Автор: Клюшина Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Умка"
Населённый пункт: г. Ноябрьск
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: "Мой любимый Ноябрьск"
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
занятия
Тема: «Мой любимый Ноябрьск», групповая
Клюшина Наталья Владимировна, воспитатель,
город Ноябрьск, ЯНАО
Ноябрьск, 2025 г.
Возрастная группа: старшая группа.
Форма совместной деятельности: занятие
Форма организации: групповая
Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие».
Интеграция областей: «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Цель: создание социальной ситуации для формирования знаний детей о родном городе, чувство гордости за свою малую
родину.
Задачи:
Познавательное развитие: способствовать расширению и углублению знаний об истории возникновения города Ноябрьск,
его прошлом и настоящем, символике, о достопримечательностях.
Обеспечить условия для развития интереса к своему родному краю, способности чувствовать его красоту, чувства
ответственности по отношению к Родине.
Способствовать воспитанию патриотических чувств к малой Родине, интерес к прошлому и настоящему.
Социально-коммуникативное развитие: способствовать развитию правил поведения в общественных местах. Обеспечить
условия для развития навыков сотрудничества, активности, инициативности. Обеспечить условия для формирования
уважительного отношения к гербу посёлка.
Речевое развитие: способствовать выразительному чтению стихов Способствовать развитию, связной речи.
Способствовать воспитанию патриотических чувств к малой Родине через стихи местных поэтов; уважения к жителям
посёлка;
Художественно-эстетическое развитие: способствовать развитию эстетических чувств через музыкальные произведения и
просмотр видеофильма.
Предварительная работа:
изучение историко-документального материала по родному краю, рассматривание
фотографий и открыток с достопримечательностями города; экскурсия в краеведческий музей; экскурсия по улицам
посёлка; посещение детской библиотеки; проведение бесед о городе Ноябрьск; заучивание с детьми стихов по теме НОД;
создание мини-музея «Мои любимый Ноябрьск».
Оборудование: Ноутбук; карта Мира, карта Ямало-Ненецкого АО; письмо от «учёных»; герб Ноябрьска, презентация
фотографии видов города.
№
Структурные
компоненты
Деятельность педагога
Деятельность детей
Время
деятельности
1
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Организационный
момент.
Мотивация, постановка и
принятие детьми цели
игры
-
Настал
новый
день.
Давайте
возьмёмся
за
руки,
передадим, друг другу по кругу красивую улыбку и
пожелаем друг другу и нашим гостям «доброе утро!» Я
желаю сегодня вам узнать много нового и интересного.
- Сегодня мы получили очень необычное письмо. Давайте
посмотрим, для кого оно написано. (читаю запись на
конверте)
- Давайте прочитаем, что в нём написано.
Дети встают в круг,
внимательно слушают,
отвечают на вопросы,
настраиваются на
выполнение заданий.
Дети садятся на
стульчики
1 мин
2
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Содержательно-
деятельностный
этап
Читаю письмо.
- Дорогие, ребята, здравствуйте!
Мы знаем, что вы умные, талантливые, дружные и много
знаете. Нам очень хочется побольше узнать о Вашем
городе. Помогите нам, пожалуйста.
Ответьте
на
вопросы
и
пришлите
ответы
в
виде
фотографий.
1.
Найдите свой город на карте.
2.
Почему ваш город называется Ноябрьск?
3.
Молодой он или очень древний?
4.
Какие памятные места есть в вашем городе?
5.
Что изображено на гербе вашего города?
Попробуйте узнать и всё нам рассказать. Успехов вам.
Ученые.
-
Ребята,
а
вы
знаете,
почему
ваш
город
называется Ноябрьск? Молодой он или очень древний?
Найдите свой город на карте. Что изображено на гербе
вашего города? Попробуйте узнать и всё нам рассказать.
Успехов вам.
Давайте попробуем ответить на вопросы учёных. (ещё раз
зачитываю вопросы учёных и ожидаю ответы от детей).
Ответы детей
Предположения детей
14 мин.
Не знаете? Как узнать? (Ответы детей).
- Когда люди приезжают в новый город и хотят о нем что-
то узнать они идут в музей.
-
Сегодня
предлагаю
отправиться
на
экскурсию
в музей «Любимый Ноябрьск».
Как называют человека,
который проводит экскурсию?
- А как называют участника экскурсии?
И, прежде чем мы с вами отправимся в музей, давайте
повторим правила поведения в музее.
Показ схем.
-
Отправляемся
в
музей.
В
нашем музее несколько
выставочных залов и мы заходим в первый зал, который
называется «Наш город на карте»
1 зал «Наш город на карте»
Подойдём к карте Мира. Посмотрите внимательно на
карту, на ней изображены страны мира, и наша страна тоже
есть. В какой стране мы живем?
Правильно, мы живём с вами в России. Она занимает
самую большую территорию всей земли, на карте она
обозначена розовым цветом. Протянулась с Запада на
Восток на многие тысячи километров. (Показать).
Наш город очень маленький, и поэтому на карте Мира он
не обозначен. Но мы его можем посмотреть на карте ЯНАО
(Показать и обозначить флажком). Как называется наш
город?
- Как называют людей, живущих в нашем городе?
- Как называется озеро, которое находится в городе?
Ноябрьск
находится
на границе
с Ханты-Мансийским
автономным округом, Ноябрьск стал «южными воротами»
округа.
2 зал: «Как возник наш город».
- Город Ноябрьск еще очень молодой. Ему в этом году
Экскурсовод
Экскурсант
Дети подходят к карте
мира и ЯНАО
- Россия
Ноябрьск
Ноябряне
Ханто
Дети садятся на
стульчики, одевают
очки, слушают рассказ
исполняется 50 лет. И чтобы нам узнать, как возник наш
город нам понадобятся необычные очки, которые помогут
перенести нас в прошлое города. Одевают очки.
- Когда-то, 50 лет назад, на месте нашего города были
тайга и болота, стояли дремучие леса, там жили только
дикие звери. Первыми в эти места проникли геологи -
люди, которые расследуют почву, чтобы узнать есть ли
здесь полезные ископаемые. И вот геологи открыли, что на
севере тюменской области есть под землёй большие запасы
нефти. А нефть нужна стране, ведь из нее делают бензин,
топливо для машин, самолётов и космических ракет.
И в ноябре 1975 года, возле озера «Ханто» высадились
первые лесорубы, их встретили глубокие снега и сильные
морозы. Не было там ни человеческого следа, ни жилья.
Было их 20 человек, вот как нас с вами сейчас. Первые
строители организовали палаточный посёлок и назвали его
Ноябрьским, потому, что приехали в эти края в ноябре.
Вскоре к ним подоспела помощь – люди, техника,
материалы.
Количество жителей постепенно увеличивалось. Посёлок
рос и благоустраивался с каждым днём: вместо палаток
строили деревянные дома, школы, детские сады, железную
дорогу, асфальтировали улицы. И превратилось он в город
Ноябрьск, вот такой (показ картины старых домов)
Тяжелым был труд первопроходцев им мешали очень
сильные ветра и морозы. Ваши родители были в то время
ещё маленькими детьми, а вот бабушки и дедушки тоже
участвовали в строительстве и в жизни молодого города.
Физминутка
По Ноябрьску шагаем, (шаг на месте)
То, что видим, называем:
воспитателя
Выполняют
соответствующие
1 мин.
Светофоры и машины, (поворот головы влево)
Ярмарки и магазины, (поворот головы вправо)
Скверы, улицы, мосты,
И деревья, и кусты. (потянулись вверх-присели)
3 зал: «Памятные места»
- Переходим в следующий зал: «Памятные места».
- Ребята, а какие места называют памятными?
-
Памятными
называются территории,
имеющими
историческую, научную или иную культурную ценность.
В нашем городе есть памятные места.
- Знаете ли вы этот памятник? Это памятник погибшим
воинам в годы Великой Отечественной войны. Первый
исторический памятник в городе. Был открыт в центре
Ноябрьска
в
1985
году
по
улице
Ленина. Сюда
приходят ноябряне 9 мая в День Победы почтить память
своих родных и близких, павших в годы ВОВ. Жители
города сюда приносят цветы.
- А этот памятник вам знаком? Открыт памятник в
сентябре 1997 года в память обо всех тех, кто отдал свои
молодые годы жизни, честно исполнив воинский долг
перед Родиной. Возведенная боевая машина с надписью на
пьедестале «Не забыть нам той войны и тех, кого нет
рядом»
получила
статус
Памятного
комплекса,
а
прилегающая
к
нему
территория
названа
площадью
Опаленной Юности.
Сюда тоже часто жители горда
приносят цветы.
С
апреля
1978
по
1997
год
через
горячие
точки
Афганистана,
Чечни,
Приднестровья
и
Таджикистана
прошли более двух тысяч парней с Ямала. Из них около
300 юношей из нашего города. Открыт памятник в
сентябре 1997 года в память обо всех тех, кто отдал свои
тексту движения
Дети садятся на
стульчики, слушают
рассказ воспитателя,
отвечают на вопросы.
8 мин
молодые годы жизни, честно исполнив воинский долг
перед Родиной, в знак уважения к живущим воинам-
интернационалистам.
Возведенная
боевая
машина
с
надписью на пьедестале «Не забыть нам той войны и тех,
кого нет рядом» получила статус Памятного комплекса, а
прилегающая
к
нему
территория
названа
площадью
Опаленной Юности.
- Рядом с памятником войнам-интернационалистам 18
октября
2024
года
в
Ноябрьске
открыли
памятник
современному молодому и смелому воину-защитнику,
который защищает нашу страну в настоящее время.
4 зал – символика города Ноябрьска
- Приглашаю вас посетить следующий зал. Он называется –
символика города Ноябрьска. Перед вами герб Ноябрьска.
Рассмотрите его внимательно.
(Далее по порядку показываю изображения герба, прошу
детей их назвать, сама поясняю что изображено и
объясняю значение того или иного изображения).
- Герб - это не только маленькая информация о городе - это
то, чем город гордится. Итак, чем жители нашего города
гордятся?
Солнце на гербе символизирует молодость и дальнейший
рост города.
Синий
треугольник
с
белыми
и
золотистыми
полосками обозначает нефтяную вышку и трубы, по
которым добывают из глубин земли нефть.
Северная часть земного шара говорит о географическом
положении города.
По серебристому кругу изображён национальный узор
северных
народов.
Он
обозначает,
что
коренными
жителями Севера являются ханты, ненцы, селькупы, и так
как город находится рядом с ними, в нём уважают обычаи
и традиции коренного населения.
Следующий зал «Литературная гостиная»
- А сейчас я приглашаю всех в литературную гостиную, где
для вас прочитают стихи о нашем городе.
Дети читают стихи
3
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ
ЧАСТЬ
Итог.
- Вот и закончилась наша экскурсия по музею нашего
города.
- Что сегодня нового вы узнали о родном городе?
- Помогите мне составить рассказ о нашем городе. Я
начинаю предложение, а вы его продолжаете.
Мы живём в городе.
Жителей города зовут.
Наш город молодой. Ему лет...
Наш детский сад находится….
В городе есть...
У Ноябрьска есть свой символ…
Мы очень любим свой родной…
И хотим, чтобы он был красивым, уютным и…
- Я думаю ученым понравится наш рассказ, и они
обязательно приедут к нам в гости. А теперь, ребята, я вам
предлагаю, немного отдохнуть.
Дети делятся своими
впечатлениями,
высказываются
по
поводу полученной
информации, качества
выполненной
работы,
своего эмоционального
состояния.
1 мин.