлок и назвали его

Ноябрьским, потому, что приехали в эти края в ноябре.

Вскоре к ним подоспела помощь – люди, техника,

материалы.

Количество жителей постепенно увеличивалось. Посёлок

рос и благоустраивался с каждым днём: вместо палаток

строили деревянные дома, школы, детские сады, железную

дорогу, асфальтировали улицы. И превратилось он в город

Ноябрьск, вот такой (показ картины старых домов)

Тяжелым был труд первопроходцев им мешали очень

сильные ветра и морозы. Ваши родители были в то время

ещё маленькими детьми, а вот бабушки и дедушки тоже

участвовали в строительстве и в жизни молодого города.

Физминутка

По Ноябрьску шагаем, (шаг на месте)

То, что видим, называем:

воспитателя

Выполняют

соответствующие

1 мин.

Светофоры и машины, (поворот головы влево)

Ярмарки и магазины, (поворот головы вправо)

Скверы, улицы, мосты,

И деревья, и кусты. (потянулись вверх-присели)

3 зал: «Памятные места»

- Переходим в следующий зал: «Памятные места».

- Ребята, а какие места называют памятными?

-

Памятными

называются территории,

имеющими

историческую, научную или иную культурную ценность.

В нашем городе есть памятные места.

- Знаете ли вы этот памятник? Это памятник погибшим

воинам в годы Великой Отечественной войны. Первый

исторический памятник в городе. Был открыт в центре

Ноябрьска

в

1985

году

по

улице

Ленина. Сюда

приходят ноябряне 9 мая в День Победы почтить память

своих родных и близких, павших в годы ВОВ. Жители

города сюда приносят цветы.

- А этот памятник вам знаком? Открыт памятник в

сентябре 1997 года в память обо всех тех, кто отдал свои

молодые годы жизни, честно исполнив воинский долг

перед Родиной. Возведенная боевая машина с надписью на

пьедестале «Не забыть нам той войны и тех, кого нет

рядом»

получила

статус

Памятного

комплекса,

а

прилегающая

к

нему

территория

названа

площадью

Опаленной Юности.

Сюда тоже часто жители горда

приносят цветы.

С

апреля

1978

по

1997

год

через

горячие

точки

Афганистана,

Чечни,

Приднестровья

и

Таджикистана

прошли более двух тысяч парней с Ямала. Из них около

300 юношей из нашего города. Открыт памятник в

сентябре 1997 года в память обо всех тех, кто отдал свои

тексту движения

Дети садятся на

стульчики, слушают

рассказ воспитателя,

отвечают на вопросы.

8 мин

молодые годы жизни, честно исполнив воинский долг

перед Родиной, в знак уважения к живущим воинам-

интернационалистам.

Возведенная

боевая

машина

с

надписью на пьедестале «Не забыть нам той войны и тех,

кого нет рядом» получила статус Памятного комплекса, а

прилегающая

к

нему

территория

названа

площадью

Опаленной Юности.

- Рядом с памятником войнам-интернационалистам 18

октября

2024

года

в

Ноябрьске

открыли

памятник

современному молодому и смелому воину-защитнику,

который защищает нашу страну в настоящее время.

4 зал – символика города Ноябрьска

- Приглашаю вас посетить следующий зал. Он называется –

символика города Ноябрьска. Перед вами герб Ноябрьска.

Рассмотрите его внимательно.

(Далее по порядку показываю изображения герба, прошу

детей их назвать, сама поясняю что изображено и

объясняю значение того или иного изображения).

- Герб - это не только маленькая информация о городе - это

то, чем город гордится. Итак, чем жители нашего города

гордятся?

Солнце на гербе символизирует молодость и дальнейший

рост города.

Синий

треугольник

с

белыми

и

золотистыми

полосками обозначает нефтяную вышку и трубы, по

которым добывают из глубин земли нефть.

Северная часть земного шара говорит о географическом

положении города.

По серебристому кругу изображён национальный узор

северных

народов.

Он

обозначает,

что

коренными

жителями Севера являются ханты, ненцы, селькупы, и так

как город находится рядом с ними, в нём уважают обычаи

и традиции коренного населения.

Следующий зал «Литературная гостиная»

- А сейчас я приглашаю всех в литературную гостиную, где

для вас прочитают стихи о нашем городе.

Дети читают стихи

3

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ

ЧАСТЬ

Итог.

- Вот и закончилась наша экскурсия по музею нашего

города.

- Что сегодня нового вы узнали о родном городе?

- Помогите мне составить рассказ о нашем городе. Я

начинаю предложение, а вы его продолжаете.

Мы живём в городе.

Жителей города зовут.

Наш город молодой. Ему лет...

Наш детский сад находится….

В городе есть...

У Ноябрьска есть свой символ…

Мы очень любим свой родной

И хотим, чтобы он был красивым, уютным и…

- Я думаю ученым понравится наш рассказ, и они

обязательно приедут к нам в гости. А теперь, ребята, я вам

предлагаю, немного отдохнуть.

Дети делятся своими

впечатлениями,

высказываются

по

поводу полученной

информации, качества

выполненной

работы,

своего эмоционального

состояния.

1 мин.