Авторы: Захарова Ольга Вячеславовна, Еремина Татьяна Викторовна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Мисайловская СОШ 1" ДО - 2 "Ёлочка"
Населённый пункт: ПГТ "Мисайлово"
Наименование материала: Конспект НОД
Тема: "Волшебные камни"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Мисайловская средняя общеобразовательная школа № 1»
Конспект НОД
Тема: Опытно – экспериментальная деятельность
в старшей логогруппе
«Волшебные камни».
Подготовила: воспитатель Захарова О.В.
ПГТ «Мисайлово»
03.02.2025
Конспект НОД Опытно-экспериментальная деятельность в старшей лого группе
«Волшебные камни»
Цель: познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами.
Задачи: - развивать познавательную активность детей в ходе
экспериментальной деятельности.
- развивать умение сравнивать и делать выводы.
- поощрять в выдвижении гипотез и предположений.
- закреплять навыки работы с увеличительными приборами.
- вызвать радость от проделанной работы.
Материал: предметы для опытов и экспериментов: камни, губка, прозрачные
стаканы с чистой водой, пластмассовые тарелки, ситечки и др.
Ход НОД:
1. Организационный момент
Воспитатель: Дети, послушайте загадку?
Загадка про камни.
В сережках у мамы огнем он горит.
В пыли на дороге ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Тяжелый, большой – одному не поднять,
А может быть легким – в ладошке лежать.
Кто, дети, загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал?»
Дети:- Это камень.
Воспитатель: - Правильно это камень.
Беседа о камнях.
Воспитатель: - Сегодня мы будем говорить о камнях. Я думаю, что вы узнаете кое-что
интересное о них.
- Скажите, а где живут камни?
Дети: Ответы детей: (В море, в речке, в горах)
Воспитатель: - Больше всего камней в горах. Ведь горы состоят из камней.
- А в группе мы можем увидеть где-то горы?
Дети: - На карте, на глобусе (рассматривание глобуса)
Воспитатель: - Правильно. Давайте рассмотрим глобус.
- Почему глобус раскрашен разными цветами?
Дети: - Ответы как они думают. (Коричневый – это горы, синий - моря, реки, зеленый -
это леса, поля, желтый - это пустыни).
Воспитатель: - Правильно, молодцы. Кто нам покажет горы на глобусе? (Ребенок
показывает на глобусе горы). -
Воспитатель: - По легендам в горах есть своя хозяйка. Она живет в горах, охраняет
горы и бережет богатства гор.
Письмо от Хозяйки Медной горы : Здравствуйте, дети! Я – Хозяйка медной горы.
Прослышала я, что вы очень любознательные, наблюдательные, любуетесь красотой
природы, исследуете её. Я живу среди гор, среди камней. Некоторые мои камни под
силой ветра и дождя попадают в реки и моря. Я прислала вам корзину с камнями,
сможете ли вы их определить какие они морские или речные и назвать мне самые
главные свойства камней?
Воспитатель: - Конечно, мы можем. Ну что, ребята, вы готовы показать что мы знаем
свойства камней? Тогда я приглашаю вас в нашу исследовательскую лабораторию. Вы
будете исследователями.
Сначала вспомним правила: внимательно слушать, аккуратно работать с
оборудованием.
- Итак, исследовать мы с вами будем камни.
- Скажите мне, а камни это живая или не живая природа? Ответы детей.
- А камни перед вами разные? - речные и морские. Потрогайте камни на ощупь, какие
они?
- Почему они такие?
-Постарайтесь их различить: морские положите на один поднос, речные - на другой. А
чем они отличаются? (Морские камни гладкие, такими их сделали морские
волны. Камни в море бьются друг о друга, их края обтачиваются и они становятся
гладкими). А речные камни шершавые, неровные, разной формы, с острыми углами. А
почему? В реке нет волн, реки текут спокойно. А теперь мы будем проводить
различные эксперименты и опыты с нашими камнями и предметами, будем их
сравнивать.
Экспериментальная часть
Первыми будут работать ваши глаза.
Опыт №1. Определение цвета и формы.
Вывод: камни по цвету и форме отличаются.
Опыт №2. Определение размера.
Вывод: камни могут быть разного размера.
Опыт №3. Определение характера поверхности камня.
Для этого нам понадобится чувствительность наших пальчиков. Нужно
погладить камни и определить самый гладкий и самый шершавый из камней.
Вывод: камни бывают гладким и шершавыми.
Опыт №4. Рассматривание камней через лупу.
Чтобы ещё лучше увидеть поверхность и рисунок камня, нужно воспользоваться
лупой.
Вывод: поверхность камня неровная и с рисунком.
Опыт №5. Измерение веса камней.
Предложить детям самим побыть весами и найти самый тяжёлый и самый лёгкий
камень.
Вывод: камни бывают разные по весу.
Физкультминутка на усмотрение воспитателя.
Опыт №6. Плавучесть камней.
Дети берут миску с водой и аккуратно кладут туда камень. Наблюдают, попутно
определяют, что цвет камня меняется при погружении в воду. И по воде идут круги.
Вывод: камни тонут в воде, потому что они плотные и тяжёлые.
Итог: Вопросы детям:
Воспитатель: - Дети, чтобы закрепить свойства камней, я вам предлагаю поиграть в
игру «Правильно - неправильно». Становитесь в круг. Я буду говорить, а вы -
определять, правильно или неправильно я сказала.
- Камень можно смять, как бумагу. (Нет)
- Камень тонет в воде. (Да)
- Камень прозрачный, как стекло. (Нет)
- Камень лёгкий, как вата. (Нет)
- Камень легко разбить, как стекло. (Нет)
- Камень можно растянуть, как резинку. (Нет)
- Из камня можно лепить, как из пластилина. (Нет)
- Поверхность морского камня гладкая, а речного камня - шершавая. (Да)
Воспитатель:. - Дети, вы сегодня меня удивили! Вы такие молодцы. Правильно
отвечали на вопросы, хорошо поработали в лаборатории. Умнички.