Напоминание

Формирование читательской грамотности на уроках русского языка

Автор: Асанова Елена Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Лицей 15"
Населённый пункт: г.Берёзовский Кемеровской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Формирование читательской грамотности на уроках русского языка







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Формирование читательской грамотности на уроках русского языка.

Тема: «Одна и две буквы Н в суффиксах имён прилагательных. 6 класс»

Педагогические цели:

-формирование умений задавать вопросы при чтении заданий

-создание условий для формирования универсальных учебных действий (УУД): личностных,

метапредметных, предметных;

-развитие логического и критического мышления, умения отбирать материал, аргументировать свою точку

зрения;

-удовлетворение познавательных и духовных потребностей учеников;

-формирование предметных знаний и умений.

Предметные цели:

-знакомство с правилом правописания Н и НН в прилагательных, образованных от имен существительных;

-формирование умения выбирать Н и НН в суффиксах прилагательных;

-совершенствование навыков морфемного анализа слов.

Ожидаемые результаты.

Личностные:

ученик осознаёт необходимость проведённой на уроке работы для дальнейшего обучения.

Метапредметные.

Познавательные:

ученик способен построить произвольное и осознанное речевое высказывание, построить логическую цепь

рассуждений, выдвигать гипотезы и их обоснование, способен формулировать проблемы.

Коммуникативные:

ученик может планировать свою деятельность ,способен с достаточной точностью выражать свои мысли.

Регулятивные:

ученик может осуществлять целеполагание, осуществлять коррекцию действий.

Предметные

ученик применяет знания правильного написания Н и НН в суффиксах отымённых прилагательных,

правильно производит морфемный анализ слов.

Педагогическая технология – проблемно-диалоговое обучение.

Методы обучения:

метод проблемного изложения; частично-поисковый; репродуктивный.

ХОД УРОКА

1.

Организационный момент. Сообщение целей урока

3. Грамматический разбор предложения

Всю ночь мшары дышали лекарственным запахом.

1) Дать характеристику предложению, подчеркнуть главные и второстепенные члены;

2) Все ли слова в предложении являются общеупотребительными? (Диалектное – мшары)

3) Какое слово употреблено в переносном значении?

4) Выполнить словообразовательный разбор слова лекарственный.

2. Опрос с целью обобщения полученных знаний:

1) Что обозначает имя прилагательное?

2) Какими членами предложения могут быть имена прилагательные?

3) Какие вы знаете разряды прилагательных по значению?

4) Когда не с полными и краткими прилагательными пишется слитно?

5) Что такое суффикс?

Объяснить правописание суффикса в слове лекарственный.

3. Работа на доске и в тетрадях. Образуй от существительных прилагательные, выдели

словообразовательные суффиксы:

обед – обеденный овёс – овсяный гусь – гусиный

– В каком случае в суффиксах прилагательных пишется НН, а в каком – Н?

4. Отгадай загадку:

Поля стеклянные,

Межи деревянные,

Ручки оловянные. (Оконная рама)

– Что объединяет все прилагательные? (Являются исключениями)

– Запишите загадку, выделите суффиксы.

– Сколько Н пишется в слове оконная? Почему?

5. Задание: образуй от полных прилагательных краткие, составь с ними нараспространённые предложения:

ветреный – погода ветрена

туманный – даль туманна

пустынный – степь пустынна

– Вывод: сколько Н пишется в кратких прилагательных?

Формулируем правило, используя таблицу

Написание -Н- и -НН- в прилагательных

-Н-

-НН-

-ИН- (куриный)

-АН- (кожаный)

-ЯН- (серебряный)

Слова-исключения: оловянный, деревянный,

стеклянный

основа на -Н- + суффикс –Н-

(длина — длинный)

-ОНН- (традиционный)

-ЕНН- (жизненный)

Исключение: ветреный (день, человек), но

безветренный

6. Лингвистические задачи

Задача №1. Какое слово написано правильно: длина – длинна? Докажи.

(Оба слова написаны правильно. Длина – существительное. Длина линейки невелика. Длинна – краткое

прилагательное. Линейка (какова?) длинна.)

Задача №2. Почему в слове старинный две Н?

(Слово старинный образовано с помощью суффикс Н от слова старина с основой на Н: старинный –

старина – старый)

7. Шуточное стихотворение (читает наизусть один ученик)

Туман одно включает Н,

Но, если вечер был туманный,

В основе Н и суффикс Н –

И получается два Н.

Запомни этот случай странный.

Осёл ударил в барабан,

И звук раздался барабанный.

Из бани выскочил баран,

За ним вдогонку веник банный.

– Сколько Н пишется в прилагательных?

– Выполнить словообразовательный разбор подчёркнутых прилагательных. Вывод.

8. Распределительный диктант. Запиши прилагательные в два столбика (в первый столбик с одной Н, во

второй – с НН):

Орли..ый, восторже..ый, авиацио..ый, оси..ый, сви..ой, экскурсио..ый, костя..ой, масля..ый, комари..ый,

серебря..ый, безветре..ый, письме..ый, звери..ый, чугу..ый, солвьи..ый, бесчисле..ый, регистрацио..ый,

весе..ий, цели..ый, шерстя..ой, искусстве..ый, хозяйстве..ый.

Проверка и оценка работы.

9. «Корректор». Исправь ошибки. Работа учащегося у доски.

куринный

румяный

нефтяной

картинный

кухоный

отечественны

й

юный

тыквенный

свинной

берестяной

осений

лебединный

ветренный

тюлений

10. Работа со светофором (устно). Если тезис верный – зелёный сигнал, неверный – красный.

А) Прилагательное обозначает предмет –

Б) Прилагательное отвечает на вопросы какой, какая, какое, какие +

В) В суффиксе ОНН всегда пишется две НН +

Г) В суффиксе ЯН всегда пишется одна Н – (стеклянный, оловянный, деревянный)

Д) В кратких прилагательных всегда одна Н –

Е) В суффиксе ИН пишется одна Н +

Ж) В слове карманный пишется одна Н, так как в нём суффикс АН –

З) Слова ветреный и безветренный пишутся одинаково –

И) Слова зелёный, синий, румяный, свиной пишутся с одной Н +

11. Контроль знаний. Работа по карточкам (вставь Н или НН)

Ржа..ой, муравьи..ый, безветре..ый, тыкве..ый, обеде..ый, обществе..ый, ветре..ый, пчели..ый, сон..ый,

оловя..ый, лебеди..ый.

12. Домашнее задание: Упр. 369, повторить словарные слова.

13.Рефлексия

– Что понравилось на уроке?

– Что вызвало затруднение?

– Как оцениваешь свои знания, приобретённые на уроке?