Автор: Замешаева Анна Сергеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО "Детская школа искусств № 1 им Л.Л.Линховоина"
Населённый пункт: Республика Бурятия, город Улан-Удэ
Наименование материала: статья
Тема: Аппликатура как важный аспект методики обучения в классе обязательного фортепиано
Аппликатура как важный аспект методики обучения в классе
обязательного фортепиано
Замешаева Анна Сергеевна
МАУ ДО «Детская школа искусств № 1 им. Л.Л.Линховоина» г. Улан-Удэ
преподаватель по классу фортепиано
Огромное значение в овладении техникой имеет выбор верной аппликатуры.
Давайте бегло пробежимся, по тому, что же можно сделать в направлении качественной
аппликатуры. Рука – это сплочённый коллектив, каждый член которого очень
индивидуален. Учащемуся-пианисту нужно изучить до конца свою руку, понять до конца
назначение каждого пальца в процессе фортепианного исполнения. Только абсолютное
знание возможностей каждого пальца поможет пианисту (как руководителю) чётко
контролировать свой коллектив – свои левую и правую руки.
Сила пальцев – есть устойчивость. Учащимся в классе обязательного
фортепиано необходимо с самых ранних этапов развития работать над устойчивостью
своих пальцев. Только на крепких пальцах можно строить здание своей фортепианной
техники. Пальцы не должны прогибаться в фалангах, а напротив, должны сохранять
устойчивость
при
совершенно
различных
штриховых
и
динамических
задачах
исполнения.
Хорошее legato зависит от правильной аппликатуры. Как известно, штрих legato
характеризуется полным соединением всех звуков при совершенной плавности движений,
и успешность правильного исполнения этого штриха напрямую зависит от удачности
нахождения подходящей аппликатуры. Если найденная аппликатура будет способствовать
плавности движений без единого рывка, значит, такая аппликатура будет самой
правильной.
Хорошая аппликатура та, которая позволяет применить естественную
последовательность пальцев. При определении аппликатуры необходимо использовать
наибольшее количество следующих друг за другом пальцев в каждой позиции. При этом
надо следить, чтобы такая аппликатура представляла собой чёткую систему следования
пальцев в позициях. То есть, если какая-то позиция повторяется не один раз при движении
вверх или вниз (звучат те же ноты в той же последовательности), необходимо исполнять
повторяющуюся позицию такими же пальцами, как и предыдущую.
Аппликатура зависит от конкретного композитора. Музыка каждого
композитора склонна к определённым повторяющимся игровым движениям. А это значит,
что вдумчивый учащийся может найти похожие гаммаобразные или арпеджированные
последовательности, имеющиеся в произведениях одного композитора. Следовательно,
есть возможность нахождения определённых аппликатурных формул в творчестве
каждого отдельно взятого композитора.
Одновременная смена позиций в обеих руках является более удобной сменой в
сравнении с установками школьной аппликатуры, в которой руки меняют позиции
разрозненно, в разные периоды пассажа. Симметричность движений исполнителя
представляет собой более естественный и удобный игровой процесс, так как ребенку нет
необходимости переключаться с одной руки на другую. Руки меняют позиции
одновременно,
что
способствует
меньшей
психофизиологической
утомляемости
исполнителя.
Аппликатура каждого исполнителя может и, наверное, должна быть сугубо
индивидуальной. То, что для одного будет являться самым естественным и правильным
при исполнении, для другого может быть совершенно неприемлемым и вредным для его
пианистического аппарата. Учащийся при поиске удобной для себя аппликатуры должен
руководствоваться также её эстетичностью. Иными словами, нужно чтобы игровые
движения исполнителя выглядели со стороны красиво и подходили для исполняемой в
данный момент музыки.
Цель любого учащегося на фортепиано – превратить свою руку в сплочённый
коллектив, безотказно выполняющий данную ему работу. Успешность же работы
напрямую связана с тем, насколько грамотно управляет этим «коллективом» учащийся.
Важно, с каким отношением подходит обучающийся к своему коллективу-руке. Если он
правильно распределяет работу между «членами коллектива», тогда всё в порядке. А если
ученик до конца не оценивает возможности каждого составного звена, то в этом случае
работа не будет успешной. Если ученик будет заставлять слесаря мастерить стол, маляра
варить трубу, а газовика ремонтировать дверной замок, мы сами можем легко
представить, что из такой работы получится.
Существуют определённые исполнительские установки: где, какой палец или
какую пальцевую последовательность использовать. Ученику, не обладающему ещё
достаточным опытом, пришлось бы довольно долго догадываться об элементарных вещах,
известных каждому зрелому мастеру. Ученик затратил бы чрезвычайно много лишнего
времени, а успешность поиска не была бы стопроцентной. В подобных случаях
обучающемуся игре на фортепиано необходима практическая помощь более мудрого
наставника – учителя. Именно преподаватель обязан заложить все те компоненты и
установки применения аппликатуры, которые находятся в «плоти и крови» любого
опытного
исполнителя,
при
выполнении
которых
такой
исполнитель
даже
не
задумывается, так как это получается у него интуитивно.
Как известно, «чтобы делать исключения, надо знать правила». Это
высказывание относится и к аппликатуре. Обучающийся должен в начале твердо уяснить
для себя «азы» фортепианной аппликатуры, и на это может уйти довольно много времени.
Только тогда, когда ученик почувствует определённую уверенность и аппликатурные
формулы начнут выходить из головы на помощь руке интуитивно, – лишь тогда ученик
сможет начать отступать от каких-то установившихся взглядов на аппликатуру. Его же
учитель обязан всячески разделять и поддерживать творческие начинания ученика,
связанные с поиском более естественной и удобной аппликатуры. Только в таком
контексте должна проходить работа ученика по осознанию возможностей и задач своего
«коллектива», каждый член которого (палец) обладает индивидуальными, присущими
только ему одному свойствами.
Ученик может осознать, что поиск наиболее правильной аппликатуры – это
повседневная творческая работа. И ученик не должен бояться менять аппликатуру, если
этого требует его, пусть ещё не совсем опытное, музыкальное чутьё. На первых порах
лучше всего советоваться со своим преподавателем, показывать преподавателю любое
аппликатурное изменение, так как при недостаточном опыте ещё довольно велика
вероятность того, что ученик найдёт не совсем технически и музыкально правильную
аппликатуру. В этом случае вероятность неудачи при исполнении может резко возрасти.
Но если учитель заметит, что опыт ученика уже достаточен для самостоятельного
строительства аппликатуры, тогда можно разрешить обучающемуся уже большую
самостоятельность и свободу. Хотя известно, что такая вещь, как аппликатура, очень
сложна для полного её анализа, поэтому желателен постоянный контроль преподавателя
за учеником в её отношении. В каких-то случаях ученик в состоянии найти ловкий
интересный подход, а в каких-то может дилетантски ошибиться. Если малейшая доля
сомнения в отношении аппликатуры посещает ученика, он обязан немедленно обратиться
за помощью к своему старшему наставнику.
Список использованной литературы:
1.
Виллуан А. Школа для фортепиано. М. Юргенсон, 1987
2.
Черни К. Письма, или Руководство к изучению игры на фортепиано. С-Пб.,
1842
3.
Бернштейн Н. Очерки по физиологии движений и физиологи активности. М.,
1996