"Занимательная география"

Автор: Федоренко Людмила Георгиевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МОКУ "Оватинская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: поселок Овата, Целинного района, Республики Калмыкия
Наименование материала: рабочая программа внеурочной деятельности по географии в 5 классе
Тема: "Занимательная география"
Дата публикации: 19.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение

«Оватинская средняя общеобразовательная школа»



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Занимательная география»

Направление: общеинтеллектуальное

Автор: Федоренко Л.Г.,

учитель географии

п. Овата- 2015 г.
1

Пояснительная записка.
В данной рабочей программе представлена система занятий внеурочной деятельности по развитию познавательных способностей учащихся 5 класса, направленных на формирование универсальных учебных действий. География в школе — это учебная дисциплина, уникальность которой заключается в том, что она представляет одновременно и естественные (физическая география), и общественные (социальная и экономическая география) ветви знания. Более того, картографическая составляющая школьной географии сближает её с группой информационно-технических наук. География давно уже перестала быть «землеописательной» и «поисково-открывающей» наукой. Несмотря на это до сих пор и в современном обществе, и в школьной географии она нередко трактуется как справочно-энциклопедическая область знания. Такой взгляд в корне противоречит существу современной географической науки. Её главной целью в настоящее время является изучение пространственно-временных связей в природных и антропогенных географических системах от локального до глобального уровня. Играя роль своеобразного мостика между естественными и общественными науками, достижения географической мысли активно используются в решении разнообразных естественно- научных, экологических и социально-экономических проблем современности. В соответствии с современной концепцией учебного предмета, география — это интегральный школьный предмет мировоззренческого характера, формирующий у учащихся системное представление о Земле, как о планете людей. Именно география как мировоззренческий междисциплинарный предмет должна помочь учащимся осознать своё место в мире и понять тесную взаимосвязь с окружающей природной и социальной средой. Программа курса базируется на содержании учебной программы по начальному курсу географии. Изучение курса направлено на развитие личной ответственности школьника за всё происходящее в окружающем мире. Курс должен помочь детям адекватно реагировать на происходящие вокруг изменения и осознанно заниматься практической деятельностью с позиций современной географической науки. В конечном итоге, изучение курса призвано помочь решить задачу гармонизации современного мира. Главной воспитательной целью курса «География» следует считать воспитание гражданина, осознающего своё место в Отечестве и в мире Земли. В течение 34 занятий учащиеся на теории и практике освоят различные географические понятия и закономерности, узнают много интересных фактов, касающихся географических оболочек Земли, научатся познавать «тайны» географических названий, создавать географическую игротеку, а также познакомятся с географией Калмыкии. 2

Методические особенности организации занятий
1. Методы и приёмы организации деятельности учащихся на занятиях ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности. 2. Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях обращается на развитие и совершенствование таких качеств ученика, которые очень важны для формирования полноценной, самостоятельно мыслящей личности. 3. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
Цель программы:
Расширить и углубить знания учащихся по предмету «география».
Образовательные задачи:
- ознакомить с дополнительной информацией по предмету « география»; - сформировать познавательную потребность в освоении материала.
Воспитательные задачи:
- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю; - воспитывать учащихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждого человеческой жизни; - воспитывать патриотизм и любовь к родному краю.
Развивающие задачи:
- развитие познавательного интереса к предмету, интеллектуальных и творческих способностей; - стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса учащихся к краеведению; - формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ.
Возраст учащихся
3
Программа составлена с учетом требований ФГОС и возрастных особенностей детей. Эта программа разработана на 1год обучения. Возраст детей – 9-10 лет. Состав группы - постоянный, форма занятий – групповая. Занятия проводятся по 1 часу 1 раз в неделю. Итого 34 часа в год. Предпочтительные формы организации работы: занятие, исследование, семинар, практическая работа. Данные занятия найдут свое применение в обыденной жизни, поэтому уместно применение деятельностного подхода в преподавании, активного способа познания изучаемого материала.
Оценка знаний учащихся.
Оценка знаний учащихся проводится в виде викторин, разгадывания и составления кроссвордов, тестирования по пройденным темам программы, подготовкой презентаций.
Ожидаемые результаты

Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию

реализации программы:
- иметь представление о предмете обучения, сборе и обработке информации, составление доклада, публичном выступлении; - знать, как выбрать самое главное в теме; - уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход изучения, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы; - уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения; - владеть планированием и постановкой эксперимента.
Предполагаемые результаты реализации программы и критерии

их оценки:
Должны научиться Сформированные действия Обучающие должны научиться ▪видеть проблемы; ▪ставить вопросы; ▪выдвигать гипотезы; ▪давать определение понятиям; ▪классифицировать; ▪наблюдать; ▪проводить эксперименты; ▪делать умозаключения и выводы; ▪структурировать материал; В ходе решения системы задач у школьников могут быть сформированы следующие способности: • Рефлексировать (видеть проблемы; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки); • Целеполагать (ставить и удерживать цели); 4
▪готовить тексты собственных докладов; ▪объяснять, доказывать и защищать свои идеи. • Планировать (составлять план своей деятельности); • Моделировать (представлять способ действия в виде модели- схемы, выделяя все существенное и главное); • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; • Вступать в коммуникационную (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Личностные и метапредметные результаты

результаты

Формируемые умения

Средства

формирования
личностные • формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. организация на занятии парно- групповой работы
Метапредметные результаты
регулятивные

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и с условиями ее реализации, в том числе во внутреннем • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; • преобразовывать практическую задачу в познавательную; • проявлять познавательную 5
плане;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. инициативу в учебном сотрудничестве. познавательные • умения учиться: навыкам решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации; • добывать необходимые знания с их помощью проделывать конкретную работу; • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; • основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. коммуникативные • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); • умение координировать свои усилия с усилиями других; • формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; • задавать вопросы; • допускать возможность существования у людей

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в 6
различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников; • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия.
По окончании курса обучающиеся должны:
- знать основные понятия и термины по предмету; - знать основные явления, происходящие в природе; - иметь элементарные знания об оболочках Земли; - уметь наблюдать, распознавать растения и животные родного края; - уметь применять теоретические знания на практике.
Ожидаемые результаты:
- развитие интереса к занятиям в объединении; - углубление и совершенствование знаний воспитанников в области географии и экологии; - формирование умений и навыков в практической работе; - развитое мышление, правильная постановка речи, наблюдательность и правильное составление выводов; - формирование устойчивого интереса к изучению предмета, высокой экологической культуры и любви к родному краю.
Межпредметная связь.
7
В рамках программы на занятиях объединений осуществляется межпредметная связь: - с биологией – при изучении биосферы, лекарственных растений степи; - с экологией – при изучении природы и здоровья человека, охраны лика Земли; - с историей - при изучении историй путешествий; - с историей и культуры родного края – при изучении историко- географических особенностей Республики Калмыкия, истории появления родного поселка на карте.
Показателями эффективности работы объединения являются:
- стремление воспитанников к получению новой информации и самообразованию; - умение воспитанников ориентироваться в многообразии разнообразных понятий и терминов; - сформированность навыков практической работы и способности к творческой деятельности.
Учебно – тематический план
№ Темы программы Всего часов В том числе теория практика Тема 1:По следам великих географических открытий. 1.1 Из истории путешествий.
1

1

-
1.2 Освоение Арктики.
1

1
1.3 Географические «закрытия».
1

-

1
1.4 Историко – географические особенности Республики Калмыкия
1

1

-
Тема 2: План и карта 2.1 Наш помощник - карта
2

1

1
2.2 Географические названия
1

-

1
2.3 Топонимика родного края. История появления поселка Овата на карте.
2

1

1
Тема 3: Географические оболочки Земли 3.1 Камни рассказывают
2

1

1
3.2 Полезные ископаемые Калмыкии
1

1

-
3.3 Тепло Земли
2

1

1
3.4 Утолим ли мы жажду?
1

1

-
3.5 Голубые артерии Земли
1

1

-
8
3.6 Крупные водоемы нашей республики
1

-

1
3.7 Ледниковый период
1

1
3.8 Одежда Земли
1

1

-
3.9 Живые барометры. Мероприятие «Приметы погоды»
2

1

1
3.10 Зеленое богатство планеты
1

1

-
3.11 Аптека степи
1

-

1
3.12 Интересные и загадочные явления в жизни географических оболочек Земли.
2

2

-
Тема 4: Планета Земля 4.1 Единый организм
1

1

-
4.2 Самое-самое в природе Земли
1

1

-
4.3 Природа и здоровье человека
1

1

-
4.4 Охрана лика Земли. Природные лаборатории.
1

1

-
4.5 Охрана растительного и животного мира родного края
1

-

1
4.6 Население Земли. Много ли нас?
1

1

-
Тема5: По странам и континентам 5.1 Необычные памятники Земли
1

1

-
5.2 Заповедные и памятные места Калмыкии
1

1

-
6 Итоговое занятие. Игра «Знатоки географии»
1

1

-

Итого

34

24

10

Содержание программы

Тема №1
По следам великих географических открытий. . 1.1 Из истории путешествий (1 час).
Основные вопросы:
- Эпоха великих географических открытий; открытие Америки, Австралии, Антарктиды. -Первое кругосветное путешествие, исследование Азии.
Обучающийся должен знать:
- фамилии путешественников; -основные маршруты путешествий; 1.2 Освоение Арктики (1 час)
Основные вопросы:

-
понятия: Арктика, Северный Полюс, дрейфующие станции; 9

Обучающийся должен знать:

-
освоение Северного Полюса русскими и зарубежными экспедициями; - создание полярной обсерватории; 1.3 Географические «закрытия» (1час)
Основные вопросы:
- исчезновение географических объектов с карты: заливы Каспийского моря, трагедия Аральского моря, озеро Зайсан в Казахстане, острова близ Антарктиды, Земля Санникова; - причины исчезновения; -появление новых географических объектов;
Обучающийся должен знать:
- примеры исчезнувших объектов; - основные причины исчезновения; 1.4 Историко-географические особенности Республики Калмыкия(1 час)
Основные вопросы:
- история появления нашей Республики на карте: безмолвные свидетели – курганы; - заселение Республики;
Обучающийся должен знать:
-основные этапы заселения Республики
Тема №
2 План и карта 2.1 Наш помощник карта( 1 час)
Основные вопросы:
- карты, структура карты, легенда карты; -классификация карт, значение карт;
Обучающийся должен знать:
- как появились карты и для чего они нужны; - какие бывают карты по назначению;
Практическая работа:
«Изучение физической карты России» Учащиеся должны научиться работать с картой: познакомиться с легендой карты, масштабом, условными обозначениями.
Обучающийся должен уметь:
- находить на карте крупные города, реки, озера России; - находить нашу Республику на карте; 2.2 Географические названия (1 час)
Основные вопросы:

-
откуда берутся названия городов, сел, улиц, рек? - наука топонимика;
Обучающийся должен знать:
- по каким причинам названы крупные города России; - определение науки «топонимика» 2.3 Топонимика родного края. История появления поселка Овата на карте.(1 час)
Основные вопросы:
-названия населенных пунктов нашей Республики; - толкование этих названий; - история появления названия нашего поселка; 10

Обучающийся должен знать:
- значение названий населенных пунктов нашего района; - название улиц нашего села; Тема 3: Географические оболочки Земли 3.1Камни рассказывают. (1 час)
Основные вопросы:
- камни – немые свидетели прошлого, по ним можно узнать историю развития Земли; - метеориты; - полезные ископаемые;
Обучающийся должен знать:
- какие горные породы бывают, их классификация; - как они образуются в недрах Земли;
Практическая работа:
«Изучение горных пород и минералов»(1 час) Учащиеся должны познакомиться с коллекцией горных пород и минералов, научиться их разделять по цвету, блеску, свойствам.
Обучающийся должен уметь:
- называть горные породы и минералы; - определять область применения основных горных пород; 3.2 Полезные ископаемые Калмыкии.(1 час)
Основные вопросы:
- основные виды полезных ископаемых нашей Республики; - области их применения;
Обучающийся должен знать:
- полезные ископаемые своего края ( нефть, газ, бишофит, глины, известняк-ракушечник, пески, глиногипс, минерализованные воды); - месторасположение полезных ископаемых; 3.3 Тепло Земли(1 час)
Основные вопросы:
- внутренняя энергия Земли; - вулканы, гейзеры; - край Камчатка, геотермальные электростанции;
Обучающийся должен знать:
- как образуются и почему извергаются вулканы; - в каких местах земного шара располагаются зоны вулканической деятельности; - почему в России вулканы и гейзеры располагаются только на Камчатке;
Практическая работа:
«Нанесение на контурную карту крупных вулканов мира» (1 час) Учащиеся должны познакомиться с особым видом карты – контурной, научиться работать по ней.
Обучающийся должен уметь:
- работать с контурной картой; - выполнять задания, предложенные учителем; 3.4 Утолим ли мы жажду? (1час)
Основные вопросы:
- вода на планете – пресная и соленая; 11
- запасы пресных вод на Земле; - значение воды для жизни на планете; - проблемы загрязнения воды;
Обучающийся должен знать:
- о существовании проблемы обеспечения пресной водой населения в некоторых странах мира, пресная вода – дороже нефти; - вода - это ценный минерал на нашей планете, вода – жизнь; - причины загрязнения воды; 3.5 Голубые артерии (1 час)
Основные вопросы:
- реки, роль рек в жизни людей; - крупные реки России и мира; - гидроэлектростанции;
Обучающийся должен знать:
- почему первые поселения людей осуществлялись по берегам крупных рек; - месторасположение рек: Волга, Ока, Дон, Енисей, Лена, Печора и др. - крупные ГЭС России; 3.6
Практическая работа
« Крупные водоемы нашей республики» (1 час) Учащиеся знакомятся с физической картой Республики Калмыкия, находят реки, озера, водохранилища .
Обучающийся должен уметь:
- ориентироваться по карте, называть месторасположение крупных водоемов Калмыкии; - объяснять значение уникального природного объекта Калмыкии – Большого Яшалтинского озера с лечебными грязями; 3.7 Ледниковый период ( 1 час)
Основные вопросы:

-
эпоха великого оледенения; - следы древнего ледника; - многолетняя мерзлота;
Обучающийся должен знать:
- в какое время произошло оледенение, и какую часть России он охватил; - какое влияние оказал древний ледник на рельеф России, озера ледникового происхождения
-
в многолетней мерзлоте сохраняются останки древних мамонтов; 3.8 Одежда Земли (1 час)
Основные вопросы:
- воздушная оболочка планеты, ее значение; - использование воздуха человеком; - ветер, использование ветра человеком;
Обучающийся должен знать:
-из чего состоит воздух, какое значение имеет воздух для всего живого на Земле; - как используют воздух при производстве чугуна, меди, аммиачной селитры и в целом ряде химических процессов; - как образуется ветер, и как он служит человеку; 3.9 Живые барометры.(1 час)
Основные вопросы:
12
- растения и животные – предсказатели погоды;
Обучающийся должен знать:
- представителей растительного и животного мира, которые реагируют на изменение погоды (птицы, рыбы, слоны, бабочки- крапивницы, домашние животные и многие растения) - а также другие изменения в окружающей среде (вода, почва, небо), связанные с изменениями погоды. 3.10 Зеленое богатство планеты ( 1 час)
Основные вопросы:
- растения – аккумуляторы солнечной энергии на Земле; - роль растений на Земле;
Обучающийся должен знать:

-
как живут и как производят питательные вещества растения; - властительницей зеленого царства является богиня Флора; - как приспособились растения к разным климатическим условиям нашей страны; 3.
11 Практическая работа
« Аптека степи» Учащиеся работают с гербарием и совершают экскурсию в природу.
Основные вопросы:
- лекарственные растения степной зоны; - их использование;
Обучающийся должен знать:

-
какие лекарственные растения растут в нашей местности ( полынь, донник, подорожник, ромашка, боярышник, чистотел и др.) - при лечении каких заболеваний можно использовать эти травы; 3.12 Интересные и загадочные явления в жизни географических оболочек Земли.( 2 час)
Основные вопросы:

-
полярное сияние; полярный день, полярная ночь; - «белые ночи» Санкт-Петербурга; - «ревущие сороковые широты», конские широты; - радуга, световые свечения; - ураганы, тайфуны, смерчи, цунами; - молнии, миражи в пустынях.
Обучающийся должен знать:
- места образования этих явлений; - причины их образования. Тема 4: Планета Земля 1.1 Единый организм (1 час)
Основные вопросы:
- земля, воздух и вода – единое целое; - развитие этих связей на протяжении всей истории развития Земли;
Обучающийся должен знать:
- в чем проявляется взаимосвязь всех земных оболочек; - роль отдельных живых организмов в этой взаимосвязи, например дождевых червей, или вредной мошкары. 4.2 Самое-самое в природе Земли (1 час)
Основные вопросы:
13
- природные рекордсмены планеты Земля;
Обучающийся должен знать:
- самое своеобразное море на Земле , самый большой остров, океан, пролив, реку, город, страну, море, самые маленькие – море, материк, океан, страна и т. д. 4.3 Природа и здоровье человека (1 час)
Основные вопросы:
- географические особенности распространения некоторых заболеваний на Земле; - медицинская география
Обучающийся должен знать:
- какие заболевания, в каких частях нашей страны встречаются чаще всего и почему? ( например туберкулез – Калмыкия); - чем занимается медицинская география; - что нужно делать для сохранения здоровья человека; 4.4 Охрана лика Земли. Природные лаборатории. ( 1 час)
Основные вопросы:
- природа Земли в опасности; - особо охраняемые территории ( заповедники, заказники, национальные парки;) - восстановление численности редких и исчезающих видов растений и животных;
Обучающийся должен знать:

-
территории нашей страны, находящиеся в экологическом бедствии (Урал, Москва- река, Байкал и др.) - причины экологических катастроф; - меры борьбы; 4.5 Охрана растительного и животного мира родного края (1час)
Основные вопросы:
- виды редких растений и животных Калмыкии; -Красная Книга Калмыкии; Практическая работа с гербариями, справочниками, интернет ресурсами по изучению охраняемых представителей флоры и фауны Калмыкии.
Обучающийся должен знать:
- названия растений и животных Калмыкии, занесенных в Красную Книгу. 4.6 Население Земли. Много ли нас? (1час)
Основные вопросы:
- количество людей на нашей планете; - самый большие по численности населения страны мира; - место России в этом списке
Обучающийся должен знать:

-
как происходило расселение людей на нашей планете; - формирование человеческих рас; - Китай и Индия – самые большие по численности населения страны мира. Тема5: По странам и континентам 5.1 Необычные памятники Земли
Основные вопросы:

-
памятники, интересные своим географическим положением - памятники животным; 14

Обучающийся должен знать:
- знать месторасположение этих памятников, уметь показать их на карте ( например Крест на мысе Дежнева, граница между Европой и Азией, памятники-обелиски на линии экватора и др.)
-
где находятся памятники ездовым собакам, козе, мамонту, лосю. 5.2 Заповедные и памятные места Калмыкии (1час)
Основные вопросы:
-заповедные места в Калмыкии; -памятники природы в Калмыкии;
Обучающийся должен знать:
-месторасположение и название этих мест (Питомник по восстановлению численности сайгаков, дубовые рощи в Городовиковске, близ Элисты и на землях Эсто-Алтая, одинокий тополь с каскадом родников в Хар-Булуке, Санаторная роща и Байрачный лес; - уникальность этих природных объектов;
Тема №6. Итоговое занятие. (1час)

Основные вопросы:
-Подведение итогов за год, награждение лучших учеников, планирование работы на летний период. - игра «Знатоки географии»
Обучающийся должен знать:
- результаты работы объединения - лучших учащихся года.
Обучающийся должен уметь:
- слушать педагога - делать выводы по итогам года - планировать работу на следующий учебный год.
Методическое обеспечение

Ведущие методы и приёмы
Методы организации и учебно-познавательной деятельности обучающегося
;
словесной передачи информации и слухового восприятия, передачи информации с помощью практической деятельности. Приёмы: беседа, рассказ, инструктаж, работа с книгой, составление плана, конспектирование, анализ.
Методы стимулирования и мотивации ученика:
1. Эмоциональные методы: поощрение, создание ситуации успеха, свободный выбор заданий. 2. Познавательные методы: выполнение творческих заданий, практических работ, наблюдение в природе, экскурсии, участие в массовых мероприятиях, экологических акциях. 15
3. Волевые методы: предъявление учебных требований, прогнозирование будущей деятельности.
Методы контроля:
1. Устные: индивидуальный опрос. 2. Письменные: тестирование, кроссворды, самостоятельная работа, практическая работа.
Технологии:
- технология развивающегося обучения; - личностно – ориентированного обучения; - информационно – коммуникативные.
Организационные формы обучения:
- групповые; - индивидуальные.
Формы контроля
1. Психолого-педагогическое наблюдение. 2. Выполнение практических работ. 3.Тестирование.
Перечень учебно-методического обеспечения для учителя
1. Летягин А.А. География. Начальный курс: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.А. Летягин; под общ. ред. В.П. Дронова. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 160 с. 16
2. Петрова Н.Н. - Темы школьного курса: Земля - планета Солнечной системы - М.: Дрофа, 2004 3. Петрова Н.Н. - Темы школьного курса: План и карта - М.: Дрофа. 2004. 4. Савельева Л.Е., Дронов В.П. - Землеведение. Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2007. 5. Шинкарчук С.А. - Доклады, рефераты, сообщения - СПб.: Литера, 2006. 6. Зотова А.М. - Игры на уроках географии. - М.: Дрофа, 2004. 7. География. Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям. Составитель Н.А. Касаткина. – Волгоград, Учитель, 2005. 8.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование ( Стандартные второго поколения) под редакцией В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2011. 9.Вырщиков А.Н., Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. – М.: Глобус, 2007. – 78 с.
Дополнительная литература для учащихся:
1. За страницами учебника географии. - М.: Дрофа, 2008. 2. Лазаревич К.С., Лазаревич Ю.Н. Справочник школьника. География. 6-10 класс. - М.: Дрофа, 1997. 3.Пивоварова Г.П. По страницам занимательной географии. Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1993 .
Региональный компонент:
1. Настинова Г.Э., Дулаева В.А., Бадмаев В.Э. Рабочая тетрадь по географии Калмыкии, Элиста 2012. 2.. Тихонова А.Ю. Занимательное краеведение: учебно-методическое пособие. В 2-х частях. / А.Ю. Тихонова, П.И. Волкова. - Ульяновск: УИПКПРО, 2007 Кабинет географии является неотъемлемой частью информационно-образовательной среды по предмету. В нем также могут проводиться внеклассные и внеурочные занятия, воспитательная работа с учащимися. Поэтому он необходим в каждой школе, а его оснащение должно соответствовать требованиям государственного образовательного стандарта. 17