Напоминание

Роль концертмейстера в подготовке ученика вокального отделения детской школы искусств к конкурсным выступлениям.

Автор: Шкарупа Юлия Александровна
Должность: преподаватель фортепиано, концертмейстер
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ №11" г. Челябинска
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: Роль концертмейстера в подготовке ученика вокального отделения детской школы искусств к конкурсным выступлениям.







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное учреждение «Детская школа искусств №11» города Челябинска

СТАТЬЯ:

Роль концертмейстера в подготовке ученика вокального отделения

детской школы искусств к конкурсным выступлениям.

Автор: Шкарупа Юлия Александровна, преподаватель

и концертмейстер МБУ ДО ДШИ № 11 г. Челябинска.

г. Челябинск, 2025 год

Роль концертмейстера в подготовке ученика детской школы искусств

вокального отделения к конкурсным выступлениям.

Концертмейстер играет ключевую роль в обучении и подготовке юных

вокалистов к конкурсам. Он не только аккомпанирует, но и помогает ученику

раскрыть музыкальный образ, поддерживает его в процессе репетиций и на

сцене. Взаимодействие концертмейстера и ученика – это не просто

сопровождение, а полноценный творческий процесс, направленный на

достижение наилучшего результата. Его роль не ограничивается

аккомпанементом, он помогает ученику чувствовать музыку, понимать стиль

произведения, правильно интерпретировать его.

В данной статье раскрываются основные аспекты работы

концертмейстера при подготовке ученика детской школы искусств к

конкурсным выступлениям. Вот наиболее значимые из них:

Концертмейстер как соратник и наставник

Техническая и художественная подготовка

Работа над сценической подачей

Психологическая поддержка

Репетиционная работа и участие в конкурсе

Кратко разберем каждый из аспектов.

Концертмейстер как соратник и наставник. В процессе подготовки к

конкурсу концертмейстер становится неотъемлемой частью творческого

тандема с певцом. Он не только играет партию фортепиано, но и активно

взаимодействует с исполнителем, помогая ему:

Чувствовать ритм и темп, соблюдать стилистические особенности

произведения. Он помогает ученику почувствовать уверенность в

музыкальном сопровождении, адаптироваться к темпоритму произведения, а

также развивать чувство гармонии и слухового восприятия.

Работать с дыханием и фразировкой, создавая музыкальную линию.

Развивать слух, подстраиваться под гармонию и аккордовую структуру.

Пример: Если ребёнок исполняет арию из оперы или романса, концертмейстер

может предложить разные варианты темпа или акцентировки, чтобы найти

наиболее естественный для исполнителя способ подачи материала. Также

важную роль играет работа над ансамблем во время исполнения.

Концертмейстер работает с учеником над синхронностью исполнения,

корректировкой дыхания, нюансировкой динамики и выразительностью

звучания. Важно создать гармоничное взаимодействие между вокалистом и

аккомпанементом.

Техническая и художественная подготовка. Подготовка к конкурсу

требует детальной проработки произведения. Концертмейстер помогает

ученику не только выучить свою партию, но и понять музыкальную

драматургию произведения.

Основные этапы работы над произведением в классе:

Разбор произведения

Ознакомление с текстом и музыкой.

Определение темпа, характера и стилистики исполнения.

Работа над интонацией и ритмом

Коррекция неточностей в нотном тексте.

Помощь в удержании ритма и синхронизации с фортепианной партией.

Фразировка и динамика

Подбор музыкального дыхания, акцентировка ключевых моментов.

Выстраивание драматургии произведения.

Работа над сценической подачей. На сцене важно не только

правильно спеть произведение, но и передать его эмоции. Концертмейстер

может помочь вокалисту и дать рекомендации по выразительности

исполнения, – какие динамические оттенки лучше использовать.

Взаимодействием с залом – куда смотреть, как вести себя во время

инструментального проигрыша.

Работе с микрофоном (если конкурс эстрадный) – как правильно держать

дистанцию от микрофона.

Психологическая поддержка. Юные вокалисты, особенно

начинающие, часто сталкиваются с волнением перед конкурсом. И, как

правило, за кулисами вокалист остается один на один с концертмейстером.

Очень важно в этот момент объяснить ученику, что они выступают в

ансамбле, вместе. Концертмейстер может сыграть ключевую роль в снижении

тревожности учащегося. Он должен создать атмосферу уверенности: если

ребёнок чувствует поддержку музыканта, он меньше боится сцены.

Концертмейстер учит работать с ошибками: если во время репетиции что-то

пошло не так, концертмейстер помогает спокойно отреагировать и исправить

ситуацию. Помогает освоить сценическое поведение: например, объясняет,

как взаимодействовать с пианистом во время выступления, когда лучше

вступать после вступления. Концертмейстер помогает преодолеть страх

сцены, справляться с волнением перед выступлением. Он создает

комфортную атмосферу во время репетиций, укрепляет уверенность ученика

в собственных силах, что особенно важно для юных исполнителей.

Репетиционная работа и участие в конкурсе. Перед конкурсом

концертмейстер вместе с вокалистом проводит генеральные репетиции,

приближённые к сценическим условиям. Что включает в себя финальная

подготовка?

Прогон номера в концертном костюме.

Работа в акустике зала (если есть возможность репетировать на месте

выступления).

Подстройка к роялю или цифровому пианино, на котором будет играть

концертмейстер на конкурсе.

Отработка выхода и поклона.

Пример: если конкурс проходит в большом зале, концертмейстер может

подсказать, как петь более открыто, чтобы звук хорошо разносился.

Таким образом, работа концертмейстера в классе сольного пения – это

не просто аккомпанемент, а полноценное сотворчество. Именно от грамотного

взаимодействия между концертмейстером и учеником зависит успех

выступления на конкурсе. Концертмейстер помогает вокалисту не только

технически, но и эмоционально, создавая атмосферу поддержки и

уверенности. Он учит слышать музыку, чувствовать её и передавать

слушателям через исполнение. Концертмейстер играет важную роль в

успешном выступлении ученика на вокальном конкурсе. Он не только

сопровождает исполнение, но и помогает раскрыть художественный

потенциал, способствует развитию музыкального вкуса и сценического

мастерства юного вокалиста. Именно благодаря этому юные певцы обретают

уверенность в себе, сценическую свободу и способность раскрывать своё

музыкальное «Я».