Напоминание

"Личностно ориентированный подход

Автор: Гаврилова Наталья Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБУ ОО ЗО "Андровская СОШ"
Населённый пункт: с.Андровка Бердянского района Запорожской области
Наименование материала: статья
Тема: "Личностно ориентированный подход







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ НА

УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

В современном образовательном процессе одним из ключевых

принципов

является

личностно

ориентированный

подход,

который

акцентирует

внимание

на

индивидуальных

особенностях

каждого

учащегося.

Этот подход

активно

используется на

уроках русского

языка, так как он позволяет не только эффективно передавать знания,

но

и

развивать

у

учеников

ключевые

компетенции,

такие

как

критическое мышление, креативность и способность к саморазвитию.

Основные принципы личностно ориентированного подхода

Личностно ориентированное обучение базируется на следующих

принципах:

Учет

индивидуальных

особенностей:

каждому

ученику

предоставляется возможность учиться в соответствии с его личными

потребностями,

способностями

и

темпом.

Учитываются

такие

факторы, как уровень знаний, мотивация, интересы и стиль обучения.

Создание

благоприятной

образовательной

среды:

учитель

стремится к тому, чтобы каждый ученик чувствовал себя комфортно и

уверенно на уроке. Это подразумевает отсутствие страха ошибок,

поддержку творческой инициативы и мотивацию к познавательной

активности.

Активное

участие

ученика

в

процессе

обучения:

ученик

становится полноправным участником образовательного процесса, а

не

просто

пассивным

слушателем.

Он

вовлекается

в

диалог,

принимает участие в дискуссиях и решении проблемных задач.

Развитие самостоятельности: учащиеся постепенно переходят

от выполнения заданий под контролем учителя к самостоятельной

работе.

Это

помогает

формировать

навыки

самоорганизации

и

ответственности за результат своего обучения.

Развитие

рефлексивных

навыков:

важной

задачей

учителя

становится формирование у учащихся способности к самоанализу и

самооценке. Это позволяет им осознавать свои сильные и слабые

стороны, а также определять пути для улучшения.

Применение

личностно

ориентированного

подхода

на

уроках русского языка

На уроках русского языка личностно ориентированный подход

реализуется

через

различные

методики

и

приемы,

позволяющие

адаптировать процесс обучения под каждого ученика. Вот несколько

ключевых аспектов:

Дифференциация заданий. Учитель предлагает задания разного

уровня

сложности

в

зависимости

от

способностей

учеников.

Например,

при

изучении

правил

правописания

можно

предложить

учащимся с высоким уровнем подготовки более сложные тексты для

анализа, а тем, кто нуждается в поддержке, – более простые задания

с подробными инструкциями.

Проектная

деятельность.

Проектные

задания,

связанные

с

русским языком и литературой, помогают учащимся не только глубже

понять изучаемый материал, но и проявить свою индивидуальность.

Например,

ученики

могут

создавать

собственные

литературные

произведения, эссе, презентации на заданные темы, что способствует

развитию их творческих способностей.

Индивидуальные

образовательные

маршруты.

Этот

подход

предусматривает

создание

индивидуальных

планов

обучения

для

каждого

ученика.

Учащиеся

могут

самостоятельно

выбирать

дополнительные темы для изучения, исходя из своих интересов и

целей.

Использование технологий критического мышления. Технологии

развития

критического

мышления,

такие

как

дискуссии,

дебаты,

анализ

текстов

с

различных

точек

зрения,

позволяют

учащимся

активнее

включаться в

образовательный процесс

и

вырабатывать

собственное мнение.

Рефлексивные

задания.

Важно

предоставлять

ученикам

возможность

осмысливать

результаты

своей

работы,

проводить

самоанализ. Например, в конце урока можно предложить учащимся

написать небольшое эссе или сделать устное заключение о том, что

они узнали, что для них было сложным, а что — интересным.

Роль учителя в личностно ориентированном обучении

Учитель

в

личностно

ориентированном

подходе

играет

роль

наставника и организатора образовательного процесса. Его задача —

не просто передать знания, а создать условия для самостоятельного

развития и обучения учеников. Учитель должен быть гибким, уметь

адаптировать образовательные методы под запросы и потребности

класса,

а

также

поддерживать

каждого

ученика,

мотивируя

его

к

успехам.

Заключение

Личностно ориентированный подход на уроках русского языка

способствует формированию гармонично развитой личности ученика.

Благодаря

индивидуализации

обучения,

активному

вовлечению

в

образовательный процесс и поддержке творческих инициатив, ученики

не

только

лучше

усваивают

учебный

материал,

но

и

развивают

важные

для

современной

жизни

навыки.

Этот

подход

позволяет

сделать

процесс

обучения

интересным,

продуктивным

и

ориентированным на личностное развитие каждого ученика.