Автор: Гришаева Оксана Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №72 с углубленным изучением английского языка"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Пунктуация в сложноподчиненном предложении. Алгоритм выполнения задания 19 ЕГЭ по русскому языку
Пунктуация в сложноподчиненном предложении.
Алгоритм выполнения задания 19 ЕГЭ по русскому языку
Задания 19 ЕГЭ в 2025г. представлено следующей формулировкой:
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой
(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
В сокровищнице русского искусства (1) одно из самых почётных мест
принадлежит И.И. Шишкину (2) с именем (3) которого (4) связана история
отечественного пейзажа второй половины XIX столетия.
Рассмотрим теорию, которая поможет в выполнении задания 19 ЕГЭ.
Сложноподчинённые предложения — это сложные предложения, ча-
сти которых неравноправны (одна подчиняется другой) и связаны подчини-
тельными союзами или союзными словами.
Охарактеризуем средства связи в сложноподчинённом предложении.
Подчинительные союзы: что, чтобы, для того чтобы, когда, если, пото-
му что, так как, так что, как, словно, точно, будто, как будто, хотя, несмотря
на то что, пусть, раз, как только, едва, благодаря тому что и др.
Союзные слова:
Местоимения: кто (кого, кому, кем, о ком), что (чего, чему, чем, о чём),
какой, который, чей, сколько.
наречия: как, где, куда, откуда, когда, насколько, поскольку.
Придаточная часть в сложноподчиненном предложении выделяется за-
пятыми.
Знаки препинания в СПП с одним придаточным.
Количество запятых в СПП с одним придаточным зависит от местопо-
ложения придаточной части.
1) Придаточное предложение может стоять ПОСЛЕ главного.
[ ], ( )
Природа находилась еще в том состоянии покоя, когда все дремлет и насла-
ждается предрассветным отдыхом (В. Арсеньев).
2) Придаточное предложение может стоять ПЕРЕД главным.
( ), [ ]
Пока наездники о чем-то говорили, обе лошади шли некоторое время рядом
(А. Куприн).
3) Придаточное предложение может РАЗРЫВАТЬ главное.
[ ,( ), ]
Лошади хорошо знали, что сейчас будут засыпать овес, и от нетерпения
негромко покряхтывали у решеток (А. Куприн).
В СПП главное и придаточное предложения могут быть связаны как
СОЮЗОМ, так и СОЮЗНЫМ словом.
Запятая НЕ ВСЕГДА ставится перед союзом, союзу или союзному сло-
ву могут предшествовать другие слова. Чаще всего это касается СПП с при-
даточным определительным. Приведем примеры:
1
1.Две обозначенные в траве колеи вели к полосатому шлагбауму, около
которого прохаживался часовой в голубой форме. (С. Ястребов)
2.Самым заметным сооружением в местечке была древняя церковь,
купола которой были видны издалёка. (В. Быков)
Если перед подчинительными союзами в СПП стоят усилительно-огра-
ничительные слова (частицы, союзы или их сочетания, вводные слова) осо-
бенно, даже, в частности, в том числе, в особенности, а именно, а также,
как раз, лишь, исключительно, только, то между союзами и этими словами
запятая не ставится. Например:
1.Некоторые голоса слышны хорошо, особенно когда там говорят
сердито. (Ю. Трифонов)
2.Человек, как правило, остро реагирует на хамство, даже если оно
обличено в корректную форму. (И. Грекова)
3.Шахматные баталии приобретают смысл и интерес, лишь когда
силы партнеров примерно одинаковы. (Д. Саврасов)
Рассмотрим постановку знаков препинания при сложных союзах.
Особую трудность вызывает постановка запятых в СПП с составными союза-
ми. Такие союзы могут расчленяться, тогда запятая будет стоять между ча-
стями союза.
Составные союзы расчленяются
Примеры
При отрицании
Соловей заливается не потому, что
ему весело. (С. Довлатов)
При противопоставлении
Покупка делается не оттого, что хо-
чется, а для того, чтобы больше не
хотеть. (Е. Пищикова)
Если есть усилительные или ограни-
чительные частицы
Ваши показания имеют цену только
потому, что мы сами попросили вас
помочь нам. (А. Домбровский)
Если есть вводное слово
Пляж этот и сейчас так называется,
может
быть,
потому,
что
там
строго-настрого
запрещают
купать
собак, а может быть, потому, что со-
бак там всё-таки купают. (Ф. Искан-
дер)
Если есть наречия
Было немного неловко оттого, что
накануне учитель хорошо накормил
их ужином. (В. Быков)
Не расчленяются (то есть запятая ставится перед ними) сложные сою-
зы тогда как, как если бы, словно как, между тем как. Приведем примеры:
2
1.Я говорил о имени вашего мужа, о награде за свою преданность, то-
гда как разумел другое. (В. Брюсов)
2.Начмед не любил, к слову сказать, почти всех животных, как если
бы все они так или иначе происходили от ненавистных ему мышей. (О. Пав-
лов)
3.Придёт, словно как тучка, прольётся, свежо так, хорошо станет, а
что такое было ― не поймёшь! (И.С. Тургенев)
4.Я один горьким насильством судьбы вынужден ехать в эту зимнюю,
морозную ночь, между тем как все мысли так естественно и так неудер-
жимо стремятся к тёплому углу… (М. Е. Салтыков-Щедрин)
Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными.
СПП с несколькими придаточными имеют следующие типы подчине-
ния:
1) Однородное подчинение придаточных
2) Неоднородное (параллельное подчинение придаточных)
3) Последовательным подчинение придаточных
При параллельном и последовательном подчинении придаточных запя-
той отделяется каждая придаточная часть.
При однородном подчинении придаточные части отделяются друг от
друга в соответствии с правилами постановки знаков препинания при одно-
родных членах простого предложения.
Если между однородными придаточными нет сочинительных союзов,
то между ними ставятся запятые. Приведем примеры
Я не могу передать того, что думаю, что чувствую, но это все не то!
(Н.П. Вагнер)
Если два однородных придаточных соединены союзом и, либо, или,
да=и, между придаточными запятая не ставится.
Там, где из расщелин в каменьях сочилась вода и где раньше её не было
видно, теперь образовались большие ледяные натёки (В. Арсеньев).
Часто в таких предложениях бывает пропущен второй подчинительный
союз. Его отсутствие не влияет на пунктуацию. Например:
Когда дождик прошел и всё вокруг засверкало, мы по тропе, пробитой
ногами прохожих, вышли из леса (М. Пришвин).
Алгоритм выполнения задания 19
1. Прочитайте внимательно задание и предложение, выделите грамма-
тические основы.
2. Найдите главное предложение и определите, каким образом связаны
с ним придаточное/ые.
3. Если СПП с одним придаточным предложением, необходимо поста-
вить запятую на границе предложений. Если придаточная стоит до или после
главной части, то необходима одна запятая. Если придаточная часть "разры-
вает" главное предложение, то необходимо поставить две запятые.
3
4. Если в СПП больше одного придаточного предложения, то лучше на-
рисовать схему, чтобы точно узнать тип подчинения (однородное, последова-
тельное или параллельное). От этого зависит количество запятых. Не забы-
вайте о том, что придаточные предложения тоже могут быть однородными,
могут быть связаны союзом или нет.
5. В соответствии с правилами расставьте запятые и проверьте еще раз
схему предложения.
6. Внесите ответ в бланк.
Практика к заданию 19
1. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-
ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Мысли о неуклонном расширении Вселенной (1) высказаны в работах
некоторых астрофизиков (2) исследования которых (3) представляют несо-
мненный интерес для всех ученых мира.
2. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте кото-
рой(-ых)
в
предложении
должна(-ы)
стоять
запятая(-ые).
Козетте не потребовалось много времени (1) чтобы (2) разобраться (3) что
(4) к чему.
3. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте кото-
рых в предложении должны стоять запятые.
Он чувствовал (1) что за его вызволение из этого ада (2) была заплаче-
на неимоверно высокая цена (3) на которую (4) он бы никогда не согласил-
ся.
4. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте кото-
рой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Служба (1) о которой за минуту думал я (2) с таким восторгом (3) пока-
залась (4) мне тяжким несчастием.
5. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте кото-
рой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
У Козетты (1) все оборвалось внутри (2) хотя с самого начала (3) она
знала (4) что именно так все и кончится (5) что за этим она сюда шла.
6. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте кото-
рой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Долг требовал (1) чтобы я явился туда (2) где служба моя (3) могла еще
быть полезна отечеству (4) в настоящих затруднительных обстоятельствах.
7. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте кото-
рой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Куинджи продолжал писать, изредка показывая свои картины учени-
кам, и преподавать в пейзажном классе (1) из стен (2) которого (3) вышли
многие выдающиеся мастера.
8. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-
ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
4
Салтыков-Щедрин (1) острая сатира которого (2) не нравилась многим
его современникам (3) считал (4) что колонизация азиатских народов приво-
дила к распространению крепостного права на эти народы.
9. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-
ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Огромное значение для развития древнерусского государства имели
походы на Константинополь (1) результатом которых (2) явилось установле-
ние равноправных экономических (3) и культурных связей с Византией (4) и
принятие христианства.
10. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-
ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Возвратившись из победоносного похода против волжских булгар, Ан-
дрей Боголюбский (1) скорбел об убитом врагами сыне (2) в память (3) о ко-
тором (4) он и построил храм Покрова на Нерли.
5