Напоминание

Особенности организации форм обучения в образовательном учреждении

Автор: Галимов Вадим Римович
Должность: преподаватель
Учебное заведение: федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение № 145 Федеральной службы исполнения наказаний
Населённый пункт: Республика Башкортостан, г. Уфа
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Особенности организации форм обучения в образовательном учреждении







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Методическая разработка на тему: «Особенности организации форм

обучения в образовательном учреждении»

Выполнил преподаватель федерального казенного профессионального

образовательного учреждения № 145 Федеральной службы исполнения

наказаний Галимов Вадим Римович

Введение

Осуществление обучения требует знания и умелого использования

разнообразных форм организации учебного процесса, их постоянного

совершенствования и модернизации.

Форма организации обучения или, организационная форма обучения

обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая

связана с количеством обучаемых, временем и местом обучения, а также

порядком

его

осуществления.

Например,

преподаватель

или

мастер

производственного обучения может обучать группу обучающихся, т. е.

проводить коллективное обучение, или же заниматься с одним обучающимся

(индивидуальное обучение).

В этом случае форма обучения связана с количественным составом

обучаемых.

Вместе

с

тем

она

может

отражать

также

временную

регламентацию

учебных

занятий.

Было

время,

когда

обучающиеся

занимались с утра до обеда, однако определенного разграничения и

перерывов между отдельными видами учебных занятий не существовало.

Далее, занятия можно проводить в кабинете или в учебной мастерской и

можно осуществлять выход (экскурсию) к изучаемым объектам, что

характеризует форму обучения с точки зрения места его проведения. Однако,

будучи внешней стороной организации учебного процесса, форма обучения

органически связана со своей внутренней, содержательно-процессуальной

стороной. С этой точки зрения одна и та же форма обучения может иметь

различную внешнюю модификацию и структуру в зависимости от задач и

методов учебной работы. Например, экскурсия. В одном случае она может

посвящаться изучению нового материала, в другом - новый материал

обучающиеся усваивают на учебном занятии, а экскурсия проводится с

целью его закрепления, связи теории с практикой. Таким образом, экскурсии

будут иметь различный внешний вид, на них будут использоваться разные

методы обучения.

1.

Понятие о формах организации учебной деятельности

В дидактике формы организации процесса обучения раскрываются

через

способы

взаимодействия

преподавателя

или

мастера

производственного обучения с обучающимися при решении образовательных

задач.

Они

решаются

посредством

различных

путей

управления

деятельностью, общением, отношениями. В рамках последних реализуется

1

содержание образования, образовательные технологии, стили, методы и

средства

обучения.

В

дидактике

предпринимаются

попытки

дать

определение организационной формы обучения. Наиболее обоснованным

представляется подход И.М. Чередова к определению организационных

форм обучения. Исходя из философского понимания формы как внутренней

организации

содержания,

охватывающей

систему

устойчивых

связей

предмета, он определяет организационную форму обучения как специальную

конструкцию

процесса

обучения,

характер

которой

обусловлен

его

содержанием,

методами,

приемами,

средствами,

видами

деятельности

учащихся. Такая конструкция представляет собой внутреннюю организацию

содержания, которым является процесс взаимодействия преподавателя или

мастера производственного обучения с обучающимися при работе над

определенным учебным материалом. Следовательно, формы обучения нужно

понимать, как конструкции отрезков процесса обучения, реализующихся в

сочетании

управляющей

деятельности

преподавателя

или

мастера

производственного

обучения

и

управляемой

учебной

деятельности

обучающихся по усвоению определенного содержания учебного материала и

освоению способов деятельности.

Ведущими формами организации процесса обучения являются урок и

производственное обучение в учебных мастерских.

Одна и та же форма организации обучения может изменять структуру и

модификацию, в зависимости от задач и методов учебной работы. Например,

урок-игра, урок-конференция, диалог, практикум. А также проблемная

лекция, бинарная, лекция-телеконференция.

В учебном учреждении, наряду с уроками, функционируют и другие

организационные

формы

(факультатив,

кружок,

практическая

работа,

самостоятельная домашняя работа). Существуют и определенные формы

контроля: устные и письменные экзамены, контрольная или самостоятельная

работа, зачет, тестирование, собеседование.

В колледже кроме лекции используют и другие организационные

формы обучения - семинар, лабораторная работа, НИРО, самостоятельная

учебная работа обучающихся, производственная практика. В качестве форм

контроля и оценки результатов обучения используются экзамены и зачеты,

рейтинговая система оценки; реферативная и дипломная работы.

В рамках различных организационных форм обучения преподаватель

или

мастер

производственного

обучения

обеспечивает

активную

познавательную

деятельность

обучающихся,

используя

фронтальную,

групповую и индивидуальную работу.

Фронтальная работа предполагает совместную деятельность всей

группы: преподаватель или мастер производственного обучения для всей

группы

излагает

учебный

материал,

ставит

одинаковые

задачи,

а

обучающиеся

решают

одну

проблему,

овладевают

общей

темой.

Фронтальная форма организации учебной деятельности обеспечивает общее

продвижение

обучающихся

в

учении,

однако

она

не

может

быть

универсальной,

так

как

недостаточно

учитываются

специфические

особенности, уровень развития каждого обучающегося.

2

При групповой работе учебная группа разделяется на несколько

коллективов, которые выполняют одинаковые или различные задания.

Состав этих коллективов непостоянный и, как правило, различный по разным

предметам. Число обучающихся в группе зависит от учебного предмета и

поставленной задачи (от 2 до 10 человек). Групповая работа обучающихся

может

применяться

при

решении

задач

и

упражнений,

выполнении

лабораторных и практических работ, при изучении нового материала.

Обдуманно

применяемая

групповая

работа

создает

благоприятные

воспитательные возможности, приучает к коллективной деятельности.

При индивидуальной работе каждый обучающийся получает свое

задание, которое выполняет независимо от других. Индивидуальная форма

организации познавательной деятельности предполагает высокий уровень

активности и самостоятельности обучающегося и особенно целесообразна

для таких видов работ, в которых могут ярко проявиться индивидуальные

особенности и возможности обучающихся. Индивидуальная работа имеет

особое значение для формирования потребности в самообразовании и

выработки умений самостоятельно работать.

Фронтальная, групповая и индивидуальная работа обучающихся

используется в различных организационных формах обучения, поскольку

создает

разные

возможности

для

реализации

образовательных,

воспитательных и развивающих функций обучения. Выбор организационных

форм диктуется особенностями учебного предмета, содержанием учебного

материала, особенностями учебной группы.

2. Основные формы организации учебной деятельности

Ведущим признаком для классификации организационных форм

обучения служат их дидактические цели, которые определяются полнотой

цикла управления и руководства учебной деятельности обучающихся. Цикл

включает подготовку обучающихся к овладению новым материалом,

усвоение информации, выполнение упражнений и решение задач для

получения умений и навыков.

В структуре процесса обучения можно выделить:

1.

формы,

направленные

преимущественно

на

теоретическую

подготовку обучающихся;

2.

формы,

направленные

преимущественно

на

практическую

подготовку обучающихся;

Каждая из организационных форм обучения обладает определенными

особенностями, без учета которых немыслима оптимизация процесса

обучения.

Основная цель теоретического обучения - вооружение обучающихся

системой

знаний,

практического

-формирование

у

обучающихся

профессиональных умений. Однако деление это в достаточной мере условно,

так как теоретическое и практическое обучение тесно взаимосвязаны между

собой.

3

К формам организации теоретического обучения относятся лекции,

уроки, семинарские занятия, экскурсии, самостоятельная внеаудиторная

работа; к формам организации практического обучения - практические

занятия, все виды практик, деловая игра.

2.1 Организационные формы обучения, направленные на

теоретическую подготовку обучающихся

Более или менее законченный отрезок учебного процесса в классно-

урочной системе обучения - это теоретическое занятие

Теоретическое

занятие

предусматривает

реализацию

функций

обучения в комплексе (образовательной, развивающей и воспитывающей).

Дидактическая

структура

теоретического

занятия имеет

строгую

систему построения:

-

определенное

организационное

начало

и

постановка

задач

теоретического занятия;

- актуализация необходимых знаний и умений, включая проверку

домашнего задания;

- объяснение нового материала;

- закрепление или повторение изученного на теоретическом занятии;

- контроль и оценка учебных достижений обучающихся в течение

теоретического занятия;

- подведение итогов теоретического занятия;

- задание на дом;

Особенности теоретического занятия обусловлены его целью и местом

в целостной системе обучения. Каждое занятие занимает определенное место

в системе учебного предмета, при изучении конкретной дисциплины.

Типы

занятий определяются

особенностями

главных

задач,

разнообразием

содержательно-методической

инструментовки

и

вариативностью способов организации обучения.

1.

Комбинированный

урок

(наиболее

распространенный

тип

теоретического

занятия

в

массовой

практике).

Его

структура:

организационная часть, проверка домашнего задания, изучение нового

материала, закрепление и сопоставление нового с ранее изученным

материалом,

выполнение

практических

заданий,

подведение

итога

теоретического занятия, домашнее задание.

2. Теоретическое занятие изучения нового материала применим, как

правило, в практике для изучения нового материала. В рамках данного типа

проводятся урок-лекция, проблемный урок, урок-конференция, киноурок,

урок-исследование.

3. Теоретическое и практическое занятие закрепления знаний и

совершенствования умений и навыков проводится в виде семинара,

практикума, экскурсии, самостоятельных работ и работы в учебных

мастерских.

4. Теоретическое занятие обобщения и систематизации нацелен на

системное повторение крупных блоков учебного материала по узловым

вопросам

программы,

имеющим

решающее

значение

для

овладения

4

предметом в целом. При проведении такого занятия преподаватель или

мастер производственного обучения ставит перед обучающимися проблемы,

указывает источники получения дополнительной информации, а также

типичные задачи и практические упражнения, задания и работы творческого

характера. В ходе таких занятий осуществляется проверка и оценка знаний,

умений и навыков обучающихся по нескольким темам, изучаемым на

протяжении длительного периода, полугодия или года обучения.

5. Теоретическое занятие контроля и коррекции знаний, умений и

навыков предназначен для оценки результатов учения, диагностики уровня

обученности обучающихся, степени готовности обучающихся применять

свои знания, умения и навыки в различных ситуациях обучения. Видами

таких занятий в учебной практике могут быть устный или письменный опрос,

или самостоятельное решение задач и примеров, выполнение практических

работ,

зачет,

экзамен,

самостоятельная

или

контрольная

работа,

тестирование. Все эти виды занятий организуются после изучения крупных

тем и разделов учебного предмета. По результатам итогового урока

следующее занятие посвящается анализу типичных ошибок, «пробелов» в

знаниях, определению дополнительных заданий.

В учебной практике используют и другие типы занятий, такие как

урок-соревнование, консультация, взаимообучение, лекция, межпредметный

урок, игра.

Лекция как организационная форма обучения - это особая конструкция

учебного процесса. Общий структурный каркас любой лекции - это

формулировка темы, сообщение плана и рекомендуемой литературы для

самостоятельной работы, а затем - строгое следование плану предложенной

работы.

Виды лекций

1 . Вводная лекция дает первое целостное представление об учебном

предмете и ориентирует обучающегося в системе работы по данному курсу.

2. Лекция-информация. Ориентирована на изложение и объяснение

обучающимся

научной

информации,

подлежащей

осмыслению

и

запоминанию. Это самый традиционный тип лекций в практике учебного

задания.

3. Обзорная лекция - это систематизация научных знаний на высоком

уровне, допускающая большое число ассоциативных связей в процессе

осмысления информации, излагаемой при раскрытии внутрипредметной и

межпредметной связи, исключая детализацию и конкретизацию.

4. Проблемная лекция. На этой лекции новое знание вводится через

проблемность вопроса, задачи или ситуации. При этом процесс познания

обучающийся в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к

исследовательской деятельности.

5. Лекция-визуализация представляет собой визуальную форму подачи

лекционного материала средствами ТСО или аудиовидеотехники. Чтение

такой лекции сводится к развернутому или краткому комментированию

просматриваемых визуальных материалов.

5

6. Бинарная лекция - это разновидность чтения лекции в форме диалога

двух преподавателей (либо как преподавателя и мастера производственного

обучения, либо как преподавателя и обучающегося).

7. Лекция с заранее запланированными ошибками рассчитана на

стимулирование обучающихся к постоянному контролю предлагаемой

информации. В конце лекции проводится диагностика слушателей и разбор

сделанных ошибок.

8. Лекция-конференция проводится как научно-практическое занятие, с

заранее поставленной проблемой и системой докладов, длительностью 5-10

мин.

9. Лекция-консультация может проходить по разным сценариям.

Первый вариант осуществляется по типу «вопросы-ответы». Лектор отвечает

в течение лекционного времени на вопросы обучающихся по всем разделу

или всему курсу. Второй вариант такой лекции, представляемой по типу

«вопросы-ответы-дискуссия», является трояким сочетанием: изложение

новой учебной информации лектором, постановка вопросов и организация

дискуссии в поиске ответов на поставленные вопросы.

Семинар как организационная форма обучения представляет собой

особое звено процесса обучения. Его отличие от других форм состоит в том,

что он ориентирует обучающихся на проявление большей самостоятельности

в учебно-познавательной деятельности, так как в ходе семинара углубляются,

систематизируются и контролируются знания обучающихся, полученные в

результате самостоятельной внеаудиторной работы над первоисточниками,

документами, дополнительной литературой.

В зависимости от способа проведения выделяют следующие виды

семинаров:

Семинар - беседа - проводится в форме развернутой беседы по плану с

кратким

выступлением

и

заключением

преподавателя,

предполагает

подготовку к занятию обучающихся по вопросам плана семинара, позволяет

вовлечь большинство обучающихся в активное обсуждение темы.

Семинар - заслушивание и обсуждение докладов и рефератов

предполагает

предварительное

распределение

вопросов

между

обучающимися и подготовку ими докладов и рефератов.

Семинар - диспут предполагает коллективное обсуждение какой-либо

проблемы с целью установления путей ее достоверного решения.

Смешанная форма семинара - это сочетание обсуждения докладов,

свободных выступлений обучающихся, а также дискуссионных обсуждений.

Учебная

экскурсия

-

это

организационная

форма

обучения,

позволяющая изучать различные предметы, явления и процессы на основе их

наблюдения в естественных условиях. С помощью экскурсии можно

установить непосредственную связь обучения с жизнью, нагляднее показать

особенности

приобретаемой

специальности.

Экскурсии

развивают

познавательные

способности

обучающихся:

внимание,

восприятие,

наблюдательность, мышление, воображение.

В зависимости от места в учебном процессе различают экскурсии:

6

вводные, проводимые с целью наблюдений или сбора материала,

необходимого для использования на занятиях;

текущие, проводимые одновременно с изучением учебного материала

на учебных занятиях с целью более углубленного и основательного

рассмотрения отдельных вопросов;

заключительные - для повторения изученного ранее материала,

систематизации знаний.

Учебная конференция - еще одна организационная форма обучения,

которая обеспечивает взаимодействие преподавателя и обучающихся при

максимальной

самостоятельности,

активности,

инициативе

последних.

Конференция, как правило, проводится с несколькими учебными группами и

направлена на расширение, закрепление и совершенствование знаний.

Обычно конференции в учебном процессе применяются редко, однако

помнить о больших воспитательных возможностях этой формы обучения.

Она создает условия для самовыражения обучающихся, самореализации.

Консультация предполагает вторичный разбор учебного материала,

который либо слабо усвоен обучающимися, либо не усвоен совсем. На

консультациях излагаются требования, предъявляемые обучающимся на

зачетах

и

экзаменах.

Основные

дидактические

цели

консультаций:

восполнение пробелов в знаниях обучающихся, помощь в самостоятельной

работе.

2.2 Организационные формы обучения, направленные на

практическую подготовку обучающихся

Практическое

занятие

-

форма

организации

обучения,

когда

обучающиеся по заданию и под руководством мастера производственного

обучения выполняют одну или несколько производственных работ.

Основные дидактические цели производственных работ - практическое

подтверждение

изученных

теоретических

положений;

практическое

изготовление деталей. В ходе практических занятий вырабатывается умение

наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы, вырабатываются

навыки практической работы по изготовлению годных деталей.

Практическое здание - это форма организации учебного процесса,

предполагающая

выполнение

обучающимися

по

заданию

и

под

руководством мастера производственного обучения одной или нескольких

практических работ.

Дидактическая

цель

практических

работ

-

формирование

у

обучающихся профессиональных умений, а также практических навыков,

необходимых для приобретения профессиональных навыков.

Особенно

важны

практические

занятия

при

изучении

сложных

процессов обработки, содержание которых направлено на формирование

профессиональных умений.

Производственная (профессиональная) практика является составной

частью и своеобразной формой организации учебного процесса.

Назначение производственной практики - подготовка обучающихся к

предстоящей самостоятельной профессиональной деятельности. Практика

7

связывает

теоретическое

обучение

и

самостоятельную

работу

на

производстве.

Дидактические цели производственной практики - формирование

профессиональных

умений

и

навыков;

закрепление,

обобщение

и

систематизация знаний путем их применения на деле; расширение и

углубление знаний благодаря изучению работы конкретных предприятий и

учреждений;

практическое

освоение

современного

оборудования

и

технологий, методов управления.

Производственная практика производится поэтапно и состоит из:

учебной практики (проводится обычно в учебно-производсвенных

мастерских учебного заведения);

производственной - непосредственно на предприятии, в организации,

учреждении.

Заключение

Реализация

содержания

обучения

осуществляется

в

различных

организационных формах обучения, которые призваны упорядочить учебный

процесс.

Организационные формы обучения - это виды учебных занятий,

отличающихся

друг

от

друга

дидактическими

целями,

составом

обучающихся,

местом

проведения,

продолжительностью,

содержанием

деятельности преподавателя и обучающихся. В организационных формах

обучения реализуется система взаимодействия учения и управления учебной

деятельностью по определенному, заранее установленному порядку и

режиму.

Отличие одной формы от другой:

Место проведения;

Степень руководства деятельностью со стороны обучающихся;

Время и режим проведения;

Степень обязательности для обучающихся участия в той или

иной деятельности;

Степень самостоятельности обучающихся;

Степень учета интереса детей в данной познавательной области.

Применение различных организационных форм обучения оказывает

положительное воздействие на развитие у обучающихся познавательной

самостоятельности

как

необходимого

качества

социально

активной

личности.

В данной работе рассматривается понятие о формах организации

учебной деятельности, представлены основные формы, где подробно

рассмотрены урок и лекция, которые являются ведущими формами

организации процесса обучения. Отдельно разобраны организационные

формы

обучения,

направленные

на

теоретическую

и

практическую

подготовку обучающихся.

8