Автор: Асанова Елена Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Лицей 15"
Населённый пункт: г.Берёзовский Кемеровской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Формирование читательской грамотности на уроках русского языка
Формирование читательской грамотности на уроках русского языка.
Тема: «Одна и две буквы Н в суффиксах имён прилагательных. 6 класс»
Педагогические цели:
-формирование умений задавать вопросы при чтении заданий
-создание условий для формирования универсальных учебных действий (УУД): личностных,
метапредметных, предметных;
-развитие логического и критического мышления, умения отбирать материал, аргументировать свою точку
зрения;
-удовлетворение познавательных и духовных потребностей учеников;
-формирование предметных знаний и умений.
Предметные цели:
-знакомство с правилом правописания Н и НН в прилагательных, образованных от имен существительных;
-формирование умения выбирать Н и НН в суффиксах прилагательных;
-совершенствование навыков морфемного анализа слов.
Ожидаемые результаты.
Личностные:
ученик осознаёт необходимость проведённой на уроке работы для дальнейшего обучения.
Метапредметные.
Познавательные:
ученик способен построить произвольное и осознанное речевое высказывание, построить логическую цепь
рассуждений, выдвигать гипотезы и их обоснование, способен формулировать проблемы.
Коммуникативные:
ученик может планировать свою деятельность ,способен с достаточной точностью выражать свои мысли.
Регулятивные:
ученик может осуществлять целеполагание, осуществлять коррекцию действий.
Предметные
ученик применяет знания правильного написания Н и НН в суффиксах отымённых прилагательных,
правильно производит морфемный анализ слов.
Педагогическая технология – проблемно-диалоговое обучение.
Методы обучения:
метод проблемного изложения; частично-поисковый; репродуктивный.
ХОД УРОКА
1.
Организационный момент. Сообщение целей урока
3. Грамматический разбор предложения
Всю ночь мшары дышали лекарственным запахом.
1) Дать характеристику предложению, подчеркнуть главные и второстепенные члены;
2) Все ли слова в предложении являются общеупотребительными? (Диалектное – мшары)
3) Какое слово употреблено в переносном значении?
4) Выполнить словообразовательный разбор слова лекарственный.
2. Опрос с целью обобщения полученных знаний:
1) Что обозначает имя прилагательное?
2) Какими членами предложения могут быть имена прилагательные?
3) Какие вы знаете разряды прилагательных по значению?
4) Когда не с полными и краткими прилагательными пишется слитно?
5) Что такое суффикс?
Объяснить правописание суффикса в слове лекарственный.
3. Работа на доске и в тетрадях. Образуй от существительных прилагательные, выдели
словообразовательные суффиксы:
обед – обеденный овёс – овсяный гусь – гусиный
– В каком случае в суффиксах прилагательных пишется НН, а в каком – Н?
4. Отгадай загадку:
Поля стеклянные,
Межи деревянные,
Ручки оловянные. (Оконная рама)
– Что объединяет все прилагательные? (Являются исключениями)
– Запишите загадку, выделите суффиксы.
– Сколько Н пишется в слове оконная? Почему?
5. Задание: образуй от полных прилагательных краткие, составь с ними нараспространённые предложения:
ветреный – погода ветрена
туманный – даль туманна
пустынный – степь пустынна
– Вывод: сколько Н пишется в кратких прилагательных?
Формулируем правило, используя таблицу
Написание -Н- и -НН- в прилагательных
-Н-
-НН-
-ИН- (куриный)
-АН- (кожаный)
-ЯН- (серебряный)
Слова-исключения: оловянный, деревянный,
стеклянный
основа на -Н- + суффикс –Н-
(длина — длинный)
-ОНН- (традиционный)
-ЕНН- (жизненный)
Исключение: ветреный (день, человек), но
безветренный
6. Лингвистические задачи
Задача №1. Какое слово написано правильно: длина – длинна? Докажи.
(Оба слова написаны правильно. Длина – существительное. Длина линейки невелика. Длинна – краткое
прилагательное. Линейка (какова?) длинна.)
Задача №2. Почему в слове старинный две Н?
(Слово старинный образовано с помощью суффикс Н от слова старина с основой на Н: старинный –
старина – старый)
7. Шуточное стихотворение (читает наизусть один ученик)
Туман одно включает Н,
Но, если вечер был туманный,
В основе Н и суффикс Н –
И получается два Н.
Запомни этот случай странный.
Осёл ударил в барабан,
И звук раздался барабанный.
Из бани выскочил баран,
За ним вдогонку веник банный.
– Сколько Н пишется в прилагательных?
– Выполнить словообразовательный разбор подчёркнутых прилагательных. Вывод.
8. Распределительный диктант. Запиши прилагательные в два столбика (в первый столбик с одной Н, во
второй – с НН):
Орли..ый, восторже..ый, авиацио..ый, оси..ый, сви..ой, экскурсио..ый, костя..ой, масля..ый, комари..ый,
серебря..ый, безветре..ый, письме..ый, звери..ый, чугу..ый, солвьи..ый, бесчисле..ый, регистрацио..ый,
весе..ий, цели..ый, шерстя..ой, искусстве..ый, хозяйстве..ый.
Проверка и оценка работы.
9. «Корректор». Исправь ошибки. Работа учащегося у доски.
куринный
румяный
нефтяной
картинный
кухоный
отечественны
й
юный
тыквенный
свинной
берестяной
осений
лебединный
ветренный
тюлений
10. Работа со светофором (устно). Если тезис верный – зелёный сигнал, неверный – красный.
А) Прилагательное обозначает предмет –
Б) Прилагательное отвечает на вопросы какой, какая, какое, какие +
В) В суффиксе ОНН всегда пишется две НН +
Г) В суффиксе ЯН всегда пишется одна Н – (стеклянный, оловянный, деревянный)
Д) В кратких прилагательных всегда одна Н –
Е) В суффиксе ИН пишется одна Н +
Ж) В слове карманный пишется одна Н, так как в нём суффикс АН –
З) Слова ветреный и безветренный пишутся одинаково –
И) Слова зелёный, синий, румяный, свиной пишутся с одной Н +
11. Контроль знаний. Работа по карточкам (вставь Н или НН)
Ржа..ой, муравьи..ый, безветре..ый, тыкве..ый, обеде..ый, обществе..ый, ветре..ый, пчели..ый, сон..ый,
оловя..ый, лебеди..ый.
12. Домашнее задание: Упр. 369, повторить словарные слова.
13.Рефлексия
– Что понравилось на уроке?
– Что вызвало затруднение?
– Как оцениваешь свои знания, приобретённые на уроке?