Напоминание

"Дифференциация звуков "С" - "Ш"

Автор: Литвинова Валентина Алексеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОБУ "Кудровский ДСКВ №1
Населённый пункт: г. Кудрово Ленинградская область
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "Дифференциация звуков "С" - "Ш"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Конспект подгруппового занятия

в подготовительной к школе группе

компенсирующей направленности для детей с ТНР.

Тема:

«Дифференциация звуков С, Ш».

Цели:

1.

Закрепить умение произносить звуки С, Ш в словах, фразовой речи;

отличать звук С от звука Ш.

2.

Поупражнять в умении употреблять творительный падеж с предлогом

с; образовывать слова с уменьшительно – ласкательным суффиксом.

3.

Развивать продуктивное воображение, память, мышление.

4.

Пробуждать интерес к родному языку и словотворчеству.

5.

Закрепление словаря по теме «Животные и их детёныши».

Оборудование:

Наборы для упражнения на дыхание, зеркала по количеству детей.

Изображение паровоза с вагончиками. Картинки, в названии которых есть

звуки С, Ш. Доска, картинки «Что с чем рядом?», «Измени слово».

Пальчиковый театр. Игрушка – обезьянка.

Ход занятия.

I.

Организационный момент. Сообщение темы занятия.

1.

К нам на занятие пришла гостья: Мартышка Соня. Давайте

покажем ей, как мы умеем дуть на волшебные шарики

(Упражнение на дыхание).

2.

Мартышка призналась мне, что иногда путает звуки С и Ш. Она

говорит, что она «Мартыска Шоня». Вот сегодня мы и поучим её

различать эти звуки.

II.

Работа по теме.

1.

Артикуляция звуков.

Давайте покажем Мартышке Соне, как шипит змея (показ

картинки) Ш –Ш –Ш. Посмотрите на себя в зеркало: губки

круглые, язычок поднят чашечкой, воздух теплый. (Проверяем

ладошкой, смотрим на себя в зеркало).

А теперь покажите, как свистит самолёт (Показ картинки –

символа). Посмотрим на себя в зеркало: губки растянуты в

улыбке, язычок упирается в нижние зубки. Воздух холодный

(Проверяем ладошкой).

2.

«Ушки на макушке» - развитие фонематического слуха.

Я буду произносить слова со звуком С или Ш, а вы, если

услышите звук С свистите, как самолёт. Если услышите звук Ш,

шипите, как змея.

Шалаш, санки, мартышка, свисток, камыш, абрикос, кошка,

миска, мышка, подушка. Молодцы.

3.

«Придумай слово».

А теперь вы придумайте слова со звуком С для самолёта, со

звуком Ш для змеи.

4.

«Что с чем рядом?» - употребление Творительного падежа с

предлогом С.

Давайте посмотрим на картинку, которую нам приготовила

Мартышка и скажем, что с чем рядом расположено. Сначала

назовём предмет, который в центре, а затем предметы, которые

с ним рядом.

5.

«Весёлый поезд» - дифференциация слов со звуками С, Ш.

У нашей Мартышки есть друзья, их надо усадить в вагончики

так, чтобы они не поссорились. В первый вагончик поместить

животных, в названии которых встречается звук С.

Во второй – в названии которых встречается звук Ш (Слон,

свинья, собака, лиса, кошка, лягушка, мышка, мишка, совушка).

Совушка будет машинистом, так как в слове есть звук С и Ш.А

теперь давайте скажем, кто кем был? Совушка была совёнком,

собака была щенком, свинья была поросёнком и т.д.

III.

Физкультминутка.

Мы весёлые насосы - хлопаем в ладоши

Накачаем колесо - накачиваем С – С - С

О-О-О-О - показ круглого колеса

Покатилось, понеслось

И наткнулось на гвоздь - Ш – Ш – Ш

IV.

Закрепление

1.

«Скажи ласково» - употребление слов с уменьшительно-

ласкательным суффиксом.

Нужно назвать картинку так, чтобы в слове появился звук Ш.

2.

«Подбери картинку» - различение и дифференциация звуков С и

Ш.

На доске найти картинку со звуком С, и поставить её к букве С.

Картинку со звуком Ш, поставить к букве Ш. дети выходят к доске

по одному и выполняют задание. Мартышка хвалит всех.

3.

«Расскажи и покажи» - звуки в самостоятельной речи.

А теперь мы поиграем. Нужно рассказать стихотворение, но

только так, как будто его рассказывает про себя сам герой (с

использованием пальчикового театра).

Стихи О.И. Крупенчук: «Лягушатник», «Про слона», «Мышь с

мышонком», «Про кошек».

V.

Итог занятия.

С какими звуками мы сегодня работали?

Молодцы, вы хорошо справились с заданием, научили Мартышку

Соню различать звуки. Ей понравилось у нас на занятии, и она

решила остаться с нами. А вам она приготовила новое задание,

которое надо будет выполнить дома: раскрасить картинки, в

названии которых есть звук С.