Автор: Покутнева Светлана Александровна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1793
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Традиционные ценности на уроках истории и обществознания: формирование будущего через призму прошлого.
Традиционные ценности на уроках истории и обществознания:
формирование будущего через призму прошлого.
(Traditional values in history and social studies lessons: shaping the
future through the prism of the past).
В современном мире, где глобализация и технологический прогресс стремительно меняют
привычный уклад жизни, особенно важно сохранять и укреплять традиционные духовно-
нравственные ценности. Это не только залог сохранения национальной идентичности, но
и основа для устойчивого развития общества. Особую роль в этом процессе играет
система образования, в частности, уроки истории и обществознания.
9 ноября 2022 года Президент Российской Федерации подписал Указ № 809 "Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей". Этот документ стал
важным ориентиром для педагогов, определяющим ключевые направления работы по
формированию ценностных установок у подрастающего поколения.
Согласно Указу, к традиционным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и
свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, ответственность
за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд,
приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость,
коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность
поколений, единство народов России.
Уроки истории и обществознания предоставляют уникальную возможность для
интеграции этих ценностей в образовательный процесс. Рассмотрим подробнее некоторые
аспекты реализации данной задачи:
1. Историческая память и преемственность поколений
На уроках истории учителя могут акцентировать внимание на ключевых событиях и
личностях, которые олицетворяют традиционные ценности. Например, изучая Великую
Отечественную войну, важно подчеркивать не только военные аспекты, но и проявления
патриотизма, самоотверженности, коллективизма и взаимопомощи среди советских
граждан.
Использование методов устной истории, таких как интервью с ветеранами или их
потомками, может помочь установить живую связь между поколениями и сделать
историческую память более осязаемой для учащихся. Например, можно организовать
проект "Живая история", в рамках которого ученики будут записывать и обрабатывать
интервью с представителями старшего поколения о значимых исторических событиях.
Кроме того, создание школьного музея или уголка памяти может стать эффективным
инструментом сохранения исторической памяти. Ученики могут участвовать в сборе
экспонатов, подготовке экскурсий и организации тематических выставок.
2. Патриотизм и гражданственность
При изучении государственных символов, конституционного строя и политической
системы России на уроках обществознания следует уделять особое внимание
формированию чувства гордости за свою страну и ответственности за ее будущее.
Проведение дебатов, ролевых игр и проектной деятельности по темам, связанным с
гражданским обществом и политическим участием, поможет учащимся лучше понять
свою роль в жизни страны. Например, можно организовать симуляцию выборов или
заседания парламента, где ученики смогут на практике познакомиться с принципами
демократии и гражданского участия.
Важно также обсуждать современные проблемы и вызовы, стоящие перед страной, и
предлагать ученикам разрабатывать собственные проекты по их решению. Это может
быть, например, проект по улучшению экологической ситуации в родном городе или
программа по поддержке пожилых людей.
3. Семейные ценности
На уроках обществознания при изучении социальных институтов важно подчеркивать
значимость семьи как основы общества. Можно организовать дискуссии о роли семьи в
современном мире, предложить учащимся создать проекты по исследованию истории
своей семьи или подготовить презентации о семейных традициях.
Интересным форматом может стать создание "семейного древа ценностей", где ученики
будут отражать не только родственные связи, но и те ценности, которые передаются из
поколения в поколение в их семьях. Это поможет им осознать личную связь с
традиционными ценностями.
Также можно организовать "День семьи" в школе, где ученики вместе с родителями будут
участвовать в различных мероприятиях, направленных на укрепление семейных связей и
традиций.
4. Труд и созидание
При рассмотрении экономических тем на уроках обществознания следует акцентировать
внимание на важности честного труда и его роли в развитии общества. Изучение
биографий выдающихся ученых, изобретателей, предпринимателей может служить
примером созидательного подхода к жизни и работе.
Организация экскурсий на местные предприятия или встреч с успешными
профессионалами может помочь ученикам лучше понять ценность труда и его значение
для общества. Можно также предложить ученикам разработать свои бизнес-планы или
социальные проекты, направленные на решение актуальных проблем общества.
5. Духовность и нравственность
На уроках истории при изучении культуры и религии России важно подчеркивать роль
духовных ценностей в формировании национального характера и культурного наследия
страны. Организация экскурсий в музеи, храмы, посещение выставок может помочь
учащимся лучше понять и прочувствовать духовное богатство своей страны.
Интересным форматом может стать проведение "философских столов", где ученики будут
обсуждать вечные вопросы морали и нравственности на примерах из истории и
современности. Это поможет развить критическое мышление и способность к рефлексии.
Также можно организовать проект "Духовные маяки России", в рамках которого ученики
будут исследовать жизнь и деятельность выдающихся духовных лидеров и мыслителей
страны.
6. Права человека и гуманизм
При изучении прав человека на уроках обществознания необходимо подчеркивать, что
уважение к человеческому достоинству и правам других людей является неотъемлемой
частью традиционных российских ценностей. Проведение ролевых игр, моделирующих
ситуации защиты прав человека, может помочь учащимся лучше усвоить эти принципы.
Можно организовать школьную "неделю прав человека", в рамках которой проводить
тематические уроки, конкурсы, дебаты и встречи с правозащитниками и юристами. Это
поможет ученикам лучше понять, как принципы прав человека реализуются на практике.
7. Единство народов России
На уроках истории и обществознания важно уделять внимание многонациональному
характеру Российского государства, подчеркивая, что единство в многообразии является
одной из ключевых традиционных ценностей. Организация фестивалей культур народов
России, проектов по изучению национальных традиций может способствовать
формированию уважительного отношения к различным этническим группам.
Интересным проектом может стать создание "карты дружбы народов России", где
ученики будут отмечать регионы страны, изучать их культурные особенности и находить
общие черты, объединяющие разные народы.
8. Историческая справедливость
При изучении сложных и противоречивых периодов истории важно стремиться к
объективности и исторической справедливости. Это поможет учащимся развить
критическое мышление и способность анализировать исторические события с разных
точек зрения.
Можно организовать серию уроков "Трудные вопросы истории", где ученики будут
изучать различные интерпретации исторических событий, учиться анализировать
источники и формировать собственное аргументированное мнение.
9. Милосердие и взаимопомощь
На уроках обществознания при изучении социальной сферы общества следует уделять
внимание темам благотворительности и волонтерства. Организация школьных
волонтерских проектов может помочь учащимся на практике реализовать принципы
милосердия и взаимопомощи.
Например, можно создать школьный волонтерский отряд, который будет регулярно
проводить акции помощи пожилым людям, детям в детских домах или приютам для
животных. Это поможет ученикам на практике понять ценность милосердия и
взаимопомощи.
10. Экологическая ответственность
Хотя экологическая тематика напрямую не упоминается в Указе, она тесно связана с
традиционными ценностями ответственности за будущее страны и приоритета духовного
над материальным. На уроках обществознания важно обсуждать вопросы устойчивого
развития и экологической ответственности.
Можно организовать экологические проекты, такие как создание школьного
экологического патруля, проведение акций по очистке территорий или внедрение системы
раздельного сбора отходов в школе. Это поможет ученикам осознать свою
ответственность за окружающую среду и научиться принимать экологически
ответственные решения.
Для эффективной интеграции традиционных ценностей в образовательный процесс
учителям истории и обществознания рекомендуется:
1. Использовать интерактивные методы обучения, такие как дискуссии, дебаты, ролевые
игры, которые позволяют учащимся активно участвовать в осмыслении и обсуждении
ценностных вопросов. Например, можно организовать серию дебатов "Ценности в
современном мире", где ученики будут обсуждать актуальность традиционных ценностей
в контексте глобальных вызовов.
2. Привлекать разнообразные источники информации, включая исторические документы,
мемуары, художественную литературу, фильмы и произведения искусства, чтобы создать
многогранное представление о традиционных ценностях. Можно создать "медиатеку
ценностей" - подборку фильмов, книг, картин, которые иллюстрируют традиционные
ценности и могут быть использованы на уроках.
3. Организовывать проектную деятельность, направленную на исследование и сохранение
местной истории и культуры, что поможет учащимся лучше понять связь между прошлым
и настоящим. Например, проект "Живая история нашего города" может включать сбор
воспоминаний старожилов, изучение архивных документов и создание интерактивной
карты исторических мест.
4. Проводить междисциплинарные уроки, объединяющие темы истории, обществознания,
литературы и искусства, чтобы показать, как традиционные ценности отражаются в
различных сферах культуры и общественной жизни. Например, урок "Патриотизм в
искусстве" может объединить анализ исторических событий, литературных произведений
и художественных полотен.
5. Приглашать на уроки гостей – ветеранов, представителей различных профессий,
общественных деятелей, которые могут поделиться своим опытом и взглядами на
традиционные ценности. Можно организовать цикл встреч "Диалог поколений", где
представители разных возрастных групп будут обсуждать, как менялось понимание
традиционных ценностей со временем.
6. Использовать современные технологии, такие как виртуальные экскурсии по
историческим местам или создание цифровых проектов, посвященных традиционным
ценностям. Например, можно создать виртуальный музей "Ценности в истории России",
где каждый экспонат будет связан с определенной традиционной ценностью и
историческим периодом.
7. Организовывать внеклассные мероприятия, такие как исторические реконструкции,
тематические вечера или конкурсы, которые позволят учащимся творчески осмыслить
традиционные ценности. Например, конкурс социальной рекламы "Ценности, которые нас
объединяют" может стать интересным способом для учеников выразить свое понимание
традиционных ценностей.
8. Развивать критическое мышление учащихся, предлагая им анализировать различные
точки зрения на исторические события и современные проблемы. Можно использовать
метод "шести шляп мышления" Эдварда де Боно для всестороннего анализа исторических
ситуаций или современных этических дилемм.
9. Поощрять самостоятельные исследования учеников по темам, связанным с
традиционными ценностями. Например, можно организовать ежегодную школьную
конференцию "Традиции и современность", где ученики будут представлять свои
исследовательские работы.
10. Использовать игровые методики, такие как квесты или настольные игры, для изучения
исторических событий и обществоведческих концепций. Например, можно разработать
настольную игру "Путешествие по истории России", где игроки будут проходить через
ключевые исторические события, сталкиваясь с моральными дилеммами и принимая
решения на основе традиционных ценностей. Или создать серию исторических квестов,
где ученики, решая загадки и выполняя задания, будут глубже погружаться в изучаемую
эпоху и лучше понимать ценности того времени.
В заключение стоит отметить, что интеграция традиционных ценностей в уроки истории и
обществознания – это не просто выполнение государственных директив, а важнейшая
задача по формированию личности учащихся, их мировоззрения и гражданской позиции.
Учителя истории и обществознания играют ключевую роль в этом процессе, помогая
молодому поколению осознать свою связь с прошлым, понять настоящее и подготовиться
к будущему на основе прочного фундамента традиционных российских духовно-
нравственных ценностей.
Важно понимать, что работа по сохранению и укреплению традиционных ценностей не
должна превращаться в формальное навязывание идей. Напротив, она должна
стимулировать критическое мышление, развивать способность к анализу и рефлексии,
поощрять открытый диалог и уважение к различным точкам зрения. Только так можно
воспитать поколение, которое не просто знает о традиционных ценностях, но и осознанно
принимает их, готово отстаивать и воплощать в жизнь.
Учителям следует помнить, что их собственный пример имеет огромное значение.
Демонстрируя в своей работе и повседневной жизни приверженность традиционным
ценностям, педагоги могут оказать гораздо большее влияние на учеников, чем любые
формальные уроки.
В конечном итоге, цель интеграции традиционных ценностей в образовательный процесс
– это формирование гармонично развитой личности, укорененной в национальной
культуре и истории, но при этом открытой миру, способной к созидательной деятельности
и готовой внести свой вклад в развитие общества и страны.
Таким образом, уроки истории и обществознания становятся не просто источником
знаний о прошлом и устройстве общества, но и важнейшим инструментом формирования
личности, способной сохранять и развивать лучшие традиции своего народа, отвечая на
вызовы современного мира.
Список литературы:
1.
Указ Президента РФ от 09.11.2022 N 809 "Об утверждении Основ государственной
политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-
нравственных ценностей" // Официальный интернет-портал правовой информации.
2022.
2.
Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития
человека. - М.: Смысл, 2019.
3.
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Проектная деятельность школьников на уроках
истории: учебное пособие для общеобразовательных организаций. - М.:
Просвещение, 2020.
4.
Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России в зеркале социологии. К итогам
многолетних исследований: монография. - М.: ФНИСЦ РАН, 2020.
5.
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2021.
6.
Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Королькова Е.С. Обществознание.
Практический справочник для подготовки к ЕГЭ. - М.: Эксмо, 2022.
7.
Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / Пер. с англ. - М.: Академический
проект, 2021.
8.
Чураков Д.О. История России XX - начала XXI века. В 2 т. Т. 1. 1900-1941: учебник
для академического бакалавриата. - М.: Юрайт, 2020. –
9.
Нарочницкая Н.А. Сосредоточение России. Битва за русский мир. - М.: Книжный
мир, 2020.
Аннотация:
Статья посвящена актуальной теме интеграции традиционных российских духовно-
нравственных ценностей в процесс преподавания истории и обществознания в школе. На
основе Указа Президента РФ № 809 от 09.11.2022 г. рассматриваются ключевые аспекты
работы с традиционными ценностями в образовательном процессе.
Автор предлагает широкий спектр методических подходов и практических рекомендаций
для учителей, направленных на эффективное внедрение ценностного компонента в уроки.
Особое внимание уделяется интерактивным методам обучения, проектной деятельности,
междисциплинарному подходу и развитию критического мышления учащихся.
В статье рассматриваются такие важные темы, как историческая память, патриотизм,
семейные ценности, труд и созидание, права человека, единство народов России и
экологическая ответственность. Предлагаются конкретные идеи для организации уроков,
внеклассных мероприятий и долгосрочных образовательных проектов.
Материал будет полезен учителям истории и обществознания, методистам, а также всем
педагогам, заинтересованным в формировании у учащихся целостного мировоззрения на
основе традиционных российских ценностей.
Ключевые слова:
Традиционные ценности, духовно-нравственные ценности, историческая память,
преемственность поколений, патриотизм, гражданственность, семейные ценности, труд и
созидание, духовность и нравственность, права человека, гуманизм, единство народов
России, историческая справедливость, милосердие и взаимопомощь, экологическая
ответственность, интерактивные методы обучения, проектная деятельность,
междисциплинарный подход, критическое мышление, устная история, волонтерство,
дебаты и дискуссии, виртуальные экскурсии, школьный музей, философские столы,
медиатека ценностей, диалог поколений, исследовательские работы учеников.
Annotation:
The article is devoted to the topical topic of integrating traditional Russian spiritual and moral
values into the process of teaching history and social studies at school. On the basis of the
Decree of the President of the Russian Federation No. 809 dated 11/19/2022, the key aspects of
working with traditional values in the educational process are considered. The author offers a
wide range of methodological approaches and practical recommendations for teachers aimed at
effective implementation of the value component in lessons. Special attention is paid to
interactive teaching methods, project activities, an interdisciplinary approach and the
development of students' critical thinking. The article discusses such important topics as
historical memory, patriotism, family values, work and creation, human rights, unity of the
peoples of Russia and environmental responsibility. Specific ideas are offered for organizing
lessons, extracurricular activities and long-term educational projects. The material will be useful
for teachers of history and social studies.
Keywords:
Traditional values, spiritual and moral values, historical memory, continuity of generations,
patriotism, citizenship, family values, work and creation, spirituality and morality, human rights,
humanism, unity of the peoples of Russia, historical justice, mercy and mutual assistance,
environmental responsibility, interactive teaching methods, project activities, interdisciplinary
approach, critical thinking, oral history, volunteering, debates and discussions, virtual tours,
school museum, philosophical tables, media library of values, generational dialogue, student
research papers.